Ничего я не понимаю. Мне трудно в этом разобраться. Блукаю я, как метель в степи. М. Шолохов Я думают как прекрасна земля И на ней человек… И сколько.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой… М.Шолохов Михаил Шолохов стал свидетелем трагических событий гражданской междоусобицы,
Advertisements

Тема урока: Тема детства в рассказе М.А.Шолохова «Федотка».
Презентация урока литературы по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата!
М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». 11 класс Подготовила учитель Берестовая Н. Г.
«Чудовищная нелепица войны» в романе «Тихий Дон»
Презентация к уроку "М.А.Шолохов. Роман "Тихий Дон": история создания, жанр, композиция".
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Женские образы в романе «Тихий Дон». Анна Погудко.
Михаил Александрович Шолохов 1905 г. – 1984 г. « Чем же еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием.
Проверка знаний Михаил Александрович Шолохов. Годы жизни М. А. Шолохова ?
Тема гражданской войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон» «Мутным стал ты, батюшка тихий Дон…»
Михаил Александрович Шолохов Краткий очерк жизни и творчества. История создания романа-эпопеи «Тихий Дон»
Михаил Александрович Шолохов. Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вешенской области Войска Донского. Отец.
История создания романа. Произведение связано с событиями русской истории: -Первая русская революция Первая Мировая война -Октябрьская революция.
Михаил Александрович Шолохов. Биография Биография Шолохов Михаил Александрович ( ), прозаик. Родился 11 мая (24 н.с.) на хуторе Кружилинском.
Григорий Мелехов – главный герой романа. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и.
Михаил Александрович Шолохов ГАПОУ « Бугульминское медицинское училище » Гафиятуллина А. Ф.
«Василий Яковлевич Ерошенко: трагедия человека, который мечтал, чтобы люди любили друг друга»
По страницам романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Донские казаки в мирное время и на во й не.
Женские образы в романе М.Шолохова «Тихий Дон» (проект) Подготовила Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя.
Каким показано казачество в романе М.Шолохова «Тихий Дон»? М.А. Шолохов.
Транксрипт:

Ничего я не понимаю. Мне трудно в этом разобраться. Блукаю я, как метель в степи. М. Шолохов Я думают как прекрасна земля И на ней человек… И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек. И сколько зарыто в ямы, И сколько зароют еще... И чувствую в скулах упрямых Суровую судорогу щек... С. Есенин

«Т ИХИЙ Д ОН » - РОМАН - ЭПОПЕЯ Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький над эпопеей Жизнь Клима Самгина, А. Н. Толстой над эпопеей Хождение по мукам, М. Шолохов обратился к созданию эпопеи Тихий Дон.

О ЧЕМ РОМАН ? События в Тихом Доне начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В Тихом Доне много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская.

МЕЛЕХОВ ГРИГОРИЙ Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова художественное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то, что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других.

ФИЛОСОФИЯ В РОМАНЕ Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ К созданию женских характеров Шолохов обращается уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в Тихом Доне Шолохов создает яркие художественные образы. Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.

АКСИНЬЯ Пылкой, страстной Аксинье, с ее порочной красотой, противопоставлена скромная, сдержанная в чувствах труженица Наталья. Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они знали и настоящее человеческое счастье. Писатель показывает их трудолюбие, их огромную роль в жизни семьи.

ПОРТРЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТКИ Большое значение имеют речевые характеристики, портретные (У Аксиньи точеная шея, пушистые завитки волос, зовущие губы. У Натальи гладкий белый лоб, большие руки, раздавленные работой, у Дарьи насурьмленные дуги бровей, вьющаяся походка.

ОБРАЗ ТИХОГО ДОНА Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни народа. Само название Тихий Дон полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины: Родимая степь над низким донским небом!., курган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою красную землю... донской нержавеющей кровью полита степь.... Такие слова мог найти и сказать лишь писатель, горячо влюбленный в красоту родной донской природы и в свой народ.

ПОКЛОН НАРОДУ… Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение старого мира было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет. При вручении Нобелевской премии за роман Тихий Дон Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу- труженику, народу-строителю, народу-герою.

ВРЕМЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ … история казачества привела к тому, что всякий казак выступал как бы в двух ипостасях. С одной стороны, он землепашец – человек, живущий в гармонии с природой и кормящийся от ее плодов Из года в год в жизни крестьянина повторяются одни и те же события: пахота, сев, жатва и сбор урожая. Этот природой заведенный порядок заставляет человека привыкать к размеренному ритму природных циклов.

… И ВРЕМЯ ПРИРОДНОЕ Любое событие, вторгающееся в естественный порядок воспринимается как нарушение и переживается очень болезненно. Однако казак, в отличие от обычного крестьянина, готов к переменяя: военные сборы или походы отрывают его от земли, вырывают из природного цикла, погружая в стихию историческое время. Эти две ипостаси казака – земледельца и воина – и обусловили собой трагическую судьбу казачества в годы революции и Гражданской войны.

СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ Образно говоря, столкнувшись, природное и историческое время в романе закручивается в спираль, сохраняющую признаки и повторяемости, и необратимости. Проходит эта спираль в романе через хутор Татарский. Восемь раз возвращается Григорий Мелехов в родной курень и почти всякий раз замечает перемены в укладе дома и всего хутора. По сути дела, жизнь большинства главных героев романа (Аксиньи и Натальи, Митьки Коршунова и Мишки Кошевого) представляет собой историю их ухода и возвращения назад, домой. Вернувшись, они видят перемены, исподволь подтачивающие вековой уклад казачьей жизни.

...Земля... широко раскинулась... могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Н.Кун

МАТУШКА ЗЕМЛЯ В русском фольклоре существует выражение мать сыра земля. Земля и порождает все живое, и погребает своих сыновей. В Тихом Доне тело земли прорастает братскими могилами, куда ложатся под орудийную панихиду донские казаки. Кладбищенская тишина воцаряется над Донщиной, печаль земли сливается с рыданиями матерей и вдов. Голос автора безутешен, как безутешна вдова Прохора Шамиля, бьющаяся о жесткую землю: Рви, родимая, на себе ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной тяжкой жизни волосы... и бейся на земле у порога пустого куреня!.

СТЕПЬ ХРАНИТЕЛЬНИЦА Степь хранит и оберегает человеческие чувства. Древней легендой простирается над степью загадочная любовь Прокофия Мелехова к своей турчанке. Только степь знала, о чем думали они, сидя на макушке кургана. Словно повторяя судьбу предков, Григорий и Аксинья тоже уходят в степь, чтобы предаться своему чувству: Григорий и Аксинья молча пошли в степь, манившую безмолвием, темнотой, пьяными запахами молодой травы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КНИГИ… В финале романа, бросив в воду винтовку, Мелехов возвращается в родной хутор. Как много пережил он за эти годы, скольких потерял! Нет матери, отца, жены, дочери, любимой Аксиньи. Но Шолохов как истинный гуманист твердо уверен, что жизнь продолжается. И символами этого являются ребенок и родная земля: Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей.