Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Advertisements

Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Теоретические основы изучения дизорфографии у младших школьников. МО учителей-логопедов г.Ковров 2010 ( Руководитель: Бессмертных Н.Р.)
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Трудности обучения чтению (логопедический аспект проблемы) Учитель – логопед Мельникова Елена Николаевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Киренска.
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
вид речевой деятельности, в процессе которой буквенный код переводится в звуковой и осуществляется процесс понимания. взаимодействие работы зрительного,
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Педагогическая мастерская. Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 1.Трудность формирования зрительного образа буквы. -Недостаточная.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. ВИДЫ ДИСГРАФИЙ. /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ./ /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ.
ЦЕЛЬ: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование (логопед, психолог, учитель, врач) Задача 2. Организация коррекционных.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Транксрипт:

Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление

Основа для всей деятельности человека Основа для формирования навыка – функционирование центральной нервной системы (ЦНС), в которую входят спинной и головной мозг. Характерно неравномерное развитие зон

Организация мозговой деятельности (А.Р. Лурия) Третий блок программирован ия, регуляции и контроля Второй блок приема, переработки и хранения внешней информации Первый блок –энергетический регулирует процессы активации и поддерживает общий тонус ЦНС

Организация мозговой деятельности (А.Р. Лурия) Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации. Включает основные анализаторы: слух, зрение, осязание) Отвечает за быстроту, качество восприятия и запоминания информации, а значит за процесс формирования навыков. Поддается нейропсихологической и логопедической коррекции

Функциональный состав письма (2 блок) Переработка слухо-речевой информации - фонемное распознавание, опознание лексем, слухо-речевая память Переработка кинестетической информации - дифференциация артикулем; кинестетический анализ графических движений

Функциональный состав письма (2 блок) Переработка зрительной информации - актуализация зрительных образов букв и слов Переработка полимодальной информации - ориентация элементов буквы, буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов

Причины трудностей при письме 1.Дети, у которых нарушено восприятие звуков. Минимальные нарушение слуха Трудности в восприятии тонов и полутонов (для адекватного восприятия звука необходимо четко улавливать все его оттенки) Звуки не соотносятся с изучаемыми понятиями Трудности в написании диктантов и отсутствие их при списывании Необходима работа с логопедом

Виды ошибок при письме у детей с нарушением восприятия звуков Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр., «зуки» вместо «жуки», «шапаги» Вместо «сапоги», «панка» вместо «банка» ) Трудности в употреблении мягкого знака и правильном написании мягких согласных (напр., «васелки» вместо «васильки», «кон» вместо «конь», «смали» вместо «смяли») Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова

Виды ошибок при письме у детей с нарушением восприятия звуков Затруднения при определении последовательности звуков в слове Перестановка букв и слогов в словах, (напр., «звял» вместо «взял», «пеперисал» вместо «переписал», «уманя» вместо «умная») Добавление гласных букв, (напр., «галака» вместо «галка», «тарава» вместо «трава», «клюкива» вместо «клюква», «кувашин» вместо «кувшин») Очень медленный темп письма

Примеры

Что может делать педагог? Направление к логопеду Снижение требований при подтверждении нарушения Следование рекомендациям логопеда и психолога по организации учебной деятельности Участие в развитии навыка (давать задания на звуко-буквенный анализ, фонетико- фонематического анализа )

Возможные задания Различить слова, близкие по звуковому составу, но различные по смыслу: "крыша" - "крыса", "день" - "тень", "булка" – "белка". Назвать/Составить слова, включающие сразу два оппозиционных звука: "с" и "ш" – "сушка", "ц" и "ч" – "чернильница". Опознать изолированный звук в ряду звуков и слогов: например, поднять руку на звук "ш" в ряду б, к, ш, т, р, ш, г, ш, д; ба, ка, ша, та (с максимальной контрастностью), в ряду п, ш, х, ф, ш, к, т, ш; па, ба, ша, ха, фа (со средней контрастностью), в ряду с, ш, ж, ш, з, ш, х, ж, ш; а, ша, жа, за, ша, ща (со слабой контрастностью).

Возможные задания Опознать звук в слове: например, для звука "ш" в ряду «дом, школа, мешок, рыбак, шалаш» (с максимальной контрастностью), в ряду «санки, шапка, жук, нож» (со средней контрастностью), в ряду «сумка, сушка, машина, снежки, чайник, ножка, щетка, чашка, зайчишка» (со слабой контрастностью). Определить количество звуков в словах (например: «мак», «шуба», «карточка», «гвоздь»).

Возможные задания Преобразовать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (например, заменить гласный звук: "сок" - "сук", переставить буквы в слоге и назвать полученное слово: "марки"-"рамки", придумать слова, Состоящие из трех звуков, в которых второй и третий звуки известны ("..ом - дом, ком, сом, лом" и др.). Выделить звуки из слова вразбивку (назвать второй, третий, пятый и другие звуки в слове; назвать слово, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, Седьмому т.д. месте; определить количест­во гласных и согласных звуков в анализируемом слове).

Возможные задания Назвать звуки в слове, стоящие перед или после определенного звука (например, какой звук в слове "гвоздь" стоит после или перед "з"; в слове "дрова" стоит перед "в" или после "д" и т.д.). Поиск в тексте заданных. Задаются одно - три слова, которые ученик должен как можно бы­стрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав слова, ученик их подчеркивает или обводит кружком.

Спасибо за внимание!