Кафедра геоэкологии и геохимии Курс «Техногенные системы и экологический риск» Лекция 1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОСИПОВА Н.А., доцент кафедры ГЭГХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глобальные экологические проблемы. Сложности и противоречия социального, экономического и культурного развития человечества породили современные экологические.
Advertisements

ВРЕД ПРИРОДЕ. Выполнили ученицы 7 Б класса: Волкова Мария и Шевчук Ирина.
Общая характеристика Классификация ЧС. Под чрезвычайной ситуацией природного и техногенного характе ра понимается обстановка на определенной территории,
Глобальные экологические проблемы Сложности и противоречия социального, экономического и культурного развития человечества породили современные экологические.
Выполнила Горохова Екатерина Александровна. Система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ЭТО ОБСТАНОВКА, СЛОЖИВШАЯСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ, ОПАСНОГО ПРИРОДНОГО ЯВЛЕНИЯ,
ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ. Авария – опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни людей и среде обитания – это разрушение сооружений.
Экологическая ситуация складывалась под влиянием двух противоречивых тенденций: 1. Активизировалась борьба за экологию: Разработаны методические подходы.
Производственные аварии и катастрофы тест Производственные аварии и катастрофы относятся к: а) ЧС экологического характера; б) ЧС природного характера;
Среда обитания человека. Среда обитания – окружающая человека среда, для которой характерны в данный момент физические, химические, биологические, социальные.
ЭКОЛОГИЯ. 1.Экология – это наука: А) Изучающая загрязнение окружающей среды и его последствия для человека; Б) О взаимоотношениях живых организмов друг.
Основные понятия, термины и определения Гришагин Виктор Михайлович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности,
В память о событиях в Чернобыле Презентация составлена на основе материала из интернета учителем МОУ ООШ 3 г Камешково Стоякиной З. М.
Катастрофа на Чернобыльской АЭС. Крупнейшая в мире авария произошла на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Непосредственно к аварии привёл технологический.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Промышленность и окружающая среда. Промышленность - главный потребитель большинства природных ресурсов и главный загрязнитель окружающей среды, воздействующий.
Что происходит с природой? Выполнил: Ученик 8 класса Б Коновалов Роман Проверил: Чередникова Галина Васильевна.
Работа студентки гр. Х-11 1/9 «Днепропетровский политехнический колледж» Чуб Анны.
А́томная электроста́нция (АЭС) ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определенной.
А́томная электроста́нция (АЭС) ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определенной.
Транксрипт:

Кафедра геоэкологии и геохимии Курс «Техногенные системы и экологический риск» Лекция 1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОСИПОВА Н.А., доцент кафедры ГЭГХ

Техногенные системы и экологический риск Курс читается в 9 семестре для студентов ТПУ, обучающихся по специальности «геоэкология» Число часов - 60 Из них лекционных -40 Практических занятий -20 Содержание курса в системе подготовки геоэкологов геологического профиля направлено на «…изучение и последующее применение студентами современных концептуальных основ и методологических подходов, направленных на решение проблемы обеспечения безопасности и устойчивого взаимодействия человека с природной средой».

Наука о рисках – новая междисциплинарная область знаний «Мы разбили мир на кусочки, назвали их дисциплинами и постарались геометрически изолировать их друг от друга. В результате после 12, 16 и даже 20 лет обучения большинство студентов выпускаются без глубокого, всеохватного понимания единства вещей. Это имеет огромные последствия как для них самих, так и для планеты в целом» (Д.Орр).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Будущий специалист должен понимать принципы и основы взаимодействия «здоровье – окружающая среда» понимать принципы и основы взаимодействия «здоровье – окружающая среда» владеть определёнными знаниями в области геологии, химии, биологии, токсикологии, эпидемиологии, необходимыми для работы в этих сферах владеть определёнными знаниями в области геологии, химии, биологии, токсикологии, эпидемиологии, необходимыми для работы в этих сферах уметь применять методики, связанные с оценкой экологических рисков в рамках междисциплинарного подхода уметь применять методики, связанные с оценкой экологических рисков в рамках междисциплинарного подхода активно участвовать в управлении экологическими рисками активно участвовать в управлении экологическими рисками

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Осипова Н.А. Техногенные системы и экологический риск: Учебное пособие. Ч.1. – Томск: Изд-во ТПУ, с. Осипова Н.А. Техногенные системы и экологический риск: Учебное пособие. Ч.1. – Томск: Изд-во ТПУ, с. Лыков И. Н. Техногенные системы и экологический риск : учебное пособие для вузов / И. Н. Лыков, Г. А. Шестакова. М. : Глобус, с. Лыков И. Н. Техногенные системы и экологический риск : учебное пособие для вузов / И. Н. Лыков, Г. А. Шестакова. М. : Глобус, с. Хоружая Т.А. Методы оценки экологической опасности. – М.: Экспертное бюро, – 224 с. Хоружая Т.А. Методы оценки экологической опасности. – М.: Экспертное бюро, – 224 с. Ваганов П.А. Ядерный риск. – СПб: Изд-во С- Петерб. университета, – 112 с. Ваганов П.А. Ядерный риск. – СПб: Изд-во С- Петерб. университета, – 112 с. Маршалл В. Основные опасности химических производств / Пер. с англ. – М.: Мир, – 672 с Маршалл В. Основные опасности химических производств / Пер. с англ. – М.: Мир, – 672 с

Рост научно-технического прогресса К началу третьего тысячелетия научно- технический прогресс достиг колоссальных масштабов и затронул все сферы жизни. Однако развитие техногенной сферы на планете привело к двум диаметрально противоположенным последствиям: К началу третьего тысячелетия научно- технический прогресс достиг колоссальных масштабов и затронул все сферы жизни. Однако развитие техногенной сферы на планете привело к двум диаметрально противоположенным последствиям: С одной стороны, достигнуты выдающиеся результаты в электронной, атомной, космической, авиационной, энергетической и химической отраслях промышленности, а также в биологии, генной инженерии, предоставившие человечеству возможность продвинуться на принципиально новые уровни во всех сферах жизни и деятельности. С одной стороны, достигнуты выдающиеся результаты в электронной, атомной, космической, авиационной, энергетической и химической отраслях промышленности, а также в биологии, генной инженерии, предоставившие человечеству возможность продвинуться на принципиально новые уровни во всех сферах жизни и деятельности.

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ПРОГРЕССА С другой стороны, появились невиданные ранее потенциальные и реальные опасности и угрозы человеку, созданным им, объектам, среде обитания не только в военное, но и в мирное время. С другой стороны, появились невиданные ранее потенциальные и реальные опасности и угрозы человеку, созданным им, объектам, среде обитания не только в военное, но и в мирное время. Эти угрозы были осознаны в последние десятилетия под влиянием крупнейших техногенных катастроф на объектах различного назначения Эти угрозы были осознаны в последние десятилетия под влиянием крупнейших техногенных катастроф на объектах различного назначения

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ПРОГРЕССА к сожалению, все чаще приходится говорить об оборотной стороне прогресса, а именно: росте народонаселения, истощении ресурсных возможностей Земли, об экстенсивном характере эксплуатации природных ресурсов, значительном увеличении количества техногенных и природных аварий и катастроф. Неоспоримым стал факт повсеместного загрязнения окружающей природной среды и ее деградации. Осуществление трагических по своим эколого-медицинским последствиям проектов так называемого «преобразования природы» катастрофически повлияло на здоровье населения. к сожалению, все чаще приходится говорить об оборотной стороне прогресса, а именно: росте народонаселения, истощении ресурсных возможностей Земли, об экстенсивном характере эксплуатации природных ресурсов, значительном увеличении количества техногенных и природных аварий и катастроф. Неоспоримым стал факт повсеместного загрязнения окружающей природной среды и ее деградации. Осуществление трагических по своим эколого-медицинским последствиям проектов так называемого «преобразования природы» катастрофически повлияло на здоровье населения.

На севере Чили в четверг произошло землетрясение силой 6,4 балла по шкале Рихтера. Сила подземных толчков была наиболее ощутимой в граничащих с Перу и Боливией регионах страны. Сообщений о человеческих не поступало. Частично разрушены дороги, повреждена телефонная связь, многие районы...

26 апреля 1986 г. произошла самая страшная в истории человечества авария на Чернобыльской АЭС. В результате взрыва четвертого реактора в атмосферу было выброшено несколько млн м куб. радиоактивных газов, что во много раз превысило выброс от ядерных взрывов над Хиросимой и Нагасаки. Ветры разнесли радиоактивные вещества по всей Европе Из зоны радиусом 30 км от взорвавшегося реактора была проведена полная эвакуация жителей. Проживание в ней запрещено. Страшные последствия этой аварии для человечества еще не до конца осмыслены и осознаны.

ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ

В бассейн реки Сунгари, которая впадает в Амур, попали ядовитые отходы, сброшенные тайно в приток реки Сунгари – Маню. Красное с пеной пятно протянулось на 5 км. Содержащиеся в воде опасные вещества анилин и ксилол вызывают головокружение и тошноту, воздействуют на печень и почки. Жителям двухмиллионного Цзилиня строго запрещено подходить к реке. В бассейн реки Сунгари, которая впадает в Амур, попали ядовитые отходы, сброшенные тайно в приток реки Сунгари – Маню. Красное с пеной пятно протянулось на 5 км. Содержащиеся в воде опасные вещества анилин и ксилол вызывают головокружение и тошноту, воздействуют на печень и почки. Жителям двухмиллионного Цзилиня строго запрещено подходить к реке.

1922 км. Перегон Лазаревское- Чемитоквадже В результате оползневых явлений произошло сползание языковой части оползня на ж.д. путь.

Ежедневно в больших и малых городах страны ядовитые облака отходящих газов выбрасываются из труб промышленных предприятий, отравляя атмосферный воздух, нанося ущерб биоте, здоровью людей качеству поверхностных водоемов и почвы Ежедневно в больших и малых городах страны ядовитые облака отходящих газов выбрасываются из труб промышленных предприятий, отравляя атмосферный воздух, нанося ущерб биоте, здоровью людей качеству поверхностных водоемов и почвы