Е.Н. Дзятковская, ИСМО РАО Внимание! В презентации представлены авторские дидактические разработки, выполненные в рамках тем фундаментальных исследований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Круг обсуждаемых вопросов Особенности ФГОС второго поколения Новый взгляд на цели и результаты образования Что такое «эффективная школа»? Новые компетенции.
Advertisements

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Указ Президента РФ от «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»... е) рассмотреть.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Новый стандарт устанавливает систему трех взаимосвязанных требований : - к результатам освоения основных образовательных программ ; - к структуре основных.
Кокарева З.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
ПЕРЕХОД НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ( ФГОС ) 1.
ГОС первого поколения – создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования ФГОС – создание условий для повышения.
Строим новую школу ФЦПРО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 2 Г. ЧЕРНЯХОВСКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 1.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Транксрипт:

Е.Н. Дзятковская, ИСМО РАО Внимание! В презентации представлены авторские дидактические разработки, выполненные в рамках тем фундаментальных исследований Президиума РАО ( 4.10; 4.15; 4.2 и плановой НИР гг). Ссылка обязательна. Интеллектуальная собственность ИСМО РАО.

В чем инновационность проекта нового Госстандарта общего среднего образования ? По всем предметам, по всем ступеням обучения – НА ЕДИНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЕ + МЕТОДЫ + ФОРМЫ + СРЕДСТВА = система Современная теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов…)

ГОССТАНДАРТ:

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ НОВОГО СТАНДАРТА: Цель и смысл – РАЗВИТИЕ личности УСИЛЕНИЕ ОРИЕНТАЦИИ НА развивающие общекультурные РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ - ПРЕДМЕТНЫЕ - МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – умения учиться, общаться, самоорганизовываться, самоопределяться - ЛИЧНОСТНЫЕ – развитие личности (гражданское, нравственное…

Парадигма ЗУН: развитие - стихийный результат Цель такого обучения – некий минимум, оптимум знаний, умений, навыков. В центре внимания – предметная сторона деятельности, а не ее ПРИНЦИПЫ, ОБОБЩЕННЫЕ СПОСОБЫ (НА УРОВНЕ ПОНЯТИЙ). Что должен знать и уметь делать? А как он при этом мыслит. Освоение УД и их коррекция - на эмпирическом уровне.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: развитие – это планируемый результат обучения. Знания, умения и навыки из цели превращаются в средства достижения результата – развития личности. В центре внимания – психическая сторона деятельности Как ребенок развивается? Каковы причины его затруднений? Освоение универсальных учебных действий на теоретическом уровне 3-ий вид ООД.

- ПРЕДМЕТНЫЕ - МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ - ЛИЧНОСТНЫЕ ГОССТАНДАРТ:

Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

ГОССТАНДАРТЫ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЙ:

1) система ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных способов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

ЗНАТЬ УМЕТЬ (ПОНИМАТЬ) ОПИСЫВАТЬ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ОБОБЩАТЬ СРАВНИВАТЬ ОЦЕНИВАТЬ КОНСПЕКТИРОВАТЬ ВЕСТИ ДИАЛОГ ПЛАНИРОВАТЬ …

ИЗМЕНЯЕТСЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ПЕДАГОГУ ТРЕБУЕТСЯ НАУЧИТЬСЯ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: - КАКИЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКАМ НЕОБХОДИМО ОСВОИТЬ? - КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ (соединить учебные действия с учебным материалом)? - В КАКИЕ ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НУЖНО ВОВЛЕЧЬ УЧЕНИКОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ИМИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ? - КАКИЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯТ ДЛЯ ЭТОГО? - КАКОЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭТОГО НУЖЕН?

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - ПРОЕКТИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПОЛНОМ (ОБОБЩЕННОМ) ВИДЕ. ДЕЙСТВИЯ УЧАЩЕГОСЯ. 1.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ. 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНОЙ, ЛИЧНОСТНОЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ЦЕЛЬЮ - СОУЧАСТИЕ В ИХ ОПРЕДЕЛЕНИИ 3. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ 4. Границы своего знания и незнания – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ 5. ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, чтобы решить проблему? УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА 6. ЧТО ПОЛУЧИТСЯ? - КАКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ БУДЕТ ПОЛУЧЕН? 7. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА; СОЧЕТАНИЕ ОЦЕНКИ – САМООЦЕНКИ 8. ПЛАНИРОВАНИЕ 9. ИСПОЛНЕНИЕ 10. ОЦЕНКА 11. КОРРЕКЦИЯ

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ содержания ИНВАРИАНТНОГО И ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТОВ БОП(а) НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ ФЭП ИСМО РАО: УМК «Экология учебной деятельности» - разработка 1.модели конструирования вариативного компонента на основе учебных задач 2.модели псих.-пед. сопровождения учителя, внедряющего ФГОС

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ : универсальные учебные действия фундаментальные предметные знания ЦЕЛИ, МЕТОДОЛОГИЯ Гостстандарт: Авторы учебников: Учебные задачи КАК СОЕДИНИТЬ предметное и деятельностное содержания? (методы учения) Учителя : Форма? Методы преподавания? Средства? Партнерство? Конструирование вариативного содержания РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «ЭКОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ВАРИАНТ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ, ОСВАИВАЮЩЕГО НОВЫЙ ФГОС И КОНСТРУИРУЮЩЕГО НА ЕГО ОСНОВЕ ВАРИАТИВНЫЙ УРОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФЭП: ОПЫТ проектирования содержания вариативного компонента на деятельностной основе Социально-педагогический эффект : подготовка учителей к реализации нового государственного стандарта общего образования. Средство: апробация УМК по экологическому образованию, сконструированного на основе учебных задач и критериальной оценки результатов

ФЭП ИСМО РАО: УМК «Экология учебной деятельности» - Москва Иркутская область Забайкальский край Республика Саха (Якутия) Ханты-Мансийский АО (Югра) На примере экологического образования – подготовка учителя к проектированию содержания на деятельностной основе С 2005 года

Проекты : ИНИЦИАТИВА АПРОБАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ЕДИНСТВО Куратор:

ФЭП ИСМО РАО: УМК «Экология учебной деятельности» - деятельностная основа для конструирования вариативного компонента преемственно с инвариантным СЕРИЯ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ ФОРМЫ ДЛЯ НАПОЛНЕНИЯ ВАРИАТИВНЫМ РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ПО ЛЮБОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ ИСТОЧНИКИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ?

ПАРАДИГМЫ МОДЕЛЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОЧНИК – НАУКА. ИДЕЯ: ПОДГОТОВИТЬ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ИСТОЧНИК – СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВО ВСЕХ ЕГО ЭЛЕМЕНТАХ ИДЕЯ: ПОДГОТОВИТЬ ЧЕЛОВЕКА К СОЦИАЛИЗАЦИИ ИСТОЧНИК – СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВО ВСЕХ ЕГО ЭЛЕМЕНТАХ И ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕКА (социализации, самоопределения, УУД)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 1.Содержание образования как педагогически адаптированный социо-культурный опыт и личностный опыт

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 2. Содержание образования как педагогически адаптированный социо-культурный опыт во всех его элементах

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (СТРУКТУРА) - Знания о природе, обществе, технике, способах мышления и способах деятельности - ЗНАНИЯ - Опыт известных способов деятельности – УМЕНИЯ - Опыт творческой деятельности в новой ситуации - ТВОРЧЕСТВО - Опыт эмоционально-ценностных отношений - ОТНОШЕНИЯ

Уровни МОДЕЛЕЙ содержания образования: 1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ 2.УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 4.СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЬ- УЧЕНИК 5. САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ = ИНФОРМАЦИЯ + СПОСОБЫ РАБОТЫ С НЕЙ (средство продуктивного освоения содержания) СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ И УЧЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 3. Содержание образования как педагогически адаптированный личный опыт социализации, самоопределения и формирования УУД

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 4. Основания преемственности – логика развития личности и логика развития общественного сознания, их изоморфность Пример по ступеням обучения и этапам развития науки

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 5. Основания преемственности – Требования к результатам Фундаментальное образовательное ядро, Программы развития УУД, Программа социализации и воспитания, Программа духовно-нравств. развития Программа формир. ценности здоровья и ЗОЖ Примерные учебные программы…

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 6. Форма – учебная задача как единица содержания образования Пример учебников нового поколения

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 7. Преемственность КЛЮЧЕВЫХ и УЧЕБНЫХ задач на разных ступенях обучения

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 8. КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРОЦЕССА решения учебных задач Наличие образцов

Реши задачу – Выбери модель решения задачи Что ты наблюдал? - Как ты наблюдал? Составь план. Расскажи, что ты знаешь о морских животных. – Узнай среди изображений многих животных морское животное. По каким признакам ты это сделал? ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 9. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ

АППАРАТ КОНТРОЛЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 1.Соотношение контрольных вопросов и заданий на разные группы УУД 2.Соотношение контрольных вопросов и заданий репродуктивного плана и востребующих УУД и другие критерии – всего шесть

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 10.Формулировка тем, целей – в деятельностной форме. Модели устойчивого развития Моделирование устойчивого/ неустойчивого развития

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 11. Социально-педагогическое партнерство Пример

ИНВАРИАНТ: ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЯХ ВАРИАТИВ: ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧЕБНЫХ И ЖИЗНЕННЫХ, НАЦИОНАЛЬНО-, РЕГИОНАЛЬНО- И ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ СИТУАЦИЯХ ПРОБЛЕМА ПЕРЕНОСА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИСМО РАО: Федеральные опытно-экспериментальные площадки Института содержания и методов обучения РАО Семинары, курсы повышения квалификации работников образования в территориях Учебно-методические комплекты

РЕШЕНИЕ БЮРО ПРЕЗИДИУМА РАО от … включить в качестве приоритетного направления в вариативный компонент БОПа экологическое здоровьесберегающее образование

Ссылки: 1. Дзятковская Е.Н. Конструирование вариативного компонента содержания образования на деятельностной основе как средство повышения готовности учителя к работе по новому Госстандарту // Опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений г.Москвы – 2009 год. Сб. науч.-практ. работ. – М.: Департамент образования г.Москвы, – 0,5 печ.л. – 500 экз. 2. Дзятковская Е.Н. Обновление содержания экологического образования на деятельностной основе // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: теория и практика / Под ред. Г.А. Ягодина. – М., – 0,6 печ.л. – 1000 экз. 3. Dzjatkovskaja H. Schoolchildren Key Skills for survival in mega polis // European journal of natural history" 2009, 4. - – 0,2 печ.л. – 3000 экз.