Е.Н. Дзятковская, ИСМО РАО Внимание! В презентации представлены авторские дидактические разработки, выполненные в рамках тем фундаментальных исследований Президиума РАО ( 4.10; 4.15; 4.2 и плановой НИР гг). Ссылка обязательна. Интеллектуальная собственность ИСМО РАО.
В чем инновационность проекта нового Госстандарта общего среднего образования ? По всем предметам, по всем ступеням обучения – НА ЕДИНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЕ + МЕТОДЫ + ФОРМЫ + СРЕДСТВА = система Современная теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов…)
ГОССТАНДАРТ:
ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ НОВОГО СТАНДАРТА: Цель и смысл – РАЗВИТИЕ личности УСИЛЕНИЕ ОРИЕНТАЦИИ НА развивающие общекультурные РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ - ПРЕДМЕТНЫЕ - МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – умения учиться, общаться, самоорганизовываться, самоопределяться - ЛИЧНОСТНЫЕ – развитие личности (гражданское, нравственное…
Парадигма ЗУН: развитие - стихийный результат Цель такого обучения – некий минимум, оптимум знаний, умений, навыков. В центре внимания – предметная сторона деятельности, а не ее ПРИНЦИПЫ, ОБОБЩЕННЫЕ СПОСОБЫ (НА УРОВНЕ ПОНЯТИЙ). Что должен знать и уметь делать? А как он при этом мыслит. Освоение УД и их коррекция - на эмпирическом уровне.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: развитие – это планируемый результат обучения. Знания, умения и навыки из цели превращаются в средства достижения результата – развития личности. В центре внимания – психическая сторона деятельности Как ребенок развивается? Каковы причины его затруднений? Освоение универсальных учебных действий на теоретическом уровне 3-ий вид ООД.
- ПРЕДМЕТНЫЕ - МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ - ЛИЧНОСТНЫЕ ГОССТАНДАРТ:
Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.
ГОССТАНДАРТЫ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЙ:
1) система ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных способов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
ЗНАТЬ УМЕТЬ (ПОНИМАТЬ) ОПИСЫВАТЬ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ОБОБЩАТЬ СРАВНИВАТЬ ОЦЕНИВАТЬ КОНСПЕКТИРОВАТЬ ВЕСТИ ДИАЛОГ ПЛАНИРОВАТЬ …
ИЗМЕНЯЕТСЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ПЕДАГОГУ ТРЕБУЕТСЯ НАУЧИТЬСЯ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: - КАКИЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКАМ НЕОБХОДИМО ОСВОИТЬ? - КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ (соединить учебные действия с учебным материалом)? - В КАКИЕ ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НУЖНО ВОВЛЕЧЬ УЧЕНИКОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ИМИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ? - КАКИЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯТ ДЛЯ ЭТОГО? - КАКОЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭТОГО НУЖЕН?
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - ПРОЕКТИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПОЛНОМ (ОБОБЩЕННОМ) ВИДЕ. ДЕЙСТВИЯ УЧАЩЕГОСЯ. 1.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ. 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНОЙ, ЛИЧНОСТНОЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ЦЕЛЬЮ - СОУЧАСТИЕ В ИХ ОПРЕДЕЛЕНИИ 3. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ 4. Границы своего знания и незнания – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ 5. ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, чтобы решить проблему? УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА 6. ЧТО ПОЛУЧИТСЯ? - КАКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ БУДЕТ ПОЛУЧЕН? 7. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА; СОЧЕТАНИЕ ОЦЕНКИ – САМООЦЕНКИ 8. ПЛАНИРОВАНИЕ 9. ИСПОЛНЕНИЕ 10. ОЦЕНКА 11. КОРРЕКЦИЯ
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ содержания ИНВАРИАНТНОГО И ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТОВ БОП(а) НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ ФЭП ИСМО РАО: УМК «Экология учебной деятельности» - разработка 1.модели конструирования вариативного компонента на основе учебных задач 2.модели псих.-пед. сопровождения учителя, внедряющего ФГОС
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ : универсальные учебные действия фундаментальные предметные знания ЦЕЛИ, МЕТОДОЛОГИЯ Гостстандарт: Авторы учебников: Учебные задачи КАК СОЕДИНИТЬ предметное и деятельностное содержания? (методы учения) Учителя : Форма? Методы преподавания? Средства? Партнерство? Конструирование вариативного содержания РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «ЭКОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ВАРИАНТ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ, ОСВАИВАЮЩЕГО НОВЫЙ ФГОС И КОНСТРУИРУЮЩЕГО НА ЕГО ОСНОВЕ ВАРИАТИВНЫЙ УРОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФЭП: ОПЫТ проектирования содержания вариативного компонента на деятельностной основе Социально-педагогический эффект : подготовка учителей к реализации нового государственного стандарта общего образования. Средство: апробация УМК по экологическому образованию, сконструированного на основе учебных задач и критериальной оценки результатов
ФЭП ИСМО РАО: УМК «Экология учебной деятельности» - Москва Иркутская область Забайкальский край Республика Саха (Якутия) Ханты-Мансийский АО (Югра) На примере экологического образования – подготовка учителя к проектированию содержания на деятельностной основе С 2005 года
Проекты : ИНИЦИАТИВА АПРОБАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ЕДИНСТВО Куратор:
ФЭП ИСМО РАО: УМК «Экология учебной деятельности» - деятельностная основа для конструирования вариативного компонента преемственно с инвариантным СЕРИЯ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ ФОРМЫ ДЛЯ НАПОЛНЕНИЯ ВАРИАТИВНЫМ РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ПО ЛЮБОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ ИСТОЧНИКИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ?
ПАРАДИГМЫ МОДЕЛЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОЧНИК – НАУКА. ИДЕЯ: ПОДГОТОВИТЬ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ИСТОЧНИК – СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВО ВСЕХ ЕГО ЭЛЕМЕНТАХ ИДЕЯ: ПОДГОТОВИТЬ ЧЕЛОВЕКА К СОЦИАЛИЗАЦИИ ИСТОЧНИК – СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВО ВСЕХ ЕГО ЭЛЕМЕНТАХ И ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕКА (социализации, самоопределения, УУД)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 1.Содержание образования как педагогически адаптированный социо-культурный опыт и личностный опыт
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 2. Содержание образования как педагогически адаптированный социо-культурный опыт во всех его элементах
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (СТРУКТУРА) - Знания о природе, обществе, технике, способах мышления и способах деятельности - ЗНАНИЯ - Опыт известных способов деятельности – УМЕНИЯ - Опыт творческой деятельности в новой ситуации - ТВОРЧЕСТВО - Опыт эмоционально-ценностных отношений - ОТНОШЕНИЯ
Уровни МОДЕЛЕЙ содержания образования: 1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ 2.УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 4.СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЬ- УЧЕНИК 5. САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ = ИНФОРМАЦИЯ + СПОСОБЫ РАБОТЫ С НЕЙ (средство продуктивного освоения содержания) СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ И УЧЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 3. Содержание образования как педагогически адаптированный личный опыт социализации, самоопределения и формирования УУД
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 4. Основания преемственности – логика развития личности и логика развития общественного сознания, их изоморфность Пример по ступеням обучения и этапам развития науки
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 5. Основания преемственности – Требования к результатам Фундаментальное образовательное ядро, Программы развития УУД, Программа социализации и воспитания, Программа духовно-нравств. развития Программа формир. ценности здоровья и ЗОЖ Примерные учебные программы…
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 6. Форма – учебная задача как единица содержания образования Пример учебников нового поколения
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 7. Преемственность КЛЮЧЕВЫХ и УЧЕБНЫХ задач на разных ступенях обучения
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 8. КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРОЦЕССА решения учебных задач Наличие образцов
Реши задачу – Выбери модель решения задачи Что ты наблюдал? - Как ты наблюдал? Составь план. Расскажи, что ты знаешь о морских животных. – Узнай среди изображений многих животных морское животное. По каким признакам ты это сделал? ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 9. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ
АППАРАТ КОНТРОЛЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 1.Соотношение контрольных вопросов и заданий на разные группы УУД 2.Соотношение контрольных вопросов и заданий репродуктивного плана и востребующих УУД и другие критерии – всего шесть
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 10.Формулировка тем, целей – в деятельностной форме. Модели устойчивого развития Моделирование устойчивого/ неустойчивого развития
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТУРИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННО С ИНВАРИАНТНЫМ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 11. Социально-педагогическое партнерство Пример
ИНВАРИАНТ: ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЯХ ВАРИАТИВ: ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧЕБНЫХ И ЖИЗНЕННЫХ, НАЦИОНАЛЬНО-, РЕГИОНАЛЬНО- И ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ СИТУАЦИЯХ ПРОБЛЕМА ПЕРЕНОСА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИСМО РАО: Федеральные опытно-экспериментальные площадки Института содержания и методов обучения РАО Семинары, курсы повышения квалификации работников образования в территориях Учебно-методические комплекты
РЕШЕНИЕ БЮРО ПРЕЗИДИУМА РАО от … включить в качестве приоритетного направления в вариативный компонент БОПа экологическое здоровьесберегающее образование
Ссылки: 1. Дзятковская Е.Н. Конструирование вариативного компонента содержания образования на деятельностной основе как средство повышения готовности учителя к работе по новому Госстандарту // Опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений г.Москвы – 2009 год. Сб. науч.-практ. работ. – М.: Департамент образования г.Москвы, – 0,5 печ.л. – 500 экз. 2. Дзятковская Е.Н. Обновление содержания экологического образования на деятельностной основе // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: теория и практика / Под ред. Г.А. Ягодина. – М., – 0,6 печ.л. – 1000 экз. 3. Dzjatkovskaja H. Schoolchildren Key Skills for survival in mega polis // European journal of natural history" 2009, 4. - – 0,2 печ.л. – 3000 экз.