Районный детско – юношеский творческий конкурс «Наше наследие» Работу выполнил: Кочетков Дмитрий, 13 лет, ученик МОУ «Мордвесская средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Церковь Святой Живоначальной Троицы. Подготовила ученица 7в класса Ермачкова Анна Преподаватель: Кузнецова Валентина Фёдоровна. При поддержке настоятеля.
Advertisements

МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» Тема: «История храмов села Усть-Кулом» Руководитель краеведческого музея – Корецкая Галина Александровна.
Енисейск- отец сибирских городов Город-музей. Основан Енисейск в 1916 г. Отсюда и название города.
НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 5 А класс МОУ СОШ 9 им. М.В. Водопьянова Классный руководитель Дружнова О.В.
Презентация составлена Умаргалиевой Дилярой Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
СОБОР КАЗАНСКОЙ БОГОМАТЕРИ. Классицизм ( от лат. classicus образцовый ), стиль и направление в литературе и искусстве, обратившиеся к античному наследию.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 10 «Школа для старшеклассников» Туризм в России: каталог святынь.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
ИСТОРИЯ СОБОРА Церковь Смоленской иконы Божией МатериЦерковь Смоленской иконы Божией Матери расположена на речном острове Мариам, лежащем ниже места слияния.
Мой город Путешествие по Шадринску… Воспитатель : Афанасьева Т.Ю.
Астраханский кремль Астрахань наш город старина, Волгой пополам разделена. Красавец-Кремль царственно стоит И солнце в куполах его горит... Учитель начальных.
Храмы, воздвигнутые в честь Параскевы Пятницы На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного.
ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ. АРКА ГЛАВНОГО ШТАБА Архитектор К. Росси. Арка, соединяющая криволинейные в плане здания, состоит из трех частей. Первая выходит.
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Храм Христа Спасителя крупнейший среди Русских Церквей. Рассчитан на человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест.
Бийск мой родной город Выполнил: Сепетый Роман Ученик: 7 «А» класса Руководитель: Е.В. Выборнова (учитель Изобразительного искусства)
Урок информатики с элементами Православной Отечественной культуры Учитель информатики гимназии 56 Шарепо Алевтина Ивановна.
Урок по культуре края. 8 класс (виртуальная экскурсия) Никиточкина М.А., учитель МБОУ «СОШ 1 г. Калининска Саратовской области»
Проект по сохранению культурных ценностей России Реконструкция церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы Выполнил Лебедев Даниил, ученик 6А класса М.
Транксрипт:

Районный детско – юношеский творческий конкурс «Наше наследие» Работу выполнил: Кочетков Дмитрий, 13 лет, ученик МОУ «Мордвесская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф.Романова» Педагог-консультант: Кочеткова Н.А., учитель математики и информатики

«Аннотация» Наши православные храмы – это и свидетели великой и трагической истории, и хранители памяти, и образчики архитектуры разных эпох, стилей, территорий. А древнерусские города, являются скопищами золотых зерен, сохранившими многие памятники, воспитывающие и оттачивающие наш художественный вкус, нашу гордость великим русским народом, его могучим неиссякаемым талантом, нашу любовь к родной земле, к России. И если справедлива мысль о том, что архитектура есть окаменевшая музыка, то можно смело сказать, что православная архитектура - воплощенные в камень красота и дух православия. Венёвский район в Тульской области является одним из наиболее насыщенных историческими памятниками. Районный центр входит в число 115 городов России, где имеются ценные градостроительные ансамбли и комплексы, стены которых страницы рукописной книги, название которой – «История России»

Любой приезжающий в город, в первую очередь обращает внимание на городскую доминанту - колокольню Николаевской церкви, сама церковь, к сожалению, не сохранилась. 75-метровая колокольня главное украшение города и его ориентир в радиусе до 20 верст. И по сей день, вот уже более 150 лет, это самое высокое здание в Тульской области. Резолюция на постройку церкви была выписана консисторским указом от 25 января 1801 года. Построена на средства бывшего коломенского крестьянина Матвея Ярцева, ставшего московским купцом - миллионером, других его земляков и пожертвований всех горожан. В работе над проектом принимал участие тульский архитектор Сокольников, владевший селом Холтобино в Веневском уезде. Постройка растянулась на сорок два года. Строительство здания в 1812 году было прекращено, так как деньги, предназначенные на постройку храма, были потрачены на вооружение веневского ополчения, участвовавшего в войне с французами. Сначала в церкви были отстроены пределы, которые были освящены в январе 1817-го епископом тульским Симеоном. Сама церковь была освящена уже в августе 1843 года, епископом Дамаскиным.

В 1834 году в городе бушевал страшный пожар. Сильно пострадала колокольня Никольской церкви, на которой выгорели все деревянные части: лестница и шпиль. Горящие обломки с колокольни разносились ветром на Стрелецкую слободу, от которых она и сгорела. Около 25 лет колокольня стояла без шпиля и креста. Только в 1860 году церковный староста М. П. Гладушев с другими благотворителями отремонтировал колокольню, достроив четвертый этаж. Высокий шпиль был обит жестью. На колокольне имелось 6 колоколов общим весом 530 пудов. Здание церкви украшали колонны, фризы, лепнина, суффиды, карнизы отменной работы. Вокруг церкви была возведена величественная ограда из белого камня. Изнутри штукатурка была выкрашена в голубой цвет, она удачно сочеталась с позолоченными элементами интерьера и большими световыми проемами, что оставляло неизгладимые впечатления у прихожан. К куполу на цепи крепилась огромная узорная люстра. Храму принадлежала каменная часовня на Хлебной площади в честь "избавления" Александра II от "злодейского покушения", построенная в 1866 году, в настоящее время она не сохранилась.

Здание церкви сильно пострадало во время обстрела города в 1941г. Сохранились многочисленные следы пуль на стенах колокольни, даже крест буквально изрешечен ими.

После войны храм находился в ветхом состоянии, и городские власти решили его снести. Колокольня чудом уцелела, есть несколько версий причин её сохранения: Первая, саперы боялись при взрыве повредить соседние постройки. Вторая причина, авиации было удобно использовать её для ориентира. И третья, самая реальная, у людей разбиравших Никольскую церковь просто не получилось сломать колокольню. Церковь начали ломать в 1947 году и закончили в начале 1950-х. Основная цель была получить стройматериалы, после войны осталось много разрушенных жилых домов. Разобрали крупнейший храм в Тульской епархии всего два человека, технология была хорошо отлажена, тяжелая техника не использовалась. Начинали разбирать такие строения сверху, обрушивая ярус за ярусом. А взобраться наверх колокольни не представлялось возможным, деревянные лестницы либо сгорели, либо прогнили.

Вот уже более 30 лет колокольню пытаются восстановить. Во второй половине 70-х годов районная газета «Красное знамя» писала: «В настоящее время колокольня бывшей Николаевской церкви находится, как выдающийся памятник, под охраной государства. Но оставшиеся после разборки церкви завалы битого камня и кирпича портят вид Красной площади Венёва.». 21 сентября 1982 года была помещена статья В. Н. Любомудрова в которой говорилось: «Сколько можно говорить об охране памятников, а делать совершенно другое?» 10 декабря 1985 года в «Красном знамени» было помещено сообщение о составлении технической документации на ведение реставрационных работ Николаевской колокольни. 20 апреля 1991года состоялся субботник. Силами ветеранов была благоустроена площадка, на которой располагалось когда-то здание Николаевской церкви. Был наведён порядок на прилегающей территории, высажены белоствольные берёзы. Начались некоторые реставрационные работы и на самой колокольне. Во второй половине 90-х годов на правительственном уровне был утверждён «Перечень объектов исторического наследия федерального значения». В разделе «Памятники градостроительства и архитектуры» значится: колокольня Николаевской церкви (1801 – 1860).

Иоанно-Предтеченский храм находится на старом городском кладбище. Построен в 1773 году стараниями жителей города Венева. Три яруса в стиле "деревенского" барокко, с разнообразием архитектурных форм и богатством лепного декора. Въездные ворота выполнены в традиционных формах классицизма. Сначала церковь была без колокольни, которую построили в 1795 году отдельно, на несколько метров восточнее самого храма. Спустя более полувека, в 1857 году стараниями церковного старосты И. В. Брежнева, церковь была соединена с колокольнею, вследствие чего образовалась теплая трапезная церковь. Таким образом, в 1857 году церковь обрела тот внешний вид, в котором просуществовала уже более 150 лет (до наших дней).

Однако, внутри храма, в его трапезной части произошли изменения: в 1859 году с левой стороны на средства врача Д. А. Поддубного был устроен придел во имя Божией Матери «Утоли моя печали», а спустя 6 лет, в 1865 году, был устроен придел во имя Апостолов Петра и Павла стараниями И. В. Брежнева. В 1771 году "моровая язва" поразила многие города Российской империи, в том числе и Тульскую провинцию. С этого времени устроено общее городское кладбище за городом и отменено обыкновение хоронить при приходских церквях. В 1872 году в церкви был заменен главный иконостас. С 1872 года до наших дней, за исключением косметических ремонтов внутренний вид церкви больше не изменялся. До 1917 года Ионна-Предтеченская была бесприходной кладбищенской церковью, в советское время она оставалась единственной действующей. Сейчас является соборным храмом веневского благочинного округа.

Церковь является единственной в районе, которая не закрывалась с момента построения и до наших дней, включая советский период и Отечественную войну. Особенным чествованием в храме пользуется старая икона «Утоли моя печали». В начале XXI века заменены ветхие позолоченные обшивки главок и кресты на храме и колокольне. Один из крестов хранится в Веневском краеведческом музее. Сохранилось каменное ограждение с коваными железными въездными воротами и калиткой. В церкви сохранились много чудодейственных и чтимых икон. На кладбище сохранились надгробные памятники известных людей прошлых столетий. На некоторых веневских надгробиях встречаются загравированные титулы типа «статский советник», или «купец I гильдии».

В XVII-XVIII веках в Веневе был крупный Богоявленский мужской монастырь, упраздненный в 1764 году. Впервые монастырь упоминается в переписи 1673 года. В более раннем документе от 1633 года, касающегося набега крымцев так же есть упоминание о Богоявленской церкви, но в нем говорится что посад, на котором находилась церковь, был весь выжжен. Таким образом, можно предположить, что старый Богоявленский храм был сожжен, а после 1633 года был построен новый, сохранившийся до наших дней. Богоявленский храм до 1764 года входил вместе с Казанской церковью в состав Веневского Богоявленского монастыря. Затем, в связи с «закрытием штатов» оба храма были обращены в приходские церкви. Богоявленская церковь служила главным храмом монастыря, и сегодня стоящая на главной площади Венева – тоже Красной. Однако, данную церковь нельзя считать старейшей из сохранившихся. Когда и как церковь была построена, не известно. Исследователи, как бы в утешение констатировали: «Церковь вместе с колокольнею очень древней архитектуры». Судя по архитектурным формам и декоративным деталям, храм можно было бы уверенно датировать самым рубежом XVII XVIII столетий, не будь некоторых обстоятельств.

«Каменная церковь во имя Богоявления, когда была построена, не известно. В 1766 году была разобрана за ветхостью и выстроена вновь строителем веневским купцом Иваном Бородиным с прихожанами; колокольня каменная, вновь строенная и неоконченная». Стоит заметить, что Бородин был старостой одной из веневских богатых церквей. Сведения, сообщаемые в записке, нельзя понимать дословно: Бородин, вероятно, провел очередной ремонт церкви, может быть, даже разобрал и заменил некоторые наиболее обветшавшие части, но о полной разборке капитального здания церкви не могло быть и речи. Да и восстанавливать древнерусские архитектурные формы во второй половине XVIII столетия никто бы уже не стал. Знаток архитектурной старины В.Н.Уклеин считал эту церковь наиболее интересным примером ярусных церквей рубежа XVII-XVIII столетия на территории Тульского края. В ХIХ веке церковь своего прихода не имела, а принадлежала Никольскому храму, из достопримечательностей в ней имелось Евангелие 1685г.

В советское время в храме размещался пункт приема стеклотары. До 1990-х годов церковь сохранилась в цельном виде, но в бесхозном состоянии: снаружи осталось большинство архитектурных деталей, но внутри были выкопаны несколько ям, жглись костры, на стенах были надписи. В конце 1990-х, начале 2000-х годов начат ремонт, построена ограда, начались службы. К 2006 году сформировался приход. В настоящее время в церкви продолжается реставрация, в ней регулярно проходят службы. Памятник культуры и искусства.

Казанская церковь построена в гг. Находится на Красной площади, в нескольких метрах от Богоявленской церкви. Построена по обету веневских купцов Боровкова и Бородина. В 1585 году в Венёв из Казани прибыла копия иконы Казанской Божьей матери. Сначала она долго хранилась в специальной часовне на Казанской ( ныне Советской) улице, а потом в храме Казанской Божьей матери, где и сохранилась до закрытия церквей в 20-х годах нашего века. Дальнейшая её судьба неизвестна – она могла быть сожжена, могла быть тайком вынесена и спрятана. К концу XIX века Казанская церковь составляла теплый и отдельный придел Богоявленской церкви для зимнего служения. Для этого церковная утварь переносилась в нее из Богоявленской. Казанская церковь во время квартирования в городе разных полков, постоянно занималась церковью полковою. К тому времени внутренность Казанской церкви обветшала, и служба в ней была прекращена. К началу 1990-х годов церковь сохранилась в полуразрушенном виде, отсутствует купол. В конце 1990-х годов на церкви сделана обычная двускатная крыша, и храм используется как подсобное помещение для ремонта Богоявленской церкви.

Веневский Воскресенский собор расположен на крутом, обрывистом мысу, образуемом рекою Веневкою и перемежающимися потоком Моржовкою, которой в старых книгах тоже писался рекою. Здесь в древние времена существовала крепость, стоял воеводский дом и другие казенные здания, здесь же в незапамятные времена находился и древний, по преданию деревянный, Параскевинский собор, который за ветхостью был разобран, а на месте бывшего алтаря, шагах в 10-ти от нынешнего собора поставлена небольшая каменная часовенька, которая, при тщательной поддержке, существует и до настоящего времени. На место Параскевинского собора построен новый, каменный, о пяти главах, существовавший в таком виде до начала нынешнего столетия. Он именовался Воскресенским, что видно и из надписи на колоколе, вылитом для этого храма в 1795 году. Кроме того, в нем было два придела: один во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а другой во имя святой мученицы Параскевы. Из икон храма своею древностию замечательны: образ св. мчц. Параскевы и св. Иоанна Богослова. Обе эти иконы, по преданию, перенесены из древнего Параскевиевского собора и в народе пользуются славою чудотворных икон.

В 1815 г. иконостасы в главном и придельных храмах устроены заново, благодаря стараниям церковного старосты купца Ивана Даниловича Глухова, а в 1825 году церковь была окончательно отстроена. Особое участие личными средствами в построении храма принимал дворянин Михаил Картухов. С первых лет прихожанами собора были обитатели острога и близживущии горожане, а также жители подгородной слободы Казаки, Городенцы. Когда же в1814 году собору была придана Спасо - Преображенская церковь, то в приход вошли и Cтрельцы с Пушкарями. При соборе действовала церковно-приходская и воскресная школа. В 1837 году ее посетил наследник престола Александр Николаевич Романов (будущий император Александр II) со своим воспитателем, известным поэтом В.А. Жуковским. До революции 1917 года Воскресенский храм и все его предшественные храмы, находившиеся на данном месте были соборными, т.е. главным городским храмом. В 1930-е годы века собор был закрыт и использовался под различные склады. В дни немецкой оккупации в не отапливаемом здании содержались пленные раненые красноармейцы.

К 1990-м годам сохранились стены и купол храма. Колокольня разрушена полностью. Тогда же, под руководством отца Павла, при помощи некоторых организаций и простых граждан начат ремонт оставшегося помещения внутри и снаружи, воздвигнут крест, поставлена ограда и арка при входе, а церковь начала действовать. Сегодня здание ремонтируется и может быть в недалеком будущем над нею снова появиться колокольня. Регулярно проходят службы. Одним из прихожан, после возобновления работы собора, была возвращена старинная икона Параскевы Пятницы.

Исходя из известных на сегодня источников, Покровская церковь старейшая из дошедших до нас храмов. По Плану города 1779 года церковь окружала величественная каменная ограда. В источниках 1633 года упоминается Благовещенская церковь с пределом Николая чудотворца рядом с Преображенским храмом. В истории много случаев переименования церквей по названию предела. Так, что, можно предположить, что в XVII веке она называлась иначе. Вероятно, Покровская церковь имеет более древнюю историю, чем принято считать. Над пределом храма были установлены пять куполов, из чего можно сделать вывод, что в 1737 годы при строительстве нового здания в него была включена старая кирпичная церковь. Первоначально называлась Никольской, но после постройки новой Никольской церкви (1862) переименована в Покровскую. Имелся теплый предел Ильи Пророка. Сохранившееся кирпичное здание выстроено на средства купцов Гладушевых. «В убранстве церкви сочетаются отголоски XVII века с типичными барочными формами последующего столетия».

«Бывший в то время церковный староста», - сообщают Епархиальные Ведомости, «веневский купец Яков Максимов Бородин, будучи уполномочен приговором прихожан, в прошении к преосвящ. Мефодию, от 26 октября 1800 г., писал так: «приходские люди, а так же доброхотные вкладчики, усмотрев, что в приходской церкви Николая Чудотворца с приделом Пророка Илии, как в стенах, так и в иконостасе начинают оказыватся некоторые ветхости, и оныя время от времени умножаяся, могут угрожать церкви опасностию и разрушением, почему с общего нашего согласия просим Ваше Преосвященство благоволите посреди Красной площади, яко на месте удобном, построить новую каменную церковь в то же именование… По построении же новой церкви, старую сломав, материал употребить на построение колокольни, в знак чего и благоволите Ваше Преосвященство пожаловать храмозданную грамоту; имеющуюся же около старой церкви каменную ограду благоволите ныне же сломать и употребить на постройку новой церкви». Однако, после этого прошения старая церковь простояла еще более 200 лет – видимо, дело было не в аварийном состоянии храма, а в желании сохранив прежнюю церковь, украсить Венев новым храмом Божиим.

Из истории второй половины ХХ века, по словам старожилов известно, что в храме был склад потребительского общества. Известно, что еще до Великой Отечественой войны здание было в хорошем состоянии. Во время боев за город в 1941 году здание не пострадало, и было использовано для хранения трофеев, оставшихся после спешного отступления немецких войск. В это время она находилась под постоянной охраной истребительного отряда. Археологические раскопки 2000 года выявили факт существования северо- восточнее церкви кладбища XVII-XVIII столетия, т.е. между зданием церкви и Никольской колокольней. Многие местные жители уверяют, что из церкви существует подземный ход к Воскресенскому Собору и к реке Венёвке.

Встает над городом рассвет, туман клубится утром ранним. Встречают новый светлый день сады и площади, и храмы. И вот уже священный крест блестит под первыми лучами. И колокольный перезвон плывет, плывет над куполами. Прекрасен вид на наш Венев с высот Никольской колокольни. Дома и улицы его лежат внизу, как на ладони. За сотни лет не постарел, ты как всегда красив и молод, Мы жить не можем без тебя, для нас ты самый главный город. Нам часто снятся по ночам прямые улицы и храмы. Веневка тихая течет между крутыми берегами. Когда враги на город шли, и тучи грозные сгущались, Простые жители твои свой город грудью защищали. Там за рекою, на холмах, костры сигнальные горели, Вслед за стрельцами пушкари на помощь городу спешили. Когда по улицам идешь, преодолеть волненье сложно. Святая Русь и город наш, ведь разделить вас невозможно. А лунной ночью над крестом, как будто ангелы летают. И тишина, и благодать, наш милый город засыпает… (Борис Новичков)

Информационные источники 1.«О Воскресенском соборе», газета «Красное знамя» 64, ый год 2.«Николаевская церковь», газета «Красное знамя» 3, 17, ой год. 3.Интернет источники: