Актуальные современные тенденции бюджетного законодательства Российской Федерации Бюджетирование, ориентированное на результат, в системе реформ Фонд «Институт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Актуальные тенденции бюджетного законодательства РФ Переход от «управления затратами» к «управлению по результатам» Фонд «Институт экономики города»
Advertisements

Система мониторинга и оценки деятельности автономного учреждения Фонд Институт экономики города Сообщество финансистов России Секция «Финансисты муниципальных.
Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ Александра Смирнова, Эксперт ЭЭГ.
Перспективы развития информационных технологий в рамках БОР 8 (4855) (4855)
Формирование муниципального задания, мониторинг его выполнения.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
ООО «ИС «Криста», 2010 «Государственное (муниципальное) задание»
О ходе реализации Концепции реформирования региональных финансов Тверской области в годах Администрация Тверской области Тверская область.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
« » «БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Эффективная система управления финансами. Новый метод планирования расходов, формирование.
Оценка государства как собственника Государство – неэффективный собственник Реструктуризация государственного сектора Сложность принятия решений Искажение.
Департамент бюджетной политики 1 РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ г.Чебоксары, 9 августа 2007 г. Проблемы применения и перспективы.
ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ Мэрия города Архангельска 19 марта 2009 года.
Министр финансов Калининградской области Порембский В. Я. Концепция программы Калининградской области « Повышение эффективности бюджетных расходов Калининградской.
1 2 Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах, млрд. рублей.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
Транксрипт:

Актуальные современные тенденции бюджетного законодательства Российской Федерации Бюджетирование, ориентированное на результат, в системе реформ Фонд «Институт экономики города»

Бюджетная реформа в РФ 1. Реформа межбюджетных отношений (разграничение полномочий и доходов между РФ – регионами - муниципалитетами) 2. Реформа бюджетного процесса (расширение полномочий и ответственности администраторов бюджетных ресурсов, бюджетирование по целям и результатам) 3. Реформа бюджетной сети (повышение самостоятельности учреждений, переход к принципу заказа услуг у учреждений) Управление затратами ( гг.) Управление результатами (2000-н.в.)

1. Реформа межбюджетных отношений Сложившаяся система МБО основа - ежегодные законы о бюджете «три» уровня БС неопределенность расходных обязательств «необеспеченные мандаты» нестабильность разделения доходов недостаточная формализация выравнивания «мягкие» бюджетные ограничения Новая система МБО (с 2006 г.) основа - законы об органах власти, БК и НК четыре уровня БС разделение расходных обязательств отмена «необеспеченных мандатов» долгосрочное закрепление доходов выравнивание по формулам «жесткие» бюджетные ограничения

2. Реформа бюджетного процесса 2.1. Организация бюджетного процесса на основе исполнения расходных обязательств 2.2. Разделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств 2.3. Среднесрочное бюджетное планирование (трехлетний бюджет) 2.4. Бюджетирование, ориентированное на результат

2.1. Бюджетный процесс – организация исполнения расходных обязательств «Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств.» Постановление Конституционного суда Российской Федерации 9-П от 23 апреля 2004 года

2.1. Бюджет как форма исполнения расходных обязательств Расходные полномочия – обязанности органов государственной власти (местного самоуправления) по осуществлению бюджетных расходов в сферах их ведения (компетенции) и их права по определению целей, объема и условий финансирования. Расходные Полномочия органов государственной власти / местного самоуправления Нормативное регулирование (расходное обязательство) Обеспечение финансовыми средствами (бюджетное обязательство) Осуществление расходов (денежное обязательство) Расходные полномочия Расходные обязательства БЮДЖЕТ

2.2. Раздельное планирование действующих и принимаемых расходных обязательств: Действующие: социальные выплаты обслуживание долга государственные услуги и функции (содержание сети) утвержденные программы и проекты подтверждение (корректировка) ассигнований Принимаемые: новые законы (изменения) новые решения новые программы и проекты принятие планирование новых ассигнований Проект бюджета

Новый принцип бюджетного планирования Обеспечение деятельности бюджетных учреждений (оплата труда, денежное довольствие, коммунальные услуги…) Объекты непрограммной части ФАИП Долгосрочные целевые программы Реестр расходных обязательств Возможности для принятия новых обязательств Ресурсы Государственная программа вооружений до 2015 г. Действующие обязательства Социальные пособия (публичные обязательства)

2.3. «Скользящая трехлетка» среднесрочного финансового планирования Определение общей суммы расходов осуществляется на следующий финансовый год Переход к формированию бюджета на три года Последовательная («скользящая») корректировка будущих периодов Среднесрочное финансовое планирование Среднесрочное бюджетное планирование tt+1t+2 t+3 Бюджет план tt+1t+2 t+3 Бюджет корректировка разработка + среднесрочный финансовый план

, , результат 1 результат 2 результат 3 результат 1 результат 2 результат 3 Детальное планирование расходов «Идеальный» вариант – 100 % выполнение плана Модель бюджетирования, ориентированного на результат (БОР): Планирование результатов Цель – лучший результат при меньших затратах ресурсов 2.4. Переход к бюджетированию, ориентированному на результат Затратная модель (постатейное бюджетирование):

2.4. Основные элементы БОР 1) Инструменты целеполагания и планирования (программно-целевой метод управления) - Долгосрочные целевые программы (ДЦП) - Доклады о результатах и основных направлениях деятельности - Ведомственные целевые программы (ВЦП) 2) Инструменты реализации установленных целей и задач (инструменты бюджетирования по услугам) - Реестр государственных услуг - Стандарты качества государственных услуг - Оценка потребности в государственных услугах - Оценка стоимости государственных услуг - Государственное задание на оказание услуг

Цель Каких результатов (изменений) мы хотим добиться? Задача Каким образом (путём) мы хотим этого добиться? Программы и мероприятия Какие работы необходимо выполнить, чтобы решить задачи и достичь цели? Прогноз расходов / калькуляция затрат Сколько нам это будет стоить? Внедрение принципов БОР в бюджетное планирование

Мониторинг результативности бюджетных расходов - Для внедрения БОР необходима организация мониторинга результативности бюджетных расходов - Особенность мониторинга результативности бюджетных расходов в том, что по его результатам будут приниматься решения, связанные с распределением бюджетных средств Разработка индикаторов результативности бюджетных расходов - Индикаторы не должны быть элементом отчетности, которые навязывается сверху - Индикаторы разрабатываются ведомствами, ответственными за предоставление государственных и муниципальных услуг, с привлечением к этой работе всех заинтересованных лиц

Система показателей (индикаторов), характеризующих количество и качество бюджетных услуг Основные группы показателей: 1. Расходы 2. Непосредственные результаты деятельности (продукт) 3. Конечные результаты деятельности (результат) 4. Степень исполнения запланированных результатов деятельности 5. Показатели эффективности (экономичности) 6. Показатели качества бюджетных услуг

ПродуктРезультат То, что ПРОИЗВОДИТСЯ деятельностью То, что МЕНЯЕТСЯ деятельностью Подростки- правонарушители, прошедшие социальную реабилитацию Подростки- правонарушители, прошедшие социальную реабилитацию и не совершающие повторных правонарушений Продукты и результаты

БОР: современная российская практика 1. Обязательные и не обязательные инструменты 2. Вариативность законодательства (мониторинг результативности ведомств может осуществляться с помощью ДРОНДов, ВЦП, отдельно утверждаемых индикаторов) 3. Непроработанность методических основ = > необходимость самостоятельного выбора инструментов БОР и «оптимального» уровня внедрения

Требования Бюджетного кодекса, вступившие в силу с 2009 г.: 1. Государственные (муниципальные) задания устанавливаются для всех государственных (муниципальных) учреждений 2. Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местного самоуправления) утверждает: Порядок формирования муниципальных заданий Порядок финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий

Роль государственных и муниципальных услуг в системе БОР Государственная (муниципальная) услуга – единица результативности деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления)

3. Реформа бюджетной сети Ужесточение для бюджетных учреждений режима использования внебюджетных средств (доходы от платных услуг – неналоговые доходы бюджета) Создание возможностей для преобразования бюджетных учреждений в организации других организационно-правовых форм, а также для предоставления бюджетных услуг негосударственными организациями (автономные учреждения (АУ), задания на услуги, покупка услуг, концессии) Отмена субсидиарной ответственности бюджета по обязательствам учреждений (перевод в АУ) Оптимизация бюджетной сети (реструктуризация, перевод в АУ, реформа учреждений гг.) Автономные учреждения

1. Развитие программно-целевого метода управления финансами ( долгосрочные и ведомственные целевые программы) 2. Переход к программной структуре расходов бюджетов (с 2012 г. федеральный бюджет – на программной основе: в разрезе уникальных целевых статей расходов в рамках ВЦП, сгруппированных по ДЦП) 3. Оптимизация функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения (оптимизация численности, межведомственного взаимодействия, электронное правительство, повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом) 4. Повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг (совершенствование правового статуса государственных (муниципальных) учреждений и внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения предоставления услуг) 5. Совершенствование контрактной системы Программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 г. (проект) – основные направления: