Перспективы модернизации финансово-экономического образования на основе компетентностного подхода Доклад ректора РГЭУ (РИНХ), д.э.н., профессора Н.Г. Кузнецова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Направление подготовки «Финансы и кредит» Магистерская программа Стратегические финансы.
Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ УНИВЕРСИТЕТА, РЕАЛИЗУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Кафедра педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Образовательные программы многоуровневой подготовки.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ООП ВПО), РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС ВПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Транксрипт:

Перспективы модернизации финансово-экономического образования на основе компетентностного подхода Доклад ректора РГЭУ (РИНХ), д.э.н., профессора Н.Г. Кузнецова

Контекст перехода на уровневое образование Более точная специализация на рынке трудаБолее точная специализация на рынке труда Идеология непрерывного образованияИдеология непрерывного образования Частная смена вектора профессиональной подготовкиЧастная смена вектора профессиональной подготовки

Направление бакалавриата «Экономика» «Финансы и кредит»; «Финансы и кредит»; «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; «Мировая экономика»; «Мировая экономика»; «Налоги и налогообложение». «Налоги и налогообложение».

Компетенции бакалавра: Демонстрировать знание основ и истории своей основной дисциплины; Демонстрировать знание основ и истории своей основной дисциплины; Ясно и логично излагать полученные базовые знания; Ясно и логично излагать полученные базовые знания; Оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний; Оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний; Демонстрировать понимание общей структуры данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами; Демонстрировать понимание общей структуры данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами; Демонстрировать понимание и уметь реализовывать методы критического анализа и развития теорий; Демонстрировать понимание и уметь реализовывать методы критического анализа и развития теорий; Точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии; Точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии; Демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к дисциплине; Демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к дисциплине; Демонстрировать понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий. Демонстрировать понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий.

Компетенции магистра: Обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины.; Обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины.; Уметь практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и на практике; Уметь практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и на практике; Быть достаточно компетентным в методах независимых исследований, уметь интерпретировать результаты на высоком уровне; Быть достаточно компетентным в методах независимых исследований, уметь интерпретировать результаты на высоком уровне; Быть в состоянии внести оригинальный, хотя и ограниченный вклад в каноны дисциплины, например, подготовить диссертацию; Быть в состоянии внести оригинальный, хотя и ограниченный вклад в каноны дисциплины, например, подготовить диссертацию; Демонстрировать оригинальность и творчество в том, что касается владения дисциплиной; Демонстрировать оригинальность и творчество в том, что касается владения дисциплиной; Обладать развитой компетенцией на профессиональном уровне. Обладать развитой компетенцией на профессиональном уровне.

Президентская программа Президентская программа в рамках направления «Финансы» формирует следующую модель менеджера.

Функциональные компетенции финансовых менеджеров коммерческих организаций: умение разрабатывать финансовую стратегию и инвестиционную политику компании; умение разрабатывать финансовую стратегию и инвестиционную политику компании; умение проводить оценку финансового состояния организации; умение проводить оценку финансового состояния организации; умение применить на практике основные подходы к управлению внеоборотными и оборотными активами, финансовой структуры капитала. умение применить на практике основные подходы к управлению внеоборотными и оборотными активами, финансовой структуры капитала.

Функциональные компетенции финансовых менеджеров организаций бюджетной сферы: умение разрабатывать финансовую стратегию и финансовую тактику государственных некоммерческих организаций; умение разрабатывать финансовую стратегию и финансовую тактику государственных некоммерческих организаций; умение формировать финансовый механизм государственных некоммерческих учреждений с учетом специфики образования и использования его финансовых ресурсов; умение формировать финансовый механизм государственных некоммерческих учреждений с учетом специфики образования и использования его финансовых ресурсов; владение методикой планирования и исполнения доходов и расходов государственной некоммерческой организации. владение методикой планирования и исполнения доходов и расходов государственной некоммерческой организации.

Образец реализации компетентностного подхода по дисциплине « Международный финансовый менеджмент»

1. Место дисциплины в подготовке специалистов (перечень компетенций) Компетенции Методы обучения Текущие формы контроля Итоговая форма контроля Метод проверки полученных компетенций Когнитивные компетенции 1. Знание основных моделей и концепций финансового менеджмента Монологический- Итоговое задание на формирование стратегии развития российской ТНК Индивидуальное письменное оформление решения задачи Активные методы обучения Дискуссии по вопросам влияния финансовой глобализации на развитие международного финансового менеджмента - Показ групповых презентаций с определением лучшей группы самими слушателями 2. Владение основами бухгалтерского, управленческого и налогового учета Показательный Решение задач на отражение в бух. Учете курсовых ризниц - Заполнение таблиц в раздаточном материале

Компетенции Методы обучения Текущие формы контроля Итоговая форма контроля Метод проверки полученных компетенций Функциональные компетенции (для специалистов коммерческих организаций) 3. Умение разрабатывать финансовую стратегию и инвестиционную политику компании Показательный Решение задач по взаимосвязи валютных курсов/процентных ставок/цен в разных валютах Итоговое задание на формирование стратегии развития российской ТНК Индивидуальное письменное оформление решения задачи Активные методы обучения Решение кейсов по выбору инструментов хеджирования валютного риска компании Групповое обсуждение возможных решений - Индивидуальное письменное оформление решения кейса 4. Умение проводить оценку финансового состояния организации Умение приметь на практике основные подходы к управлению внеоборотными и оборотными активами, финансовой структурой капитала Монологический Итоговое задание на формирование стратегии развития российской ТНК Индивидуальное письменное оформление решения задачи Показательный Решение задач по взаимосвязям валютных курсов/процентных ставок/цен в разных валютах - Заполнение таблиц в раздаточном материале

2. Текущий и промежуточный контроль знаний и навыков слушателей Формы (методы) контроля Развиваемая компетенция (указанная в п. 2 рабочей программы) Результат проверки полученных компетенций 1.Дискуссии Метод знаний - Знание основных моделей и компетенций финансового менеджмента Показ групповых презентаций с о 2. Решение кейсов - Умение разрабатывать финансовую стратегию и инвестиционную политику компании Индивидуальное письменное оформление решения кейса

2. Текущий и промежуточный контроль знаний и навыков слушателей Формы (методы) контроля Развиваемая компетенция (указанная в п. 2 рабочей программы) Результат проверки полученных компетенций 3. Решение задач -Владение основами бухгалтерского, управленческого и налогового учета -Умение разрабатывать финансовую стратегию и инвестиционную политику компании -Умение применить на практике основные подходы к управлению внеоборотными и оборотными активами, финансовой структурой капитала Заполнение таблиц в раздаточном материале 4. Итоговое задание -Знание основных моделей и концепций финансового менеджмента -Умение разрабатывать финансовую стратегию и инвестиционную политику компании -Умение применить на практике основные подходы к управлению внеоборотными и оборотными активами, финансовой структурой капитала Для получения положительной оценки необходимо ответить правильно более чем на 60 % вопросов

Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Компетентностный подход

Компетентностная модель (КМ) выпускника – это описание того, какими навыками должен владеть специалист (бакалавр и магистр), к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами должен обладать. Переход - лишь дальнейшее развитие прагматической ориентации ВПО, следующий этап достижения качества образования. квалификационная характеристика компетентностная модель

Структурно-параметрическая модель новых элементов компетентностно- ориентированных образовательных программ

1. Общее положение 1.1.Концептуальное положение: миссия, цели, ценности 1.2. Компетентностная модель выпускника, задающая результаты ООП 2. Учебный план 2.1. Матрица соотнесения распределения компетенций по всем учебным дисциплинам и практикам учебного плана и по годам обучения 2.2. Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин 2.3. Обобщенный перечень основных образовательных технологий 3. Программы учебных дисциплин 3.1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения 3.2. Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины 3.3. Обобщенный перечень основных образовательных технологий, направленных на формирование компетенций 4. Программы практик 4.1. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности 5. Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации 5.1. Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики 3.4. Перечень форм, процедур ( заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине/модуле компетенций

Методологические проблемы внедрения компетентностного подхода Осмысление идеологических основ компетентностного подхода; Осмысление идеологических основ компетентностного подхода; Анализ целей и результатов образовательной деятельности вуза, описание их на языке компетенций; Анализ целей и результатов образовательной деятельности вуза, описание их на языке компетенций; Обоснование требуемых технологий формирования компетенции; Обоснование требуемых технологий формирования компетенции; Разработка методик оценки результатов обучения и качества подготовки специалистов, удовлетворяющих запросам рынка труда; Разработка методик оценки результатов обучения и качества подготовки специалистов, удовлетворяющих запросам рынка труда; Структурирование компетентностной модели на части и элементы по учебным циклам и разделам, а также дисциплинам, модулям и видам, этапам практической деятельности. Структурирование компетентностной модели на части и элементы по учебным циклам и разделам, а также дисциплинам, модулям и видам, этапам практической деятельности.

Новый результат образования это формулировка того, что будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании образовательного процесса (например, лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом) это формулировка того, что будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании образовательного процесса (например, лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом)

Проблемы внедрения компетентностного подхода Отсутствие критериев и оценочных средств для проверки качества образования; Отсутствие критериев и оценочных средств для проверки качества образования; Отсутствие профессиональных стандартов у основной части сообщества работодателей; Отсутствие профессиональных стандартов у основной части сообщества работодателей; Отсутствие на сайте Министерства образования и науки всех утверждённых стандартов нового поколения; Отсутствие на сайте Министерства образования и науки всех утверждённых стандартов нового поколения; Отсутствие большинства примерных образовательных программ. Отсутствие большинства примерных образовательных программ.

Компетентностный подход вызывает следующие изменения В ценностях, целях и результатах обучения студентов; В ценностях, целях и результатах обучения студентов; В содержании обучения; В содержании обучения; В педагогической деятельности преподавателя (от монологического изложения учебного материала – к творческому сотрудничеству и диалогу преподавателя и обучающихся); В педагогической деятельности преподавателя (от монологического изложения учебного материала – к творческому сотрудничеству и диалогу преподавателя и обучающихся); В техническом обеспечении образовательного процесса (от традиционных методов к инновационным технологиям); В техническом обеспечении образовательного процесса (от традиционных методов к инновационным технологиям); В уровне финансового, математико-технического, организационного и кадрового обеспечения образовательной деятельности. В уровне финансового, математико-технического, организационного и кадрового обеспечения образовательной деятельности.

Разнонаправленные интересы участников реализации компетентностного подхода:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП, реализующих ФГОС ВПО: Общая постановка задач Основные исходные данные для проектирования ООП: ФГОС ВПО как новый комплекс требований, которые должны быть реализованы в проектируемых вузовских ООП Действующие ООП (под ГОС ВПО второго поколения) как «аккумуляторы» накопленного вузами академического опыта и культуры организации высшего образования в конкретных областях

Благодарю за внимание!