Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента качества в вузе
Принципы системного управления на основе качества Принципы СМК Принцип 1. Ориентация на потребителя Принцип 2. Лидирующая роль руководства Принцип 3. Вовлечение работников Принцип 4. Процессный подход Принцип 5. Системный подход к менеджменту Принцип 6. Постоянное улучшение Принцип 7. Принятия решений, основанных на фактах Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Принцип 1. Ориентация на потребителя предполагает: выявление внешних и внутренних потребителей и заинтересованных сторон, осознание их потребностей и ожиданий, включая качество образовательных услуг, условия их предоставления, цену и т.д.; обеспечение сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (государства, общества в целом, рынка труда и пр.); преобразование запросов и требований потребителей в конкретные задачи, их планирование и выполнение; установление обратной связи с потребителями, оценка их удовлетворенности с целью улучшения деятельности вуза. (Организация зависит от своих потребителей, поэтому нужно понимать настоящие и будущие потребности потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти ожидания).
Принцип 2. Лидирующая роль руководства предполагает: понимание высшим руководством и, прежде всего, ректором, что система менеджмента качества – это эффективный инструмент его управления; демонстрацию приверженности качеству собственным примером; ориентацию на потребности всех заинтересованных сторон, в том числе внутренних потребителей и общество в целом; обеспечение атмосферы доверия для того, чтобы персонал не боялся ошибиться, предлагая улучшения; распределение ответственности и полномочий, а также обеспечение необходимыми ресурсами. (Лидеры устанавливают единые цели и пути их достижения в организации. Они создают атмосферу в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации).
Принцип 3. Вовлечение работников предполагает: создание условий для демократичного стиля управления; максимальную передачу полномочий в рамках зоны ответственности; привлечение непосредственных исполнителей для разработки регламентов своих процессов, работ и функций (как экспертов в этой работе); (Работники всех уровней составляют основу организации. Вовлечение их в достижение целей позволяет использовать их способности на пользу организации.)
Принцип 4. Процессный подход предполагает: четкое распределение обязанностей и полномочий; целенаправленное управление, которое «подстраивается» под потребности следующего процесса или конечного потребителя; определение критериев результативности управления – количественных и качественных; надежное планирование и прогноз результатов, последствий и рисков. (Желаемый результат достигается более эффективно, если надлежащими ресурсами и видами деятельности управляют как процессами.)
Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
Принцип 5. Системный подход к менеджменту предполагает: определение системы процессов, в соответствии с целями по качеству; установление взаимозависимости процессов в системе; установление приоритетов в системной связи стратегического планирования и оперативного управления. (Определение, понимание и руководство деятельностью как системой взаимосвязанных процессов способствует результативности и эффективности организации.)
Принцип 6. Постоянное улучшение предполагает: формирование культуры качества, потребности в постоянном улучшении у каждого сотрудника; дозированное внедрение инноваций с учетом имеющегося потенциала и ресурсов; постоянное внимание всем процессам с учетом приоритетных направлений; использование механизма внутренних аудитов как процедуре, противоположной контролю по сути; использование механизма цикла улучшений Деминга – Шухарта (Plan – Do – Check – Act = Планируй – Внедряй – Проверяй – Корректируй); признание заслуг работников, участвующих в улучшениях. (Неизменной целью организации является непрерывное улучшение.)
Принцип 7. Принятие решений, основанное на фактах предполагает: обоснованное целесообразное управление; обеспечение достоверных источников фактов и данных; использование надежных методов анализа данных и информации; расходование ресурсов только для измерений, которые добавляют ценность (могут добавлять). (Речь идет о создании в каждом ОУ информационного базиса аналитической системы и проведение регулярного мониторинга, собираемых данных.)
Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками предполагает: идентификацию основных поставщиков; установление отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей; открытость; совместное решение проблем.
Преимущества 8 принципов менеджмента качества