Создание, развитие, обслуживание и эксплуатация информационных систем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Advertisements

Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ.
Специальность « Организация защиты информации»
Жизненный цикл ИС – весь период времени существования ИС, начиная от выработки первоначальной концепции и заканчивая потерей необходимости решения соответствующих.
Информационные системы в экономике Лекция 1. Основные понятия и определения Автоматизированная информационная система это совокупность технических программных.
Информационные системы Что такое ИС? Функции ИС Жизненные циклы ИС: Понятия Процессы Стадии Модели Основные способы построения ИС.
Жизненный цикл ИС период создания и использования информационных систем, начиная с момента возникновения необходимости в данной информационной системы.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Информационная система управления – это «совокупность информации, экономико- математических методов и моделей, технических, программных, других технологических.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
Планирование в среде информационной системы. 1) центральная роль, жизненно важное для всего предприятия в целом значение сферы обработки информации ;
Лекция 3 Архитектура информационных систем. Вопросы лекции 1. Архитектура информационной системы 2. Архитектурный подход к реализации информационных систем.
Информационная безопасность Лекция 3 Административный уровень.
Лекция 3. Программное обеспечение информационных технологий По дисциплине: «Информационные технологии в коммерческой деятельности»
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
2 Основным понятием программной инженерии является понятие жизненного цикла ПО. Жизненный цикл ПО (software lifecycle) – это период времени, который начинается.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СОДЕРЖАНИЕ Понятие информационной системы Информационное обеспечение Технологические платформы ИС Централизованная платформа Децентрализованная.
Разработка ПО Системная интеграция IT-аутсорсинг.
ТЕХПОСТАВКА сопровождение и аутсорсинг сложных телекоммуникационных и информационных систем.
Транксрипт:

Создание, развитие, обслуживание и эксплуатация информационных систем

Вопросы : 1. Системный анализ ИС. 2. Жизненный цикл информационных систем. 3. Понятие платформы и платформообразующих средств ИС. 4. Направления развития ИС. 5. Корпоративные ИС - новый тип информационных систем для бизнеса. 6. Использование и эксплуатация ИС. 7. Планирование в среде ИС.

Системный анализ информационных систем 1. ИС характеризуются высокой динамичностью - в течение этого времени система остается эффективной. Задачей ИМ является создание ИС способной к развитию, совершенствованию, трансформации по всем подсистемам и компонентам без утраты способности функционировать. Комплексная ИС имеет высокую стоимость. Когда ИС является средством производства ( предприятия связи, банки, финансовые компании и т. д.) потеря ИС может фактически привести к остановке основной производственной ( или как иначе называют - операционной деятельности ).

Системный анализ информационных систем 2. ИС являются сложными системами. 3. ИС являются искусственными системами, т. е. создаваемыми человеком. Следовательно, имеется возможность управления и планирования жизненного цикла ИС. Жизненным циклом ИС называют стадии и этапы, которые проходит ИС от момента принятия решения о создании ИС до момента прекращения функционирования ИС. По сути, жизненный цикл является моделью создания и использования ИС.

Жизненный цикл информационных систем Традиционно выделяются следующие основные этапы жизненного цикла ИС : анализ требований ; создание - проектирование ( техническое, логическое ), программирование ; внедрение - тестирование, отладка, опытная эксплуатация ; использование ИС - эксплуатация, сопровождение, модернизация.

Жизненный цикл информационных систем Существуют модели жизненного цикла ИС, определяющие развитие ИС и переходы от этапа к этапу. В настоящее время наибольшее распространение получили три основных модели жизненного цикла : каскадная модель - предполагает переход к следующему этапу развития ИС после окончания работ по предыдущему этапу ; поэтапная модель с промежуточным контролем - итерационная модель развития с возвратами к предыдущим этапам развития. спиральная модель - прототипная модель, предполагающая расширение прототипа ИС.

Последовательное создание новой ИС выглядит следующим образом : вначале осуществляется разработка концепции системы и ее дерева целей (System Planning); потом выясняются условия работы системы и формируются соответствующие модели (System Analysis); осуществляется разработка ( проектирование и создание ) системы (System Design) – протяженный многовитковый итерационный процесс ; далее система внедряется (System Implementation) на тех рабочих местах, для которых она создается ; во время своей эксплуатации любая система нуждается в сопровождении и поддержке (System Support).

Развитие Начиная со стадии проектирования, в ИС должна быть заложена возможность развития. Под развитием будем понимать возможность изменения ИС в соответствии с возможностью изменения самого предприятия. Если возможность развития заложена на создания ИС, то осуществляется она на стадии эксплуатации. Здесь развитие ИС выражается во - первых, в замене существующего технологического обеспечения ИС, на технологическое обеспечение нового поколения, во - вторых, в изменении структуры ИС с учетом изменения деятельности предприятия. Условия развития заложены в поэтапной и спиральной моделях жизненного цикла.

Проектирование и изготовление Проектирование – многостадийная деятельность, которая должна обеспечиваться соответствующими средствами на всех стадиях. В основу этого этапа может быть положена система автоматизации проектирования ( САПР ). При создании ИС в одном экземпляре своими силами никакое предприятие не формирует для этой работы еще и САПР - дорогостоящую специальную вспомогательную систему. В таких случаях для повышения уровня проектных работ чаще всего используются универсальные средства автоматизации - CASE- средства.

Проектирование и изготовление На этапе изготовления ИС происходит изготовление технических средств, входящих в систему ( в том случае если невозможно использовать типовые модули ), программирование настройку. Окончательное изготовление собственно ИС осуществляется обычно на территории получателя путем установки, настройки, отработки и согласования спроектированных модулей. При серийном производстве типовых модулей могут использоваться все средства промышленной автоматизации.

Система обслуживания ИС С точки зрения ИМ совместно с ИС должны поставляться потребителю специальные средства, представляющие составляющие систему обслуживания. Эти средства проектируются и изготавливаются совместно с ИС, согласованы с ней и решают задачи поддержания ИС в работоспособном состоянии. В систему обслуживания ИС включаются : различные тесты текущего контроля и диагностики состояния системы и ее элементов, средства обеспечения работы персонала, приспособления для обслуживания технических элементов, т. е. для устранения мелких неисправностей и настройки, наставления и руководства и т. п.

Система обслуживания ИС Назначение и применение средств, составляющих систему обслуживания, должны быть хорошо понятны руководству и персоналу ИС. Включение в ИС системы обслуживания существенно удорожает саму ИС. Однако повышает ее надежность и работоспособность. Ситуация осложняется при создании ИС собственными силами, т. е. в единственном экземпляре. С точки зрения ИМ, необходимо обеспечить жесткий контроль соответствия стандартам как компонентов ИС, так и системы обслуживания.

Система обслуживания ИС Следует учитывать психологические особенности взаимодействия заказчика и изготовителя Для выполнения операций по обслуживанию ИС у пользователя должен быть соответствующий персонал. Подготовка такого персонала у пользователя может оказаться нерациональной, поскольку его загрузка на одном отдельном комплексе не будет интенсивной. Поэтому в практике информатизации в таких случаях принято обслуживание систем силами предприятия - изготовителя или с привлечением специализированных центров обслуживания, имеющих и интенсивно использующих квалифицированный персонал и дорогостоящие специализированные средства.

Внедрение ИС - представляет собой установку всех модулей у потребителя, наладку и запуск их, демонстрацию получателю функционирования и характеристик ИС. Для повышения эффективности работ с ИС на стадии внедрения тоже создается комплекс специальных средств - система внедрения. Как правило она создается изготовителем для продолжения работ с изделием - ИС - на территории заказчика. Эта работа требует специализированных инструментальных средств для монтажа, наладки технологического оборудования ; специальных средств для настройки программного обеспечения.

Использование информационных систем Этап ЖЦ « использование информационных систем » в самом общем случае может быть разделен на два подэтапа : освоение ИС, эксплуатация ИС. Освоение ИС. Этап освоения характерен для любого изделия, любой технологии. Любое изделие, принятое в эксплуатацию не выявляет сразу всех своих возможностей. Для повышения эффективности работ по освоению изделия создается специальный комплекс средств - система освоения. Этап освоения ИС включает в себя следующие стадии : типовые опытные работы разбор возникающих ситуаций демонстрация вариантов поведения системы и персонала в типовых ситуациях. Система освоения должна обязательно включать обучение персонала.

Эксплуатация ИС На этапе эксплуатации задачей ИМ является организация сопровождения и поддержки ИС компании. Под сопровождением обычно понимают весь комплекс мероприятий, которые обеспечивают разработчики изготовитель на этапах внедрения и освоения. Таким образом, можно сказать, что система сопровождения включает в себя систему внедрения и систему освоения. Хотя в этапе освоения разработчики могут не принимать непосредственного участия, однако в обучении персонала всегда участвует изготовитель ИС.

Эксплуатация ИС Система поддержки является продолжением системы сопровождения. Она включает в себя набор специальных инструментальных средств. Во время эксплуатации эти средства при необходимости используются для внесения изменений в изделие, восстановления изделия после аварии, устранения ошибок и расширения возможностей.

Особняком от всех перечисленных систем стоит система испытаний Различают самые разнообразные варианты испытания ИС : системы в целом, отдельных подсистем, отдельных устройств, отдельного программного обеспечения. Испытания проводят с различными целями и в разных режимах : контрольные - послеаварийные, контрольные - после профилактики, приемосдаточные, аттестационные, демонстрационные, рекламные и т. д. Испытания должны быть обеспечены технологически и организационно. Испытания требуют специальных инструментальных средств. В зарубежных фирмах, прежде всего в фирмах - изготовителях компьютерной техники, система испытаний, как правило, является самой секретной частью разработки изделия.

Выбор платформы ИС Выбор варианта платформы является ключевым решением при проектировании ИС. Однако решение о выборе платформы не может быть принято только разработчиком ИС. Выбор платформы в большей степени является задачей ИМ, так как именно ИТ - менеджер должен увязывать стратегию развития ИС со стратегией компании.

Под платформой ИС понимают некоторый сложивший комплекс базовых средств, представляющий собой основу ИС. Элементы технологического обеспечения ИС называют платформообразующими средствами ( вычислительные и базовые программные средства ( приложения, ОС )). Однако в основу любой платформы ложатся так называемые базовые программные средства. Базовыми программными средствами в данном случае являются приложения, обеспечивающие функциональные задачи компании.

Основные рекомендации специалистов по формированию платформы АИС выбор базового программного комплекса ( базовых программных средств ); выбор технологической составляющей АИС определяется минимальными требованиями к оборудованию базового программного комплекса ; кроме того, следует проанализировать перспективы развития предприятия ; выбор поставщика оборудования и программных комплексов следует осуществлять в соответствии с требованиями менеджмента компании. критерии выбора : политика ценообразования, форма контракта, принципы обслуживания и поддержки, кадровые возможности, финансовая стабильность. предварительно необходимо провести оценку экономической целесообразности всего проекта.

Направление развития ИС В каждом конкретном случае, организации сталкиваются с совершенно разными проблемами. Однако можно выделить типичные ситуации : 1. развитие « унаследованных » ИС ( трансформация существующей АИС ). Чаще всего, в России такими системами являются АСУ. 2. необходимость внедрения новых ИС ( перепроектирование АИС ) в связи с изменением внешних и внутренних условий функционирования компании ( изменения в законодательстве, внедрение единой отраслевой системы, реорганизация в компании, перепрофилирование компании ) при необходимости сохранения основных БД.

1. Для развития уже существующей устаревшей АИС необходимы не только замена платформы и программного обеспечения, но и изменение информационной модели предприятия, функциональной структуры АИС. Выделим основные задачи ИМ для реализации трансформации АИС : планирование этапов трансформации ; создание технического задания для реализации проекта трансформации « унаследованной » АИС в новый вариант АИС ; создание первичного профиля АИС, т. е. указать стандарты, важные сточки зрения заказчика ; обеспечение безусловного документирования всех этапов проекта трансформации ; осуществление текущего контроля за выполнением работ, развитие и конкретизация профилей.

Перепроектирование существующих ИС. В данной ситуации, как базовое прикладное программное обеспечение, так и технологическое обеспечение АИС может быть вполне современным. Однако существенное изменение бизнес - функций ( и соответственно бизнес - модели ИС ) предприятия, или изменение внешних условий функционирования не позволяют использовать существующую АИС. Основные задачи ИМ при перепроектировании АИС : участие в реорганизация бизнес - процессов компании ; анализ и уточнение задач перепроектирования АИС ; разработка технического задания на перепроектирование АИС ; управление проектом построения и развития АИС.

Планирование в среде информационных систем это необходимость увязывания целей и задач АИС с целями и задачами компании, организации. Сущность планирования в среде ИС : - определение конкретных, конечных целей ; - создание внутренних предпосылок в создании и развитии ИС ; - выработка необходимых мероприятий. Цели планирования в среде ИС : - увязывание целей, задач функционирования АИС со стратегией развития предприятия ; - определение стратегии создания и развития АИС ; - оказание влияния на выделение инвестиций для развития АИС.

Различают стратегический и оперативный информационный менеджмент Цели, определяемые на стратегическом уровне менеджмента, реализуются на оперативном. Планирование на стратегическом уровне ИМ является долгосрочным - от 3 до 5 лет. Стратегическое планирование в среде ИС определяет цели по всем вопросам ИС, и пути их достижения. Стратегии ИС определяют долгосрочные планы по созданию и развитию ИС ( модернизации, перепроектированию, трансформации ). Задачи оперативного планирования решаются исходя из концептуальных задач стратегического планирования и текущих задач для ИС компании. Оперативное планирование определяет задачи и способы их решения на текущий момент и краткосрочную перспективу ( до года ).

Самым нижним уровнем в иерархии планирования в области ИС является планирование отдельных проектов. Под отдельным проектом здесь будем понимать как мероприятия ИМ в отношении составляющих ИС предприятия, организации, так и планирование проектных работ. Мероприятия ИМ могут быть самыми разными, например, приобретение новых приложений для решения бизнес - задач, приобретение технологического оборудования для выполнения отдельных функциональных задач, обучение персонала ИТ - подразделений и конечных пользователей. Планирование отдельных мероприятий ИМ также необходимо как и стратегическое планирование, так как обеспечивает согласование деятельности ИТ - подразделений и предприятия в целом.

Этапы стратегического планирования в области ИС Анализ окружения ИС представляет собой : рассмотрение информационного взаимодействия предприятия с партнерами, конкурентами, органами государственной власти и т. д. оценка места обработки информации и сложившейся ИС на предприятии, уровня использования ИТ в менеджменте.

ШАГ 1. Уточнение позиции руководителя осуществляется на первом шаге анализа. Желательна полная поддержка руководства в создании и развитии ИС компании. ШАГ 2. Оценка рисков, возникающих в результате внедрения на предприятии новых ИТ. Риски в результате внедрения новых ИТ могут быть связаны с неверной стратегией развития ОИ и ИС в целом, с несовершенством технологического оборудования, с несовершенством ПО. Кроме того, необходимо учитывать риски связанные с персоналом и конечными пользователями. Выявление рисков, и разработка мероприятий по их уменьшению во многом определяют весь план развития ИС.

ШАГ 3. Анализ окружения ИС включает в себя и определение области применения ИТ в бизнесе. Поэтому на данном этапе выделяются подразделения предприятия, для которых важнейшей задачей является своевременная и качественная обработка информации. Под окружением предприятия понимают : собственников ( их интересы ); рыночную конъюктуру, складывающуюся для предприятия ; правовое поле функционирования предприятия ; партнеров и конкурентов в бизнесе ; органы власти всех типов и уровней.

Анализ внутренней ситуации области ОИ Анализ внутренней ситуации представляет собой : анализ существующего состояния ИС предприятия ; выявление недостатков существующей ИС, технологии обработки информации ( ОИ ); определение требований пользователей к ИС. ШАГ 1. Анализ внутренней ситуации начинается с выявления жизненно важных для предприятия процессов ОИ и выявления постоянно используемых массивов информации.

Используемые массивы информации, составляют Информационную базу предприятия. Информационная база ИС предприятия, организации - совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании ИС. Информационная база ИС предприятия организуется в виде БД и Банков данных. ШАГ 2. Следующими шагами в анализе внутренней ситуации ИС, являются оценка БД и Банков данных с точки зрения ИТ - менеджера и пользователя ИС.

ШАГ 3. Анализ организационных и технологических путей доступа к информации. определяются формы представления и накопления информации ( в электронном виде на бумажных носителя ), конкретные носители информации, способы хранения и передачи информации, технологические особенности поиска и ОИ информации. При составлении спецификации средств управления данными выявляют используемую модель данных, СУДБ и другие программные средства, языки программирования. ШАГ 4. Оценка защищенности данных, описание мероприятий по защите информации. Оценка защищенности данных осуществляется с точки зрения ИМ, а не сточки зрения узкого специалиста в области защиты информации. На данном этапе рассматриваются концептуальные, а не технологические вопросы защиты информации.

ШАГ 5. В том случае если ИС предприятия является автоматизированной, анализ внутренней ситуации дополняется шагом, который следует назвать анализом информации о распределении ресурсов информационной системы. На данном шаге собирается и документально оформляется следующая информация : 1. о персонале сферы ОИ : численность ; направление деятельности ; загрузка и производительность ; уровень квалификации ; уровень руководства и т. д.

2. об аппаратных средствах типы и технические характеристика компьютеров емкость накопителей, число принтеров ; оснащение рабочих мест ( мониторы, устройства ввода / вывода, накопители информации ); внутренние сети ( интрасети ); внешние сети ( интерсети ); загрузка процессоров и устройств памяти ; данные по изготовителям и поставщикам ; данные по формам приобретения оборудования ( покупка, аренда, лизинг ); данные по техническому обслуживанию.

3. о программном обеспечении операционные системы ( ОС ), расширения операционных систем ; СУБД ; сетевые программные средства ; приложения, обеспечивающие функциональные задачи предприятия и т. д. 4. о бюджете ИС фактическая структура затрат на ОИ затраты на ОИ в равнении с общими затратами.

Результатом всех этапов стратегического планирования является документально оформленный план План может быть составлен в форме итогового доклада или иного итогового документа ( концепция развития ИС ). Итоговый документ должен содержать : Определение сферы функционирования ИС. Основные решения, цели и принципы организации ИС ; Задачи в планировании и администрировании данных ; План обучения и уровень квалификации работников ОИ ; Прогноз распределения ресурсов и затрат ; План приобретения, внедрения и обслуживания ПО ; План приобретения, внедрения и обслуживания аппаратных средств ; Документация на все составляющие действующей ИС - аппаратно - программные средства, технологические составляющие, приложения и т. д.; План мероприятий организации информационной безопасности.

План создания и развития ИС определяется стратегией развития самого предприятия. Каждый план индивидуален и является результатом творческого осмысления задач области ОИ менеджментом компании. Варианты целей, стратегий, конкретных проектов не обозримы. Важным вопросом в формировании планов является анализ и формулирование первичных требований к системе, процедура обследования ИС предприятия.

Вопросы для самопроверки : 1. Каковы причины необходимости планирования в области ИС ? 2. Каковы основные цели планирования ? 3. Какие аргументы в пользу стратегического планирования Вы можете привести ? Являются ли эти аргументы типичными для различных предприятий ? 4. Какие виды планирования в области ИС различают ? Какие отношения существуют между различными уровнями планирования ? 5. Какие этапы составляют процесс стратегического планирования ? 6. Какие мероприятия составляют шаги этапа анализа окружения ? 7. Каковы содержание и последовательность обследования на этапе анализа внутренней ситуации ? 8. В каком случае проводится анализ информации о распределении ресурсов ИС ? 9. Как связано планирование ИС с планированием развития предприятия ?