Научно - проектная работа « Храм Христа Спасителя » Научный руководитель Лыжина А.А. Выполнила работу Мардакина В.А. 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Храм Христа Спасителя крупнейший среди Русских Церквей. Рассчитан на человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест.
Advertisements

Храм Христа Спасителя 1. Ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники – давняя российская традиция. Покровский собор Казанский собор.
Презентация к уроку (8 класс) по теме: Презентация "История Храма Христа Спасителя"
История Храма Христа спасителя. История создания Храм Христа Спасителя в Москве был построен в честь победы над наполеоновской армией в Отечественной.
Подготовила : Ерыгина Ирина Сергеевна. -Что вы можете сказать об этом Храме? -Где он расположен?
Храм Христа Спасителя Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник.
Работу выполнила Попова Ирина, ученица 8 класса МОУ «Воеводская сош» Целинного района Алтайского края.
Подготовила Ученица МОУ СОШ 12 5 «А» КЛАССА Старенкова Юлия.
Учитель русского языка и литературы Храмова Анна Васильевна Город Краснодар 2012 г.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
Русский музей (до 1917 года «Русский Музей Императора Александра III») самый обширный музей русского искусства в мире. Находится в Санкт- Петербурге,
Проект «России верные сыны. События войны 1812 года в искусстве» «Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима.
«Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество…» М.И. Кутузов.
Архитектурные памятники Москвы. Красивейшими местами Москвы, несомненно, являются ее архитектурные памятники. Здесь каждый камешек имеет метку исторических.
Достопримечательности Москвы Работу подготовила учитель МОУ СОШ 10 Абинского района Тулинская Татьяна Викторовна.
ВСЕ СВОИ ПОМЫСЛЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЫСШЕЙ КРАСОТЕ, ЛЮБВИ И ДОБРЕ СВЯЗЫВАЛИ НАШИ ПРЕДКИ С ОБРАЗОМ ХРАМА – ВОПЛОЩЕНИЕМ ЦАРСТВА БОЖИЯ НА ЗЕМЛЕ. Л.А. РАПАЦКАЯ.
1812 – лет Отечественной войне 1812 года «Ничто не устоит против русского оружия – Мы сильны и уверены в себе». А. В. Суворов.
ЭКСКУРСИЯ УЧАЩИХСЯ ЦО 771 «ДОРОГАМИ 1812 ГОДА» Проект Чистякова Антона 7б, Заневского Ильи 7б Общешкольный проект «ЭТО НАША ШКОЛА!» Руководители проекта:
КУЛЬТУРА ЗОЛОТОГО ВЕКА. Начало XIX века – время духовного и культурного подъёма. Причины: Рост национального самосознания, ускорен Отечественной войной.
Бородинское сражение как кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В.
Транксрипт:

Научно - проектная работа « Храм Христа Спасителя » Научный руководитель Лыжина А.А. Выполнила работу Мардакина В.А. 2013

1) Введение 2) а ) конкурс б ) первое место строительства в ) второе место строительства г ) судьба храма 3) Заключение 4) Список литературы

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600- тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал " Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25.

Сама же идея строительства храма - памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.

Александр Лаврентьевич Витберг, до принятия православия - Карл Магнус. Манифест и объявление в 1813 году конкурса на проект Храма Христа Спасителя произвели подлинный переворот в душе художника и сильно изменили жизнь Александра Лаврентьевича Витберга. Он оставляет занятия живописью и всецело посвящает себя созданию храма. Его поразили широта и необычность замысла Александра I " воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя как памятник славы России, как молитву благодарения человеческого за искупление России. Идея новая : доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого - либо праздника, во имя какого - либо святого, но тут явилась мысль всеобъемлющая ". Проект храма Христа Спасителя, разрез г. Архитектор А. Витберг Бумага, тушь, акварель.

По мысли Витберга храм должен был стать тройственным, т. е. " храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един ". Идея тройственного храма становиться центральной в проекте Витберга. Он работает, стремясь, " чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи ". Идея троичности выражает основополагающее понятие христианства : Бог один, но троичен в лицах - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - это Троица Единосущная и нераздельная. Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. Друг над другом расположены :

- подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб ( здесь должны были непрерывно совершаться панихиды ); - крестообразный наземный - во имя Преображения Господня, символизирующий смешение света и тьмы в душе человека, а также сочетание добра и зла в человеческой жизни. Средний храм предполагалось украсить множеством статуй ; - круглый верхний - во имя Воскресения Христова. Высокий берег Воробьевых гор трактуется архитектором как естественное подножие грандиозного сооружения. Генеральный план храма Христа Спасителя 1825 г. Архитектор А. Витберг

Желание увековечить память всех погибших принципиально отличает проект Витберга от предложения Кикина и осуществленного проекта Тона с поименным увековечиванием только офицеров. Кажущаяся сегодня само собой разумеющейся мысль во времена Витберга выражала глубокий поворот в общественном сознании. В ней - начало процесса разрушения сословных перегородок и признание, хотя бы посмертное, равенства всех павших за Отечество воинов. При подведении итогов конкурса (1815 год ) Государь был весьма поражен идеей Витберга, так как именно так Александр I представлял себе храм. Виберг смог заставить говорить камни.

Здание предполагалось поставить в центре прямоугольной, окаймленной колоннадой площади. На ее главной оси, со стороны въезда от Калужской дороги были запроектированы ворота с двумя звонницами - колокольнями. Витберг предложил соорудить храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах, которые Александр I поэтично назвал " короною Москвы ". Вот несколько доводов, придавших вес предложению построить храм на Воробьевых горах : это и желание Императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве " нет достаточно места, потребного для изящного здания ", это и ссылки на примеры расположенного за городом собора св. Петра в Риме и удаленного собора св. Павла в Лондоне, это и удачное географическое расположение ( расстилающееся у подножия Воробьевых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека целиком ), и последний довод - исторический - Воробьевы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

Восемь лет было отпущено для строительства храма. Наряду с доработкой проекта Витбергу приходится заниматься поисками материалов для строительства и способами их доставки. В 1820 году представленный Витбергом " Экономический проект " сооружения храма был утвержден Императором. В 1821 году Комиссия по строению храма дает разрешение на начало земляных работ. В 1823 году началась заготовка камня и работы по соединению верховьев Волги и Москвы - реки. Первый опыт доставки камня оказался удачным, и в 1825 году последовало Высочайшее повеление о соединении обеих рек для доставки камня к храму. Но вывезти большие партии камня так и не удалось : воду в Москве - реке не смогли поднять до нужного уровня.

В результате исследований и сделанных на основе чертежей плана и разрезов Воробьевых гор, московские специалисты пришли к выводу, который признали все : " Построение великого храма на покатости Воробьевых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведенными испытаниями грунта ; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание ".

Приняв решение о прекращении строительных работ на Воробьевых горах, 11 мая 1827 года Сенат издает указ, где говорится : " Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество - передать в ведение московского военного генерал - губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова ". 19 февраля 1830 года министр императорского двора сообщил московскому генерал - губернатору : " Его Императорское Величество приказал, чтобы князь Голицын собрал всех архитекторов и спросил, согласны ли они строить храм на Воробьевых горах, если нет, тогда уже избрать места и составить конкурс из русских архитекторов и заграничных ".

Все приглашенные к участию в конкурсе московские и петербургские архитекторы согласились с возможностью возвести храм на поверхности Воробьевых гор. Из петербургских архитекторов выразили согласие заняться составлением проекта на Воробьевых горах А. А. Михайлов, В. П. Стасов, А. И. Мельников, В. А. Глинка, Э. Х. Аннерт, В. И. Беретти, А. П. Брюллов, а также Н. Е. Ефимов и И. И. Шарлемань ; из московских - Е. Д. Тюрин, Н. В. Сакстон, А. С. Татищев, М. В. Горголицын, А. И. Бове, А. И. Давыдов, К. А. Ламони, А. С. Сумароков, В. А. Риеппи. Но при этом многие московские зодчие, предложившие свои варианты размещения храма Христа Спасителя на городской территории, - О. И. Бове, Ф. М. Шестаков, И. Т. Таманский - от участия в составлении проекта храма на Воробьевых горах отказались. Петербуржец Тон, человек исключительно чуткий к новым веяниям, примкнул к исканиям последних.

Проект А. И. Мельникова типичен для классицизма - пятиглавый величественный храм, круглый в плане, окруженный колоннадой, с четырьмя 8- колонными портиками. Проект А. С. Кутепова представляет пятиглавую соборного типа церковь, созданную по подобию древнерусских храмов. Зодчий спроектировал и окружение будущего храма, расположив его в центре обширной прямоугольной площади, застроенной по периметру петербургскими по облику домами. Ф. М. Шестаков предложил соорудить храм на спроектированной им новой грандиозной площади между Тверской заставой и Бутырским валом. План храма, овальная форма площади и расходящиеся со стороны каждого закругления овала трехлучия вновь прокладываемых улиц свидетельствует об ориентации архитектора на опыт ренессансного и барочного Рима. И. Т. Таманский предложил разместить храм Христа Спасителя в непосредственной близости к Кремлю - на противоположной стороне Москвы - реки на Царицыном лугу.

О. И. Бове предлагает соорудить храм на Швивой горке. Он как бы повторяет в новой ситуации местоположение храма Витберга на вершине горы, предполагая одновременно сделать новый ансамбль неотъемлемой частью обращенной к Москве - реке панорамы с Кремлем и Китай - городом. В проекте архитекторского помощника Е. Г. Малютина храм Христа Спасителя предлагалось построить также в самом центре Москвы, также в непосредственной близости от Кремля, но на противоположной от Москвы - реки стороне - на громадной площади, простиравшейся от Воздвиженки до Знаменки и от Александровского сада до Арбатских ворот. В конце 1831 года, после ряда конкурсов, Николай I вызывает К. А. Тона в Москву и поручает ему проектирование храма Христа Спасителя. Как произошло утверждение проекта, каким образом пал на Тона выбор - документально пока выяснить не удалось.

Торжественная закладка собора произошла в день 25- летия Бородинского сражения в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года ; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Свод большого купола закончен в 1849 году ; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству ; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Рамазанов и А. В. Логановский. 26 мая (7 июня ) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием ( Рудневым ) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.

Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности. За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова. В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи : 500- летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100- летие Отечественной войны 1812 года, 300- летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма Рождество Христово до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии. Последним ключарём храма был священномученик Александр Хотовицкий ( август ).

Разрушение 5 декабря 1931 года храм - памятник воинской славы был уничтожен взрывом. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Взрывов было проведено два после первого взрыва храм устоял. Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн « Москва », просуществовавший до 90- х годов. Разрушение Храма Христа Спасителя (1931)

История храма очень богата. Про него можно рассказывать очень много, вдаваясь в мельчайшие подробности.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков : краткая иллюстрированная история всех московских храмов : в 4 т. М.: " Издательство АСТ ", Подъяпольская Е. Н. Памятники архитектуры Московской области : Иллюстрированный научный каталог. Вып М.: Стройиздат, Памятники архитектуры Московской области : Каталог в 2 т. ( Под ред. Е. Н. Подъяпольской ) М.: Искусство, 1975 Зодчие Москвы XV-XIX вв. ( Сост. Ю. С. Яралов ) М.: Московский рабочий, 1981 Зодчие Москвы XX в. ( Сост. М. И. Астафьева - Длугач, Ю. П. Волчок, А. М. Журавлев ) М.: Московский рабочий, 1988