Некрасов Николай Алексеевич. Биография Некрасова Николая Алексеевича (1821 77/78)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова"
Advertisements

Жизнь и творчеств о поэта. Село Грешнево находилось недалеко от Волги, и ранние радостные впечатления Некрасова связаны с великой русской рекой которую.
Н.А. Некрасова Работу выполнила ученица 10 класса: Змеева Кристина.
Тема урока: «Я лиру посвятил народу своему…» (Страницы жизни и творчества Н.А.Некрасова) Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдает На борьбу.
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
Николай Алексеевич Некрасов 1821 – Имение Некрасовых Грешнёво Родовое поместье состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял.
Работу выполнил: Рябушенко Павел, 7класс. Учитель: Макарова Т.Е.
НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ Родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина.
Николай Алексеевич Некрасов – русский революционно - демократический поэт.
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел.
Н. А. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов провёл своё детство в селе Грешнёво, недалеко от города Ярославля. Дом стоял в старом саду, за.
Николай Алексеевич Некрасов Николай Алексеевич Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года в Немирове Винницкого уезда Подольской губернии.
– 1877 гг Жизнь и творчество. Н. А.Некрасов Родился Н. А. Некрасов в местечке Немирове подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. детские.
1821 – 1877 гг. Н. А. Некрасов Родился Н. А. Некрасов в местечке Немирове подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. детские годы прошли в.
Выполнил ученик 6ж класса Горошко Александр Учитель И.П. Фукс – 1877 гг Жизнь и творчество 900igr.net.
Н.А.Некрасов Жизнь и творчество.. Детство. Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалёку от Винницы, в местечке Немиров. Детство и юность.
( ). В начале 40-х годов Некрасов становится сотрудником "Отечественных Записок", сначала по библиографическому отделу. Белинский близко с ним.
Поэтом можешь ты не быть, но граждани ном быть обязан!
Тема урока Мир детства глазами Н.А. Некрасова Урок внеклассного чтения.
Транксрипт:

Некрасов Николай Алексеевич

Биография Некрасова Николая Алексеевича ( /78)

В редактор и издатель журнала "Современник", с 1868 г. редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки".В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза мести и печали" поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: "Коробейники" (1861), "Мороз, Красный нос" (1864), "Русские женщины" ( ), "Кому на Руси жить хорошо" ( ) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма "Современники", ). Трагические мотивы в цикле стихов "Последние песни" (1877). Проза. Критика. Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку.

В Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках".В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых "В дороге" (1845) получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.В был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени.

Журнал стал органом революционно-демократических сил.В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).В период общественного подъема х и крестьянской реформы опубликовал "Поэт и гражданин", ("Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" ( ), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", ). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 цикл стихов "Последние песни".Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге.

Издательство "Современник" Выступать в печати с такими идеями было тогда очень трудно. Некоторые писатели, поддерживающие идеи правительства, такие как Фаддей Булгарин, Сенковский и Греч, сплотили вокруг себя – с своих журналах, газетах, альманахах – обширную группу стихотворцев и прозаиков, которые отвлекали внимание читателей от повседневной действительности, прославляя крепостнический строй. Всем этим писателям стихи Некрасова показались неслыханной наглостью. Они набросились на него с бесстыдной бранью. И царская цензура была полностью на их стороне: она либо запрещала, либо вырезала до неузнаваемости его стихи. Булгарин то и дело писал клеветные доносы в Третье отделение на Некрасова, утверждая, что Некрасов коммунист, который горой стоит за революцию. Но Некрасова не смущали ни доносы, ни ругань, ни цензура. Он затеял одно предприятие, которое требовало от него безудержной смелости. В противовес журналам, поддерживающим крепостнический строй, он задумал революционно – демократический журнал, который, несмотря на цензуру, пропогандировал бы идеи освобождения крестьян. В конце 1846 года он раздобыл взаймы денег и вместе с писателем Иваном Панаевым взял в аренду журнал Современник, основанный еще Пушкиным. В Современник перешел он со своими преверженцами – молодыми передовыми писателями. Таким образом, в журнале Некрасова собрались лучшие литературные силы, объединенные ненавистью к крепостному праву. Первая книжка Современника вышла 1 января 1847 года. Впервые в России появился журнал с ярко выраженной революционно – демократической программой. В нем прослеживалась единая позиция по поводу освещения всех вопросов: общественно-политических, литературных, философский, исторических. По случаю выхода первой книжки был дан торжественный обед. Этот обычай отмечать выход каждой книжки сохранился много лет.

В первых же книжках Современника были напечатанны Кто виноват?, Сорока – воровка, Герцена, многие из Записок охотника Тургенева, Псовая охота Некрасова, статьй Белинского и другие произведения, заключавшие протест против строя. Но в 1848 году правительство было испуганно восстаниями и революцией во Франции и ужесточило полицейские меры против распространения всяческих прогрессивных идей, сделав выпуск передового журнала практически невозможным. Наступил цензурный террор. Не пропускали в печать практически ничего, во всем видели проявление прогрессивных идей. Под красными чернилами цензора погибало больше половины произведений, предназначенных для печати в Современнике. Нужно было срочно добывать статьи и рассказы, которым грозила такая же участь. Но Некрасов срочно засел вместе с А.Я. Панаевой за новый роман Три стороны света, который писал по ночам, так как днем был занят своим журналом. Роман был написан исключительно для того, чтобы заполнить страницы романа, но и здесь удались выразить протест против ненавистного строя. Бывало, запрусь, засвечу огни и пишу, пишу, – вспоминал Некрасов об этой работе, мне случалось писать без отдыху более суток. Времени не замечаешь. Никуда ни ногой. Огни горят, не знаешь, день ли, ночь ли; приляжешь на час, другой – и опять то же.

Работа была титаническая. Чтобы выпустить одну книжку Современника он читал около двенадцати тысяч страниц разных рукописей, правил до шестидесяти печатных листов корректуры (то есть девятьсот шестьдесят страниц), из которых половину уничтожала цензура, писал множество писем цензорам, сотрудникам – и порой сам удивлялся, как паралич не хватил его правую руку. Принимаясь за издание Современника Некрасов надеялся, что Белинский будет играть руководящую роль в издательстве. Но в 1847 году Белинский умер. Не было тогда в России другого писателя, который мог бы стать таким же властителем дум целого поколения, каким был Белинский. Но через несколько лет после смерти Белинского Некрасов призвал на работу его учеников, продолжателей дела русской революционной демократии – Добролюбова и Чернышевского. Начиная с 1855 года у Некрасова наступил расцвет творчества. Появляется поэма Саша. Некрасов писал Тургеневу: Помнишь, на охоте как- то прошептал я тебе начало рассказа в стихах – оно тебе понравилось; весной нынче в Ярославле я этот рассказ написал, и так как это сделано единственно по твоему желанию, то и посвятить его желаю тебе…. В этом произведении Некрасов обличает так называемых лишних людей, то есть либеральных дворян, которые выражали свои чувства не делами, а громкими фразами. Поэма Саша было принята читателем, особенно демократически настроенной интеллигенцией. Чернышевский и Добролюбов оценили поэму, но по цензурным соображениям не могли выступить полной оценкой произведения.

В 1856 году Некрасов выпустил свой сборник Стихотворения Н. Некрасова – первый стихотворный сборник поэта, для которого он отобрал сои лучшие стихотворения, написанные им в период с 1845 по 1856 год. Сборник открывало стихотворение Поэт и гражданин, в котором звучала мысль о том, что поэзия – это важное общественное дело, что долг каждого человека быть гражданином своей родины. В сборник входили такие стихотворения поэта как В дороге, Псовая охота, Саша, Современная ода, Родина, Огородник, Забытая деревня и другие стихотворения поэта, обличающие ненавистный политический режим, помещиков, крепостное право. Поэма Коробейники была связанна с реальными фактами и реальным лицом Г. Я. Захаровым, которому Некрасов посвятил свое стихотворение. Однажды Гаврила Яковлевич рассказал ему историю об убийстве двух коробейников, которое произошло в лесу. Этот рассказ с незначительными изменениями лег в основу поэмы. Это была первая поэма, написанная не только о народе, но и для народа. В начале 60-х годов Некрасов работает над поэмой Мороз, Красный нос. В ней поэт рассказывает пореформенную жизнь крестьянина, характер его труда, народные обычаи и нравы. В августе 1863 года Николай Алексеевич из Ярославля ездил в Нижний Новгород на ярмарку на пароходе. Во время поездки Некрасов и закончил поэму, которую посвятил вскоре своей сестре Анне Алексеевне. Полностью поэма была опубликована в Современнике в первых номерах за 1864 год. Она вызвала резко отрицательную реакцию славянофильской критики и глубокое сочувствие демократической критики. Признание выразил в своем письме сын декабриста Михаил Сергеевич Волконский: Сейчас я прочел ваш Мороз. Он пробрал меня до кости и не холодом, – а до глубины души тем теплым чувством, которым пропитано это прекрасное произведение…

В 1865 году Некрасов опубликовал в Современнике цикл стихотворений О погоде, представляющих собой сатирическое изображение пореформенной российской действительности. В нем поэт дает исторически полную характеристику Петербурга 60-х годов с точки зрения революционера – демократа. В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: Дядюшка Яков, Пчелы, Генерал Топтыгин, Дедушка Мазай и зайцы. Дедушка Мазай и зайцы имеет под собой реальную основу. Дед Мазай, писал М.М. Пришвин, жил не только в воображении Некрасова, а действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев, а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки. Но в 1861 году умирает Добролюбов. Через год арестован и сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство решает раз и навсегда разделаться с ненавистным журналом. В 1865 году Современник был запрещен. Но долго без журнала Некрасов обходиться не мог. Через два года он основывает журнал Отечественные записки, его соавтором становится Салтыков Щедрин.

Подлинная народность на страницах поэмы Н. А. Некрасова «Коробейники» ПОДЛИННАЯ НАРОДНОСТЬ НА СТРАНИЦАХ ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА «КОРОБЕЙНИКИ» Новым словом в поэзии Некрасова явилась поэма «Коробей ники», написанная в 1861 году. Главным ее достоинством яви лась народность, раскрытая поэтом со многих сторон. Уже сам< посвящение: «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьяни ну деревни Шоды, Костромской губернии)» задает тон пове ствованию. «Коробейники» о крестьянах и для них; Некра сов мечтал о времени, когда народ будет грамотным и стане читать хорошие книги: Эх! Эх! Придет ли времечко, Когда (приди, желанное!..), Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого Белинского и Гоголя С базара понесет? Но Николай Алексеевич Некрасов не просто бесплодно ме* тал, а своей подвижнической деятельностью и творчеством npi ближал это время. Хотя произведение предназначалось для массового народнс го чтения, оно не стало от этого менее замечательным в худе жественном плане. Ни о каком упрощении нет и речи. «Эй, Федорушки! Варварушки! Отпирайте сундуки! Выходите к нам, сударушки, Выносите пятаки!» Жены мужние молодушки К коробейникам идут. Красны девушки-лебедушки Новины свои несут. Сам сюжет поэмы выхвачен из народной жизни Гавриле Яковлевичем Захаровым и рассказан автору. Но содержание призведения не ограничивается трагической судьбой коробейников Это эпическая поэма, охватывающая многие стороны народной русской жизни. Царь дурит народу горюшко! Точит русскую казну, Красит кровью Черно морюшко, Корабли валит ко дну. Как видим, в поэме отразились и события русско-турецкой войны. В «Коробейниках» слышится подлинно народное отношение к этому кровавому событию. Перевод свинцу да олову, Да удалым молодцам. Весь народ повесил голову, Стон стоит по деревням. Поэма достаточно многопланова, важную роль в ней играет любовь, в которой раскрылись глубины души одного из самых привлекательных женских образов в поэзии Некрасова крестьянки Катеринушки. Хорошо было детинушке Сыпать ласковы слова, Да трудненько Катеринушке Парня ждать до Покрова. '«Ой, легка, легка коробушка, плеч не режет ремешок! всего взяла зазнобушка Бирюзовый перстенек...» «Ты женись, женись на мне!

Ни тебе, ни свекру-батюшке Николи не согрублю, От свекрови, твоей матушки. Слово всякое стерплю. Не дворянка, не купчиха я, Да и нравом-то смирна. Буду я невестка тихая. Работящая жена...» Любовь вызвала к жизни могучую песенную стихию. Известно, как глубоко вошла в сознание, стала и по бытованию народной чисто литературная некрасовская «Коробушка», по определению А. Блока, «великая песня». «Ой, полна, полна коробушка, Есть и ситцы и парча. Пожалей, моя зазнобушка, Молодецкого плеча! Выди, выди в рожь высокую! Там до ночки погожу, А завижу черноокую Все товары разложу...» Но поэма дает и эпические картины русской жизни с зарисовками помещичьего быта, с массовыми крестьянскими сценами. История о Титушке- ткаче, «Песня убогого странника», пропетая на одной томительной рыдающей ноте с однообразным припевом, органично входят в состав поэмы, которая все время как бы растет изнутри, «обрастая» новыми и новыми эпизодами. Не случайно в основу ее заложен сюжет путешествие, дающий возможность широко и всесторонне охватить русскую народную жизнь. «Эй вы, купчики- голубчики, К нам ступайте ночевать!» Ночевали наши купчики, Утром тронулись опять. Полегоньку подвигаются, Накопляют барыши. Некрасов не идеализирует народную жизнь. Она скудна и сурова, порой драматична. В темном лесу от рук лихого лесника гибнут коробейники. Коробейники отпрянули, Бог помилуй смерть пришла! Почитай что разом грянули Два ружейные ствола. Без словечка Ванька валится, С криком падает старик... ' Это уникальная поэма. В самом ее ритме заложен песенный мотив. Известный русский критик Аполлон Григорьев писал: «Одной этой поэмы достаточно, чтобы убедить каждого, насколько Некрасов поэт почвы, поэт народный, то есть насколько поэзия его «органически связана с жизнью». Дождик, что ли, собирается, Ходят по небу бычки, Вечер пуще надвигается, Прытче идут мужички. Пес бежит сторонкой, нюхает, Поминутно слышит дичь, Чу! как ухалица ухает, Чу! ребенком стонет сыч.

Коробейники 1Кумачу я не хочу, Китайки не надо. (Песня) "Ой, полна, полна коробушка, Есть и ситцы и парча. Пожалей, моя зазнобушка, Молодецкого плеча! Выди, выди в рожь высокую! Там до ночки погожу, А завижу черноокую – Все товары разложу. Цены сам платил не малые,Не торгуйся, не скупись: Подставляй-ка губы алые, Ближе к милому садись!" Вот и пала ночь туманная, Ждет удалый молодец. Чу, идет!- пришла желанная, Продает товар купец. Катя бережно торгуется, Всё боится передать. Парень с девицей целуется, Просит цену набавлять. Знает только ночь глубокая, Как поладили они. Распрямись ты, рожь высокая, Тайну свято сохрани! "Ой! легка, легка коробушка, Плеч не режет ремешок! А всего взяла зазнобушка

Бирюзовый перстенек. Дал ей ситцу штуку целую, Ленту алую для кос, Поясок - рубаху белую Подпоясать в сенокос – Всё поклала ненаглядная В короб, кроме перстенька: "Не хочу ходить нарядная Без сердечного дружка! "То-то, дуры вы, молодочки! Не сама ли принесла Полуштофик сладкой водочки? А подарков не взяла! Так постой же! Нерушимое Обещаньице даю: Опорожнится коробушка, На Покров домой приду И тебя, душа-зазнобушка, В божью церковь поведу! «Вплоть до вечера дождливого Молодец бежит бегом И товарища ворчливого Нагоняет под селом. Старый Тихоныч ругается: "Я уж думал, ты пропал!« Ванька только ухмыляется – Я-де ситцы продавал! 2 Зачали-почали Поповы дочери

(припев деревенских торгашей) "Эй,Федорушки! Варварушки! Отпирайте сундуки! Выходите к нам, сударушки, Выносите пятаки! «Жены мужние – молодушки К коробейникам идут, Красны девушки-лебедушки Новины свои несут. И старушки вожеватые, Глядь, туда же приплелись. "Ситцы есть у нас богатые, Есть миткаль, кумач и плис. Есть у нас мыла пахучие – По две гривны за кусок, Есть румяна нелинючие – Молодись за пятачок! Видишь, камни самоцветные В перстеньке как жар горят. Есть и любчики заветные – Хоть кого приворожат! "Началися толки рьяные, Посреди села базар, Бабы ходят словно пьяные, Друг у дружки рвут товар. Старый Тихоныч так божится Из-за каждого гроша, Что Ванюха только ежится: "Пропади моя душа! Чтоб тотчас же очи лопнули,

А потом и коробейников Поругала баба всласть: "Принесло же вас, мошейников! Вот уж подлинно напасть! Вишь вы жадны, как кутейники. Из села бы вас колом!.. "Посмеялись коробейники И пошли своим путем. 3 Уж ты пей до дна, коли хошь добра, а не хошь добра, так не пей до дна. Старинная былина За селом остановилися, Поделили барыши И на церковь покрестилися, Повздыхали от души. Чтобы с места мне не встать, Провались я!.."Глядь - и хлопнули По рукам! Ну, исполать! Не торговец - удивление! Как божиться-то не лень... Долго, долго всё селение Волновалось в этот день. Где гроши какие медные Были спрятаны в мотках, Всё достали бабы бедные, Ходят в новеньких платках. Две снохи за ленту пеструю Расцарапалися в кровь. На Феклушку, бабу вострую, Раскудахталась свекровь.

"Славно, дядя, ты торгуешься! Что не весел? ох да ох!"- "В день теперя не отплюешься, Как еще прощает бог: Осквернил уста я ложию – Не обманешь - не продашь!« И опять на церковь божию Долго крестится торгаш. "Кабы в строку приходилися Все-то речи продавца, Все давно бы провалилися До единого купца – Сквозь сырую землю-матушку Провалились бы... эх-эх!"- "Понагрел ты Калистратушку." -"Ну, его нагреть не грех, Сам снимает крест с убогого".- "Рыжий, клином борода".- "Нашим делом нынче многого Не добыть - не те года! Подошла война проклятая Да и больно уж лиха, Где бы свадебка богатая – Цоп в солдаты жениха! Царь дурит - народу горюшко! Точит русскую казну, Красит кровью Черно морюшко, Корабли валит ко дну. Перевод свинцу да олову, Да удалым молодцам.

Весь народ повесил голову, Стон стоит по деревням. Ой! бабье неугомонное, Полно взапуски реветь! Причитанье похоронное Над живым-то рано петь! Не уймешь их! Как отпетого Парня в город отвезут. Бабы сохнут с горя с этого, Мужики в кабак идут. Ты попомни целовальника, Что сказал - подлец седой! "Выше нет меня начальника, Весь народ - работник мой! Лето, осень убиваются, А спроси-ка, на кого Православные стараются? Им не нужно ничего! Всё бессребренники, сватушка, Сам не сею и не жну, Что родит земля им, матушка, Всё несут в мою казну!» "Пропилися, подоконники, Где уж баб им наряжать! В город едут, балахонники, Ходят лапти занимать! Ой, ты зелие кабашное, Да китайские чаи, Да курение табашное! Бродим сами не свои.

С этим пьянством да курением Сломишь голову как раз. Перед светопреставлением, Знать, война-то началась. Грянут, грянут гласы трубные! Станут мертвые вставать! За дела-то душегубные Как придется отвечать? Вот и мы гневим всевышнего..."- "Полно, дядя! Страшно мне! Уж не взять рублишка лишнего На чужой-то стороне?..« 4 Ай, барыня! барыня!(Песня) "Эй вы, купчики-голубчики, К нам ступайте ночевать!« Ночевали наши купчики, Утром тронулись опять. Полегоньку подвигаются, Накопляют барыши, Чем попало развлекаются По дороге торгаши. По реке идут - с бурлаками Разговоры заведут: "Кто вас спутал?"- и собаками Их бурлаки назовут. Поделом вам, пересмешники, Лыком шитые купцы!.. Потянулись огурешники,

"Эй! просыпал огурцы!» Ванька вдруг как захихикает И на стадо показал: Старичонко в стаде прыгает За савраской,- длинен, вял, И на цыпочки становится, И лукошечком манит – Нет! проклятый конь не ловится! Вот подходит, вот стоит. Сунул голову в лукошечко,- Старичок за холку хвать! «Эй! еще, еще немножечко!"- Нет! урвался конь опять И, подбросив ноги задние, Брызнул грязью в старика. "Знамо в стаде-то поваднее, Чем в косуле мужика! Эх ты, пареный да вяленый! Где тебе его поймать? Потерял сапог-то валяный, Надо новый покупать? «Им обозники военные Попадались иногда: "Погляди-тко, турки пленные, Эка пестрая орда! «Ванька искоса поглядывал На турецких усачей И в свиное ухо складывал Полы свиточки своей: "Эй вы, нехристи, табашники,

Карачун приходит вам!.. "Попадались им собашники: Псы носились по кустам, А охотничек покрикивал, В роги звонкие трубил, Чтобы серый зайка спрыгивал, В чисто поле выходил. Остановятся с ребятами: "Чьи такие господа?"- "Кашпирята с Зюзенятами... Заяц! вон гляди туда! "Всполошилися борзители: "Ай! а-ту его! а-ту!"Ну собачки! Ну губители! Подхватили на лету... Посидели на пригорочке, Закусили как-нибудь (Не разъешься черствой корочки) И опять пустились в путь. "Счастье, Тихоныч, неровное, Нынче выручка плоха".- "Встрелось нам лицо духовное -Хуже не было б греха. Хоть душа-то христианская, Согрешил - поджал я хвост".- "Вот усадьбишка дворянская, Завернем?.."- "Ты, Ваня, прост! Нынче баре деревенские Не живут по деревням, И такие моды женские

Завелись.. куда уж нам! Хоть бы наша: баба старая, Угреватая лицом, Безволосая, поджарая, А оделась - стог стогом! Говорить с тобой гнушается: Ты мужик, так ты нечист! А тобой-то кто прельщается? Долог хвост, да не пушист! Ой ты, барыня спесивая, Ты стыдись глядеть на свет! У тебя коса фальшивая, Ни зубов, ни груди нет, Всё подклеено, подвязано! Город есть такой: Париж, Про него недаром сказано: Как заедешь - угоришь. По всему по свету славится, Мастер по миру пустить; Коли нос тебе не нравится, Могут новый наклеить! Вот от этих-то мошейников, Что в том городе живут, Ничего у коробейников Нынче баре не берут. Черт побрал бы моду новую! А бывало в старину Приведут меня в столовую, Все товары разверну; Выдет барыня красивая,

С настоящею косой, Вожеватая, учтивая, Детки выбегут гурьбой, Девки горничные, нянюшки, Слуги высыплют к дверям. На рубашечки для Ванюшки И на платья дочерям Всё сама, руками белыми Отбирает не спеша, И берет кусками целыми – Вот так барыня-душа! "Что возьмешь за серьги с бусами? Что за алую парчу? "Я тряхну кудрями русыми, Заломлю - чего хочу! Навалит покупки кучею, Разочтется - бог с тобой!.. А то раз попал я к случаю За рекой за Костромой. Именины были званые – Расходился баринок! Слышу, кличут гости пьяные: "Подходи сюда, дружок! «Подбегаю к ним скорехонько. "Что возьмешь за короб весь? «Усмехнулся я легохонько: "Дорог будет, ваша честь". Слово за слово, приятели Посмеялись меж собой Да три сотни и отпятили,

Не глядя, за короб мой. Уж тогда товары вынули Да в девичий хоровод Середи двора и кинули: «Подбирай, честной народ! «Закипела свалка знатная. Вот так были господа: Угодил домой обратно я На девятый день тогда! 5 - Много ли верст до Гогулина? - - Да обходами три, а прямо-то шесть) - (Крестьянская шутка) - Хорошо было детинушкеСыпать ласковы слова, Да трудненько Катеринушке Парня ждать до Покрова. Часто в ночку одинокую Девка часу не спала, А как жала рожь высокую, Слезы в три ручья лила! Извелась бы неутешная, Кабы время горевать, Да пора страдная, спешная – Надо десять дел кончать. Как ни часто приходилося Молодице невтерпеж, Под косой трава валилася, Под серпом горела рожь. Изо всей-то силы-моченьки

Не дворянка, не купчиха я, Да и нравом-то смирна, Буду я невестка тихая, Работящая жена. Ты не нудь себя работою, Силы мне не занимать, Я за милого с охотою Буду пашенку пахать. Ты живи себе гуляючи За работницей женой, По базарам разъезжаючи, Веселися, песни пой! А вернешься с торгу пьяненький – Накормлю и уложу! "Спи пригожий, спи, румяненький!"- Молотила по утрам, Лен стлала до темной ноченьки По росистым по лугам. Стелет лен, а неотвязная Дума на сердце лежит: "Как другая девка красная Молодца приворожит? Как изменит? как засватает На чужой на стороне? "И у девки сердце падает: "Ты женись, женись на мне! Ни тебе, ни свекру-батюшке Николи не согрублю, От свекрови, твоей матушки, Слово всякое стерплю.

Больше слова не скажу. Видит бог, не осердилась бы: Обрядила бы коня Да к тебе и подвалилась бы: "Поцелуй, дружок, меня!.. "Думы девичьи заветные, Где вас все-то угадать? Легче камни самоцветные На дне моря сосчитать. Уж овечка опушается, Чуя близость холодов, Катя пуще разгорается... Вот и праздничек Покров! "Ой, пуста, пуста коробушка, Полон денег кошелек. Жди-пожди, душа зазнобушка, Не обманет мил-дружок! "Весел Ванька. Припеваючи, Прямиком домой идет. Старый Тихоныч, зеваючи, То и дело крестит рот. В эту ночку не уснулося Не минуточку ему. Как мошка-то пораздулася, Так бог знает почему Всё такие мысли страшные Забираются в башку. Прощелыги ли кабашные Подзывают к кабаку, Попадутся ли солдатики -

Коробейник сам не свой: "Проходите с богом, братики!"- И ударится рысцой. Словно пятки-то иголками Понатыканы - бежит. В Кострому идут проселками, По болоту путь лежит, То кочажником, то бродами. "Эх пословица-то есть: Коли три версты обходами, Прямиками будет шесть! Да в Трубе, в селе, мошейники Сбили с толку, мужики: "Вы подите, коробейники, В Кострому-то напрямки: Верных сорок с половиною По нагорной стороне, А болотной-то тропиною Двадцать восемь". Вот оне! Черт попутал - мы поверили, А кто версты тут считал?"- "Бабы их клюкою меряли,- Ванька с важностью сказал.- Не ругайся! Сам я слыхивал, Тут дорога попрямей".- "Дьявол, что ли, понапихивал Этих кочек да корней? Доведись пора вечерняя, Не дойдешь - сойдешь с ума! Хороша наша губерния,

Славен город Кострома, Да леса, леса дремучие, Да болота к ней ведут, Да пески, пески сыпучие..."- "Стой-ка, дядя, чу, идут!« 6 Только молодец и жив бывал. (Старинная былина) Не тростник высок колышется, Не дубровушки шумят,- Молодецкий посвист слышится, Под ногой сучки трещат. Показался пес в ошейничке, Вот и добрый молодец: "Путь-дорога, коробейнички!" -"Путь-дороженька, стрелец!"- "Что ты смотришь?" – "Не прохаживалТы, как давеча в Трубе Про дорогу я расспрашивал?"- "Нет, почудилось тебе Трои сутки не был дома я, Жить ли дома леснику?"- "А кажись, лицо знакомое",- Шепчет Ванька старику. "Что вы шепчетесь?" – "Да каемся, Лучше б нам горой идти. Так ли, малый, пробираемся В Кострому?" – "Нам по пути,Я из Шуньи". – "А далеко ли До деревни, до твоей?"

-"Верст двенадцать. А по многу ли Поделили барышей?"- "Коли знать всю правду хочется, Весь товар несем назад". Лесничок как расхохочется! "Ты, я вижу, прокурат! Кабы весь, небось не скоро бы Шел ты, старый воробей! «-И лесник приподнял коробыНа плечах у торгашей. "Ой! легохоньки коробушки, Всё повыпродали, знать? Наклевалися воробушки, Полетели отдыхать!"- "Что, дойдем в село до ноченьки?" -"Надо, парень, добрести, Сам устал я, нету моченьки – Тяжело ружье нести. Наше дело подневольное, День и ночь броди в лесу «.И с плеча ружье двуствольное Снял – и держит на весу. "Эх вы, стволики-голубчики! Больно вы уж тяжелы". Покосились наши купчики На тяжелые стволы: Сколько ниток понамотано! В палец щели у замков. "Неужели, парень, бьет оно?"- "Бьет на семьдесят шагов".

Деревенский, видно, плотничек Строит ложу - тяп да ляп! Да и сам христов охотничек Ростом мал и с виду слаб. Выше пояса замочена Одежонка лесника, Борода густая склочена, Лычко вместо пояска. А туда же пес в ошейнике, По прозванию Упырь. Посмеялись коробейники: "Эх ты, горе-богатырь!.. "Час идут, другой. "Далеко ли?"-"Близко".- "Что ты?" У реки Курапаточки закокали. И детина взвел курки. "Ай, курочки! важно щелкнули, Хоть медведя уложу! Что вы, други, приумолкнули? Запоем для куражу! "Коробейникам не пелося: Уж темнели небеса, Над болотом засинелася, Понависнула роса. "День-деньской и так умелешься, Сам бы лучше ты запел... Что ты?.. эй! в кого ты целишься?"- "Так, я пробую прицел... "Дождик, что ли собирается, Ходят по небу бычки,

Вечер пуще надвигается, Прытче идут мужики. Пес бежит сторонкой, нюхает, Поминутно слышит дичь. Чу! как ухалица ухает, Чу! ребенком стонет сыч. Поглядел старик украдкою: Парня словно дрожь берет. "Аль спознался с лихорадкою?"- "Да уж три недели бьет,Полечи!"- А сам прищурился, Словно в Ваньку норовит. Старый Тихоныч нахмурился. "Что за шутки!- говорит.- Чем шутить такие шуточки, Лучше песни петь и впрямь. Погодите полминуточки – Затяну лихую вам! Знал я старца еле зрячего, Он весь век с сумой ходил И про странника бродячего Песню длинную сложил. Ней от старости, ней с голоду Он в канавке кончил век, А живал богато смолоду, Был хороший человек, Вспоминают обыватели. Да его попутал бог: По ошибке заседатели Упекли его в острог:

Нужно было из Спиридова Вызвать Тита Кузьмича, Описались - из Давыдова Взяли Титушку-ткача! Ждет сердечный: "Завтра, нонче ли Ворочусь на вольный свет? "Наконец и дело кончили, А ему решенья нет. "Эй, хозяйка! нету моченьки. Ты иди к судьям опять! Изойдут слезами оченьки, Как полотна буду ткать? "Да не то у Степанидушки Завелося на уме: С той поры ее у Титушки Не видали уж в тюрьме. Захворала ли, покинула,- Тит не ведал ничего. Лет двенадцать этак минуло – Призывают в суд его. Пред зерцалом, в облачении Молодой судья сидел. Прочитал ему решение Расписаться повелел И на все четыре стороны Отпустил - ступай к жене! "А за что вы, черны вороны, Очи выклевали мне? "Тут и сам судья покаялся: "Ты прости, прости любя!

Вправду ты задаром маялся, Позабыли про тебя! "Тит - домой. Поля не ораны, Дом растаскан на клочки, Продала косули, бороны, И одежу, и станки, С барином слюбилась женушка, Убежала в Кострому. Тут родимая сторонушка Опостылела ему.Плюнул! Долго не разгадывал, Без дороги в путь пошел. Шел - да песню эту складывал, Сам с собою речи вел. И говаривал старинушка: "Вся-то песня - два словца, А запой ее, детинушка, Не дотянешь до конца! Эту песенку мудреную Тот до слова допоет, Кто всю землю, Русь крещеную, Из конца в конец пройдет". Сам ее христов угодничек Не допел - спит вечным сном. Ну! подтягивай, охотничек! Да иди ты передом! ПЕСНЯ УБОГОГО СТРАННИКА Я лугами иду - ветер свищет в лугах: Холодно, странничек, холодно, Холодно, родименькой, холодно!

Я лесами иду - звери воют в лесах: Голодно, странничек, голодно, Голодно, родименькой, голодно! Я хлебами иду - что вы тощи, хлеба? С холоду, странничек, с холоду, С холоду, родименькой, с холоду! Я стадами иду: что скотинка слаба? С голоду, странничек, с голоду, С голоду, родименькой, с голоду! Я в деревню: мужик! ты тепло ли живешь? Холодно, странничек, холодно, Холодно, родименькой, холодно! Я в другую: мужик! хорошо ли ешь, пьешь? Голодно, странничек, голодно, Голодно, родименькой, голодно! Уж я в третью: мужик! что ты бабу бьешь? С холоду, странничек, с холоду, С холоду, родименькой, с холоду! Я в четверту: мужик! что в кабак ты идешь? С голоду, странничек, с голоду, С голоду, родименькой, с голоду! Я опять во луга - ветер свищет в лугах: Холодно, странничек, холодно, Холодно, родименькой, холодно! Я опять во леса - звери воют в лесах: Голодно, странничек, голодно, Голодно, родименькой, голодно! Я опять во хлеба,- Я опять во стада",-и т. д.

Пел старик, а сам поглядывал: Поминутно лесничок То к плечу ружье прикладывал, То потрогивал курок. На беду, ни с кем не встретишься! "Полно петь... Эй, молодец! Что отстал?.. В кого ты метишься? Что ты делаешь, подлец!"- "Трусы, трусы вы великие!"- И лесник захохотал (А глаза такие дикие!). "Стыдно!- Тихоныч сказал.- Как не грех тебе захожего Человека так пугать? А еще хотел я дешево Миткалю тебе продать! "Молодец не унимается, Штуки делает ружьем, Воем, лаем отзывается Хохот глупого кругом. "Эй, уймись! Чего дурачишься?- Молвил Ванька.- Я молчу, А заеду, так наплачешься, Разом скулы сворочу! Коли ты уж с нами встретился, Должен честью проводить "А лесник опять наметился. "Не шути!" – "Чаво шутить!"- Коробейники отпрянули, Бог помилуй - смерть пришла!

Почитай что разом грянули Два ружейные ствола. Без словечка Ванька валится, С криком падает старик... В кабаке бурлит, бахвалится Тем же вечером лесник: "Пейте, пейте, православные! Я, ребятушки, богат; Два бекаса ныне славные Мне попали под заряд! Много серебра и золотца, Много всякого добра Бог послал!" Глядят, у молодцаТочно - куча серебра. Подзадорили детинушку - Он почти всю правду бух! На беду его – скотинушку Тем болотом гнал пастух: Слышал выстрелы ружейные, Слышал крики... "Стой! винись!.. "И мирские и питейные Тотчас власти собрались. Молодцу скрутили рученьки. "Ты вяжи меня, вяжи, Да не тронь мои онученьки!"- "Их-то нам и покажи! "Поглядели: под онучами Денег с тысячу рублей – Серебро, бумажки кучами. Утром позвали судей, Судьи тотчас всё доведали (Только денег не нашли!), Погребенью мертвых предали, Лесника в острог свезли... (Август 1861)