Комментарий проблемы публицистического текста Часть С merelenko-su.uCoz.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные содержательные приемы компрессии текста Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.
Advertisements

Сжатое изложение Методика обучения. Сжатое изложение проверяет: 1. Умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном.
Проблема (К1) Это сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего текста. Весь авторский текст посвящён исследованию этого вопроса-проблемы.
Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста Цели урока: 1.Рассмотреть этапы написания сочинения; 2.Рассмотреть критерии оценивания сочинения;
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Свертывание информации на уроках развития речи Комментирование проблемы исходного текста Учитель Бауло Е.М. МОУ СОШ 2 г. Унеча Брянской обл.
Готовимся к ЕГЭ – 2014 (В 3). По материалам открытого банка заданий ФИПИ.
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Мастер-класс учителя русского языка и литературы Пушкиной М.И. на тему «Пишем сочинение на ОГЭ. Задание 15.3» Районное методическое объединение учителей.
План эссе Часть С. Вступление Содержание Подход к проблеме. Должно прозвучать ключевое слово Примерные схемы «Каждый из нас знает, что… Но не все понимают…
Государственная итоговая аттестация Комплексный анализ текста Сочинение-рассуждение С2.2.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
ЕГЭ, русский язык Задание С Определение позиции автора.
СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА ИСКЛЮЧЕНИЕ подробностей и деталей ОБОБЩЕНИЕ частных, единичных явлений УПРОЩЕНИЕ синтаксических конструкций.
Стандарты нового поколения и новое качество образования.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Подготовка к выполнению части С на ЕГЭ. Алгоритм работы над сочинением 1) Читаю текст. 2) Вникаю в содержание (интерпретирую). 3) Задаю себе вопросы по.
Тема урока: «Сочинение- рассуждение по данному тексту». (По рассказу К.Г.Паустовского «Старый повар»).
Транксрипт:

Комментарий проблемы публицистического текста Часть С merelenko-su.uCoz.ru

Вы выделили одну из проблем исходного текста. Теперь ее надо прокомментировать. Обратите внимание на то, что, определяя проблему, мы начинаем анализировать текст, то есть, подбираем материал для комментария.

Что такое комментарий проблемы? Это толкование, разъяснение текста в соответствии с выделенной проблемой. Это вторичный текст, логизированная модель исходного текста, объясняющая его смысл.

Вы объясняете, как автор раскрывает проблему, на какие моменты он обращает внимание, что делает, чтобы мы поняли значимость этой проблемы и согласились с ним.

Вы демонстрируете умения: Видеть развитие авторской мысли. Давать самостоятельно сформулированные пояснительные замечания, которые объясняют смысл исходного текста. Выделять главное в каждой микротеме, исключать второстепенное. Обобщать и упрощать.

В комментарии не должно быть Общих рассуждений о тексте (мы истолковываем проблему!) Комментария другой проблемы Того, о чем не говорит автор. Обильного цитирования (достаточно 1 цитаты в одно небольшое предложение). Пересказа авторского текста

Определите количество микротем в тексте

Выдели микротему, главное оставь, а остальное – упрости. Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого-нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем потому, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слез переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем их всех, а вот они… Мы часто переживаем потому, что не понимают нас, но уверены что сами понимаем окружающих.

Выделите микротему, главное оставь, а остальное – упрости. Но пока мы уверены в этом, пока себя судим менее строго, чем других, как раз и рождается непонимание. Может быть, стоит начать именно с себя, с размышления над тем, чего нам самим не хватает? Возможно, в этом и состоит первый шаг к пониманию. Возможно, первый шаг к пониманию состоит в размышлении над тем, чего недостает нам самим.

Выделите микротему, главное оставь, а остальное – упрости. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение, по точному замечанию одного из писателей, нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем все богатство жизни, ее ситуаций, ее поворотов, чтобы увидеть мысленным взором потаенные уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощенной, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. Для понимания мира и человека необходимо воображение.

Выделите микротему, главное оставь, а остальное – упрости. Но чтобы понять человека, одного воображения мало, нужно еще и пристальное внимание к людям, стремление всмотреться, вслушаться с доброжелательным сочувствием, с сердечным участием. Нужно сострадание, которое побуждает нас прислушиваться не только к словам, но и к интонации, вглядываться не только в явное, но и в незаметное. При таком отношении разность взглядов и чувств никогда не переходит в непонимание. Кроме воображения, для понимания нужно внимание к людям и сострадание к ним.

Виды построения текста Параллельная (веерная) связь Цепная связь

Сопоставьте логическую схему текста и комментарий Пушкин – знамя русской культуры Пушкин создал идеал нации Пушкин во всем создал творческое напряжение Пушкин создал идеал лучших человеческих чувств Пушкин – это наше все

Д. Лихачева волнует вопрос: «Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры?» Автор видит несколько причин величия Пушкина и непреходящего значения его творчества для русской культуры. Одна из причин, по мнению Д. Лихачева, в том, что Пушкин сумел создать идеал нации. Очень важным для автора является и то, что о чем бы поэт ни писал, он умел создавать в своей поэзии «наивысшие явления», особое творческое напряжение. Самое же главное, как отмечает Д. Лихачев, в том, что Пушкин не просто описывал чувства любви, дружбы, печали, он их «преобразовывал», создавал идеал этих чувств. Именно поэтому, по мнению автора, мы и можем утверждать, что «Пушкин наше все». К1 К3

Клише Свои рассуждения автор начинает с… Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает нам о том, что… Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает… Автор обращает наше внимание на то, что… Особенно убедительным в рассуждениях автора оказывается… Очень логично автор переходит к мысли о том, что… Автор исследует, отмечает…. Автор рассказывает нам о ….

Сформулируйте проблему, позицию автора и постройте комментарий. Относиться к музыке как к развлечению – это огромное заблуждение. Музыка делает людей лучше Музыка высекает огонь из сердец Музыка приносит людям утешение Музыка – могучее средство духовного обогащения Музыка пробуждает чувства добрые

Прочитайте текст. Выделите микротемы. (1) Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, не умеем мы пока регулировать стихию. (2) За что и приходится платить. (3) Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей. (4) Гроза. (5) Одно из величественных атмосферных явлений. (6) Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток сотни тысяч ампер. (7) Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8) Ни один! (9) Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты

любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10) Надо только постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того требуют правила. (11) И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12) Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного. (13) Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14) Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15) Дескать, что поделаешь: провода глупые замкнулись что с них возьмёшь? (16) Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания причиной огня является неисправность защитного прибора. (17) Зима у нас сопровождается природными

явлениями, называемыми морозами. (18) И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления… (19) Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разрушению этих коммуникаций они ломаются ото льда, в который превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20) В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего предусмотрены специальные вентили. (21) Операция простенькая, незамысловатая, не правда ли? (22) Но не сливают. (23) В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть-чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24) А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную разгильдяйством систему отопления.

(25) И каждый год одни и те же грабли. (26) Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейки, поплатишься рублём»? (27) Все знают. (28) Но зачем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29) А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление. (По Г. Черникову)

Сформулируйте проблему В чем причина того, что силы природы наносят вред человеку? Человек и силы природы. В чем причина их вражды? Проблема виновности человека перед природой.

Постройте комментарий, используя схему. Силы природы вредят человеку по его же вине Молния опасна, если человек не следит за исправностью грозозащитных приборов Лесные пожары чаще вспыхивают не от молний, а по вине человека Электрические пожары возникают, если человек не следит за исправностью приборов Аварии водопров одов случаютс я из-за «разгильд яйства» человека. Человек сам виноват, что силы природы вредят ему, так как надеется на «авось».

Сопоставь логическую схему текста и комментарий к проблеме. Людей всегда мучают сожаления Самое сильное сожаление о стремительности времени Из-за стремительности времени не удается увидеть мир НО Это не страшно, если будешь видеть необыкновенное рядом с собой

К. Паустовский в своем тексте размышляет о сожалениях, которые мучают человека постоянно. Можно ли как-то от них избавиться? Ответ на этот вопрос и ищет автор. Сначала автор с горечью отмечает, что нет такого снотворного, чтобы усыпить сожаления. Он даже называет два самых сильных сожаления, тесно связанных между собой: о чрезмерной стремительности времени и о том, что «не удалось… увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии». Казалось бы, от сожалений избавиться невозможно, но К. Паустовский знает, как разрешить проблему. Необходимо научиться видеть необыкновенное рядом с собой. По мнению автора, если человек научится ценить впечатления не по количеству, а по качеству, например, будет видеть чудо в капле воды и листьях ольхи, то н перестанет жалеть, что мало увидел, а значит, и не будет жалеть о быстротечности времени, не позволяющей ему видеть многое. К1 К3

К. Паустовский поднимает проблему быстротечности времени. С горечью он отмечает, что время столь стремительно, что человек и оглянуться не успевает, как и детство, и юность незаметно проходят. Самое же печальное, по мнению автора, в том, что из-за этой быстротечности времени человек «не успевает увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии», даже свою страну он не успевает узнать по-настоящему. Однако, по мнению К. Паустовского, все не так уж печально. Необходимо только научиться видеть необыкновенное рядом с собой, ценить впечатления не по количеству, а по качеству. Человек, замечающий чудо в капле воды и листьях ольхи, перестанет жалеть, что мало увидел, а значит, и не будет жалеть о быстротечности времени, не позволяющем ему видеть многое. К1 К3

К. Паустовского волнует проблема того, что человек очень мало успевает увидеть в своей жизни. По его мнению, это связано с тем, что время очень стремительно. Именно эта стремительность времени не позволяет человеку увидеть мир во всем его ошеломляющем и таинственном разнообразии. Можно ли помочь разрешить эту проблему? Автор убежден, что да. Достаточно только научиться видеть необыкновенное рядом с собой, ценить впечатления не по количеству, а по качеству. Например, заметить, что листья ольхи «похожи на детские ладони – с их нежной припухлостью между тоненьких жилок», а в капле воды «отражается калейдоскоп света и красок». К. Паустовский убежден, что «можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много». К1 К3

Почему так важно уметь видеть чудо рядом с собой, ценить впечатления не по количеству, а по качеству? Ответ на этот вопрос ищет К. Паустовский в своем тексте. Он размышляет о сожалениях, которые делают жизнь человека невыносимой, и называет два самых сильных, связанных между собой: сожаление о чрезмерной стремительности времени и сожаление о том, что «не удалось… увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии». Но этот рассказ нужен автору только затем, чтобы помочь нам понять, как от сожалений можно избавиться. К. Паустовский убежден, что справиться с ними поможет именно умение видеть чудо рядом с собой, так как способность ценить впечатления не по количеству, а по качеству позволят перестать сожалеть о том, что мало увидел, а значит, и о быстротечности времени. Вот почему так важно такое умение. К1 К3

Литература: Долинина Т. А. Учимся писать сочинение. ЕГЭ по русскому языку класс: учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: ГБО УДПО СО «ИРО», 2011.