История русской философии Лекция 6 В. С. Соловьёв Философия всеединства (часть 1) Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Advertisements

История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Теоретические методы НИ Студентки 11-ПСП группы Королевой Анны.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Логика Темы 3-4 Суждение Непосредственные умозаключения МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Лекция 5 Познание. Познание Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания об.
История русской философии Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии Лекция 8 Философы круга В. С. Соловьёва.
Национальные особенности русской философии Т. Ю. Быстрова 2011.
Теория вычислительных процессов 4 курс, 8 семестр Преподаватель: Веретельникова Евгения Леонидовна 1.
Соотношение знания и веры.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
1 Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает ! Абу Шукур.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
В. СОЛОВЬЕВ. «СМЫСЛ ЛЮБВИ». Гимадиева А. фин-106.
Транксрипт:

История русской философии Лекция 6 В. С. Соловьёв Философия всеединства (часть 1) Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии

В. С. Соловьёв ( ) Философские начала цельного знания (1877) Чтения о Богочеловечестве ( ) Россия и Вселенская церковь (1889) Оправдание добра (1895) Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории ( ) Основные сочинения

В. С. Соловьёв Философия всеединства Софиология Вечная женственность Теория цельного знания Недостаточность чувственного восприятия Недостаточность рассудочного мышления Вера как необходимая предпосылка познания Онтология всеединства Понятие всеединства Понятие абсолютного Диалектика абсолютного и относительного Структура всеединства (дедукция категорий органической логики) (часть 2) Софиология (часть 2)

Софиология Вечная Женственность Заранее над смертью торжествуя И цепь времён любовью одолев, Подруга вечная, тебя не назову я, Но ты почуешь трепетный напев… Не веруя обманчивому миру, Под грубою корою вещества Я осязал нетленную порфиру И узнавал сиянье Божества… ТРИ СВИДАНИЯ (Москва – Лондон – Египет. 1862–75–76)

Софиология Вечная Женственность Алтарь открыт… Но где священник, дьякон? И где толпа молящихся людей? Страстей поток, – бесследно вдруг иссяк он. Лазурь кругом, лазурь в душе моей. Пронизана лазурью золотистой, В руке держа цветок нездешних стран. Стояла ты с улыбкою лучистой, Кивнула мне и скрылася в туман. Москва 1862

Софиология Вечная Женственность И вот однажды – к осени то было – Я ей сказал: «О Божества рассвет! Ты здесь, я чую, – что же не явила Себя глазам моим ты с детских лет?». И только я помыслил это слово, Вдруг золотой лазурью всё полно, И предо мной она сияет снова – Одно её лицо – оно одно. Лондон 1875

Софиология Вечная Женственность Я ждал меж тем заветного свиданья, И вот однажды, в тихий час ночной, Как ветерка прохладное дыханье: «В пустыне я – иди туда за мной». Смеялась верно ты, как средь пустыни В цилиндре высочайшем и в пальто, За чёрта принятый, в здоровом бедуине Я дрожь испуга вызвал и за то Чуть не убит… Каир 1876

Софиология Вечная Женственность И долго я лежал в дремоте жуткой, И вот повеяло: «Усни, мой бедный друг!» И я уснул; когда ж проснулся чутко, – Дышали розами земля и неба круг. И в пурпуре небесного блистанья Очами, полными лазурного огня, Глядела ты, как первое сиянье Всемирного и творческого дня. Каир 1876

Софиология Вечная Женственность Что есть, что было, что грядёт вовеки – Всё обнял тут один недвижный взор… Синеют подо мной моря и реки, И дальний лес, и выси снежных гор… Всё видел я, и всё одно лишь было – Один лишь образ женской красоты… Безмерное в его размер входило, – Передо мной, во мне – одна лишь ты. Каир 1876

Софиология Вечная Женственность О лучезарная! тобой я не обманут: Я всю тебя в пустыне увидал… В душе моей те розы не завянут, Куда бы ни умчал житейский вал. Один лишь миг! Видение сокрылось – И солнца шар всходил на небосклон. В пустыне тишина. Душа молилась, И не смолкал в ней благовестный звон. Каир 1876

Теория цельного знания Недостаточность чувственного восприятия В. С. Соловьёв. «Чтения о Богочеловечестве». … Так как мы можем знать об этом мире только по собственным своим ощущениям, по тому, что нами испытывается, так что всё содержание нашего опыта и нашего знания суть наши собственные состояния и ничего более, то всякое утверждение внешнего бытия, соответствующего этим состояниям, является с логической точки зрения лишь более или менее вероятным заключением …

Теория цельного знания Недостаточность рассудочного мышления … Хотя закон причинности и наводит нас на признание внешнего бытия как причины наших ощущений и представлений, но так как самый этот закон причинности есть форма нашего же разума, то применение этого закона ко внешней реальности может иметь лишь условное значение и, следовательно, не может дать безусловного непоколебимого убеждения в существовании внешней действительности: все доказательства этого существования, сводимые к закону причинности, являются, таким образом, лишь как соображения вероятности, а не как свидетельства достоверности … В. С. Соловьёв. «Чтения о Богочеловечестве».

Теория цельного знания Вера как необходимая предпосылка познания В. С. Соловьёв. «Философские начала цельного знания». Мы ощущаем известное действие предмета, мыслим его общие признаки и уверены в его собственном или безусловном существовании. Эта уверенность нисколько не обусловлена ощущениями, получаемыми нами от предмета, и понятием нашим о нём; напротив, объективное значение наших ощущений и понятий прямо обусловлено уверенностью в самостоятельном бытии предмета. Это безусловное существование… составляет очевидно предмет некоторого особого, третьего рода познания, который правильнее может быть назван верой.

Теория цельного знания Общая схема Существование внешней действительности утверждается верою. Содержание внешней действительности даётся опытом. Связь отдельных сведений в цельную систему даётся мышлением. Что есть действительность – мы верим. Что такое она есть – это мы испытываем и знаем. Как она устроена и почему – мы понимаем.

Онтология всеединства Понятие всеединства … Божественное начало не есть только единое, но и всё, не есть только индивидуальное, но и всеобъемлющее существо, не только сущий, но и сущность. В. С. Соловьёв. «Философские начала цельного знания».

Онтология всеединства Понятие всеединства Достойное, идеальное бытие требует одинакового простора для целого и для частей, следовательно, это не есть свобода от особенностей, а только от их исключительности. Полнота этой свободы требует, чтобы все частные элементы находили себя друг в друге и в целом, каждое полагало себя в другом и другое в себе, ощущало в своей частности единство целого и в целом свою частность, – одним словом, абсолютная солидарность всего существующего, Бог – всё во всех. В. С. Соловьёв. «Общий смысл искусства».

Онтология всеединства Понятие всеединства

Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы такого множества тождественны между собой и тождественны целому, но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй, «трансрациональное единство раздельности и взаимопроникнутости», как сформулировал С. Л. Франк. С. С. Хоружий

Онтология всеединства Понятие всеединства

Онтология всеединства Понятие абсолютного Абсолютное (лат. absolutus, законченный, завершённый, полный; доведённый до совершенства; независимый, самостоятельный, свободный; неограниченный, безусловный, от absolvo, отделять, освобождать; заканчивать, завершать) – философский термин, характеризующий самодостаточную, вечную, актуально бесконечную духовную реальность, в которой как в своей основе коренится бытие всего сущего.

Всякое относительное уже по смыслу слова предполагает абсолютное. Абсолютное первоначало может быть только единым. Абсолютное определяется отрицательно как свободное от всего. Абсолютное определяется положительно как обладающее всем. Онтология всеединства Понятие абсолютного

ничто, поскольку оно не есть что-нибудь; всё, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь. Если бы абсолютное утверждало себя только как абсолютное, то именно поэтому и не могло бы им быть, ибо тогда неабсолютное было бы вне его как его отрицание или граница. Для того чтобы быть чем оно есть, абсолютное должно быть противоположным себя самого или единством себя и своего противоположного. Онтология всеединства Диалектика абсолютного и относительного Абсолютное есть ничто и всё:

Онтология всеединства Диалектика абсолютного и относительного

Вопросы?