Оратория: риторический канон Кафедра философии и психологии Преподаватель Олешкевич Надежда Алексеевна канд. филос. наук, доцент Часть 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Advertisements

Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 8.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Тема 2 Основные подходы к построению математических моделей систем Дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов» Специальность
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Как представлять опыт работы учителя. Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; её отбор,
. Презентацию подготовила: Гамаюнова Е.Ю. Использование элементов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
«Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! И.В.Гете «…Метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Требования к написанию НИР Научность; проблематичность; логичность; доказательность и обоснованность положений; правильное.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Транксрипт:

Оратория: риторический канон Кафедра философии и психологии Преподаватель Олешкевич Надежда Алексеевна канд. филос. наук, доцент Часть 1

Требования к знаниям, умениям и навыкам 2 В результате изучения темы студент должен: знать риторический канон и уметь на его основе проводить риторический анализ; –знать способы разворачивания темы (тематизацию и проблематизацию); знать определение концепции и способы ее разработки, а так же структуру научного исследования.

Содержание Оратория 3 1.Риторический анализ 2.Риторический канон 3.Инвенция 4.Способы разворачивания темы (тематизация) 5.Структура и концепция речи (проблематизация) 6.Концепция 7.Разработка концепции 8.Структура и концепция научного исследования 9.Вопросы для самопроверки 10.Рекомендуемая литература

Риторический анализ 4 Для того, чтобы внятно и красиво говорить и писать не достаточно просто знать язык. Необходимо знать правила построения речи. Для этого используется риторический анализ, который позволяет понять, как устроена готовая речь, и проследить путь от мысли к слову. Схемой анализа является риторический канон. Разделы классического риторического канона: 1. Инвенция – изобретение (найти что сказать). 2. Диспозиция – расположение изобретения. 3. Элокуция – словесное оформление мысли. 4. Меморио – запоминание. 5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.

Риторический канон Инвенция 5 Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем (тематизацию и проблематизацию). На этапе инвенции набрасываются идеи и собирается материал, касающиеся рассматриваемой темы или проблемы, обдумается смысл будущей речи. –В собранном материале «общие места» (греч. «топы») – смысловые модели выстраивания речи. Топики представляют собой стандартизированные аспекты рассмотрения любой темы, системы понятий, предполагающих предметные способы мышления. Общие места предполагают систематизацию материала по: определению, роду, виду, соотношению часть – целое, определению сходства – различия, причинно-следственным связям, логическим или аналогическим отношениям, а так же через сравнение или сопоставление по какому-либо признаку.

Смысловая модель: род – вид (таксономичекая) Отражает универсальный закон речи или мышления, умение классифицировать –Суждения выстаиваются от общего к частному – дедукция или от частного к общему – индукция. Пример: описание растения в ботанике. Инвенция Способы разворачивания темы (тематизация) 6

Инвенция Способы разворачивания темы (тематизация) 7 Смысловая модель: определение понятия Предмет речи можно определить через ближайшие родовые и видовые отличия. –В классической риторике определение (дефиниция, экспликация) следует сразу за вступлением Способы построения определений: I способ – подвести под общее понятие. II способ – определить предмет речи через противопоставление. III способ – используя метонимию – через смежность предмета. IV способ – через последовательное перечисление свойств.

Инвенция Способы разворачивания темы (тематизация) 8 Смысловая модель: целое – часть Используется для определения, если: –предмет речи рассматривается как часть целого и рассказывается об этом в целом (орган – организм); –рассматриваются элементы (части) предметов речи и говорят о них в отдельности – анализ, и вновь возвращаются к целому на новом познавательном уровне – синтез (растения и животные в биоценозе). Выделяются или перечисляются только те части предмета, которые функционально значимы. Выделяются самые заметные признаки и свойства, по которым возможно сопоставление.

Смысловая модель: определение (топик) условия вариант 1 Вопросы: Кто? Что? –Параметры: тождество, подобие и сравнение (сходство и различие) Пример развития темы: предмет (что?) компьютер; аудитория (для кого?) для гуманитариев; определение компьютера, устройство (процессор, монитор, клавиатура и др.); периферийные устройства, сети, глобальная сеть и т.д. Сравнение: компьютер и телевизор, компьютер и мобильный телефон (общие функции) и т.д. Инвенция Способы разворачивания темы (тематизация) 9 Смысловая модель: определение (топик) условия вариант 2 Вопросы: Как? С помощью кого? При посредстве чего? –Параметры: метод, способ и образ действия, взаимосвязанные субъекты и объекты, инструменты и т.д. Пример: принципы действия компьютера (передача электрических сигналов, полупроводниковые матрицы, оптический сигнал, цифровое кодирование сигнала), роль человека-оператора, программное обеспечение.

Смысловая модель: определение (топик) условия вариант 3 Вопросы: Где? Когда? –Параметры: место - географически, социально (в каких слоях общества); расстояние (близко-далеко); время (утро-день-ночь), эпоха (современная, классическая) и т.д. Пример: история возникновения компьютера, страны, где впервые появились компьютеры, социальные структуры (сначала только производственное и служебное использование). Время возникновения: 20 в. Счетные машины прошлых веков и т.д. Инвенция Способы разворачивания темы (тематизация) 10 Смысловая модель: определение (топик) условия вариант 4 Вопросы: Зачем? Почему? –Параметры: причины, цели, намерения, последствия и т.д. Пример: почему возникли компьютеры, для чего они сегодня используются, к чему может привести глобальная компьютеризация, последствия в виде информационных войн и т.д.

Инвенция Структура и концепция речи (проблематизация) 11 Культура мышления оратора – это интеллектуальная база, уровень которой определяет качество ораторской деятельности в целом: и с точки зрения формы речи, и с точки зрения содержания. –При подготовке каждого конкретного публичного выступления оратор должен продумать не только то, как он собирается говорить, но и то, что он хочет сказать. Содержательная часть речи называется «концепция» (от лат. conceptio – замысел, конструктивный принцип) – определённый способ понимания (трактовки) какого- либо предмета, явления или процесса, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения.

Ключевые понятия Концепция 12 Разработка концепции Даже небольшое выступление, чтобы оно было по- настоящему качественным, эффективным, требует разработки концепции. –Эта деятельность связана с такими мыслительными операциями, как: осознание и формулирование целей и задач, вычленение разных аспектов в развитии темы, выделение главного и второстепенного, установление системных связей между понятиями и другими составляющими предмета речи, составление плана.

Инвенция Разработка концепции 13 Последовательность шагов, поэтапность в разработке концепции может быть представлена следующим образом: Поиски своего видения предмета речи и темы. Анализ темы, т.е. выбор проблемы для изучения темы. Исследование проблемы через призму имеющегося чужого опыта, ее изучение, «собирание» накопленных в литературе знаний, связанных с данной проблемой. Критическое осмысление чужого опыта, пропускание его через призму своего понимания и наоборот. Анализ и синтез «чужого» и «своего» - формирование позиции и дистанции с реферируемыми текстами.

Инвенция Разработка концепции (продолжение) 14 Поиск своего видения темы необходим потому, что человеку следует говорить лишь о том, в чем он достаточно компетентен. «Свой» взгляд на предмет речи, само наличие такого взгляда – одно из важнейших подтверждений компетентности оратора. Определяя свое понимание темы, нужно представить ее во всей широте, увидеть все ее аспекты, все составляющие. Нужно задавать себе вопросы, касающиеся данной проблемы, например, о главных ее трудностях, о конкретных фактах, событиях, именах, с ней связанных.

Инвенция Разработка концепции (продолжение) 15 Необходимо помнить, что в речи невозможно рассмотреть слишком большой круг вопросов. Следует ограничить рамки выступления, наметив одну или несколько проблем (не больше 3) для обсуждения. В соответствии с ними систематизируются в первом приближении имеющиеся по теме знания и материал: факты, доводы, статистические данные. В результате этих операций формулируются отдельные пункты, тезисы и ходы рассуждения в речи. Тезисы – речевой жанр, в рамках которого тексты строятся как система кратко сформулированных и выстроенных в систему основных положений. Мысли должны быть выражены полными, структурно оформленными предложениями, а не отдельными словами или словосочетаниями.

Инвенция Разработка концепции (продолжение) 16 После формулирования тезисов необходимо заняться изучением литературы по рассматриваемым вопросам. Это можно делать по ключевым словам или именам исследователей. Так экономится время, отсекается лишнее, второстепенное, то, что мало связано с избранной проблемой (темой). На этом этапе важно не просто пополнение знаний, относящихся к теме, но их расширение и углубление путем осмысления всего прочитанного. Такая работа, в свою очередь, приводит к коррекции тезисов, внесения новых деталей, устранения каких-то компонентов в первоначальной концептуальной наметке.

Инвенция Разработка концепции (продолжение) 17 На завершающем этапе идет процесс обобщения и критического разбора собственного первичного и изученного чужого опыта, формируется собственная позиция. Начальный замысел не всегда реализуется: он может сильно измениться или приобрести другие акценты в содержании, в системных отношениях между его элементами. Четко оформляется главная идея, объединяющая все составляющие речи в композиционное целое - текст. Разработка концепции и дальнейшая работа над содержанием, а также формой и строением речи обязательно должны быть сопряжены со стратегией и тактикой речи: т.е. необходимо помнить, что и для кого вы собираетесь говорить. Окончательные отредактированные тезисы следует записать и использовать как опорный конспект.

Ключевые понятия Концепция научного исследования 18 Любое научное исследование включает следующие этапы: Этап I. Постановка проблемы. Этап II. Познание предмета исследования. Этап III. Методологическое (теоретическое) решение проблемы. Этап IV. Методическое (исследовательское, экспериментальное) решение проблемы. Этап V. Внедрение методических рекомендаций в практику (эксперимент). Этап VI. Описание результатов исследования. Этап VII. Выводы и применимость результатов.

Инвенция Структура научного исследования 19 Концептуальное содержание научного исследования (курсовой, дипломной, диссертационной работы) прописывается во введении. Структура введения: 1. Поясняется тема: главная мысль, идейное содержание, предмет повествования, задание, которое надо разработать. 2. Актуальность темы исследования: то, чем интересна тема, тема в научном, историческом, художественном контексте. 3. Проблема: сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения исследования. 4. Объект исследования: то, что мы собираемся исследовать. Это область реальной действительности, которую исследует данная наука.

Инвенция Структура научного исследования (продолжение) Предмет исследования: аспекты объекта исследования, которые позволяет нам исследовать наш предмет (дисциплина). Объект остается один и тот же, а предметность меняется. Предмет – это объект, в зависимости от выбранной нами точки зрения. Способа видения объекта с позиций данной науки. 6. Степень изученности проблемы: общая характеристика источников, какие исследователи и теоретики обращались к этой теме, какие написали книги и про что (важна характеристика источника с точки зрения того, что это за источник: научное произведение, популярное, научно-популярное, отзыв современника или концептуальное осмысление).

Инвенция Структура научного исследования (продолжение) Идея (гипотеза): главная, основная мысль научного произведения, общее понятие о предмете, лежащее в основе логического построения произведения. Положения, доказываемые и защищаемые в процессе исследования. 8. Задачи: разбивка целей по параграфам (пунктам плана). 9. Методологическая и методическая основа исследования: инструменты, при помощи которых вы собираетесь изучать объект. Методы формулируются в соответствии с перечнем задач. 10. Предполагаемые результаты исследования (теоретические и практические). В выводах по работе проводится анализ реализации концептуального содержания в настоящем времени.

Вопросы для самопроверки Оратория Назовите основные разделы риторического канона. 2. Какие проблемы разрабатывает раздел «Инвенция». 3. Раскройте способы разворачивания темы (тематизацию). 4. Расскажите о способах проблематизации темы. 5. Дайте определение понятия «концепция». 6. Расскажите о способах разработки концепции. 7. Назовите основные структурные компоненты научного исследования и раскройте их содержания.

Рекомендуемая литература 23 1.Клюев Е.В. Риторика [Текст] : учебное пособие для вузов. / Е. В. Клюев. - М. : Приор-издат, с. 2.Мурашов, Александр Александрович. Риторика. Теория и практика: учебное пособие для студ. вузов. / А. А. Мурашов ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - М. ; Воронеж : МПСИ : НПО МОДЭК, с. - (Библиотека студента). 3.Стернин, Иосиф Абрамович.Практическая риторика [Текст] : учебное пособие для вузов. / И. А. Стернин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, с. - Список лит.: с Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия. / Авт.-сост. Н.Д.Тамарченко. - М. : Изд-во Рос. гос. гуманитар. ун-та, с. 5.Вагапова, Диляра Хафизовна.Риторика в интеллектуальных играх и тренингах: Учебное пособие. / Д. Х. Вагапова. - М. : Цитадель, с.

24 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.