Мини-задачник для подготовки к ЕГЭ часть А Время вспомнить о ЕГЭ!

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Advertisements

Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
Блинов Андрей Иосифович. В связи с необходимостью дифференциации проверки содержания в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
Нарушевич Андрей Георгиевич. Новый план работы ЕГЭ-2015 Часть I 24 задания Процент первичного максимального балла – 58 % Часть II 1 задание (сочинение-рассуждение)
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Результаты пробного ЕГЭ по русскому языку, проведённого Таганрогским государственным педагогическим институтом г.
Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в Магдагачинском районе При анализе использованы аналитические и статистические материалы.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КИМ-2019 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Подготовка к ГИА. 9 класс. Выполнение задания С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачем нужна пунктуация?
Слова состояния, частицы, предлоги, союзы. Подготовка к ЕГЭ.
НАРЕЧИЕ Понятие о наречии Степени сравнения наречий Словообразования наречий с помощи приставок и суффиксов Словообразования наречий с помощи приставок.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
Транксрипт:

Мини-задачник для подготовки к ЕГЭ часть А Время вспомнить о ЕГЭ!

Содержание 1. теория теория 2. практика практика 3. баллы баллы 4. дополнительный материал дополнительный материалдополнительный материал

1. А1 - Ударение А1 - Ударение 2. А2 - Правильное употребление слова А2 - Правильное употребление слова 3. А3 - Образование форм слова А3 - Образование форм слова 4. А4 - Построение предложения с деепричастием А4 - Построение предложения с деепричастием 5. А5 - Нормы согласования и управления в предложении А5 - Нормы согласования и управления в предложении 6. А6 - Синтаксические нормы А6 - Синтаксические нормы 7. А7 - Смысловая и композиционная целостность текста А7 - Смысловая и композиционная целостность текста 8. А8 – Вводные слова в тексте А8 – Вводные слова в тексте 9. А9 – Главные члены предложения А9 – Главные члены предложения

10. А10 - Виды предложений А10 - Виды предложений 11. А11 - Части речиА11 - Части речи 12. А12 - Лексическое значение слова А12 - Лексическое значение слова 13. А13 - Правописание -Н- и -НН- в суффиксах А13 - Правописание -Н- и -НН- в суффиксах 14. А14 - Правописание корней А14 - Правописание корней 15. А15 – Правописание приставок А15 – Правописание приставок 16. А16 - Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастийА16 - Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий 17. А17 - Правописание суффиксов А17 - Правописание суффиксов 18. А18 - Правописание НЕ и НИ А18 - Правописание НЕ и НИ

А19 - Слитное, дефисное и раздельное написание словА19 - Слитное, дефисное и раздельное написание слов 20. А20 - Пунктуация в предложенииА20 - Пунктуация в предложении 21. А21 - Знаки препинания в предложениях с обособленными членамиА21 - Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 22. А22 - Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложенияА22 - Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения 23. А23 - Знаки препинания в простом осложненном предложенииА23 - Знаки препинания в простом осложненном предложении 24. А24 - Знаки препинания в бессоюзном сложном предложенииА24 - Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 25. А25 - Знаки препинания в сппА25 - Знаки препинания в спп 26. А26 - Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюА26 - Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 27. А27 – Обработка текстаА27 – Обработка текста 28. А28 - Смысловая и композиционная целостность текстаА28 - Смысловая и композиционная целостность текста 29. А29 - Функционально-смысловые типы речиА29 - Функционально-смысловые типы речи 30. А30 - Прямое и переносное значение словаА30 - Прямое и переносное значение слова

Правила, помогающие избежать ошибки. 1) Существительные Установить аналогию с однокоренным словом (договор=приговОр=поговОрка=наговОр=уговОр=> договОр). Исключение: зАговор НевтепровОд водопровОд Правильное склонение существительных: нет простЫнь (прОстынь), нет грАбель Ударение на последнем слоге: блинА, бИнта… В заимствованных словах: квартАл, жалюзИ, экспЕрт…

Краткие формы прилагательных Многие краткие формы имеют ударение на I слоге, кроме ед.ч., ж.р. (прАв-правА-прАво-прАвы; врЕден- вреднА-врЕдны)

Глаголы в форме П.вр и краткие причастия Ударение на I слоге основы, кроме ед.ч., ж.р: далА-дАли-дАло-дАл; пОнял-понялА; начатА- нАчат-нАчато; прОдан-проданА. Иногда предлог (по, на, за, под, из, без) принимает на себя ударение: пО морю, Из дому

Алгоритм действий. Определите, какой частью речи являются слова- паронимы. Внимательно прочитайте предложения. Может быть, будет что-нибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами. Подумайте, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах! Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д. Если возможно, вспомни отличия в значении. Помни! Если вдруг попадутся слова типа абонент – абонемент, этот алгоритм не сработает.

Уплатить - Отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо Оплатить - Заплатить за что-нибудь Одеть кого-либоНадеть на себя Представить - Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо. Предоставить - Отдать кого-что- либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Встряхнуть - Приподняв, потрясти с силой. Стряхнуть - Тряхнув, скинуть, сбросить. Поверка - Сверка в точности. Проверка - Установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо. Обсудить - Разобрать, обдуматьОсудить - Выразить неодобрение кому/чему-либо. Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый, лишённый терпимости. Нестерпимый - Превышающий терпение, с трудом переносимый. Описка - ошибка в написании чего- н. по рассеянности. Отписка - Формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.

База – Основа, основание; опора чего-либо Базис – Совокупность производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки. Абонент – Владелец абонемента (лицо или учреждение). Абонемент – Право (документ) пользования чем-либо в течение определённого срока Невежа – Грубый, невоспитанныйНевежда – Малообразованный человек, неуч Адресат – Тот, кому адресовано почтовое отправление Адресант – Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление Дипломат – Должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. Дипломант – Лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п.

Существительные Образование мн.ч.: инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры; возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты; директора, инспектора, профессора, повара, сторожа; округа, ордера, векселя, катера, отпуска. Образование форм Р.п. мн.ч.: пять килограммов, граммов, помидоров, апельсинов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков; пара полотенец, чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, гольфов, валенок, яблок; отряд солдат, гусар, партизан; сто ампер, ватт, вольт; много башен, басен, блюдец, раздумий.

Употребление существительных разного рода: хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду; стремительная гну (антилопа), страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь); старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро; широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ; новое метро, кашне, пальто. Употребление несклоняемых имён собственных: издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.

Прилагательное Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней: Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, страшнее; самый красивейший (просторечие). Правильно: более поздний - позднее, выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший. Образование сравнительной степени: Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие). Правильно: красивее, лучше, хуже.

Числительное 1. Образование и изменение форм составных числительных: в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году, восьмьюдесятью, восьмьюстами, пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью. 2. Склонение сложных и составных числительных: двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятиста километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах. 3. Употребление собирательных числительных: двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Местоимение Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников. Правильно: был увлечён ею - Т.п., у неё - Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников. Предлоги Посреди, среди - предлоги. Ели ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.

Глаголы Образование личных форм: Ошибочно: попробоваем, полоскаю, махаю, хочут Правильно: попробуем, полощу, машу, хотят. Образование возвратных форм: Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся. Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка). Образование форм повелительного наклонения: Ошибочно: ехай, едь, поехай, поедь, махай, разъехайтесь, высыпь, поклади, положь, покупи, ляжь Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, высыпи, положи, купи, ляг. Образование формы 1 лица от глаголов, этих форм не имеющих: Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду. Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Причастия Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются). Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида. Деепричастия Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-). Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.

Наречия Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие). Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам. Образование сравнительной степени наречий: Ошибочно: плохо - плоше, красиво – красившее, хорошо – лучшее, хорошее, тяжело - тяжельше (просторечие). Правильно: плохо - хуже, красиво- краси´вее, хорошо - лучше, тяжело - тяжелее

Деепричастные обороты Синтаксические нормы. Алгоритм действий: 1. В обороте, выделенном жирным шрифтом, найдите деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?) 2. Выделите в каждом варианте основы. 3. Если в предложении нет подлежащего, попытайтесь восстановить его по сказуемому. 4. Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотрите, не указан ли производитель действия в косвенном падеже. 5. Соотнесите в каждом варианте подлежащее с деепричастием. 6. Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

! Ловушка ! Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях: если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!) если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения: Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне) если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают: Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Ценные указания Союзное слово ("который") может относиться либо к подлежащему, либо к дополнению в главной части: "Человек, который шел по берегу..." > "Человек, шедший по берегу..." (сов.в.). "Человек споткнулся о камень, который лежал..." > "Человек споткнулся о камень, лежавший". Т.к. причастия бывают не только действительные, но и страдательные. Поэтому переделать можно не только такие придаточные: "...который хотел спать" ("хотевший спать"), но и такие: "...которую вынесло на берег" ("вынесенную на берег"). Обратите внимание, что в первом случае "который" стоит в И.П., а во втором - в В.П. Если слово "который" стоит в любом падеже, кроме И.П. или В.П., (т.е. в косвенном падеже с предлогом или без него: "которым", "без которого" и т.д.), то замена на причастие невозможна: "Скатерть, на которой красовалось пятно...". Также нельзя произвести замену, если в главной части со словом "который" связано указательное местоимение ("...тот.., который...") Обратите внимание, что главное предложение может быть разбито придаточным на две части. Скорее всего вам будет предложено в качестве союзного слова местоимение "который". Однако могут быть и другие местоимения со значением "который". "Посыльный, что прибыл накануне, с рассветом уже умчался". > "Посыльный, прибывший накануне, с рассветом уже умчался".

Нельзя переделать Если сказуемое в придаточном выражено глаголом в будущем времени. Причина: не может быть причастия будущего времени. Если придаточная часть содержит безличную конструкцию. Если союзное слово стоит в В. падеже с предлогом или в Р., Д., Т., П. падеже (с предлогом или без). При этом надо иметь в виду, что если союзное слово использовано в Р.П при глаголе с отрицанием, то замена возможна! Однако такие предложения встречаются в современном языке крайне редко. Если в главной части есть указательное местоимение (напр., "тот", "те" и т.д.) + существительное, связанное с союзным словом ("который"): « Если после сказуемого в придаточной части следует частица бы.

Смысловая и композиционная целостность текста

последовательность мыслейвначале, прежде всего, затем, во-первых, во- вторых, иногда одновременность существования нескольких явлений или фактов вместе с тем, все равно, само собой, только факты, заслуживающие меньшего внимания всего лишь, так сказать факты, подтверждающие точку зренияже, именно, только, конечно, очевидно, разумеется, естественно неуверенность в достоверности или убедительности приводимых фактов наверное, видимо, возможно, пожалуй, по- видимому, надо полагать примерык примеру, например, иногда, так мнение авторак сожалению, надеемся на противоречивые отношенияоднако, тем не менее, вопреки этому, наоборот, напротив на причинно-следственные отношения поэтому, кроме того, следовательно, ведь условие, вопреки которому совершается действие ведь, хотя, несмотря на (то что) итог, выводтаким образом, итак, значит, наконец, одним словом, так сказать

Алгоритм выполнения. 1. Прочитай внимательно текст. 2. Подумай, как ведется изложение материала: от частного к общему, от общего к частному, последовательно и т.д. 3. Выяви смысловые связи между предложения, подумай, какое средство связи можно вставить между предложениями. 4. Обрати внимание на окружение того предложения, которое необходимо вставить.

1. 1. Обратите внимание на время глаголов. В твоем предложении они обычно совпадают Обратите внимание на предложения, окружающие место пропуска. Личные местоимения (он, она, оно, они) подскажут вам, в каком роде и числе должно быть существительное в твоем предложении (местоимения служат для указания на другие части речи). Указательные местоимения обычно стоят рядом с тем словом, которое повторяется в двух и более предложениях. Значит, это слово тоже повторяется в твоем предложении.

! Ловушка ! Иногда в задании А7 встречаются такие варианты ответов, как: если…, как…, поскольку, не только… Не забывайте, что данные слова – это часть двойного союза, и вторая часть его идет в середине указанного предложения, поэтому они выражают связь не столько одного предложения с другим, сколько одной грамматической основы с другой в сложном предложении. Запомнить: если…то когда…то как… так и поскольку…постольку не только… но и

Алгоритм действия 1. Понять, что дано: противопоставление, пояснение, обобщение, дополнение. Выбрать вводное слово. Зато, однако, но именно, но, наоборот - идут, когда предыдущее противопоставлено следующему. Вводные слова: несмотря на это, хотя, вопреки этому- употребляются, когда предложение идет вопреки обстоятельствам, идущим ранее. Слово «например» - иллюстрирует то, о чем он писал раньше. Таким образом, итак - означают подведение итога мысли. Вследствие того что – сочетание, означающее продолжение мысли автора. Кроме того, помимо, к тому же - используются, когда к главной мысли нужно добавить, дополнить сказанное. «Иными словами» - употребляется, когда автор хочет рассказать то же понятнее, подытожить. Сначала, прежде всего, в первую очередь – эти сочетания слов употребляются, когда предыдущие мысли намечали общую идею, а в этом предложении она раскрывается.

1) 1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом: Я буду принимать участие в выставке. В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом «участвую». Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

! Ловушки ! 1. Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию: Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото. Следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени. 2. Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого. 3. Предложения могут быть составлены по разным моделям: - подлежащее + сказуемое; - Только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения); - подлежащее + однородные сказуемые; - однородные подлежащие + сказуемое.

Алгоритм действий Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними. Помните! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы! Если предложение сложноподчиненное, то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).

существительное

Местоимение

Глагол

Прилагательное

Причастие

Деепричастие

Наречие

Числительное

Правописание приставок Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С) Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения. Для них характерно традиционное написание Буквы З, С на конце приставок В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.

3. 3. Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-. В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-. Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.

5. 5. НЕ и НИ в местоимениях и отрицательных наречиях В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения - НИ.

I спряжениеII спряжениеРазноспрягаемые глаголы Глаголы на -ать, -еть (кроме перечисленных в двух других колонках), глаголы брить, стелить, зыбиться и зиждиться, глаголы на -уть, -оть Глаголы на -ить + четыре глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать; семь глаголов на -еть: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть и производные от них Глаголы бежать, хотеть и чтить спрягаются в одних формах как глаголы I спряжения, в других – как глаголы II спряжения Примеры: рисую – нарисую рисуешь – нарисуешь рисует – нарисует рисуем – нарисуем Примеры: строю – прогоню строишь – прогонишь строит – прогонит строим – прогоним Примеры: бегу – хочу – чту бежит – хочет – чтит бежим – хотим – чтим бегут – хотят – чтят

ем им с В страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения, пишется суффикс -ем- (рисуемый) и суффикс -им- – в причастиях, образованных от глаголов II спряжения (гонимый). Разноспрягаемый глагол чтить имеет суффикс II спряжения (чтимый), причастие движимый традиционно пишется с, а от двух других разноспрягаемых глаголов не образуются страдательные причастия.

«НЕ» Слитно «НЕ» Раздельно Без «не» не употребляется: Негодовать, недоросль, нельзя, невтерпёж Можно подобрать синоним С полными причастиями, без зависимых слов: нерешённая задача С прилагательными, причастиями и наречиями, если к ним относятся слова: совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, абсолютно, чрезвычайно С отрицательными наречиями, с отрицательными и неопределёнными местоимениями без предлога: некогда, неоткуда Есть противопоставление: не дорогой, а дешёвый (если один признак - раздельно) С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями и числительными В причастном обороте Со словами вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, никогда не… С относительными прилагательными, которые обозначают цвет или качество: не кожаная С прилагательными и наречиями в сравнительной степени Через дефис - наречия В восклицательных и вопросительных предложениях

«Ни» В отрицании в предложении без подлежащего: кругом никого Усиливает: не слышно ни звука Утверждение: кто ни, куда ни, что ни, как ни, сколько ни, откуда ни Фразеологизм: ни жив ни мёртв, ни стать ни сесть Во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, откуда ни возьмись, как бы то ни было

Обособляются Причастные обороты (искл. не обособляется перед определяемым словом) Деепричастные обороты (искл. не обособляется перед определяемым словом) Приложения Вводные слова

точка с запятойдвоеточиетире [ ]; [ ] части далеки по смыслу внутри частей есть запятые [ ]: [причина] [ ]: [пояснение] [ ]: [дополнение] [ ] – [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но [Время, условие] – [ ] = когда…то, если…то [ ] – [вывод, следствие] = поэтому [ ] – [ ] = быстрая смена событий [ ] – [ ] сравнение

Ответы на вопросы: что такое сложноподчиненное предложение и виды придаточных, – найдешь в заданиях А24 и В6. ! Ловушка ! Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается

Что делать?Важно помнить! Читаем предложения с правильной интонацией Ищем предлог перед союзным словом который Если варианта с предлогом нет, то ищем глагол будущего времени или глагол в условном наклонении в придаточном В качестве проверки заменяем в остальных примерах придаточную часть причастным оборотом Выбираем правильный ответ. Не можем заменить, если: союзное слово который выступает с предлогом; в придаточном имеется глагол в форме будущего времени; в придаточном имеется глагол в форме условного наклонения; есть соотносительное слово тот, который.

Определение основной мысли высказывания. 1. Прочитайте текст. 2. Проводите анализ текста. 3. Выделите ключевые слова. 4. Следите за причинно-следственными связями. 5. Выбирайте правильный вариант ответа.

1. 1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст; - найдите в нём подтверждения или опровержения того или иного высказывания; - выберите правильный ответ. Примечания Помните, что в одном из четырёх вариантов ответа есть своеобразная подсказка, надо только найти её Правильный выбор варианта ответа на задание А28 может оказать вам помощь при написании сочинения (определение основной проблемы текста, позиции автора).

Алгоритм выполнения Прочитайте текст или предложенный фрагмент из него Для определения его типа речи воспользуйтесь приёмом воображаемого «фотографирования»: - если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром – это описание; - если можно «сфотографировать» текст последовательным рядом кадров – это повествование; - если текст нельзя «сфотографировать» – это рассуждение Помните о том, что - описание показывает; это то, что мы видим (портрет человека, пейзаж, интерьер); - повествование рассказывает; это цепь событий или действий и поступков персонажей; - рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис – доказательство – итоговый вывод Определите, к какому типу речи относится предложенный фрагмент.

Прямое значение слова это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в прямом значении. Переносное значение слова это его вторичное значение которое возникло на основе прямого

Выберите следующее задание А1А2А3А4А5 А6А7А8А9А10 А11А12А13А14А15 А16А17А18А19А20 А21А22А23А24А25 А26А27А28А29А30

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук 1. бАнты3. кралАсь 2. взялАсь4. балУясь

В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ? 1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека. 2) Во время переговоров участниками встречи обсуждены ГУМАННЫЕ вопросы. 3) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе. 4) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребёнка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивую помощь.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) лягте на коврик 2) пара варежков 3) в шкафу 4) к трёмстам сорока четырём избирателям

Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Составляя предложение, 1) мне было сделано замечание. 2) обдумывается его структура. 3) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов. 4) должен учитываться стиль речи.

Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия. 2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых. 3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни. 4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? 1) Неприязни, которая должна была бы существовать у крестьян к васильку как к сорной траве, никогда не было. 2) В картине «Корабельная роща» воплощено глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. 3) Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому ручью, который не спеша течёт по долине. 4) Снег, который выпал на рассвете и успел растаять, делал склон ещё более скользким.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? (1)... (2)Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов. (3)Со временем многие латинские слова, претерпев ряд изменений, были включены в общенародную лексику разных языков. (4)Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи. (5)С развитием национальных языков в европейских странах латынь уступила им своё место и в науке. (6)... латинская терминология и по настоящее время имеет чрезвычайно важное значение. 1) Научный стиль обслуживает сферу науки, научного общения. 2) До XVXVI вв. во многих европейских странах общепризнанным научным языком была латынь. 3) Научным трудам античности и средних веков была свойственна образность. 4) Форма речи, преимущественно реализуемая в научном тексте, письменная, реже устная.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым в этом тексте? (1)... (2)Один тянется с востока на запад и начинается, условно говоря, у Зондских островов, а заканчивается на Панамском перешейке. (3)Второй пояс тихоокеанский охватывает Японию и идёт через горы Калифорнии, Перу, Чили и далее к Огненной земле, в Антарктиду. (4)Случайны ли эти пояса? (5)Нет. (6)... 1) Так как закономерность их появления ещё не изучена. 2) Дело в том, что они отражают определённую закономерность, связанную с процессами горообразования. 3) Поэтому они отражают определённую закономерность, связанную с процессами горообразования. 4) Иными словами, закономерность их появления ещё не изучена.

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? (1)... (2)Она подвергалась бомбардировке метеоритами и астероидами, заливалась раскалённой магмой и покрывалась вулканическим пеплом. (3)Материки и океаны многократно меняли своё положение, климат становился то теплее, то холоднее. (4)Жизнь, зародившаяся в воде, вышла на сушу и освоила нижние слои атмосферы. (5)Газовая оболочка насытилась живительным кислородом и приобрела состав, позволяющий называть эту смесь воздухом. (6)... изменения нашли отражение в земной коре, которая и поведала об истории нашей планеты. 1) меняли положение (предложение 3) 2) климат становился (предложение 3) 3) насытилась (и) приобрела состав (предложение 5) 4) которая поведала (предложение 6)

Укажите верную характеристику предложения 3. (1)... (2)К этим негативным факторам городской среды относится прежде всего загрязнённость атмосферного воздуха. (3)Из-за загрязнённости воздуха большие города получают на 15% меньше солнечных лучей, на 10% больше осадков в виде дождя, снега, града. (4)Вместо кислорода, который сгорает в фабричных печах, в двигателях автомобилей, в атмосферу поступает углекислый газ, концентрация которого, по мнению учёных, создаёт так называемый парниковый эффект: атмосфера пропускает солнечную радиацию, но обратного теплового излучения не происходит. (5)В глобальных масштабах парниковый эффект выражен на Венере. (6)... 1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное

Укажите предложение, в котором есть причастие. (1)... (2)Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются из одной детали в другую. (3)Такая диффузия в конце концов приводит к холодной сварке. (4)На Земле этому процессу мешает плёнка окиси, возникающая под действием кислорода воздуха и паров воды. (5)В космическом вакууме окисная плёнка не образуется. (6)... приходится принимать специальные меры, чтобы не «схватились» контактирующие детали, которые не нужно сваривать. 1) 5 2) 2 3) 3 4) 4

Укажите значение слова ЭТАЛОН в предложении 3. (1)Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую культуру. (2)Поэтому то, что свойственно речевой культуре одного народа, может быть совсем не свойственно речевой культуре другого народа. (3)Так, например, у каждого народа обязательно есть представления о правильности речи, её эталоне. (4)В каждой речевой культуре есть правила вежливости, хотя сами эти правила могут различаться. (5)... можно говорить о русской, английской, китайской и других речевых культурах как общечеловеческом феномене. 1) самое точное измерение 2) форма правления 3) точный образец 4) единица меры

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны. 1) 1,3 2) 3,4 3) 2,4 4) 2,3

В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) покл..нение, ст..пендия, предпол..жение 2) пер..одический, амн..стировать, умн..жать 3) д..агноз, происх..дить, пож..леть 4) пр..горевшая, сп..сать, в..стибюль

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? 1) и..коренить, бе..жалостный, чре..мерный 2) сверх..зобилие, с.змала, без..сходный 3) пр..небречь, пр..пятствие, пр..старелый 4) в..южный, с.ёмка, от..явленный

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? 1) запиш..шь, закручива..мый 2) вытащ..шь, наполн..нный 3) изуча..шь, закле..вший 4) накин..шь, муч..мый

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И? A. допраш..вать Б. буш..вала B. изменч..вый Г. находч..вый 1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И? Картина Левитана «Владимирка» Н(1) содержит Н(2)каких сюжетных элементов, это чистый пейзаж, в котором художник Н(3) поступился красотой русской природы, Н(4) умалил её поэтической прелести. 1) 1, 2 2) 2 3) 1, 3 4) 3, 4

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Солнце пронизывало в лесу всё (НА)СКВОЗЬ, кроме сосняка, да и тот КОЕ(ГДЕ) был изрезан золотом лучей. 2) Взглянешь на усыпанное звёздами небо и поймёшь, (ПО)ЧЕМУ природа КАК(ТО) по-особенному молчалива. 3) Не всё благополучно с речью в быту, (ОТ)КУДА она(ЗА)ЧАСТУЮ переносится на сцену. 4) Возраст города обычно определяется (ПО)ТОМУ, когда город(В)ПЕРВЫЕ упоминается в письменных источниках.

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. На определённом этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами () и валами с деревянными оборонительными сооружениями. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4) части старого парка. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? По моему (1) растерянному взгляду было несложно догадаться о случившемся. Зима (2) по-моему (3) лучшее время года. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 1, 3

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём. 2) Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом. 3) Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев. 4) Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Бестужев вставал, отодвигал занавеску и видел знакомую и милую картину: снег лежал на крышах пухлыми пластами, как на еловых ветках. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников. 1) 1, 4 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 2, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг. 1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников. Прочитайте текст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Бактерии обитают всюду. 2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях. 3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. 4) Бактерии обитают в каждом живом организме

( ( 1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть любите ли вы читать книги? (3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей. (7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает. (8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11)После таких книг становишься только глупее. (12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в любой книжный глаза разбегаются. (19)Хочется купить всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съедобное и что несъедобное? (23)На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, успели распробовать. (26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто. (31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35)Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36)И таких читателей становится всё больше. (37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1) Вовремя прочитанная книга способна изменить жизнь, увлечь хорошей литературой. 2) Несмотря на обилие книг, перед современным читателем возникает проблема выбора. 3) Работа со словом всегда искусство, в каком бы жанре она ни велась. 4) Хорошие книги помогают человеку познавать окружающий мир и себя.

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6? 1) Рассуждение 2) Повествование 3) Описание 4) Повествование-описание

1) Любите (предложение 1) 2) перепахавшая (предложение 34) 3) Предпочитают (предположение 17) 4) Становятся (предложение 36)

Первичный баллТестовый баллПервичный баллТестовый балл

Первичный баллТестовый баллПервичный баллТестовый балл

Первичный баллТестовый баллПервичный баллТестовый балл

Использованный материал www. 5-ege.ru www. 5-ege.ru www. russkiy-na-5.ru www. russkiy-na-5.ru ege/zadanie-ege-a26-po-russkomu-yazyiku.html ege/zadanie-ege-a26-po-russkomu-yazyiku.html ege/zadanie-ege-a26-po-russkomu-yazyiku.html ege/zadanie-ege-a26-po-russkomu-yazyiku.html 30.html 30.html 30.html 30.html enieslova enieslova enieslova enieslova

Дополнительный материал