Понятие качества и менеджмента качества Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Трапицын Сергей Юрьевич зав. кафедрой управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Advertisements

Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Стандарты ISO ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы.
Лидерство руководителя организации в системе менеджмента качества Выполнил: магистрант 1 курса Самойлова Дарья Васильевна.
1 Управление бизнес-процессами (лекция 7). 2 Принципы менеджмента качества Выполнение организацией 8 принципов менеджмента качества – критерий возможности.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ГОСТ Р ИСО (ИСО 9000)
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
Л ЕКЦИЯ 1. П ОНЯТИЯ КАЧЕСТВА, КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Цель лекции – уяснить связь понятий, составляющих основу менеджмента качества.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Августовский педагогический совет 27 августа 2010 года Клюсова Татьяна Владимировна, доцент Сургутского государственного университета.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Цель: организация и координация работ сотрудников всех служб Лицея по обеспечению комплекса мероприятий по оценке качества общего образования и созданию.
ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Научно-исследовательский отдел Федорова Т.Н.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
ЛЕКЦИЯ 3 «ГОСТ Р ИСО СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ»
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь.
Транксрипт:

Понятие качества и менеджмента качества Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Трапицын Сергей Юрьевич зав. кафедрой управления образованием РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург

Современная ситуация Отсутствует единая концепция, принципы и методология построения систем менеджмента качества в образовании. Не определены критерии эффективности функционирования систем менеджмента качества ОУ. Отсутствует четкая классификация и описание основных рабочих процессов ОУ, которое соответствовало бы современным требованиям их организации и управления. Применение принципов TQM в качестве методической основы для построения систем менеджмента качества в ОУ требует их адаптации применительно к такой специфической сфере.

Дополнительные проблемы Глубокие традиции, устоявшиеся системы управления, инерция и противодействие попыткам внедрения современных методов менеджмента качества, как со стороны руководства, так и со стороны преподавателей. Отсутствие квалифицированных менеджеров на всех уровнях управления образованием. Отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в ОУ. Несоответствие систем управления на разных уровнях системы образования.

Определение качества Качество – существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п., соответствия тому, какими они должны быть Словарь русского языка

Определение качества Качество – видовое отличие сущности Аристотель Связь качества с количеством и мерой Гегель Существуют не качества, а вещи, обладающие качествами, и при том бесконечно многими качествами Энгельс КАЧЕСТВО – наличие определенных свойств наличие определенной ценности

Понятие качества образования 1. Качество – полнота и глубина знаний, способность учащегося воспроизводить признаки изучаемого предмета, необходимые и достаточные для понимания его сущности Полонский В.М. 2. Качество – степень достижения учащимися заданного (нормативного) уровня подготовленности Матрос Д.Ш., Полев Д.М. 3. Качество – качественные изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшения знаний, умений и ценностей Челышкова М.Б., Ковалева Г.С.

Понятие качества образования Качество образования 1.В широком смысле: сбалансированное соответствие образования (результата, процесса, образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования 2. В узком смысле: уровень компетентности выпускников Н.А. Селезнева, А.И. Субетто

Подходы к определению качества образования Результат компетентности педагогов Рейтинг ОУ Соответствие требованиям ГОС Характеристика продукции (услуги) Уровень затрат Удовлетворенность потребителей Соответствие скрытым потребностям

Определение качества Международный стандарт ISO 8402 «Управление качеством и обеспечение качества – Словарь»: «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности потребителей» Новая версия стандартов серии ISO 9000:2008 (ГОСТ Р ИСО «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»): «Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям»

Общая схема управления Управляющая система Объект управления Управляющее воздействие РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛЬ Среда Обратная связь информация воздействие

Условия управления 1.Наличие заданных (вероятных) значений характеристик (параметров) состояния управляемого объекта. 2.Неустойчивость объекта управления. 3.Наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонений объекта от заданной программы или значений параметров. 4.Возможность использования корректирующих или предупреждающих мероприятий.

Национальная доктрина образования РФ Качество образования - создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях; - индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности; - конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Концепция модернизации образования Качество образования соответствие государственным образовательным стандартам; пересмотр структуры и содержания общего образования; учет особенностей регионов и возможностей общеобразовательных учреждений; оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; духовное развитие личности; гибкая система профилей обучения в старшей школе; успешная социализация учащихся; разработка нормативно-правовой базы; эффективная государственно-общественная система экспертизы и контроля качества

Качество образования Качество системы Качество управления Качество процессов Качество результата (образованность)

Качество системы образования Качество системы образования Качество образовательных стандартов и программ Качество образовательных учреждений Качество органов управления образованием

Качество управления Качество управления Качество управления системой Качество управления процессами Качество управления ресурсами Качество управления средой

Качество процессов Качество процессов Качество основных процессов Качество преподавания Качество учения Качество вспомогательных процессов Качество процессов управления

Процессы преподавания и учения

Образование как результат 1.Образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой. Фиксируется образовательным стандартом. 2.Сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Результатом образования в этом плане является образованность как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений.

Образование как результат Компетентностная модель: 1.Реализовавшаяся личность 2.Личность со стремлением к поддержке других людей 3.Жизнь как постоянное учение 4.Деятельный участник культурного развития 5.Высококвалифицированный работник 6.Информированный гражданин 7.Защитник окружающей среды

Внутреннее и внешнее качество ВНУТРЕННЕЕ КАЧЕСТВОВНЕШНЕЕ КАЧЕСТВО ВНУТРЕННИЕ ПОТРЕБИТЕЛИВНЕШНИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ

Определение качества Объективное качество – удовлетворение общественных потребностей (решение социальных проблем, содействие общественному прогрессу) Субъективное качество – удовлетворение потребностей личности (изменение условий жизни конкретного человека) Абсолютное качество – степень соответствия свойств эталонным значениям Относительное качество – классификация объектов по степени превосходства

Ключевые факторы качества образования п/п Ключевые факторы качества образования Они определяют 1Качество содержания образования, т.е. качество образовательных программ Чему мы учим? 2Качество учащихсяКого мы учим? 3Положительная мотивация обучающихсяХотят ли они учиться? 4Качество обеспечения образовательного процесса (методического и материально-техн.) Как обеспечено обучение? 5Качество преподаванияКто учит? 6Положительная мотивация педагоговХотят ли они учить? 7Качество технологий обученияКак учат? 8Качество технологий тестирования и проверки знаний и навыков учащихся Как проверяются знания и навыки? 9Качество общего менеджмента ОУКак управляют ОУ?

"Чтоб правильно и хорошо жить, нужно уметь и хотеть жить правильно и хорошо" Эпиктет планировать качество, а не только инспектировать его определять процессы и меры по их улучшению устанавливать ответственность за качество документировать процедуры и качество мотивировать людей на повышение качества оценивать степень удовлетворенности формировать культуру качества ОУ должно:

Почему необходимо совершенствовать систему управления ОУ? стремление решать проблемы, а не исправлять процессы, их порождающие Традиции Информационная структура производство «информационного хлама» существование «параллельных миров» фрагментарное руководство самоизоляция сотрудников Организационная структура Управление Персонал

Система менеджмента качества Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству Система менеджмента качества – совокупность организационной структуры, методик (документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством

Управление качеством, обеспечение качества или улучшение качества? управление качеством: Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на выполнение требований (3.1.2) к качеству обеспечение качества: Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на создание уверенности, что требования (3.1.2) к качеству будут выполнены улучшение качества: Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на увеличение способности выполнить требования (3.1.2) к качеству менеджмент качества: Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией (3.3.1) применительно к качеству требование: Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным

Что мы можем и должны улучшать? ВОЗМОЖНОСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ Руководство Люди СтратегияРесурсы Удовлетворенность потребителей Процессы Результаты деятельности Удовлетворенность персонала Удовлетворенность общества

Факторы успеха УСПЕХ руководство стимулирует процессы улучшений система разработана с участием сотрудников система ориентирована на измеряемые показатели и характеристики процессов система получает поддержку руководства

Принципы управления качеством Процессный подход Ориентация на потребителя Лидерство руководства Принятие решений, основанное на фактах Вовлечение персонала Постоянное улучшение Взаимовыгодные отношения с поставщиками Системный подход к менеджменту

Принцип 1 – Ориентация на потребителя Применение принципа требует: выявления внешних и внутренних потребителей, заинтересованных сторон, осознание их потребностей и ожиданий, включая качество образовательных услуг, условия их предоставления, цену и т.д. обеспечения сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (государства, общества в целом, регионов, рынка труда и пр.) доведение этих потребностей и ожиданий до всего персонала ОУ установление степени выполнения требований потребителей, измерение удовлетворенности и корректирующие действия управление взаимодействием с потребителями Потребителей нужно создавать ! Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Принцип 2 – Лидерство руководства Применение принципа требует: демонстрации приверженности качеству собственным примером понимания и реагирования на внешние изменения ориентации на потребности всех заинтересованных сторон четкого определения прогноза будущего своего ОУ обеспечения атмосферы доверия и работы без страха обеспечения персонала необходимыми ресурсами и свободой действия в рамках ответственности инициирования, признания и поощрения вклада людей поддержки открытых и честных взаимоотношений обучения и «выращивания» работников мотивация персонала на повышение качества обеспечения поддерживающего контроля Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

Принцип 3 – Вовлечение персонала Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение даёт возможность организации с выгодой использовать их способности. Применение принципа требует: инициативы и ответственности в решении проблем активного поиска возможностей улучшения активного поиска возможностей повышения своих знаний, опыта и компетентности передачи своего опыта и знаний ориентации на создание дополнительных ценностей для потребителей представление своего ОУ всем заинтересованным в лучшем свете От руководства требуется обеспечить условия, при которых персонал будет: получать удовлетворение от работы испытывать чувство гордости, работая в данном ОУ поощряться за предложения по улучшению качества

Принцип 4 – Процессный подход Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Применение принципа требует: определения процесса для достижения желаемого результата идентификации и измерения входов в процесс и его результатов определения взаимодействий процессов оценки рисков, последствий и влияния процесса на потребителей и другие заинтересованные стороны установления чётких прав, полномочий и ответственности за управление процессом определения внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон уделения внимания внимания при проектировании процесса всем этапам, их ресурсному обеспечению, измерению и возможности коррекции

Принцип 5 – Системный подход к менеджменту Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении её целей. Применение принципа требует: определения системы путём установления и разработки системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей проектирования такой системы, при которой цели достигаются наиболее эффективным путём понимания взаимозависимости процессов в системе постоянного улучшения системы через измерения и оценку определения прежде всего возможностей ресурсов, а затем принятия решений о действии, расширения ресурсов документирования процедур

Принцип 6 – Постоянное улучшение Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как её неизменную цель. Применение принципа требует: формирования потребности у каждого сотрудника ОУ в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом применения основных концепций постоянного улучшения с помощью постепенных действий и нетрадиционных решений периодической оценки соответствия установленным критериям совершенства для определения области потенциального улучшения постоянного повышения эффективности всех процессов обучения каждого сотрудника методам и средствам постоянного улучшения, таким как: - цикл Деминга - анализ и решение проблемы и др. определения измерителей и целей улучшения признания улучшений

Принцип 7 – Принятие решений, основанное на фактах Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Применение принципа требует: измерения и сбора данных и информации, относящихся к показателям качества обеспечения уверенности в достоверности и точности данных и информации использования апробированных методов для анализа данных и информации понимания ценности соответствующих статистических методов принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа, фактов, опыта и интуиции

Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками Организация и её поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Применение принципа требует: идентификации основных поставщиков установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей открытости инициирования совместных разработок и улучшений качества процессов совместной работы по чёткому пониманию запросов потребителя обмена информацией и планами на будущее признания достижений и улучшений поставщика

Ваши вопросы?