Стратегия психологической поддержки как основа конструктивного взаимодействия с ребенком.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическа я поддержка Безопасное общение с детьми.
Advertisements

Психологическая поддержка в семье (Аспекты воспитания детей)
Психологическая поддержка в семье Аспекты воспитания детей Педагог – психолог МОУ СОШ 1 города Можайска Московской области Смирнов Юрий Афанасьевич.
Психологическая поддержка в семье Аспекты воспитания детей.
Я И МОЙ РЕБЕНОК ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ. Собрание для отцов.
Индивидуальная поддержка учащихся на основе взаимодействия «Классный руководитель подросток р одители» педагог-психолог, методист Калита И.И.
Психологическая поддержка или как научить родителей общаться с детьми. (Родительское собрание) Автор: Бабуцидзе Е.А.
«Когда исчезнет любовь, перестанет существовать человечество».
Психологическая поддержка в семье Аспекты воспитания детей.
Некоторые аспекты воспитания в семье. По поводу воспитания детей существует множество теорий, созданных в основном теми, кто детей не имеет. Те же, кто.
« Мы можем стать умнее тремя путями : -путем опыта- это самый горький путь, -путем подражания – это самый легкий путь, -путем размышления – это самый.
Наши трудные дети. Трудный ребёнок Лентяй Грубиян Двоечник Неудачник Безответственность Хулиган…
Лучший способ сделать детей хорошими это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании.
Подготовила Шатагина Т.П. Г.Муром. «Наши дети - это наша старость; плохое воспитание - это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми,
Особености взаимоотношений в младшем школьном возрасте Автор: педагог-психолог Белова Е.М.
Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего. 55 способов сказать ребенку « Я тебя люблю » 55 способов сказать ребенку « Я тебя люблю »
«Мой дом – моя семья» Психологическая поддержка ребенка родителями.
Родительское собрание «Наши трудные дети». Трудный ребёнок … Что за этими словами, какой он?
Психологическая поддержка Аспекты воспитания детей.
Самооценка- это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Транксрипт:

Стратегия психологической поддержки как основа конструктивного взаимодействия с ребенком

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома (Л.Н. Толстой) Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите в нем позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Овладеть навыком поддержки это научиться видеть сильные стороны личности ребенка и говорить ему об этом

Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать: принятие; внимание; признание (уважение); одобрение; теплые чувства. принятие; внимание; признание (уважение); одобрение; теплые чувства.

Признание Признание очень нужно человеку. Покажите своему ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы имеете в виду, но не говорите. Используйте принцип «здесь и сейчас»: признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента Используйте принцип «здесь и сейчас»: признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента

Радость Особенно хотелось бы сказать о роли теплой эмоциональной атмосферы в вашем доме. Ее главное условие дружелюбный тон общения. Кроме того, нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать атмосферу радости. Зона радости это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком.

Для поддержания у ребенка положительной самооценки важно безусловно принимать его; активно слушать его; бывать (читать, играть, заниматься) вместе; не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется; помогать, когда просит; поддерживать; делиться своими чувствами (доверять); конструктивно разрешать конфликты; использовать в повседневном общении приветливые фразы; обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день. безусловно принимать его; активно слушать его; бывать (читать, играть, заниматься) вместе; не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется; помогать, когда просит; поддерживать; делиться своими чувствами (доверять); конструктивно разрешать конфликты; использовать в повседневном общении приветливые фразы; обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка роди- телям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание, прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрос- лому придется сосредо- точиться на позитивной сторо- не его поступков и поощрения того, что он делает.

Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способ- ность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

Для того чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая её, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Ловушки Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с родными братьями и сестрами и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности

Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать знание таких вещей, как тон, жесты и т.п.

В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания: - Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим. - Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим. - Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком. - Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком. - Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься. - Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Поддерживать можно посредством: отдельных слов ("красиво", "аккуратно", "прекрасно", "здорово", "вперед", "продолжай"); отдельных слов ("красиво", "аккуратно", "прекрасно", "здорово", "вперед", "продолжай"); высказываний ("Я горжусь тобой", "Мне нравится, как ты работаешь", "Это действительно прогресс", "Я рад твоей помощи", "Спасибо", "Все идет прекрасно", "Хорошо, благодарю тебя", "Я рад, что ты в этом участвовал", "Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал"); высказываний ("Я горжусь тобой", "Мне нравится, как ты работаешь", "Это действительно прогресс", "Я рад твоей помощи", "Спасибо", "Все идет прекрасно", "Хорошо, благодарю тебя", "Я рад, что ты в этом участвовал", "Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал"); прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его); прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его); совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним); совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним); выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех). выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее: - забыть о прошлых неудачах ребенка; - забыть о прошлых неудачах ребенка; - помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; - помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; - позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха; - позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха; - помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. - помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

55 способов сказать ребенку «я тебя люблю» 1. Молодец!. 2. Хорошо!. 3. Удивительно! 4. Гораздо лучше, чем я ожидал. 5. Лучше, чем все, кого я знаю. 6. Великолепно! 7. Прекрасно! 8. Грандиозно! 9. Незабываемо! 10. Именно этого мы давно ждали. 11. Это трогает меня до глубины души. 12. Сказано здорово - просто и ясно. 13. Остроумно. 14. Экстра-класс. 15. Талантливо. 16. Ты - одаренный. 17. Ты сегодня много сделал. 18.Отлично! 19. Уже лучше. 20. Еще лучше, чем я мог подумать. 21. Потрясающе. 22. Замечательно. 23. Поразительно. 24. Неподражаемо. 25. Несравненно. 26. Красота! 27. Как в сказке. 28. Очень ясно. 29. Ярко, образно. 30. Очень эффектно. 31. Прекрасное начало. 32. Ты - просто чудо. 33. Ты на верном пути. 34.Здорово!

35. Ты в этом разобрался. 35. Ты в этом разобрался. 36. Ты ловко это делаешь. 36. Ты ловко это делаешь. 37. Это как раз то, что нужно. 37. Это как раз то, что нужно. 38. Ух!!! 38. Ух!!! 39. Поздравляю. 39. Поздравляю. 40. Я тобой горжусь. 40. Я тобой горжусь. 41. Я просто счастлив. 41. Я просто счастлив. 42. Мне очень важна твоя помощь. 42. Мне очень важна твоя помощь. 43. Работать с тобой - просто радость. 43. Работать с тобой - просто радость. 44. Ты мне необходим. 44. Ты мне необходим. 45. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит. 45. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит. 46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится. 46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится. 47. С каждым днем у тебя получается все лучше. 47. С каждым днем у тебя получается все лучше. 48. Для меня нет никого, красивее тебя. 48. Для меня нет никого, красивее тебя. 49. Научи меня делать так же. 49. Научи меня делать так же. 50. Тут мне без тебя не обойтись. 50. Тут мне без тебя не обойтись. 51. Я знал, что тебе это по силам. 51. Я знал, что тебе это по силам. 52. Ты мне нужен именно такой, какой есть. 52. Ты мне нужен именно такой, какой есть. 53. Никто мне не может заменить тебя. 53. Никто мне не может заменить тебя. 54. Я горжусь тем, что тебе это удалось. 54. Я горжусь тем, что тебе это удалось. 55. Я сам не смог бы сделать лучше. 55. Я сам не смог бы сделать лучше.

Принципы отношений родителей с детьми Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей. Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка. Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка. Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его. Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка. Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью. Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары. Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

Общение с детьми должно быть не меньше 3 часов в сутки. Общение с детьми должно быть не меньше 3 часов в сутки. Уважаемые родители, не кричите на детей, и Вы убедитесь, что ребенок научился Вас слышать. Уважаемые родители, не кричите на детей, и Вы убедитесь, что ребенок научился Вас слышать. Воспитание – это передача детям Вашего жизненного опыта. Будьте милосердны. Воспитание – это передача детям Вашего жизненного опыта. Будьте милосердны. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо 1. Опираться на сильные стороны ребенка. 1. Опираться на сильные стороны ребенка. 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка. 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка. 3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком. 3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком. 4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. 4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. 5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться. 5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться. 6. Проводить больше времени с ребенком. 6. Проводить больше времени с ребенком. 7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. 7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. 8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием. 8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием. 9. Уметь взаимодействовать с ребенком. 9. Уметь взаимодействовать с ребенком. 10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. 10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. 11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 12. Принимать индивидуальность ребенка. 12. Принимать индивидуальность ребенка. 13. Проявлять веру в ребенка, сопереживание ему. 13. Проявлять веру в ребенка, сопереживание ему. 14. Демонстрировать оптимизм. 14. Демонстрировать оптимизм.

Литература 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2-е. М.: ЧеРо, Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2-е. М.: ЧеРо, Крэри Элизабет. Не разбрасывай носки... или Чего еще должен уметь ребенок: Советы родителям. М.: Айрик- пресс, Крэри Элизабет. Не разбрасывай носки... или Чего еще должен уметь ребенок: Советы родителям. М.: Айрик- пресс, Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

Рецепт счастья Возьмите полную чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути!