К трём годам у ребёнка должна быть сформирована способность ставить перед собой цели (построить домик, нарисовать машинку, «сварить» куклам кашу и т.п.); Умеет самостоятельно заниматься «своими делами» в течение минут; Способен сам найти себе занятие, наметить цели и потратить некоторое время на их достижение;
Должен быть словоохотливым человеком, маленьким «болтушкой», радующимся каждой возможности поговорить и активно стремящимся к общению с Вами. Перед ребёнком раскрылись возможности речи и возникло желание выражать с её помощью свои впечатления, мысли, интересы. К трём годам ребёнок должен быть достаточно самостоятельным в быту – хотеть и уметь самостоятельно есть, одеваться, умываться и т.п.
Самой выразительной особенностью детей начала четвёртого года жизни является их стремление к самостоятельности. Оно проявляется в так называемом кризисе трёх лет, когда ребёнок, порою неожиданно для взрослых, заявляет свои права на самостоятельность. Формируется способность заранее представлять себе некий результат, который он хочет получить, и активно действовать в направлении достижения этого результата. Появляется возможность оценивать свои результаты.
Появляется короткое и очень значимое слово – «Я». Это значит, что ребёнок начал осознавать себя как что-то отдельное от всех остальных, в том числе и от взрослых (как бы провёл разграничительную линию между собой и другими); На этой основе начинается складываться осознанное представление о себе самих, о том, КТО они, и КАКИЕ они.