Экзамен по русскому языку на «5» Подготовка к ЕНТ является основной проблемой для школьников, а особенно выпускных классов. Мы классифицировали тестовые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Advertisements

Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ г.
МестоименияМестоимения. Местоимение как часть речи 1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. Слово « местоимение » означает – « вместо имени ».
Местоимение Местоимение Работу выполнила Работу выполнила ученица 10 класса Бишевской СОШ Апастовского района РТ Миннуллина Роза Руководитель: Алексеева.
Местоимения Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения, изменяются по падежам. Есть местоимения,
МЕСТОИМЕНИЕ Учитель: Богданова Наталья Васильевна ГОУ СОШ 367.
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
МЕСТОИМЕНИЯ Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики.
Презентация по русскому языку на тему :. Наречие как часть речи Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Существительное прилагательное наречие на О-Е глагол, деепричастие Раздельно Кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются Раздельно, если есть: 1.
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
…такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их конкретно. Местоимение вне контекста имеют.
Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.
Правописание НЕ и НИ Слитное и раздельное написание. Ильгиз Валеев 10Б.
Цель проекта Сконструировать итоговое понятие о наречии как части речи.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Транксрипт:

Экзамен по русскому языку на «5»

Подготовка к ЕНТ является основной проблемой для школьников, а особенно выпускных классов. Мы классифицировали тестовые вопросы для подготовки к ЕНТ по русскому языку на отдельные темы и представили их в информационном виде. С помощью таких тестов ученик сможет ликвидировать пробелы, а также систематизировать и углубить знания по русскому языку.

Создание электронного сборника по русскому языку, в основе которого лежат вопросы, предлагавшиеся в тестовых сборниках по данному предмету на ЕНТ. Достижение цели: - тематическая систематизация вопросов по разделам языка; - использование компьютерной программы Visual Basic и PPoint; - создание электронного сборника « Экзамен по русскому на «5» ».

1) Познакомься с содержанием. 2) Выбери интересующий раздел языка. 3) Изучи теорию данного раздела. 4) Начни работу с тестом. 5) При появлении вопроса курсором отметь правильный,с твоей точки зрения, ответ. 6) Если появляется отметка «Неверно» проработай тест до конца и вернись к тем вопросам, которые были решены не верно. 7) После прохождения теста можешь узнать свою оценку. Критерии: «Вы не справились»- 60% - 79%; «Вы справились на 4» %; «Вы справились» %.После этого можете перейти к следующему разделу. Желаем успеха!!!

Фонетика Лексика Орфография Пунктуация Морфология Синтаксис Словообразование Стилистика Фразеология Тесты:

Фонетика-раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Графика-система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. В русском языке 33 буквы: 10-гласные,21- согласные. Две буквы ь и ъ –не обозначают звуков. Ударение-это выделение одного из слогов с большой силой при произнесении слова.

При переносе нельзя отрывать от корня одну букву! При переносе нельзя отрывать одну буку от слова!

Следующий раздела Назад

Лексика- это раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав. Однозначные слова- это слова с одни лексическим значением. Многозначные слова- это слова, к-ые имеют несколько лексических значений. Они имеют прямое и переносное значение. Прямое значение слова- это его основное лексическре значение. Переносное значение слова- это лексическое значение слова, основанное на сходстве, близости или смежности между собой предметов, явлений.

Омонимы- это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. (лук- растение, лук- оружие) Синонимы- слова, различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению. (месяц, луна) Антонимы- слова, противоположные по лексическому значению. (великан- карлик)

Следующий раздел Предыдущий раздел

Буквы Э и Е. 1) в соответствии с произношением – экий, этот,эхо 2) После гласной И и после согласных Е- гигиена, кашне, шедевр, теннис 3) После всех гласных (кроме И) пишем Э Буква Ь 1) Обозначение мягкости согласных- на конце слова- конь 2) Между Л и согласным – в середине слова- вольный 3) Для обозначения мягкости согласного, стоящего перед твердым согласным- молотьба, возьму

Буква Ъ перед Е,Ё,Ю,Я: 1) После приставки на согласный звук- подъезд 2) В сложных словах после элементов двух-, трех-, четырех- - двухъязычный 3) После иноязычных приставок- адъютант, инъекция, объект. Правописание шипящих с гласными: 1) После Ж, Ш, Ч, Щ пишутся И, А, У 2) В отдельных иноязычных словах после Ж, Ш, Ц пишутся Я и Ю- брошюра, жюри, Цюрих

Правописание ЦЫ-ЦИ и ЦЕ-ЦО. 1) Ы после Ц пишется в окончаниях сущ-ных и (огурцы), в окончаниях и суффиксе –ЫН прил-ных (бледнолицый) 2) В словах цыган, цыпленок, цыпочки, цыц 3) Под ударением пишется О, без ударения- Е Исключение: цокотуха и ин. Слова- палаццо, скерцо.

Буквы о-ё-е в корнях слов после шипящих 1) Под ударением: -ё(е) – шел, щёлк, счет, НО трущоба, крыжовник, трещотка. 2) Под ударением: при отсутствии чередования с - ё пишем –о:обжора, шов, шомпол., чопорный. 3) Исключения: ожог, поджог- сущ, но ожег, пожег; в нар вечор (вчера вечером). 4) В иноязычных словах буква –о после –ж и –ш бывает и без ударения: шоколад, жокей, Шотландия, шоссе, шофер, шовинизм.

- Правописание числительных: На конце слов пятьдесят, семьдесят мягкий знак не пишется Буква ь в середине пишется у сложных числительных – и Пол (половина) с последующим сущ-ным в Р.падеже пишется с дефисом перед гласными, перед л и перед словами с прописной буквы: пол-яблока, пол- листа, пол- Европы. Перед согл пол- пишется слитно: полметра.

Правописание предлогов. 1)двойные предлоги пишутся с дефисом из-за угла, из-под сарая, по-над Доном. 2) простой предлог + сущ. пишутся раздельно: в течение года, в продолжение месяца, в виде исключения, в связи с болезнью, в заключение своего доклада. Слитно: ввиду(=по причине), вроед(=подобно), вместо, вследствие, наподобие, насчет(=о),.Ввиду предстоящего отъезда (НО запомните: иметь в виду), вследствие засухи,спросить насчет расписания. 3) В течение, в продолжение, вследствие на конце е: В течение (в продолжение) года, вследствие ненастья.( НО: Наблюдать изменения в течении реки, читать в продолжении романа). Вследствие- причинное значение: Вследствие сильных морозов посевы погибли. Этот предлог не следует смешивать с наречием впоследствии (Впоследствии он обо всем рассказал).

Частицы НЕ и НИ. НЕ слитно: Со словами, которые не употребляются без нее: недочет, невежда, неизбежность, нестерпимый, непоколебимый, непобедимый, неувядаемый, негодовать, невзлюбить и т.д.; Сущ-ые, прилаг-ые, наречия на -О ( можно заменить): несчастье(беда), неприятель(враг) и т.д.; Слова, обозначающие степень (очень,весьма,крайне,в высшей степени,вполне,почти): сделка очень невыгодна(убыточна), это почти невежливость(грубость),весьма неинтересный(скучный; Наречия нехотя,немедля и предлоги несмотря на, невзирая на: работает нехотя,состязание началось несмотря (невзирая) на плохую погоду. НО: Он вышел из комнаты, не смотря ни на кого. С полными причастиями (нет противопоставления, пояснительных слов): незасеянное поле, незаконченная работа.

НЕ раздельно: Сущ-ые, прилаг-ые, наречия с противопоставлением: Это не правда, а ложь; Усиление отрицания с НИ (ничем, ничуть, ни к чему, нисколько и т.д.): Ничем не замечательное селение, ни к чему не способный человек, ни в какой мере не удачно; Пояснительные слова (далеко не, отнюдь не, вовсе не): далеко не выгодное предприятие, вовсе не глуп, отнюдь не справедливое решение и т.д.; Краткие прилагательные: не рад, не горазд,не должен,не готов и т.д.; Наречия=сказуемые( в безличных): не надо,не жаль, не пора и др. С глаголами и деепричастиями(=наречия) : не читал, не был, не хватает, не улыбаясь; Работает не глядя, идет не спеша, не торопясь. С полными причастиями( противопоставление, зависимые слова): Это не законченная, а только начатая книга; Не засеянное крестьянами поле, не законченная мною работа. С краткими причастиями: работа не закончена, поле не засеяно.

Частица НИ: Усиление отрицания: Он не дал мне ни одной книги, нет ни звездочки на небе. Перед сказуемым в придаточных предл-х (усиление + значения): Куда ни посмотри, всюду кипит творческая работа (=всюду, куда посмотришь). ПРИМЕЧАНИЕ: Двойное отрицание не мог не,нельзя не (утвердительный смысл): не мог не знать = знал, нельзя не видеть= надо видеть)

Следующий раздел Предыдущий раздел

Знаки препинания в предложениях с однородными членами: Запятая ставится: 1) Два и более однород.чл. без союзов: (), (), (). Звуки росли, крепли, ширились. 2) Однород.члены с повторяющимися союзами и-и, ни-ни, или-или, либо-либо, не то -не то и др.: и (), и (). И берег, и море молчали. Не то север, не то восток. 3) Между однород.чл. с союзами а, но, да(=но): (), но (). Он проворчал, но согласился.

Запятая не ставится: 1) Однородные члены с 1 союзом и, или, либо, да(=и): () и (). Красные и синие цвета. 2) Внутри группы однород.чл.,соединенных попарно: {() и ()}, 3) {() и ()}. Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи. 4) В цельных выражениях: и то и се, ни то ни се, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мертв.

Обобщающие слова при однородных чл. предложения: Двоеточие 1) После обобщающего слова перед одно-ми членами(иногда ставятся слова: как-то, а именно, например): {(*): (), (), ()}. Снег покрывал все: и деревья, и дома, и стога сена. {(*), как-то (а именно, например): (), (), ()}. Мне нужны некоторые инструменты, например: молоток, напильник, ножовка. 2) Перед перечислением однород. членов в деловой и научной речи Пленум постановил: 1)… ; 2)… Тире 1) После однород.чл. перед обобщающим словом: {(), (), () – (*)}. Стол, кресло, стулья – все стояло в беспорядке. {(), (), () – словом(одним словом, короче говоря), (*)}. Молоток, напильник, ножовка – словом, некоторые инструменты мне нужны. 2) После однород.чл., если впереди них есть обобщающее слово, а предложение не закончено: {(*): (), (), () - …}. Везде: на деревьях, стогах, домах – лежал снег.

Знаки препинания в ССП 1) Запятая ставится: - Между частями предложения, соединенных союзами: и, да(=и), ни…ни; а, но, да(=но), однако; или, либо, ли…ли; да, да и, тоже, также; то есть, а именно. Сверкнула молния, и послышался удар грома. 2) Не ставится: - Если части сложного предложения имеют общий второстеп-ый член: Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза. - Если есть общее придаточное предложение: Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.

Знаки препинания в БСП. 1) Запятая ставится: - Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми: Мы тронулись, когда взошло солнце. - Между однородными придаточными предл-ми, если они не соединены сочин-ми союзами: Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним. - При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.

2) Запятая не ставится: - Отрицание + союз: Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал. - Придат.предл. = 1 союзное слово:Он обещал вернуться, но не сказал когда. - Перед подчин. союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся. - Перед устойчивыми оборотами: как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало. Он вернулся как ни в чем не бывало.

Сложноподчиненное предл- ие с несколькими придаточными: Последовательное подч-ие. Гл.пред.- прид. 1 ст.- прид. 2 ст. Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках площадки, на которую выходила его дверь. Параллельное подчинение Прид.условия Гл.пред.< Прид.условия Если завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку. Однородное подчинение Прид.изъясн. Гл.пред.< Прид.изъясн. Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.

Знаки препинания перед союзом КАК: Запятая ставится 1) Сравнительный оборот: Блестели ее глаза, зеленые, как крыжовник. 2) Вводное сочетание как обычно, как всегда, как правило: По дороге, как всегда, мы забежали в кафе. 3) Приложение с причин. знач.: Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет! 4) В предл.есть соотносимые слова так, такой, тот, столь: Лицей дал России таких людей, как Пушкин,Пущин,Дельвиг. 4) После как следует и: Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.

2) Запятая не ставится - Перед сравн-м оборотом стоит не или слова совсем, совершенно, почти: Газета вышла не как всегда. - Оборот в составе сказуемого: Был лес как сон и снег как сон. - Оборот = «в качестве» : Ленский везде был принят как жених. - При двойном союзе как…,так и…: Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе. - Оборот из 1го слова (как? каким образом?) Он полетел как птица.

- Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. (): причина. Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни. (): поясняет. Картина переменилась: снег стоял, влажная земля дымилась. (): дополняет. Вдруг чувствую: кто-то тянет меня в сторону. (): прямой вопрос. Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

- Тире в бессоюзном сложном предложении () – (). Быстрая смена событий, неожиданный результат: Сыр выпал- с ним была плутовка такова. () – (). (а, но) противопоставление: Шестнадцать лет служу – такого со мной не было. Время, условие действия – (): Лес рубят – щепки летят. () – результат, вывод(поэтому): Солнце встает – будет день горячий. () – () (словно, будто).Сравнение : Молвит слово – соловей поет.

Прямая и косвенная речь. Прямая речь- это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых указывается, кому принадлежит прямая речь. Прямая речь после слов автора: А: «П». А: «П?». А: «П!». Мальчик сказал : «Я приду сегодня вечером». Прям.речь перед словами автора: «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. «Я приду сегодня вечером», - сказал мальчик. Прям.р. прерывается словами автора: «П, - а, - п». «П, - а. - П». «П! (?) – а. – П». «Я приду сегодня вечером, - сказал мальчик. – Принесу тебе книгу.» Прям.р. стоит внутри авторских слов: А: «П», - а. А: «П!(?) –а. А: «П…» - а. Мальчик сказал: «Я приду сегодня вечером,» - и сразу же замолчал.

Следующий раздел Предыдущий раздел

Имя существительное- это часть речи, обозначающая предмет. Кто? Что? Это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи и его формы.

Конкретные имена существительные – вещи, факты, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету (книга, день, тетрадь, шутка). Отвлеченные имена существительные – обозначают свойства, качества, действия, состояния. (свежесть, теплота, нападки) Собирательные имена существительные – обозначают совокупность однородных предметов. ( студенчество, беднота, посуда) Вещественные имена существительные - обозначает название веществ, однородных масс ( шелк, вода, сталь)

1) собственные (Амир, Лондон) 2) нарицательные (столб, школа) Род: 1) мужской 2) средний 3) женский 4) общий Число: 1) единственное 2) множественное

Русское название падежа ? Предлог и Окончание Единственное число Множ. число 1 скл.2 скл.3 скл. Именит ельный Кто? Что? --- -а, -я-о,-е ----ы, -и, -а, -я Родител ьный Кого? Откуда? Чего? без, у, от, с, около, из, возле -ы, -и-а, -я-и -ов, -ев, -ей Дательн ый Кому? Чему? Куда? к, по -е-у, -ю-и-ам Винител ьный Кого? Что? Куда? в,за, на, про, через -у, -ю-а, -я,-о, -е --- -ы, -и, -а, -я Творите льный Кем? Чем? за, над, под, перед, с -ой, -ей-ом, -ем-ю-ами Предло жный О ком? О чем? в, об, на, о, при -е -и-ах, -ях

1 скл. сущ. м.р. и ср.р. на -а,-я 2 скл. сущ. м.р. с нулев. оконч. суш. ср.р. на -о, -е Зскл. сущ.ж.р. с нулев. оконч. Единственное число: И.п. мам-а. дяд-я Р.п. мам-ы,дяд-и Д.п. мам-е, дяд-е В.п. мам-у, дяд-ю Т.п. мам-ой, дяд-ей П.п. о мам-е, о дяд-е дом, окн-о дом-а, окн-а дом-у, окн-у дом, окн-о дом-ом, окн-ом о дом-е, об окн-е ночь ноч-и ноч-и ночь ночь-ю о ноч-и Множественное число: И.п. мам-ы. дяд-и Р.п. мам, дяд-ей Д.п. мам-ам, дяд-ям В.п. мам, дядей Т.п. мам-ами, дяд-ями П.п. о мам-ax, о дяд-яx дом-а, окн-а дом-ов, окон дом-ам, окн-ам окн-а, дом-а, дом-ами, окн-ами о дом-ax, об окн-ах ноч-и ноч-ей ноч-ам ноч-и ноч-ами о ноч-ах

Постоянные признаки: 1) Качественное - Степень сравнения, наличие краткой формы 1) Относительное - Отношение к материалу, времени+-, гос-ой и нац. принадлежности 1) Притяжательное - Чей? - Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмет и отвечает на вопросы какой? Чей? Каков?

Род Падеж Число -Непостоянные признаки:

Причастный оборот- причастие с зависимыми от него словами. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе св-ва прилаг-го и глагола. Отвечает на вопросы: какой? что (с)делающий?

Действительные причастия Обозначают признак того предмета, который сам производит действие (Солнце, нагревающее землю. ) Страдательные причастия Обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие другого.

Имеют те же падежные окончания, что и прилагательные. какое?(улыбающееся дитя), какою?(улыбающеюся девочкой). Действительные причастия 1-го спряжения настоящего времени, пишутся -ущий, -ющий: плачут- плачущий, борются – борющийся, 2-го спр., пишутся -ащий, -ящий: дышат – дышащий, строятся- строящийся. В страдательных причастиях наст.вр., 1-го спр., пишется –емый: читаем- читаемый, 2-го спр., пишется –имый : любим- любимый.

В суффиксах страдательных причастий после шипящих пишется –ё(е)-: вооруженный- вооружен,сокращенный – сокращен. В полных страдательных причастиях прошед.вр. пишется – нн-: сделанный, сломанный, посеянный, а вкратких –н- : сделан –сделаны, посеян – посеяны. Причастия, образованные от глаголов на –ать, -ять, пишется –анный, -янный: разбросать – разбросанный, расстрелять- расстрелянный, а в глаголах на –ить, -еть, пишется –енный: забросить- заброшенный, рассмотреть- рассмотренный.

что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? НЕ с деепричастиями: 1) Слитно: без НЕ не употребляется (ненавидя, негодуя) 2) Раздельно: в остальных случаях - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия.

Совершенный/несовершенный вид. Переходность/непереходность. Управляет зависимыми словами. Не изменяется(не склоняется, не спрягается). Не согласуется, не управляется. В предложении бывает обстоятельством. - Признаки деепричастия:

Правописание местоимений: 1) В шести отрицательных местоимениях: некого, нечего, никто, ничто, никакой, ничей- под ударением пишется НЕ, без ударения- НИ. 2) Когда при этих местоимениях нет предлога, то НЕ и НИ пишутся слитно: некого, никого; когда же есть предлог, тогда раздельно: не у кого, ни в каком, ни в чьем. Это самостоятельная чать речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они Возвратные: себя Вопросительные: кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Относительные: кто, что, какой, чей, который, сколько, каков. Отрицательные: ничто, никто, некого, нечего, никакой, ничей Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их Указательные: тот, этот, такой, таков, столько, сей Определенные: весь, всякий, каждый, сам, любой, иной Неопределенные: некто, нечто, некоторый, кое-кто, какой-нибудь, несколько.

Наречия обозначают признак действия. Вопросы: как? куда? когда? и др. Правописание наречий: Надо отличать наречия с приставками от сущ-х, прилагательных и местоимений с предлогами: сначала не понял, но: с начала года; прочтешь, затем напишешь, но: за тем домом. После шипящих на конце наречий пишется ь: вскачь, настежь, сплошь. Исключения: УЖ,ЗАМУЖ,НЕВТЕРПЕЖ.

В наречиях с приставками из-,до-,с-, на конце пишется а: издавна, докрасна, сначала, а в нар-х с приставками в-, на-, за-, пишется на конце о: влево,замертво. На конце наречий после шипящих под ударением пишется о: свежо, горячо, нагишом. Исключение: еще.

Дефис пишется: 1) в наречиях на –ски, -ьи, -ому, -ему с приставкой по: по-товарищески, по- новому, по- латыни; 2) в наречиях : во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.; 3) в наречиях с кое-, -то, -либо, -нибудь : кое-где, где-то, куда-либо, когда-нибудь; 4) в наречиях, образованных повторением слов: чуть-чуть, крепко- накрепко, мало- помалу; 5) наречия, образованные от имен людей, пишутся со строчной буквы: по- мичурински, по-суворовски; 6) в 12 наречиях не- и ни- пишутся слитно: некогда, негде, некуда,неоткуда, незачем, никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, ничуть, нисколько. 7) –нн- пишется у наречий, образ-х от прилаг-х или причастий с –нн-: испуганное выражение лица- испуганно смотрит

Это самостоятельная часть речи, к-я обозначает число, кол- во предметов, порядок их при счете и отв. на вопросы сколько? Который? - По значению и грамматическим признакам: 1) количественные: сколько? Пять, десять 2) Порядковые: какой? Пятый, десятый -По составу: 1) простые: три, девять 2) Сложные: пятьдесят, семьдесят 3) Составные: двадцать пять, тридцать седьмой

Служебные части речи ( Союз. Предлог. Частица). Предлог- служебная честь речи, которая выражает зависимость сущ-х, числ-х, мест-ий от др. слов в словосочетании и предложении. Союз- служ.ч.р., которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Союзы бывают: сочинительные и подчинительные. Частицы- служ.ч.р., которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образ-ия форм слова.

Следующий раздел Предыдущий раздел

Это раздел науки о языке,, который изучает словосочетания и предложения. Словосочетание- это сочетание 2х (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Не является словосочетанием: 1) Сказуемое + подлежащее; 2) Служеб.ч.р. + самост.ч.р.; 3) Однородные члены.

По зависимому слову Согласование Управление Примыкание (Род, число, падеж) (падеж) - личн.мест. - прилагательное - существительное - дееприч. - причастие - местоимение - инфинитив -порядковые числ. - кол.числ.(И.п.,В.п.) - наречие - количественные числ. (Р.,Д.,Тв.,Пр.падежи) -мест.+прилаг.

По главному слову Именное Глагольное Наречные - существительное - наречие - наречие - прилагательное - глагол - местоимение - причастие - числительное - деепричастие

Главные члены предложения. Подлежащее Сказуемое Главный член предложения, который Главный член предложения, обозначает предмет речи и отвечает который обозначает то, на вопросы И.п. (кто? что?). говорится о предмете речи. Виды сказуемого: 1) Простое глагольное (ПГ) 2) Составное глагольное (СГ): глагол + инфинитив. Владимир начинал сильно беспокоиться. 3) Составное именное (СИ) : глагол + именная часть. Погода была хорошая.

Тире между подлежащим и сказуемым: - Тире ставится Сущ.- сущ. (Книга - источник знаний). Числ.- числ. (Пятью восемь - сорок). Инф.- инф., сущ.- инф., инф.- сущ. (Жить – родине служить. Превосходная должность – быть человеком. Перед словами это, вот, значит, это значит.(Главное – это стремление к учебе.)

- Тире не ставится Личное местоимение + сущ-ое (Он скептик) Сказуемое имеет частицу НЕ (Бедность не порок) Как, точно, будто + сказуемое (Этот сад как лес) Подл. + вводное слово (наречие)+ сказуемое (Костя теперь студент. Виктор, по-моему, неплохой врач.)

Простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений: Главный член- сказуемое: Определенно- личное: сказ.- глагол в форме 1-го, 2-го лица ед., мн.чисел. Жду от тебя известий. (кто? Я) Неопределенно- личное: сказ.- глагол в форме 3-го л. мн.ч., наст., буд., прош.вр. Стучат в дверь (кто?Они) Обобщенно- личное: Из песни слов не выкинешь (кто? Ты, Вы) Безличное: при сказуемом нет подлежащего. Смеркается. Главный член- подлежащее Назывное: есть только подлежащее. Тихий вечер.

- Основные виды сложных предложений: - Союзные: 1) Сложносочиненные 2) Сложноподчиненные С придаточными определительными С придаточными обстоятельственными С придаточными изъяснительными Времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, сравн-ые, условия, уступки, следствия, присоединения. Сложные предложения с разными типами связи - Бессоюзные

- Однородные члены предложения Отвечают на 1 общий для них вопрос. Одинаковые члены предложения. Относятся к одному и тому же чл. предложения. Равноправны к друг другу и связаны между собой сочинительной связью. Сосны, и березы, и лиственницы обступали поляну.

- Второстепенные члены- члены предложения, которые поясняют главные или др. члены предложения. Дополнение - обозначает предмет. Вопросы косвенных падежей. Дети говорили (о чем?) о животных. Определение - обозначает признак предмета. Вопросы: какой? чей? Мы увидели (какую?) редкую птицу. Обстоятельство - обозначает признак действия или др.признака. Вопросы: где? куда? как?...Гости съехались (когда?) накануне.

Следующий раздел Предыдущий раздел

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования. Средство словообразования – словообразующая морфема – приставка, суффикс

Основа- часть слова без окончания. Корень- это главная значимая часть слова, в к-ой заключено общее лекс. Значение однокоренных слов. Приставка- это значимая часть слова, к-я находитсяя перед корнем. Суффикс- это значимая часть слова, к-я находится после корня.

кроме формообразующих : - л - суффикс глаголов прошедшего времени; -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -ом-, -ем-, -им-, -нн-, -енн-, -т- -- суффиксы причастий -ая-, -ш-, -в-, -вши- суффиксы деепричастий -е-, -ее- -- суффиксы сравнительной степени прилагательных Нк путать! Окончания служат только для образования ФОРМЫ слова Пример: стол + ик (словообразующая морфема); столик Сравни: падать, падающий, падая, падал – формы глагола причастия и деепричастия Высокий, выше. – сравнительная степень прилагательного

Морфологические способы образования слов. суффиксальный приставочно- суффиксальный бессуфиксный приставочный

Следующий раздел Предыдущий раздел

Разговорный- употребляется в быту. Цель- общение, обмен мыслями, впечатлениями. Характерен диалог. Научный – употр-ся в научных трудах ученых.(Монография, статья, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция, справочник) Это раздел науки о языке, который изучает стили русского языка и языковые средства, создающие их особенности.

Официально- деловой стиль- употребляется в переписке граждан с учреждениями. Цель- информация. (Указ, устав, закон, кодекс, протокол, инструкция) Публицистический стиль- употребляется в агитационно- массовой работе. Цель- воздействие на слушателей и читателей. Используется в газетах, журналах, по радио, телевидению, на собраниях, митингах.(Публицистическая статья, очерк, выступление, памфлет, фельетон, воззвание).

Художественный стиль –употребляется в словесно- художественном творчестве.(Трагедия, комедия, драма, роман, новелла, эссе, басня, поэма, баллада, романс).Цель- воздействие на мысли и чувства читателей, слушателей.

Следующий раздел Предыдущий раздел

Это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. (На краю света- далеко) Признаки: Устойчивость, целостность значения Образность Метафоричность Экспрессивно- эмоциональная окраска

Соотношение фразеологизмов: 1) Фразеологизмы-синонимы (ни рыба ни мясо,ни то ни сё) 2) Фразеологизмы-антонимы (заваривать кашу и расхлебывать кашу 3) Фразеологизмы-омонимы (за глаза: 1.за глаза,2. заочно)

Нефразеологизмы: Девичья память, телячий восторг, дать согласие, одержать победу, вогнать в тоску, дурак дураком, из года в год ; Пословицы : большому кораблю большое плавание,день да ночь-сутки прочь и т.д. ; Крылатые слова: лебединая песня, буриданов осел и т.д.; Составные термины: азбука морзе, анютины глазки и т.д.;

Предыдущий раздел