Прием олицетворения в сказке (Дж. Родари «Приключения Чиполлино», загадки ) Учитель МАОУ «СОШ 40» Сидорович Елена Владимировна
Попробуйте продолжить это высказывание Фантазия писателя щедра. Она нам дарит столько неожиданного. Представьте, насколько б жизнь была бедна, Коль не было бы в ней… чудес невиданных
Отгадайте загадки: За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая.
Отгадайте загадки: Щёки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она..
Отгадайте загадки: Дом зелёный тесноват: Узкий длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда - Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки.
Отгадайте загадки: Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют.
Отгадайте загадки: Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а...
Отгадайте загадки: Золотая голова - велика, тяжела. Золотая голова - отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка.
Отгадайте загадки: Я капелька лета на тоненькой ножке, Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица.
Отгадайте загадки: Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой, На солнце почернела я, И вот теперь я спелая
- Сегодня оживут эти и другие овощи, фрукты, ягоды! Пофантазируйте, какой может быть характер у лука, морковки, вишни или тыквы.
- «Нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки». Эти слова принадлежат известному сказочнику Джанни Родари, умевшему оживлять все на свете.
- Джанни Родари - итальянский детский писатель. Сын пекаря, он работал учителем, затем журналистом в газете. Как детский писатель прославился в нашей стране раньше, чем у себя на родине, благодаря переводам С. Я. Маршака.
В молодости, работая учителем начальных классов, он очень дружил с ребятами и придумывал для них веселые игры. В 1951 году вышла его первая книжка для детей – «Книжка веселых стихов» В своих книгах Дж. Родари старался познакомить детей с множеством важных вещей в окружающем мире.
В молодости, работая учителем начальных классов, он очень дружил с ребятами и придумывал для них веселые игры. В 1951 году вышла его первая книжка для детей – «Книжка веселых стихов»
- Спешу напомнить! В «Путешествиях Голубой стрелы» оживают игрушки, в «Приключениях Джельсомино» - кошка, нарисованная мелом на стене.
Отгадайте загадку: Мною долго неизвестный Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик – луковка знаком. Очень просто и недлинно Он зовется …. Чиполлино
- Какую сказку мы будем читать? - Кто автор этой сказки? - Сказка очень длинная, поэтому мы сегодня прочтем только отрывки из нее. А кому будет интересно прочитать всю сказку, вы сможете взять ее в библиотеке. -
Словарная работа - Окраина – конец города - Камергер – старший придворный чин - Чтение первой части сказки
- Как вы думаете, кто будет являться героем этой сказки?
- Что сказано о его семье? - Где жила семья Чиполлино? - Почему они выбрали окраину города, а не центр?
- Давайте попробуем нарисовать на листе луковых человечков, как вы их себе представляете?
- Какое событие нарушило жизнь обитателей окраины? - Что беспокоило придворных и какой они нашли выход? - Кем были придворные солдаты? - Кто был принцем города?
- Какими вы видите лимонных человечков? - Нарисуйте их. - Чем отличались лимонные человечки друг от друга? Отметьте эту особенность на своих рисунках
- Как вы думаете, нравиться ли автору нарядные Лимон и Лимончики? - Почему у вас к ним такое отношение? - Как автору удается показать глупость и напыщенность? - Кому вы отдаете свою симпатию? - Джанни Родари с вами согласен? - Почему вы так решили? Найдите ответ в тексте
- Вместе с принцем лимоном прибыл и грозный синьор помидор. - Каким вы его себе представляете? Чтение второй части сказки
- Оправдались ли ваши представления о кавалере Помидоре? - Что можно добавить к вашей характеристике этого человека? - А хочется вам его нарисовать? - Куда прикрепим портрет сеньора Помидора?
- Понравилась ли вам сказка? - Как удалось Дж. Родари заинтересовать маленьких читателей рассказом об овощах и фруктах? - Он их очеловечил, одушевил, наделил героев характерами - Придумайте, чем могла закончиться сказка?
- Неунывающий бодрый Чиполлино окажется победителем в борьбе с принцем Лимоном, кавалером Помидором, солдатиками Лимончиками. Бедные свергают власть богатых. Дети бедных ходят в школу. А Помидор сажает капусту. Барон Апельсин похудел и стал стройным. Замок графинь вишен превращен во дворец для детей
- Когда сказка кончается и продолжается обыкновенная жизнь, всегда бывает грустно. Но не расстраивайтесь, у нас еще впереди много интересных сказок.
Работа в группах. - Определите характер огурца, клубники, грецкого ореха, ананаса. - Какие факторы повлияли на формирование данных черт характера? - Какие знания пригодились вам для выполнения данного задания?
- Поучиться понимать, как поэзия оживляет предметы, можно у загадок. Загадки часто сравнивают «неживое» и «живое»
- Отгадайте загадку: Выглянул в окошко: лежит долгий Антошка. Кабы он встал – до неба достал. (дорога)
Самостоятельная работа Поработайте самостоятельно с загадками на странице 69, Ваша задача: прочитать и отгадать загадки; проиллюстрируйте загадку которая вам понравится.
- Вы рады знакомству с Джанни Родари? - Чему он вас научил? - У кого оправдались надежды на сегодняшний урок? Что помогло нам добиться решения поставленной задачи?
- Поэты и писатели на самые обыкновенные вещи смотрят по – особенному. - Мир прекрасен, всмотритесь, вслушайтесь, вчитайтесь, и он не перестанет удивлять вас. Берешь перо, берешь листок, Фантазий радужный поток Тебе поможет сотворить Прекрасный мир Н. Волчкова
- Сегодня все у нас было «привычно-необычно» - Оцените свою работу при помощи этого солнышка - Лучик солнышка – это шкала знаний. - Лучики вы сейчас украсите бабочками. Дальше от центра – значит, вы своей работой довольны. В середине лучика бабочка означает, что вы не совсем собой довольны. Ближе к центру – собой недоволен, урок для вас не получился