Титаны Возрождения. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции.
Advertisements

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи. « Автопортрет » ( около ). Библиотека, Турин.
Леонардо Да Винчи.. Имя при рождении: Leonardo da Vinci Дата рождения: 15 апреля 1452 Место рождения: близ Винчи Дата смерти: 2 мая 1519 (67 лет) Место.
Леонардо Да Винчи Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (, 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции 2 мая 1519, замок.
ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. Леонардо да Винчи. Родился 15 апреля 1452 года в г. Винчи. Сын нотариуса и крестьянки. Был учеником флорентийского живописца.
Леонардо Да Винчи ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452, Винчи близ Флоренции 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень,
1. Краткая биография 2. Главные события жизни Леонардо да Винчи 3. Работы 4. Загадка Моны Лизы.
«Мир Леонардо Да Винчи» Урок изобразительного искусства 7класс.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ «Искусство должно не только учиться у природы, но и прев зойти её».
Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи – основатель Высокого Возрождения. Занимался всеми областями человеческого знания.
Леонардо да Винчи: человек эпохи возраждения Проект выполнил Никита Жильников ученик 7 «В» класса.
Культура эпохи Возрождения Это,несомненно,золотой век, который вернул свет свободным искусствам.
БИОГРАФИЯ Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом городе, под названием Винчи, который располагается недалеко от Флоренции. Он являлся.
Один из самых интересных людей на свете. Он был не только великим художником, автором "Моны Лизы" и "Тайной Вечери", но и скульптором, архитектором, поэтом.
Леонардо да Винчи. Основные вехи биографии Леонардо да Винчи - один из титанов Высокого Возрождения. Родился в 1452 году. Его родители не состояли в браке.
ЭПОХА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.. Эпоха Возрождения или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре средних веков.
Мир художественной культуры Возрождения. Федотова Ксения 7 «Б»
Леонардо Да Винчи: гениальная личность Работа ученик 7 «Г» класса Кравченко Дмитрия.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Урок «Рей Брэдбери. «Улыбка». «Вокруг тебя – Мир…» 8 класс. Подготовила Чуйдук Н.А.
Транксрипт:

Титаны Возрождения

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) ( ), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь во Флоренции у Верроккьо. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи.

Леонардо родился в 1452 г. и был внебрачным сыном некоего сэра Пьеро, нотариуса из небольшого местечка близ города Винчи, и простой крестьянки. Поэтому позднее, когда художник прославился, то стал называть себя Леонардо да Винчи. Уже с детства он проявил равный интерес к занятиям механикой, астрономией, математикой, к другим естественным наукам, что не мешало ему увлеченно рисовать и лепить разнообразные фигурки. Говорят, еще смолоду он вылепил несколько голов смеющихся женщин, которые были настолько выразительны, что с них до сих пор делают гипсовые слепки для подражания. Уже будучи прославленным художником, он не оставлял занятий инженерными науками, увековечивая в рисунке свои новые идеи.

В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении Христа Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, - оба в Уффици; в первой самостоятельной работе "Мадонна Бенуа", около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний.Крещении ХристаБлаговещениеМадонна Бенуа

Крещение Христа. После 1470, Уффици.

Однажды учитель Леонардо, Вероккьо получил заказ на картину "Крещение Христа" и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Веррокьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Веррокьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

Мадонна Бенуа. Около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников.

В миланский период Леонардо да Винчи создал "Мадонну в скалах" ( , Лувр, Париж; 2-й вариант - около , Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений.Мадонну в скалах

Мадонна в скалах , Лувр, Париж.

В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" ( ; из-за особенностей примененной Леонардо да Винчи техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.Тайная вечеря

Тайная вечеря , трапезная монастыря Санта- Мария делле Грацие.

Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах ( , , Флоренция; Мантуя и Венеция; 1506, Милан; Рим; Франция).

Сила убеждений художника была такова, что многое даже самое фантастичное из придуманного им казалось его современникам вполне реальным. Джорджо Вазари сообщает, что, когда Леонардо жил еще во Флоренции, он сделал рисунок, при помощи которого не раз доказывал многим предприимчивым гражданам, управлявшим в то время городом, что он может поднять храм Сан-Джованни и подвести под него лестницы, не разрушая его. «И он уговаривал столь убедительными доводами, что это казалось возможным, хотя каждый после его ухода в глубине души и сознавал всю невозможность такой затеи».храм Сан-Джованни

К сожалению, склонность к самым разнообразным размышлениям и научным экспериментам не давала Леонардо возможности сосредоточиться на чем-то одном. Многое он начинал, многое не доканчивал, так что о нем уже стало складываться мнение как о человеке, не способном что-либо довести до конца. Поэтому, когда ему предложили расписать трапезную нового доминиканского монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане, он, не колебаясь ни минуты, согласился, надеясь исполнением этой фрески доказать обратное всем досужим сплетникам.монастыря Санта-Мария делла Грацие

Работать над «Тайной вечерей» для монастыря Санта- Мария делла Грацие Леонардо начал в 1495 г. Он должен был закончить фреску в кратчайшие сроки. Но, как всегда, он хотел быть самостоятельным и оригинальным во всем, что требовало тщательной и упорной работы. И хотя замысел «Тайной вечери» родился у Леонардо еще задолго до получения этого заказа, он, прежде чем приступить к росписи на стене, делал множество рисунков и набросков, сопровождая их словесными описаниями, подобными следующему: «Первый, который пил и поставил стакан на его место, обращает голову к говорящему; другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями смотрит на своего товарища; другой, открывши руки, показывает их ладони, поднимает плечи к ушам и делает ртом мину изумления», и так по каждому персонажу.«Тайной вечерей»

Тайная вечеря , трапезная монастыря Санта- Мария делле Грацие.

Настоятель монастыря постоянно торопил Леонардо с завершением работы. Однажды, раздраженный медлительностью художника, он пожаловался на него герцогу. Художник, часто рассуждавший с герцогом об искусстве, сумел убедить его в том, что «возвышенные таланты иной раз меньше работают, но зато большего достигают, когда они обдумывают свои замыслы и создают те совершенные идеи, которые лишь после этого выражают руками». Леонардо сдал свою работу зимой 1497 г., правда, так и не успев доделать голову Иисуса Христа. Успех фрески превзошел все ожидания. Вся Италия была поражена смелостью композиции, силой выражения, движением, соединенным со спокойствием, которые до сих пор удивляют всякого, кто входит в трапезную. Поразительно разнообразие видимых форм душевной жизни.голову Иисуса Христа

Голова Иисуса Христа. Фрагмент фрески «Тайная вечеря» монастыря Санта-Мария делла Грацие. Милан.

Композиционное решение традиционного евангельского сюжета, избранного Леонардо для росписи трапезной, уже было необычным. Помещение, где находится фреска, удлиненное по форме, и столы располагались в нем в виде буквы «П». Чтобы создать иллюзию реальности происходящего, стол, за которым восседал Иисус Христос со своими учениками, был нарисован таким же, как и те, что стояли в трапезной, замыкая их в единый прямоугольник. Оригинальность замысла состояла еще и в том, что настоятель монастыря оказывался как раз напротив Христа, восседая перед его фигурой во время дневной трапезы. Стены реальной комнаты и потолок также незаметно переходят в стены и потолок, изображенные на фреске. Когда все монахи собирались за столом, создавалось впечатление, что Христос и апостолы участвуют в совместной трапезе. Стремление к передаче впечатления реальности происходящего, с ранней юности занимавшее художника, в этом произведении было реализовано с полной достоверностью и убедительностью.Помещение

Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

За столом горницы, где происходит последняя трапеза Учителя с учениками, Христос сидит в центре. По обеим сторонам от него расположились апостолы, объединенные в группы по три человека. Вся композиция «Тайной вечери» изображает момент, когда Иисус произносит свои знаменитые слова: «Один из вас предаст меня». Царившее спокойствие последней вечери, переданное строго выверенной композицией, нарушается возникающим шумом и волной человеческих эмоций: «Не я ли, равви?» Иуда, по традиции всегда сидящий по другую сторону стола, на этот раз находится в группе апостолов. Он тоже возмущен, тоже старается быть удивленным, но правая рука, нервно сжавшая кошелек с тридцатью сребрениками, выдает его и делает узнаваемым. Зрительно уравновешенная композиция нарушается возникшим шумом. Реплики как бы переносятся из одного конца стола в другой, перемешивая отдельные группы апостолов в одну беспокойную массу. Христос не может не слышать и не замечать происходящего, но его фигура остается невозмутимой. На охватившее всех апостолов возбуждение он отвечает ритуальным спокойствием, неподвижностью, молчанием.Иуда

Пётр, Иуда, Иоанн. Фрагмент фрески «Тайная вечеря» монастыря Санта-Мария делла Грацие. Милан.

Судьба фрески «Тайная вечеря» оказалась трагичной. Однажды, придя как-то вечером в трапезную монастыря, чтобы полюбоваться своим знаменитейшим произведением, Леонардо заметил, что при работе с грунтом и красками была допущена какая-то ошибка и его работа, на которую было потрачено столько сил и времени, может оказаться недолговечной. Он постоянно следил за происходящими изменениями и сделал все возможное, чтобы продлить жизнь своему творению.

Из Милана Леонардо вновь приехал во Флоренцию. В этом же городе Леонардо написал портрет Моны Лизы (Джоконды). С небольшого полотна, сложив накрест изящные руки с тонкими аристократическими пальцами, смотрит на зрителя красивая женщина. Взгляд ее серьезен, а губы слегка тронуты улыбкой, которую часто называют загадочной. Вместо фона за спиной Джоконды расстилается типичный для эпохи Возрождения идеальный пейзаж. Моны Лизы (Джоконды)

Портрет Моны Лизы (Джоконда) Дерево. 77 x 53. Лувр, Париж.

Фрагмент. Портрет Моны Лизы (Джоконда) Дерево. 77 x 53. Лувр, Париж.

Последние годы жизни Леонардо провел в скитаниях. Сначала он вернулся в Милан, оттуда отправился в Рим. Там за свои научные опыты он был обвинен в ереси. Спасаясь от преследований церкви, Леонардо принял приглашение французского короля. Во Франции он почти не работал, но всегда был окружен почтительным восхищением. Жизнь Леонардо завершилась в 1519 г. в маленьком городке Амбуазе в замке Клу. Вазари отметил, что «хотя он много больше сделал на словах, чем на деле, все эти отрасли его деятельности, в которых он настолько божественно себя проявил, никогда не дадут угаснуть ни имени его, ни славе».Клу

В замке Клу Леонардо да Винчи прожил последних три года своей жизни и здесь же умер. Леонардо да Винчи умер на руках у короля Франции Франциска I. Похоронен Леонардо да Винчи в часовне Сен- Юбер.Сен- Юбер.

Памятник Леонардо да Винчи вблизи часовни Сен-Юбер.

На надгробной плите высечены отпечатки ступней.

Среди произведений Леонардо да Винчи - живопись, фрески, рисунки, анатомические рисунки, заложившие основу для появления научной иллюстрации, произведения архитектуры, проекты технических сооружений, записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), «Трактат о живописи» (Леонардо начал писать трактат еще в Милане по просьбе Сфорца, пожелавшего узнать, какое искусство более благородно - скульптура или живопись; окончательный вариант был составлен после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф.Мельци).анатомические рисункиархитектурытехнических сооружений

Анатомические рисунки

Проект боевой колесницы.

Гигантская катапульта

Замок Шамбор был построен для короля Франциска I и до сих пор поражает не только величиной – 440 комнат и 365 каминов, но и новаторством архитектуры. Не случайно его считают шедевром инженерной мысли и предполагают, что первый проект разработал сам Леонардо да Винчи.