«Русский народный костюм» Презентацию выполнила учитель технологии и изобразительного искусства МОУ СОШ 14 г.Мончегорска Мурманской обл. Талимончук Наталья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве.
Advertisements

. Основные части традиционного русского женского наряда - рубаха и сарафан. Рубаха - древнейший элемент одежды Уже в VI веке в костюме наших предков она.
История русского костюма Урок технологии 7 класс МОУ Белоносовская СОШ Учитель технологии Гамова Ольга Владимировна.
ЭКСКУРСИЮ ПРОВОДИТ УЧАЩАЯСЯ 7-ГО КЛАССА МОУ «ГЛОТОВСКАЯ СОШ» ПОЛИТОВА ОЛЕСЯ Удорский девичий костюм XVIII- XIX веков.
Подготовила: Пряхова И.Г,. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный.
КОСТЮМ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ XIX ВЕКА Летняя и обрядовая одежда.
Коллекция кукол в русских народных костюмах проект Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.
Женский русский народный костюм конца 18-начала 19 веков Цели и задачи : знакомство с традиционным русским костюмом, воспитание национального самосознания.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ.
Урок изобразительного искусства 5 класс Составила Янкилевич Е.А.
Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Взгляни.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Народный праздничный костюм Автор: Гришин Михаил Александрович. 8 класс МОУ «СОШ С.Аряш» Номинация: «История национального костюма» Учитель : Сатвалдиева.
I районный Фестиваль национальных культур «Мы вместе» среди образовательных учреждений Ярославского муниципального района Номинация Русский народный костюм.
Народный праздничный костюм Урок изобразительного искусства, 5 класс Автор: Тюгашева Лариса Николаевна Учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ с углубленным.
По одежке встречают … Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» г. Альметьевка, РТ Исследовательский проект.
Русский народный костюм Руси IX – ХIХ вв. IX – ХIХ вв.
Подготовила музыкальный руководитель Силка В.В.. История костюма Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.
Женский тульский костюм Чиненова Елена Николаевна учитель технологии МОУ «Анишинская СОШ»
Транксрипт:

«Русский народный костюм» Презентацию выполнила учитель технологии и изобразительного искусства МОУ СОШ 14 г.Мончегорска Мурманской обл. Талимончук Наталья Юрьевна

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления.

Функциональность Одна из характерных черт, свойственных всему народному костюму - его функциональность. Он не сковывает движений, легкий, не жаркий, и в то же время достаточно теплый и укрывает от непогоды. Для разных обстоятельств жизни в различных условиях были выработаны и разные виды одежды: от легких поддёвки или казакина до закрывающих все тело от макушки до пят армяка.

Конструктивность Другая характерная черта народного костюма - его ярко выраженная конструктивность. Рациональнейшая конструкция рубахи, сарафана, зипуна, понёвы, армяка почти не требовала употребления ножниц, а отходы ткани ручной выделки были минимальными. Небольшое количество прямых швов сокращало время, потребное на изготовление одежды и не требовало большого мастерства от швеи. Изготовляя ткань, крестьянка рассчитывай ее на конкретный вид одежды, а следовательно при шитье могла обойтись без подрубания швов и кромок, тем более что подрубить толстую армянину, сукно для понёвы и даже холст непросто.

Декоративность В то же время, при всей простоте, это была очень яркая, декоративная одежда, украшавшая человека. Декоративность достигалась путем комбинирования праздничной одежды из тканей разного цвета и качества, что давало экономию дорогостоящих тканей, и за счет сравнительно простых средств декорирования путем нашивки лент, мелкой аппликации из ромбов и квадратов, вставок из простого крестьянского кружева, вышивки простым швом с геометрическим орнаментом.

Непревзойденная декоративность народного костюма - его типичнейшая черта. Но декорация имела и функциональное назначение, будучи в значительной мере связанной с верованиями народа. На нижней одежде, непосредственно надевавшейся на тело, орнамент располагался на наиболее важных местах и выполнял роль оберега от нечистой силы, которая не могла миновать магические узоры на вороте, пазухе, обшлагах рукавов и подоле. На праздничной одежде орнамент в виде прошв, вышивки, нашитых лент, мелкой аппликации располагался по плечевым швам, швам подоплеки и т.п., отмечая, таким образом, конструктивные и функциональные элементы. Орнамент употреблялся только мелкий, геометрический, реже растительный, нижняя, "земная" часть костюма /например, женские понёвы/, намеренно была темной /черные, синие понёвы/, а верхняя, связанная с небом, с солнцем - белая и красная

Комплексность отметим еще один определяющий признак народного костюма - его комплексность. Состав народного костюма был совершенно определенным и четко привязывался к тому или иному региону Выделяется ряд женских костюмных комплексов: понёвный, комплекс с андараком, сарафанный, комплекс с кобельком и парочка. Наиболее архаичный комплекс с понёвой включал специфический женский головной убор - кичку с сорокой, - а также особые виды плечевой и нагрудной одежды: навершник, носов, костолан, шушпан или шушун, занавеску или закон, тогда как для сарафанного комплекса характерен кокошник, плечевая одежда типа душегреи или епанечки

Традиции костюма русского севера. Рубаха Традиционный женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском.

Сарафан Наиболее древний тип женского сарафана шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клин-ник. Впрочем, встречались и другие названия по ткани: кумашник, набоешник, штофник ведь клиники шили не только из окрашенной в синий или красный цвет домотканины, но и из покупных материй. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях парчу. Во второй половине XIX века на смену косоклинному пришел прямой сарафан.

Пояс Помнится, не так давно были модны широкие платья без пояса, выдержанные будто бы «в русском стиле». Но так ли? Ведь на Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые разные опояски: тканые, вязаные, плетеные. Широкие для верхней одежды и поуже для горничной, праздничные и повседневные. Из гарусной шерсти ткали узорные пояса с пышными махрами на концах. Многие были «со словесами» искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто: «Кого люблю, того дарю», и имена...

Головной убор Головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки перевязка, оставляющая верх головы незакрытым. Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые золотной нитью и речным жемчугом (до XVIII века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку.

Обувь Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в лаптях. А ведь их носили преимущественно в центрально черноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право. Тут даже венчали и хоронили в лаптях. Зато степняки, поморы, сибиряки их вовсе не знали. На Севере лапти плели для работы, ибо на покосе или жатве они незаменимы : удобные, легкие и ногу не наколешь. В праздники же надевали обувь кожаную сапоги, полусапожки, башмаки. И еще коты с красной оторочкой что-то вроде туфель попросторнее, чтобы нога в шерстяном чулке вошла. Вязаные чулки до колен с узорной опиской носили и мужчины и женщины, но с лаптями обычно холщовые или суконные онучи белого цвета. Кажется, самая незамысловатая деталь костюма, а сколько и тут выдумки! Оборы, которыми привязывали обувь к ноге, часто плели из черной шерсти представьте, как красиво перекрещивались они поверх праздничных онуч!

Узоры русской вышивки Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Рассмотрим технику исполнения вышивки. По мерцающей серебром материи стежок за стежком, строго по ячейкам ткани, словно по канве, вышивался контур рисунка. Рукодельницы чаще всего пользовались старыми образцами или сколками, сохраняя таким образом иконографию древних сюжетов. Второй этап внутреннее заполнение узора прямой сеткой, в ячейках которой, в шахматном порядке, вышивались крестики. Прием этот, не подчеркивая материальности изображаемого, выявлял символическую значимость орнамента.

В середине прошлого столетия еще был жив обряд «чтения узоров». С образом птиц в народе было связано представление о свете и тепле. Верили, что с их прилетом приходит на землю весна. Не случайно в пышном оперении пав, на их головках часто видны крестики, кружки, трезубцы: знаки эти в народной символике с давних времен олицетворяли огонь и солнце.

Вышивали на подолах рубах и иные изображения. Скажем, в центре подобие фантастического растения, а по бокам от него могучих зверей с когтистыми лапами, застывших в охранительных позах. Звери как бы пронизаны ярким солнечным светом даже гривы и уши их золотятся и переливаются шелками. А вокруг порхают, медленно и важно шествуют, чинно восседают разноликие павы. Это птичье царство наводит на мысль, что все пространство вышивки «наполнено» солнечным светом. Но что могут олицетворять загадочные для нас не то львы, не то барсы? В одном из северных заговоров о таком фантастическом звере говорится, что и шерсть-то у него золоченая, а ведь золото символизировало в древнем искусстве свет. С другой стороны, дальним родственником, прообразом вышитого на подоле льва был крылатый пес Симаргл-Переплут из давнего мифа, охранитель посевов. Выходит, и этот узор связан с земледелием.

Нередко вышивали двух птиц со сросшимися спинами (такую композицию называют из-за формы «ладьей»). Из «ладьи» вверх, к сердцевидному семени, тянется росток, а из семечка произрастает сказочное древо с пышными цветами и листьями. Вокруг всюду восседают павы, а по бокам могучие птицы словно охраняют дивное растение.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны павы, и Мать-Земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.