ТЕМА 4. Стадия предпроектного обследования Лекция 10. Процессный подход в описании экономического объекта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 4. Стадия предпроектного обследования Лекция 11. Методы анализа предметной области. Классификация бизнес-процессов.
Advertisements

Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
Этап (годы) Концепция использования информации Вид ИС Цель использования Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов.
Разработка Производство Финансовая деятельность Административно-хозяйственнаядеятельность Компьютерная система управления качеством продукции современного.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Лекция 5. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ Понятие реструктуризации. Подходы к построению организационных структур. Организационный анализ компании.
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Построение отношений клиентоориентированной компании HSE 2007.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
г.Киев 2012 г. Важное о бизнес-процессном подходе в организации.
ТЕМА 4. Стадия предпроектного обследования Лекция 11. Методика обследования бизнес-процессов. Структурные модели предметной области.
Основы маркетинга в сфере сервиса Доцент кафедры СТЭА Г.Л.Овсянникова 900igr.net.
Оптимизация баланса ресурсов предприятия в операционном временном интервале. Основная задача проекта - осуществление руководителями согласованных действий,
Лекция 3. Структурная декомпозиция работ проекта.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Формализованные методы в управлении предприятием Докладчик: С.И. Шаныгин Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
1 Сеть процессов организации (лекция 3). 2 Процессы подразделений (внутрифункциональные процессы)
Транксрипт:

ТЕМА 4. Стадия предпроектного обследования Лекция 10. Процессный подход в описании экономического объекта.

2 Стратегии автоматизации Хаотичная автоматизация – автоматизация не связанных между собой операций Хаотичная автоматизация – автоматизация не связанных между собой операций Автоматизация по участкам – автоматизация отдельных подразделений, объединенных по функциональному признаку Автоматизация по участкам – автоматизация отдельных подразделений, объединенных по функциональному признаку Автоматизация по направлениям – автоматизация всех звеньев, организационно и функционально связанных с какой-либо областью деятельности предприятия Автоматизация по направлениям – автоматизация всех звеньев, организационно и функционально связанных с какой-либо областью деятельности предприятия Комплексная автоматизация – автоматизация всех ключевых бизнес- процессов Комплексная автоматизация – автоматизация всех ключевых бизнес- процессов Позадачный подход Процессный подход

3 Недостатки позадачного подхода Разбиение технологий выполнения работы на отдельные фрагменты, которые выполняются различными структурными подразделениями. Разбиение технологий выполнения работы на отдельные фрагменты, которые выполняются различными структурными подразделениями. Отсутствие целостного описания технологий выполнения работы. Отсутствие целостного описания технологий выполнения работы. Сложность увязывания простейших задач в технологию, производящую реальный товар или услугу. Сложность увязывания простейших задач в технологию, производящую реальный товар или услугу. Отсутствие ответственности за конечный результат. Отсутствие ответственности за конечный результат. Высокие затраты на согласование и контроль. Высокие затраты на согласование и контроль. Отсутствие ориентации на клиента. Отсутствие ориентации на клиента.

4 Понятие реинжиниринга Реинжиниринг – радикальное перепроектирование бизнес- процессов предприятий для достижения резких, скачкообразных улучшений показателей их деятельности: стоимости, качества, сервиса, темпов развития на базе новых информационных технологий. М. Хаммер, Дж. Чампи «Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе». Подходы к преобразованию системы управления

5 Принципы реинжиниринга 1.Объединение рабочих процедур. 2.Принятие самостоятельных решений исполнителями. 3.Возможность параллельного выполнения работ. 4.Возможность различных вариантов исполнения процессов. 5.Возможность выбора места исполнения рабочих процедур. 6.Уменьшение количества проверок и управляющих воздействий. 7.Уменьшение количества согласований.

6 Определение процессного подхода "Любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться "процессным подходом". Основные Положения и Словарь Основные Положения и Словарь ИСО/ОПМС 9000:2000

7 Принципы процессного подхода Процессный подход к организации деятельности предприятия предполагает: широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям; широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям; сокращение уровней принятия решений; сокращение уровней принятия решений; повышенное внимание к вопросам обеспечения качества; повышенное внимание к вопросам обеспечения качества; автоматизацию технологий выполнения бизнес-процессов. автоматизацию технологий выполнения бизнес-процессов. Основной принцип процессного подхода предполагает структурирование системы управления в соответствии с деятельностью и бизнес-процессами предприятия, а не в соответствии с его организационно-штатной структурой.

8 Бизнес-процессы Бизнес-процесс – совокупность видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или несколько видов ресурсов, а результатом является продукт или услуга, предназначенные для внешнего потребителя, или для использования внутри предприятия. Бизнес-процесс – совокупность видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или несколько видов ресурсов, а результатом является продукт или услуга, предназначенные для внешнего потребителя, или для использования внутри предприятия.

9 Первичный выход – это прямой, запланированный результат реализации процесса. Вторичный выход – это побочный продукт процесса, не являющийся его главной целью

10 Структурные характеристики бизнес-процесса Входящий массив данных (информация, документы и т.п.) и ресурсов (материальные и нематериальные активы); Входящий массив данных (информация, документы и т.п.) и ресурсов (материальные и нематериальные активы); Результат бизнес-процесса; Результат бизнес-процесса; «Владелец» бизнес-процесса: объект (компания, подразделение, сотрудник), отвечающий за данный бизнес-процесс; «Владелец» бизнес-процесса: объект (компания, подразделение, сотрудник), отвечающий за данный бизнес-процесс; Механизм реализации Механизм реализации

11 Оценочные характеристики бизнес-процесса Производительность – отношение количества единиц на входе к количеству единиц на выходе. Производительность – отношение количества единиц на входе к количеству единиц на выходе. Длительность – время, которое необходимо для выполнения процесса, или промежуток времени между началом процесса и его завершением. Длительность – время, которое необходимо для выполнения процесса, или промежуток времени между началом процесса и его завершением. Стоимость процесса – это совокупность всех затрат в денежном исчислении, которые необходимо произвести для однократного выполнения процесса. Стоимость процесса – это совокупность всех затрат в денежном исчислении, которые необходимо произвести для однократного выполнения процесса. Контрольные показатели эффективности бизнес-процесса (зависят от предметной области) Контрольные показатели эффективности бизнес-процесса (зависят от предметной области)

12 Модели классификации бизнес- процессов Модель цепочки добавления ценности (Value Сhain Model – Модель Портера) Модель цепочки добавления ценности (Value Сhain Model – Модель Портера) Модель IBL (The International Business Language) Модель IBL (The International Business Language) Тринадцати-процессная модель Тринадцати-процессная модель Восьми-процессная модель Восьми-процессная модель Модель классификации БИТЕК (Бизнес- инжиниринговые технологии – российская консалтинговая компания, оказывающая услуги по управленческому консультированию, разработке и внедрению современных технологий управления. Модель классификации БИТЕК (Бизнес- инжиниринговые технологии – российская консалтинговая компания, оказывающая услуги по управленческому консультированию, разработке и внедрению современных технологий управления.

13 Модель цепочки добавления ценности (Модель Портера)

14

15

16 Модель IBL

17 Структура бизнес-процесса SY – Разработка и сопровождение систем и технологий SY1 - Разработка и сопровождение прикладных программ SY2 - Разработка, сопровождение и управление системами защиты информации SY3 - Оценка, выбор и приобретение технических средств / компьютерных платформ SY4 - Оценка, выбор и приобретение пакетов программного обеспечения SY5 - Управление ресурсами информационной системы SY6 - Планирование развития систем и технологий SY7 - Предоставление информационных отчетов

13-процессная модель (Американский центр производительности и качества)

8-процессная модель (BKG Profit Technology )

Объект управленияБизнес-процесс верхнего уровня Бизнес-система Выработка согласованных условий деятельности ПерсоналВоспроизводство трудовых ресурсов Ресурсы Материально-техническое обеспечение ПродуктРазработка и модификация продуктов Технология Воспроизводство средств производства КлиентПродвижение и продажи Производственный циклПроизводство продукции Финансы Финансирование деятельности и расчеты по обязательствам

Классификация бизнес-процессов BETEC Основные бизнес-процессы – непосредственно ориентированы на производство продукции, представляют ценность для клиента, генерируют доходы; Обеспечивающие бизнес-процессы – поддерживают инфраструктуру компании; Бизнес-процессы управления – управляют компанией в целом (разработка видения и миссии, концепции бизнеса, целей и структуры организации) Бизнес-процессы развития – обеспечивают совершенствование процессов и продуктов компании.

Основные бизнес-процессы ОпределениеОтличительные особенности Бизнес-процессы, которые создают добавленную стоимость продукта, предлагаемого компанией; Могут развиваться или отмирать в зависимости от востребованности рынка и стратегии компании Являются источником генерирования доходов Определяют профиль бизнеса Имеют стратегическое значение Бизнес-процессы, которые создают продукт представляющий ценность для внешнего клиента; Бизнес-процессы, прямой целью которых является генерирование доходов; Бизнес-процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги.

ОпределенияОтличительные особенности Бизнес-процессы, клиентами которых являются основные бизнес-процессы; Бизнес-процессы, которые поддерживают инфраструктуру организации. Выходы могут продаваться на внешнем рынке; Не имеют стратегического значения; Могут превратиться в основной бизнес- процесс; Могут отмереть в случае наличия конкурентоспособных альтернатив на внешнем рынке и передачи их исполнения на аутсорсинг. Обеспечивающие бизнес-процессы

Бизнес-процессы управления ОпределенияОтличительные особенности Бизнес-процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие организации, регулируют ее текущую деятельность; Бизнес-процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации. Имеют типовую внутреннюю структуру: Планирование; Организация; Учет; Контроль; Регулирование. Различие между процессами управления определяется спецификой объектов управления, которыми процесс управляет: "Стратегия"; "Деньги"; "Персонал"; "Потребитель"; "Товарный запас"; "Активы"

Типовая структура бизнес-процессов управления Этап 1. "Планирование". На данной этапе собирается информация, проводится ее анализ и разрабатывается план действий. Этап 2. "Организация". После разработки плана нужно обеспечить его реализацию – довести мероприятия до сотрудников, замотивировать и обеспечить сотрудников необходимыми для реализации плана ресурсами. Этап 3. "Учет". По истечении установленного периода нужно собрать фактическую информацию о выполнении запланированных работ и достигнутых результатов. Этап 4. "Контроль". После проведения учета план сопоставляется с фактической информацией и проводится анализ план-фактных отклонений. Этап 5. "Регулирование". На последнем пятом этапе принимается решение о последующих действиях - корректировки плана, поощрении или наказании сотрудников, которые эти планы реализовывали.

Бизнес-процессы развития ОпределенияОтличительные особенности Бизнес-процессы, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе; Бизнес-процессы, целью которых является совершенствование и развитие деятельности организации. На 80% представляют из себя проекты – процессы, которые выполняются один раз; Требуют применения методологии управления проектами

28 Классификация бизнес-процессов Основные бизнес-процессы – непосредственно ориентированы на производство продукции, представляют ценность для клиента и обеспечивают получение дохода для предприятия. Основные бизнес-процессы – непосредственно ориентированы на производство продукции, представляют ценность для клиента и обеспечивают получение дохода для предприятия. Обеспечивающие бизнес-процессы – вспомогательные бизнес-процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных процессов. Фактически снабжают ресурсами всю деятельность организации. Обеспечивающие бизнес-процессы – вспомогательные бизнес-процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных процессов. Фактически снабжают ресурсами всю деятельность организации. Бизнес-процессы развития – процессы совершенствования, освоения новых направлений и технологий, а также инновации. Бизнес-процессы развития – процессы совершенствования, освоения новых направлений и технологий, а также инновации.

29 Основные бизнес-процессы Производственные процессы Производственные процессы Разработка календарного плана производства; Разработка календарного плана производства; Производство продукта; Производство продукта; Упаковка продукта; Упаковка продукта; Складирование и хранение продукта; Складирование и хранение продукта; Подготовка продукта к отгрузке Подготовка продукта к отгрузке Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия Планирование и приобретение необходимых ресурсов; Планирование и приобретение необходимых ресурсов; Управление процессом закупок; Управление процессом закупок; Транспортная доставка; Транспортная доставка; Материально-техническое обеспечение сбыта Материально-техническое обеспечение сбыта Организация отправки и доставки покупателю; Организация отправки и доставки покупателю; Управление запасами; Управление запасами; Обеспечение гарантий качества продукции; Обеспечение гарантий качества продукции; Маркетинг и продажи; Маркетинг и продажи; Обслуживание Обслуживание Организация послепродажного обслуживания; Организация послепродажного обслуживания; Обработка рекламаций Обработка рекламаций

30 Вспомогательные бизнес-процессы Поддержание инфраструктуры фирмы (общее управление, планирование, финансирование, бухгалтерский учет, юридическое обеспечение) Поддержание инфраструктуры фирмы (общее управление, планирование, финансирование, бухгалтерский учет, юридическое обеспечение) Инженерно-техническое обеспечение (содержание офисов, зданий, производственных корпусов и т.п.) Инженерно-техническое обеспечение (содержание офисов, зданий, производственных корпусов и т.п.) Информационное обеспечение (Установление стандартов качества и контроля; Выбор информационных технологий; Управление хранением и получением информации); Информационное обеспечение (Установление стандартов качества и контроля; Выбор информационных технологий; Управление хранением и получением информации); Документооборот; Документооборот; Управление персоналом; Управление персоналом; Экономическая безопасность; Экономическая безопасность; Экология (Разработка стратегии охраны окружающей среды; Управление отношениями с государственными органами и общественностью по экологическим вопросам). Экология (Разработка стратегии охраны окружающей среды; Управление отношениями с государственными органами и общественностью по экологическим вопросам).

31 Бизнес-процессы развития Стратегическое управление (разработка видения и миссии, концепции бизнеса, целей и структуры организации); Стратегическое управление (разработка видения и миссии, концепции бизнеса, целей и структуры организации); Развитие технологий (совершенствование процесса или продукта, научно- исследовательские и опытно- конструкторские работы, дизайн); Развитие технологий (совершенствование процесса или продукта, научно- исследовательские и опытно- конструкторские работы, дизайн); Управление проектами; Управление проектами; Управление качеством. Управление качеством.

32 Методы анализа предметной области 1. 1.Методы изучения и анализа фактического состояния экономического объекта и перспектив его развития 1. 1.Методы сбора требований пользователей; 2. 2.SWOT-анализ; 3. 3.Схема Захмана; 4. 4.Метод ISA; 2.Методы детального анализа предметной области 3.Методы формирования нового заданного состояния экономического объекта.

SWOT-анализ Stregths, Weaknesses, Opportunities, Threats) (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) Этапы SWOT-анализа: 1) 1)определение уникального характера организации, ее миссии; 2) 2)определение внутренних сильных и слабых сторон организации по отдельным направлениям деятельности; 3) 3)определение внешних возможностей и угроз; 4) 4)определение практических приоритетных целей на среднесрочный период.

Пример SWOT-таблицы ВНЕШНЯЯ СРЕДАВНУТРЕННЯЯ СРЕДА Возможности (Opportunities)Сильные стороны (Strengths) Регионы России, где господствуют местные авиаперевозки Увеличение потребности в авиаперевозках в мире Географическое положение Разветвленная инфраструктура Угрозы (Threats)Слабые стороны (Weaknesses) Низкая покупательная способность населения России Рост цен на традиционных курортах Конкуренция со стороны западных авиаперевозчиков Отсутствие единой информационной системы Старый авиапарк Необходимость ликвидации рабочих мест в связи с переходом на новый авиапарк Неэффективная эксплуатация некоторых линий

35 Методы сбора требований Интервью Интервью Анкетирование Анкетирование Наблюдение Наблюдение Самостоятельное описание требований Самостоятельное описание требований Совместные семинары Совместные семинары Прототипирование Прототипирование

36 Интервью 1.Подготовка – планирование процесса опроса и выработка стратегии управления этим процессом. выбор нужного собеседника; выбор нужного собеседника; договоренность о встрече; договоренность о встрече; формирование предварительной программы встречи; формирование предварительной программы встречи; изучение сопутствующей информации; изучение сопутствующей информации; согласование плана опроса с группой проектирования. согласование плана опроса с группой проектирования. 2.Проведение опроса. 3.Завершение.

37 Интервью 1.Подготовка – планирование процесса опроса и выработка стратегии управления этим процессом. 2.Проведение опроса. 3.Завершение. Опрос нужно завершать, если: получен достаточно большой объем информации; получен достаточно большой объем информации; поступает большой объем неподходящей информации; поступает большой объем неподходящей информации; информация перестает усваиваться; информация перестает усваиваться; эксперт начинает уставать; эксперт начинает уставать; с экспертом возник конфликт. с экспертом возник конфликт.

38 Анкетирование : наименее затратный способ извлечения информации. Преимущество: наименее затратный способ извлечения информации. : наименее эффективный способ сбора данных. Недостаток: наименее эффективный способ сбора данных. В анкетах могут использоваться следующие виды вопросов: В анкетах могут использоваться следующие виды вопросов: Многоальтернативные вопросы. Многоальтернативные вопросы. Рейтинговые вопросы. Рейтинговые вопросы. Вопросы с ранжированием. Вопросы с ранжированием.

39 Наблюдение Применяется для непосредственного сбора сведений о параметрах, признаках и объектах в соответствующей предметной области. Применяется для непосредственного сбора сведений о параметрах, признаках и объектах в соответствующей предметной области. Различают пассивное и активное наблюдение. Различают пассивное и активное наблюдение. : сбор информации, которую невозможно получить путем опроса или изучения документации. Достоинство: сбор информации, которую невозможно получить путем опроса или изучения документации. Недостаток: наблюдатель «вносит помехи» в результаты измерений. Недостаток: наблюдатель «вносит помехи» в результаты измерений.

40 Самостоятельное описание требований Используется при наличии: Используется при наличии: хорошо структурированной документации, описывающей устоявшиеся в организации бизнес-процессы; хорошо структурированной документации, описывающей устоявшиеся в организации бизнес-процессы; большого опыта разработки ИС в схожих предметных областях. большого опыта разработки ИС в схожих предметных областях. : предварительное формирование требований происходит в удобном для аналитика режиме. Достоинство: предварительное формирование требований происходит в удобном для аналитика режиме. : возможность пропуска важной информации, связанной с выполнением бизнес- процессов в реальной жизни и не вошедшей в документы. Недостаток: возможность пропуска важной информации, связанной с выполнением бизнес- процессов в реальной жизни и не вошедшей в документы.

41 Совместные семинары Групповое обсуждение по методу «мозгового штурма» проводится с целью обобщения и обсуждения важных для решения проблем вопросов. Групповое обсуждение по методу «мозгового штурма» проводится с целью обобщения и обсуждения важных для решения проблем вопросов. : одна из наиболее затратных стратегий сбора данных. Недостаток: одна из наиболее затратных стратегий сбора данных. : быстрота принятия решений, снижение количества ошибок, выработка нетривиальных идей. Достоинства: быстрота принятия решений, снижение количества ошибок, выработка нетривиальных идей.

42 Прототипирование Прототипирование является ключевым компонентом технологии быстрой разработки приложений (RAD – Rapid Application Development). Прототипирование является ключевым компонентом технологии быстрой разработки приложений (RAD – Rapid Application Development). RAD базируется на следующих принципах: RAD базируется на следующих принципах: эволюционное прототипирование; эволюционное прототипирование; использование CASE-средств, обладающих возможностями прямого и обратного проектирования и автоматической генерации кода; использование CASE-средств, обладающих возможностями прямого и обратного проектирования и автоматической генерации кода; высококвалифицированные специалисты; высококвалифицированные специалисты; совмещение живого общения с разработкой в режиме on-line; совмещение живого общения с разработкой в режиме on-line; жесткие временные рамки. жесткие временные рамки.

Схема Захмана ЗачемМотивацияЦели организации и базовые правила, по которым она работает. КтоЛюдиПерсонал, подразделения и другие элементы орг.структуры, связи между ними ЧтоДанныеСущности и данные, с которыми имеет дело организация. КакФункцииВыполняемые функции и операции над данными. ГдеМестоГеографическое распределение элементов организации и связи между ее частями КогдаВремяВременные характеристики и ограничения на деятельность организации, значимые для ее деятельности события.

ISA (Information Systems Architecture ) Ответственный за ИТ у заказчика ИС – определяет границы ИС; Представитель высшего руководства заказчика ИС – определяет соответствие ИС задачам данной организации; Ответственный представитель исполнителя (проектировщик) – определяет физическую модель системы, ее основные компоненты; Представитель исполнителя (конструктор) – обеспечивает предложения по детализации технологических решений; Поставщик (субподрядчик) – поставляет компоненты системы. 1. Почему объект существует? (Мотивация существования организации). 2. Кто работает с объектом? (Кто будут пользователи?) 3. Что представляет собой объект автоматизации? (С какими данными будет работать ИС?) 4. Как функционирует объект автоматизации? (Какие бизнес- процессы присутствуют, какие задачи решаются?) 5. Где расположен объект автоматизации? (Компоненты ИС и их размещение) 6. Когда с объектом что-либо происходит? (Изменение данных, распределение событий и состояний во времени) РеспондентыВопросы Метод «5х6»