Тема урока.. Цели и задачи познакомиться с народными инструментами, познакомиться с народной музыкой, познакомиться с известными композиторами, сформировать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русские народные музыкальные инструменты Г Д О У детский сад 7 Калининский район Воробьёва Алла Анатольевна.
Advertisements

Русские народные музыкальные инструменты Музыкальный руководитель МКДОУ детского сада 12 г. Лузы Кировской области Пантелеева Г.П.
Каждый народ имеет свои песни, и у каждого народа эти песни исполняются под свои народные инструменты. Гармоника (гармошка, аккордеон, баян)- духовой.
Презентация к уроку по музыке (4 класс) по теме: презентация "Русские народные инструменты"
Музыкальные инструменты Автор: Ильенко Елена Николаевна учитель начальных классов МОУ СОШ 40 г.Владикавказ 2011 год.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Русские народные инструменты.
«Инструменты народного оркестра». Инструменты народного оркестра.
ИНСТРУМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА Хрисанова Елизавета.
Русские народные инструменты. Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками.
Знакомство с Русскими народными инструментами. Инструменты делятся на Ударные Струнные Духовые -Ложки - Гусли -Свирель -Трещотка - Домра - Жалейка -Бубенцы.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ИМЕЮЩИЕ ВЫСОТУ ЗВУКА УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ВЫСОТЫ ЗВУКА 1.Литавры 2.Ксилофон 3.Колокола 4.Колокольчики.
Стоит в шкафу: Крышку открываешь – зубы торчат. Пальцами нажимаешь – звуки получаешь.
Г у с л и Гусли – народный музыкальный инструмент. Происходит от слова «гудеть». Гудением называли звук струн. Имели горизонтальное положение. На гуслях.
Содержание Ударные: ЛожкиЛожки ТрещоткаТрещотка БубенцыБубенцы РубельРубель ДроваДрова БубенБубенДуховые КугиклыКугиклы СвирельСвирель ЖалейкаЖалейка.
Музыкальный калейдоскоп Возникновение советской мультипликации Владислав Старевич Дзиги Вертов.
Работу выполнил ученик 5 класса Носов Андрей - знакомство с русскими народными инструментами ; - пробуждение интереса к музыкальному народному творчеству.
Материал презентации может быть использован на уроках музыки в начальной школе.
От дудки до современной трубы Материалы к уроку. Дудка русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий.
Русские народные инструменты Учитель музыки Литвинова Н.М. МБОУ СОШ 1 г.Приморско-Ахтарск.
1 Русская народная песня в творчестве русских композиторов Для ответа на вопросы щелкай мышкой по номеру вопроса. Кнопка Дальше! позволяет перейти к следующему.
Транксрипт:

Тема урока.

Цели и задачи познакомиться с народными инструментами, познакомиться с народной музыкой, познакомиться с известными композиторами, сформировать навыки эмоционального и осознанного восприятия музыки, ее элементарного анализа.

Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков

«Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда скирды метать» - говорили в старину крестьяне. Почти у каждого дня в русском земледельческом календаре был свой смысл и значение. На все были свои знаки и приметы. И примечали и разумели не только когда трудиться, но и когда отдыхать. Много было в календаре праздничных дней и целых праздничных недель: масленица, зимние и летние Святки, Рождество. Не повеселиться, не поплясать в праздник – не уважить природу! Изготовлением музыкальных инструментов для таких праздников занимались обычные люди. Жизнь обязывала человека уметь многое. И талантливые люди, которыми Русь всегда была богата, могли и вырастить урожай, и дом построить, и сделать «музыкальное орудие», и сыграть на нем. А если соорудил такой умелец хорошую балалайку, то берег и завещал ее детям и внукам, так же как старинную сказку, песню или добрый плотницкий инструмент. Поэтому и зовутся народными инструменты, придуманные и сделанные в народе.

Русские гусли - древний инструмент. Корпус инструмента долбленый из клена, закрытый деревянной доской. На гуслях было натянуто от 5 до 13 струн. Звук извлекался щипком или бряцанием по струнам пальцами или специальной косточкой. В народе их называли звончатыми. В старину гусли были не только популярны, но и уважаемы.

Корпус балалайки обычно делали треугольной формы, деревянный, склеенный из треугольных дощечек. Но иногда для изготовления инструмента брали тыкву, и тогда балалайка приобретала овальную форму. Балалайка музыкальный символ русского народа. Название балалайка произошло от таких русских слов – балакать, балаболить, что означает болтать, пустозвонить.

Мембрана этого инструмента натягивается на деревянное или металлическое кольцо. Чтобы звук был упругий, чистый, натягивать мембрану нужно хорошенько. Раньше это делали с помощью веревки и гвоздей. Сейчас для натяжения кожи используют специальные металлические винты. Играют на барабане деревянными палочками. С их помощью можно вызвать самые разные эффекты от слабого шороха до раскатов грома. С древности барабан входил в число военных инструментов. В русском войске были полковые походные барабаны. Их носили барабанщики на широком ремне или тесьме через правое плечо. А хранили в специальных суконных чехлах – нагалицах

Раньше он имел форму чаши, позже стал похож на барабан, но с одной мембраной. Кожа у бубна телячья или ослиная – натянута на обод лишь с одной стороны. По окружности обода прикрепляют бубенчики или маленькие металлические тарелочки. Бьют в бубен и пальцами, и ладонью, и кулаком. Иногда ударяют инструментом себя по локтю, колену, даже по голове. Бубен можно встретить и в руках скоморохов, и при государевом дворе, и в хороводных плясках. В старину для увеселения публики водили по деревням и городам ученых пляшущих с бубном медведей. Посмотреть на представление медвежьей комедии сбегались и старый, и малый. Это была одна из самых любимых забав.

Самые музыкальные ложки получаются из клена. Они звонче. Обычно играли двумя или пятью ложками. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Ловкий ложечник напоминает фокусника или жонглера, только жонглирует он не предметами, а звуком. Иногда к ложкам приделывали бубенчики. Веселое цоканье ложек, звяканье бубенчиков сопровождали лихой русский перепляс.

Это «шумовой» инструмент. Он сделан из одинаковых сухих деревянных пластинок, нанизанных на узкий ремешок или плотный шнурок. Пластинки для трещоток берут дубовые, ореховые или кленовые. Между ними вставляют маленькие деревянные прокладки, иначе пластины будут соединены слишком плотно и не будет нужного звукового эффекта. Трещотка издает забавные щелкающие звуки, если резкими или плавными движениями растянуть ее, как веер. Она сопровождает русские песни, танцы, частушки. Круглый металлический шарик с дробинками внутри, погремушка. Бубенчики отливали из железа или из меди и латуни, иногда сверху серебрили. Бубенчики использовали в древнерусском костюме вместо пуговиц (например, у скоморохов), украшали ими шутовские колпаки, а позже конскую упряжь. Зажиточные горожане 17 века привешивали маленькие бубенчики даже к ногам верховой лошади, чуть выше копыт – чтобы прохожие давали дорогу.

Распространились у нас более 200 лет назад, когда появилась в России государственная почтовая служба с конными тройками. Под дугой вешали колокольчики, которые за несколько верст извещали служащих почтовой станции о прибытии казенной повозки. Звон обязывал уступать дорогу почтовым лошадям. Поддужные колокольчики скрашивали однообразные путешествия, часто на них отливались напутственные надписи: «Звону много – веселей дорога», «Купи не скупись, езди – веселись».

Кто долго жил в глуши печальной, Друзья, тот, верно, знает сам, Как сильно колокольчик дальний Порой волнует сердце нам. А.С.Пушкин

Делали ее из ивы или бузины с несколькими игровыми отверстиями. В верхний конец жалейки вставлена специальная пластинка – язычек (пищик) На нижний конец ее ствола надевали раструб, сделанный из коровьего рога или свитый из бересты, который направляет, а значит и усиливает звук. Жалейки бывают разных размеров. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные птички с несколькими отверстиями на боку. Вдувать воздух в хвост свистульки можно с разной силой, звук может меняться от нежного до пронзительно резкого. На свистульке можно здорово подражать птичьим трелям. Медный сигнальный духовой инструмент без духовых отверстий. Резкий сильный звук его легко перекрывал лай и визг собак, топот конских копыт. Он хорошо был слышен на большие расстояния и удобен для охотничьих сигналов

Кубыз Традиционный татарский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов - и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона

Курай Курай очень древний инструмент своеобразный учебник жизни для своей нации оказал сильное воздействие на нравственность и этическое видение детей и молодежи в течение многих веков. Пер­воначально он использовался как сигнальный инстру­мент, возникший в связи с потребностями хозяйствен­ного пастушеского быта. Его дальняя слышимость на открытом воздухе свойство чрезвычайно ценное для пастушеского инструмента, назначение которого звучать среди природы! Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент так гармонично сливается с природой, словно он ее ор­ганическая часть"

Гармонь (гармошка) язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.аккомпанементааккорд

Баян музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым или готово-выборным аккомпанементом на левой. Назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна. [1]гармоникиБояна [1] Современный баян оснащён пяти- или трёхрядной правой клавиатурой, иногда с регистрами-переключателями (в зависимости от количества одновременно звучащих голосов при нажатии одной кнопки в правом клавиатурном механизме) и готово-выборной пяти- или шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительными возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики. Существуют двух-, трёх-, четырёх- и пятиголосные баяны. Баян состоит из трёх частей правый полукорпус, левый полукорпус, меховая камера. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру. Является одной из номинаций Дельфийских Игр.Дельфийских Игр

Во поле береза стояла Во поле кудрявая стояла Люли люли стояла Люли люли стояла Некому березу заломати Некому кудряву заломати Люли люли заломати Люли люли заломати Я ж пойду погуляю Белую березу заломаю Люли люли заломаю Люли люли заломаю Срежу с березы три пруточка Сделаю три гудочка Люли люли три гудочка Люли люли три гудочка Четвертую балалайку Четвертую балалайку Люли люли балалайку Люли люли балалайку Пойду на новые на сени Стану в балалаечку играти Люли люли играти Люли люли играти

Ай былбылым, вай былбылым, Агыйделнен камышы; Ай былбылым, вай былбылым, Агыйделнен камышы; Тан алдыннан чут-чут килэ Сандугачлар тавышы. Тан алдыннан чут-чут килэ Сандугачлар тавышы. Ай былбылым, вай былбылым, Агыйделдэ тан ата; Ай былбылым, вай былбылым, Агыйделдэ тан ата; Таннар ата, озелэ узэк, Жырлата да елата. Таннар ата, озелэ узэк, Жырлата да елата. Ай былбылым, вай былбылым, Кунып сайрый талларга; Ай былбылым, вай былбылым, Кунып сайрый талларга; Синен хакта серлэремне Сойлим сандугачларга. Синен хакта серлэремне Сойлим сандугачларга.

Итог урока Познакомились с различными видами музыкальных народных инструментов Мы сегодня говорили с вами о русских и татарских инструментах. Мы сегодня говорили с вами о русских и татарских композиторах. Мы сегодня говорили с вами о характерных особенностях музыки народов России.