Притча: Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели: Определить общие методологические и психолого- педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми. Выработать систему работы с.
Advertisements

Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. Дидро.
МОУ « Сторожевская средняя общеобразовательная школа »
Педсовет г. Цель педсовета: Цель педсовета: оказание методической помощи учителям в деятельности с выявлением и развитием способностей одарённых.
Подготовила учитель информатики МСОШ 34 Багуманова Э.А.
« Выявление одарённых детей и особенности работы с ними» Подготовила Вахитова М.И
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Развитие креативности младших школьников. Когнитивные и личностные аспекты.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ гимназии528 Алексеенко Ю.Г.
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных,
Работа с одаренными детьми в массовой школе.. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Презентацию подготовила педагог дополнительного образования по изодеятельности Старухина Н.Н. IКК пгт Анна МКДОУ АДС 7 ОРВ «Педагогическое сопровождение.
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или.
Развитие детской одарённости в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Вершинотейской средней общеобразовательной школе Заместитель директора.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Транксрипт:

Притча: Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены "неспособными развиваться. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика. Работая в такой обстановке, со столь различными животными, учителя звериной школы оказались в затруднении положении, выявляя лесные таланты. Как вы уже догадались, темой нашей сегодняшней встречи будет именно

ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, спортивных и др.). Одаренный ребенок – это ребенок с достаточно высоким уровнем развития.

Интеллектуальная одаренность ; Академическая одаренность ; Творческая одаренность ; Специальная одаренность; ( художественная, спортивная и т. д.); Социальная одаренность.

подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

Одарённость - это высокий уровень развития каких-либо способностей, создающих возможность успеха. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Природными предпосылками способностей являются задатки. Задатки- особенности памяти, восприятия, слуха. Талант - высокий уровень развития индивидуальных особенностей, обеспечивающий оригинальность и новизну результатов. Гениальность - высший уровень развития индивидуальных способностей, обеспечивший исторические и социально-значимые результаты

ДХО – «синтетическое образование» (В.Д. Шадриков), отличающееся особенностью интеграции способностей и качеств личности, их взаимопроникновения друг в друга, порождающего новый сплав, новое качество, которого нет в каждом отдельном компоненте; диагност-психолог или педагог не в состоянии одномоментно охватить ДХО как целостное образование, синтетическое по своей природе, и вынужден ограничиваться какой-то одной её гранью способностью или качеством, что уже исключает возможность её выявления, поскольку, какой бы по величине или качеству эта отдельная способность не была, она не является показателем художественной одарённости; наличие целостной художественной одарённости (ХО) или отдельных способностей (даже очень высоких!) не есть прямой и достаточный показатель продуктивности и успешности в сфере художественного творчества; двигателем творчества в любой сфере деятельности является мотивация, которая мобилизует все творческие ресурсы личности.

положительная мотивация; хорошая «школа», обученность; доброжелательность; совпадение тестирования с сензитивным периодом; моральная и физическая готовность; нахождение в творческой «форме»; успех, предшествующий тестированию, воодушевленность; доверие;

робость, застенчивость ребёнка или подростка; болезнь, недомогание, усталость; неготовность репрезентировать себя, свои возможности; плохая обученность; низкая самооценка; атмосфера недоброжелательности, стресс; нежелание демонстрировать свои способности, отсутствие положительной мотивации; погодные условия (певцы, актеры, танцоры); недоверие к тестирующему

«Выявление одарённых детей продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы)»

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Ребенок "необычномыслящий" явно будет наделен той или иной формой одаренности, но может создавать определенные проблемы на уроке, т.к. не вписывается в "стандарт". Часто это становится причиной того, что окружающие не увидят в нем признаков одаренности. По существу, любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной либо творческой одаренности в частности. Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

1. Наблюдение и эксперимент; 2. Лонгитюдные исследования, которые ползволяют наблюдать и изучать ребенка в развитии; 3.Биографический метод является одним из способов выявления личностных и интеллектуальных качеств, которые способствуют творческой деятельности; 4.Опросники -эффективный подход к выяснению особенностей испытуемого в данный период; 5.Изучение продуктов деятельности; 6. Тесты.

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей.

Одним из первых создателей педагогической системы выявления общей художественной одарённости через её развитие на основе целостно-личностного подхода был швейцарский создатель ритмики (начало ХХ века) новой формы художественного творчества, соединяющей в себе гимнастику, танец, пантомиму, музыкальную импровизацию, вокал и театр. Главным средством художественной выразительности, её универсальным свойством Далькроз считал ритм, пронизывающий все виды искусства. Из ритма у Далькроза рождается пластика и музыка. В движениях человеческого тела, осуществляющихся под музыку, объединяются зрение и слух. Глаз становится органом музыкального восприятия, дающим возможность видеть музыку. Для занятий ритмикой Далькроз не отбирал одарённых учащихся, а выявлял их ХО в процессе занятий музыкой, танцами, ритмической гимнастикой, давая свободу фантазии, творческой инициативе, проявляющейся, главным образом, в коллективной пластической и музыкальной импровизации. Главным показателем потенциальной ХО для Далькроза было спонтанное или сознательное выразительное движение, являющееся «завершением глубоких душевных переживаний».

На занятиях по системе Карла Орфа каждый ребёнок имеет возможность обнаружить свою «творческость» либо в сочинении музыки, либо в её исполнении, либо в создании фабулы музыкального спектакля, либо в его актёрском воплощении. Индикатором потенциальной одарённости у Орфа и его последователей сотрудников института Орфа в Зальцбурге является оригинальность самостоятельно найденной творческой идеи и её выражение в элементарных формах, отмеченных нестандартной структурой и нетривиальными средствами музыкальной выразительности отходом от традиционного мажор-минора, классической гармонии, неквадратными синтаксическими структурами; чередованием музыкальной импровизации с танцевальными, речевыми и актёрскими импровизациями, непосредственностью выражения.

«карта одарённости»; «карта интересов для младших школьников»; «анкета-характеристика» (ДЖ. Рензулли в адаптации А.И.Савенкова)

Выявление музыкально одаренных детей (Баженова)

Сформулируйте основные способности (какими должен обладать одаренный ребенок) для данного объединения.

Избирая компонентный подход в исследовании музыкальных способностей, Теплов выделяет в их структуре три, на его взгляд, главные способности: ладовый слух, музыкально- слуховые представления («внутренний слух») и музыкально-ритмическое чувство, предлагая ряд методик для их выявления. В области изобразительного искусства следует назвать исследование художественных способностей В.И. Кириенко, который выделил главные их компоненты: способность точной оценки пропорций, восприятие «светлотных» отношений, владение вертикалью и горизонталью, зрительные представления, способность к целостному синтетическому видению, возникновение зрительно-кинестетических ассоциаций В сфере литературного творчества выявлением способностей, составляющих структуру литературной одарённости, занимался А.В. Ковалёв, который выделил в этой структуре такие стержневые её способности, как впечатлительность (живость и остроту восприимчивости и степень эмоциональной отзывчивости), наблюдательность и, как её следствие, умение преобразовывать увиденное посредством творческого воображения, чуткость к языку. В диагностике музыкально-исполнительской одарённости свежестью идей отличаются работы М.А. Кононенко и Т.В. Галкиной, рассматривающие существенным признаком одарённости этого рода способность ребёнка «действовать в уме» слышать музыку «внутренним слухом» и совершать исполнительские действия без контакта с инструментом, в частности, находить наиболее целесообразную аппликатуру.

Примеров методик на выявление в специальной ХО специализированных способностей и качеств великое множество. Суммируя приведённые выше примеры методик, акцентирующих внимание на отдельных способностях и качествах, нельзя не прийти к выводу, что они не могут ставить своей целью выявление одарённости целостного, синтетического, интегративного качества личности. Они могут играть лишь вспомогательную роль в педагогическом процессе, в стратегии деятельности педагога, который должен учитывать степень развития той или иной способности и стремиться к её усовершенствованию.

Диагностика творческого мышления. (Торренс, Гилфорд в модификации Е. Туник) Опросник для родителей «Карта одаренности» Тесты Дж. Гилфорда и П. Торренса не выявляют художественную одарённость - в лучшем случае, они характеризуют некоторые особенности творческого мышления и воображения. Попытку создать такую диагностику для выявления уровня эстетического развития детей предприняли российские психологи Е.М. Торшилова и Т.В. Морозова.Авторы предлагают выявлять художественно-эстетические способности ребёнка, их целостно-личностную характеристику через восприятие художественной формы, которая, на их взгляд, представляет наиболее эффективный «инструмент» диагностики этих способностей. А.А. Мелик-Пашаев, характеризуя диагностические методики, предлагаемые авторами этого пособия, замечает, что они могут выявить «некоторые стороны общего художественного развития ребёнка». Наиболее научно обоснованным и валидным методом диагностики креативности, проверенным более чем 35-летней практикой, является метод «креативного поля», предложенный его создателем известным российским психологом Д.Б. Богоявленской, занимающейся проблемами психологии одарённости. Многофакторные личностные опросники Кетелла, К. Леонгарда, американский опросник MMPI, в которых затрагиваются черты, присущие людям «художественного» типа. Методика «Линия горизонта» выявляет направленность ребёнка на создание художественного образа, на его способность осознанно или неосознанно привносить в работу элементы смысловой выразительности

1. Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития. 2. Разнообразные виды поддержки учащихся: - Психолого – педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость; - правовые; - социальные (равные стартовые возможности в обучении); - валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни - переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы, объем домашних заданий. 3. Право свободного выбора: - профиля; - уровня; - вида творческого труда

Разминка: Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников.Отметьте знаком "+ те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком "- те, что не нравятся. 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, "на лету схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю. Каких "+ у Вас больше? Если чётных "+ больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!

Исследования показали, что личность педагога и характер отношений, складывающихся между учителем и учеником, являются одним из основных факторов, который стимулирует проявление и развитие одаренности и является благоприятным для развития личностных и характерологических качеств ребенка. Поэтому учителю для работы с одаренными детьми необходимо обладать следующим комплексом качеств: – личностных (позитивная Я-концепция, целеустремленность, зрелость – четкое осознание своих целей и задач, эмоциональная стабильность, чуткость); – профессиональных (знания и умения, помогающие развитию каждого ребенка; знания и умения,способствующие развитию общей и специальной одаренности; умение идентифицировать одаренных детей; выбор оптимальных форм обучения для них; разработка и индивидуализация учебных программ; оценка результативности обучения; консультирование одаренных детей и их родителей); – поведенческих (умение слушать; умение создавать вдохновляющую атмосферу; владение техникой постановки вопросов; на уровне межличностных отношений) – учитель получает удовлетворение от учеников как от интересных людей и позволяет учить себя

Работа с одаренными детьми должна строиться на следующих принципах: принципе дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка; принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей; принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг ; принципе возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ; принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися; принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Методы психологических воздействий, отличающиеся при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову): «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются с точки зрения реализации. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами: групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные; соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.; команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями не только для обучающихся, но и для педагога

Мини-группы получают следующие задания: Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной. Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того. Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини- группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут быстрее и эффективнее достигать целей и задачей. Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру. Треугольник – что помогает достигать результатов. Круг – что помогает поддерживать позитивные отношения. Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи

Упражнение поможет использовать имеющиеся задатки в стремлении к личностному самосовершенствованию. Цель: Самоактуализация. Разделить лист на две части и перечислить: 1.«Талант»: Свои способности, одарённость, талант. 2.«Свобода»: Степень свободы в действиях, направленных на их реализацию. Кто (Что) ограничивает вас? Чаще всего – это мы сами, уступая внешним обстоятельствам. Жаль тех, кто не понял, что дул в его паруса ветер перемен, что вёслами были талант и свобода, что судно имело красивое название «Шанс».

Вот вышел сеятель сеять; И когда он сеял, иное упало при дороге, И налетели птицы и поклевали то; Иное упало на места каменистые. Где немного было земли, И вскоре взошло, потому что земля была неглубоко; Когда же взошло солнце, увяло И, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, И выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю И принесло плод…