Урок- исследование в 11 классе.. Цели урока Раскрыть интеллектуальность и эмоциональность характера эпохи начала 20 века – эпохи всплекса, подъёма, в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская культура во второй половине XIX века Выполнила: Зимина Виктория 10 класс.
Advertisements

История России во второй половине XIX века Серебряный век Работу подготовила Грон Елена Викторовна Учитель истории и обществознания МОБУ гимназия 76 г.Сочи.
Наука и культура в начале ХХ века Серебряный век Выполнял ученик 9 а класса Александр Шашков.
Учитель Плиева Л.В. МОУ СОШ 41. Вступительный урок по теме.
Русская культура Серебряного века «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: Презентация "Культура Серебряного века"
«Серебряный век» в русской литературе Подготовила учитель русского языка и литературы Абакаева Л.К.
Дисциплина «Русская литература» «Серебряный век» русской культуры Разработал: студент ВМ-07к Вяткин Ю. Консультант: Шевёлкина О.А. Количество слайдов:
Тема Русская музыкальная культура XIX – начала XX веков.
Основные события истории России конца XIX – XX веков 1890 год – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте 1894 год – начало царствования.
Серебряный век. Возникновение названия Название было предложено философом Н.Бердяевым Николай Оцуп. Статья «Серебряный век»русской поэзии» (1933) Сергей.
Русская литература хх века. Тема урока: «Поэты Серебряного века». Литература. 11 класс. Т.Н.Зинович ТСОШ 2 ТСОШ 2.
Вклад поэтов «серебряного века» в развитие русского языка Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Кафедра связей с общественностью.
Культура во второй половине 19 в.. Образование - рост начальных учебных заведений (ЦПШ, земские школы и др.) - создание воскресных школ для рабочих -
Серебряный век русской поэзии.. Повторение. Древнерусская литература. Древнерусская литература. Литература 18 века (классицизм, сентиментализм). Литература.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
ЦЕЛЬ: отметить характерные черты времени рубежа веков; дать понятие о Серебряном веке как явлении русской культуры, основанном на глубинном единстве всех.
Выполнили ученицы 11 класса Иванова Мария и Петрова Света.
Транксрипт:

Урок- исследование в 11 классе.

Цели урока Раскрыть интеллектуальность и эмоциональность характера эпохи начала 20 века – эпохи всплекса, подъёма, в науке и искусстве. Провести исследование границ « Серебряного века в русской культуре» Проведение мини- исследования по сравнительной характеристике течений модернизма. Воспитание духовно-нравственных ценностей

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра» Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Серебряный век Ассоциативная цепочка: Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса… Особый мир – возвышенный и прекрасный

Задача урока- исследования. Определить, каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века ?

Первый аспект исследования. Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

Выступления учащихся Историк- ключевые события эпохи – начало эпохи экономического роста, реформ Витте 1894 – начало царствования Николая П С 1902 г. – массовое создание политических партий 1903 г. – второй съезд РСДРП русско-японская война – первая русская революция 1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина 1914 – начало Первой мировой войны 1817 – Февральская революция, свержение самодержавия 1917 – Октябрьская революция (переворот)

Просвещение Научные, технические, литературные, Краеведческие музеи (Русский в Санкт-Петербурге, собрание русской живописи в Москве) Библиотеки и читальные залы при земствах, учебных заведениях, музеях Книгопечатанье ( И.Д.Сытин «библиотека для самообразования»,Ф.Ф.Павленков « Научно- популярная библиотека по естествознанию») Вечерние народные университеты (например, им. А. Л. Шанявского в Москве в 1908 г.) Народные дома (библиотеки, лекции, концерты) Бесплатные воскресные школы для взрослых Рабочие курсы

Образование 1.Начальное (государственные, земские, церковно-приходские школы) 2.Среднее (гимназии и реальные училища) 3.Высшее (120 университетов и институтов, в них обучалось 130 тысяч студентов Грамотность населения повысилась: с 6 % в 60-х гг. XIX в. До 30% в начале XX в.

Ученые Труды и экспедиции ИсторияС. М. Соловьев В.О. Ключевский П.Н. Милюков «История России с древнейших времен» «Курс русской истории» Работы по истории России XVIII-XIX ГеографияН.М.Пржевальский Н.Н. Миклухо- Маклайн В центральную Азию В Юго-Восточную Азию, Австрию, Океанию. ФилософияВ.С.Соловьев Н.А,Бердяев П.А.Флоренский «Оправдание добра» «Философия свободы» «Столп и утверждение истины» Гуманитарные науки

УченыеИзобретения Исследования Биология Медицина К.А. Тимирязев И. И. Мечников И. П. Павлов Физиология растений Фагоцитарная теория иммунитета Учение о Высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения Физика Механика К.Э. Циолковский Н. В. Жуковский А. С. Попов Ракетодинамика «отец русской авиации» Радио Математика П. Л. Чебышев С.В. Ковалевский Теория чисел Теория вероятности Химия Д. И. Менделеев Н.Д. Зеленский Периодический закон химических элементов Учение об органическом катализе

Искусствовед М.Врубель «Демон поверженный»

Что мы видим? Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное… Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…

В. Борисов-Мусатов «Призраки» 1903 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Симфония художника Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных". Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание. Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения зыбки и бестелесны…

К.Петров-Водкин «Купание красного коня» Показана в 1912 году на выставке "Мира искусства»

Символический смысл картины Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роинили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса..

Музыка

«Могучая кучка» М. А. Балакирев ( ) Увертюра на темы трех русских песен, симфонические поэмы «Тамара», «Русь», «В Чехии», романсы, сборник русских народных песен М.П. Мусоргский (1839 – 1881) Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», цикл «Картинки с выставки», песни «Калистрат».

А.П. Бородин ( ) Опера «Князь Игорь»,» 2-ая богатырская симфония», песни вокальной лирики Н.А. Римский- Корсаков ( ) 15 опер : «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок» Ц. А. Кюи ( ) Оперы «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф», романсы, музыкальная картина.

А.Г. Рубинштейн русское музыкально общество М.А. Балакирев Г.Я.Ломакин 1860-е гг. : бесплатная музыкальная школа Консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и д.р.

Кино

1896Первая демонстрация кинофильмов в Москве и Санкт-Петербурге Известные деятели Режиссер Я. А. Портазанов Актеры: Вера Холодная Иван Мозжухин кинофильмов 1908Игровая картина «Сетенька Разин» Полнометражная лента «Оборона Севастополя»

Архитектура

СтилиАрхитекторЗдания Архитектурная эклектика (смешение стилей) А.И. РезановДворец в кв.Владимира Александровича в Санкт –Петербурге Русский стильВ.О. Шервуд Д.Н. Чичагов А.Н.Померанцев Исторический музей Городская дума Верхние торговые ряды НерусскиеА.В.ЩумевКазанский вокзал НеоклассицизмИ.И.Рерберг И.В.Жолтовский Киевский вокзал Музей ИЗО Госбанк

Исторический музей В. О. Шервуд казанский вокзал А. В. Щусев музей изобразительных искусств И. И. Рерберг

Скульптура М.М. Антокольский «Иван Грозный» «Ермак» «Петр I» «Нестор-летописец» М.О. МикешинПамятники : «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине II в Петербурге и Екатеринодаре, Б.Хмельницкому в Киеве А.М.Опекушин Памятник А.С.Пушкину

«Иван Грозный» М.М. Антокольский «Памятник тысячелетие России» М.О.Микешин

НаправлениеПринципыХудожники Реализм Объективное отражение существенных сторон жизни Воспроизведение типичных характеров Интерес к проблеме «личность и общество» И.Н.Крамской Г.Г. Мясоедов В.Г.Перов Члены «Артели» Импрессионизм Стремление запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости Новые приемы использования красок для получения зрительного эффекта К.А.Коровин И.И.Левитан

НаправлениеПринципыХудожники Объединение «Мир искусства» Индивидуализм, свобода искусства от социальных и политических проблем. Главное- красота и традиции русской национальной красоты А.Н. Бенуа И. Э. Грабарь К. А. Сомов АвангардИскусство «чистых» форм и внешней беспредметности К. С. Малевич М. З. Шагаль Р. Р. Фальк Сочетание русских художественных традиций с новыми изобразительными формами М. А. Врубель Б. М. Кустодиев И. Я. Билибин

«Женщина с зонтиком» Иван Крамской Осенний день в Сокольниках. И.И.Левитан Три женщины на дороге - Казимир Малевич.

Литературовед «Золотой век» в истории русской литературы Поэзия сменяется прозой Прозу сменяет поэзия Вывод по первой учебной ситуации: Поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.

НаправленияТрадицииПоэты и писатели Критический реализмГуманизм, народность, гражданственность И.С. Тургенев Н.А. Некрасов Ф.М. Достоевский И.А. Гончаров МодернизмИнтерес к личности, ее внутреннему миру, культ красоты и экзотики, поиск новых изобразительных средств и форм СимволизмХудожественное выражение по средством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия А.А. Блок К.Д. Бальмонт В.Я. Брюсов

НаправленияТрадицииПоэты и писатели АкмеизмОсвобождение поэзии от символических порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложнённый метафоричности, возврат к материальному миру, к стихии «естества», точному значению слова Н.С.Гумелев А.А.Ахматова О.Э. Мандельштам ФутуризмСтремление создать искусство будущего: отрицается традиционная культура, культивируется урбанизм, сочетается документальный материал и фантастика, разрушается естественный язык В.В.Хлебников В.В.Маяковский Саша Черный

И.С. Тургенев А.А. Блок В.В.Хлебников

Значение 1.Исследования русских ученых были выдающимся в мировой науке ; 2.Имена русских путешественников были занесены на географическую карту мира; 3.Русская литература занимала авангардное место в мировой литературе, т.к. отличалась высокими гуманистическими идеалами, гражданственностью, чувством нациольного самосознания, поисками социальной справедливости 4.В изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали влияние на развитие мирового искусства 5.Русская культура получила мировое признание,и имена выдающихся ее представителей вошли в золотой фонд мира.

Голоса поэтов начала века Композиция «Я каждый миг исполнен откровенья» Задания для учащихся: - Прослушать композицию - Записать в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию Второй аспект исследования.

Владимир Сергеевич Соловьев г.

Мирра Александровна Лохвицкая ( )

Константин Дмитриевич Бальмонт ( )

Дмитрий Сергеевич Мережковский ( )

Федор Сологуб Федор Кузмич Тетерников) ( )

Михаил Алексеевич Кузмин ( )

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин ( )

Марина Ивановна Цветаева ( )

Владислав Фелицианович Ходасевич ( )

Велимир Хлебников (Виктор Владимирович) ( )

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) ( )

Владимир Владимирович Маяковский ( )

Выводы, запись в тетради: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

Мини- исследовательский практикум. Символизм Акмеизм Футуризм - цели творчества; - отношение к миру; - отношение к слову: - особенности формы произведений

Символизм Направление в искусстве х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времени Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?

Акмеизм (от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности - стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности - обращение к человеку, к подлинности его чувств -поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно- биологического природного начала

Футуризм (от латинского futurum – будущее) Идея разрушения старого мира Художественной системе футуризма свойственны: - Культ техники, индустриальных городов; - Отрицание гармонии как принципа искусства; - Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу; - Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника - Пафос эпатажа

Вывод Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века» ? Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…

Третий аспект исследования. Ещё одна бесценная страница в истории Серебряного века. Это мир человеческих отношений, мир любви и дружбы людей. Обратимся к стихотворениям и посланиям поэтов, адресованным их современникам к воспитаниям о них. О чём говорят эти строки?

Поэты Серебряного века творили не только стихи, поэмы, они лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстаиваемому мифу. 2. Большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили в течение долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, они умели радоваться успехом друзей, восхищаться их гениальностью. вывод:

Итоги исследования. Это явление не ограничилось 17 годом. Серебряный век оставался в душах, в сознании поэтов, сотворивших его, всю жизнь, до последних дней они мысленно уносились в те годы, беседовали с уже ушедшими из жизни, но такими дорогими и близкими людьми, восстанавливали в подробностях памятные события Серебряного века.Он стал их судьбой.Как они сотворили его, так и он, Серебряный век, сотворил их.Значит,явление продолжало существовать до годов прошлого века;.

Итоги исследования под знаком Серебряного века развивалась духовная, художественная жизнь всего 20 столетия.

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся) Анализ изобразительных средств, используемых в стихотворении.