ЛЕКЦИЯ 8 Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
После смерти Мухаммеда в Медине (летом 632 г.) халифом («заместителем» пророка), в результате долгих споров между мухаджирами и ансарами, был избран Абу.
Advertisements

Возникновение ислама.. Арабы издавна жили на Аравийском полуострове (Юго-Западная Азия) 1.Сухие степи. 2.Безводные пустыни. 3.Сухой и жаркий климат. 4.Редко.
Возникновение ислама УРОК 20 ЗАДАНИЕ Скажите, что вы знаете об исламе?
План-схема параграфа 5 1. Возникновение Ислама Ислам в Средние века Карта стран которые включил в себя Ислам Святилище Мухаммед и Аллах Пять Столпов ислама.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ - ДАР НИЛА. Цель исследования: изучение государства Египет, его общественного и государственного строя времён Древнего, Среднего, и Нового.
Свет ислама. План: 1. Народ пустынь и городов 2. Мухаммед-основатель новой религии 3. Возникновение ислама.
Средние века. Цель: Цель: охарактеризовать переходный этап от Древнего мира к Средневековью, выявить роль варварских племен в гибели Римской цивилизации,
Утверждение феодального строя в странах Западной Европы в IXXI вв. Чупров Л.А. МОУ СШ 3 с. К-Рыболов Приморского края.
Предпосылки объединения русских земель 1.Предпосылки и причины объединения русских земель. 2.Политическая система Руси. 3.Основные этапы объединения. 900igr.net.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия 1 г.о. Самара Кочережко Сергей Сергеевич.
Тема урока: Экономическая система. Классификация..
Ислам Традиции и обычаи веры. Мировая религия: По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд.) Не приемлет христианской идеи триединства;
Понятие о патримониальной бюрократии Работу выполнила студентка ПГАФКСиТ 1 курса 121 гр Валиуллина Алина.
Общая характеристика судебной власти в зарубежных странах.
Домашнее задание §10-11 читать, ответить на вопросы; изучить материал презентации; найти и изучить дополнительный материал в сети Интернет.
Средневековый Европейский Город. 1. IV-V вв. – После падения Римской империи и разрушения ее городов, на месте крупных Римских городов стали возникать.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД.1.Завоевания арабов. После смерти Мухаммеда власть перешла к Халифам(за- меститель).1-ые четыре халифа были его родственниками.
Автор Романов Алексей 6 а класс После смерти Мухаммеда в Медине (летом 632 г.) халифом («заместителем» пророка), в результате долгих споров между мухаджирами.
1. Образование Казахского Ханства 2. Формы и отношения собственности в кочевой системе хозяйства Казахского Ханства 3. Особенности организации власти и.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 8 Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Цель лекции: Ознакомить студентов с особенностями и причинами зарождения и формирования крупнейших средневековых государств на Востоке. Изучить социальную структуру общества, государственное устройство, особенности управления в восточных средневековых государствах на примерах Арабского халифата и Китайской империи. Выделить влияние религиозных учений на формирование и создание государственных структур. Отразить специфические общие и отличительные черты между различными типами государств. План лекции Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока. Арабский халифат. Характерные черты мусульманского общественного строя и политическая система. Средневековый Китай. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Тезисы лекции: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СТРАНАХ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА Учитывая, что понятие «восток» относительное, традиционно под данным термином мы понимаем территории Северной и Северо-восточной Африки, Аравийского полуострова и Малой Азии, Тибет, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Китай и Японию с частью островов Тихого океана. Для Востока термин «средневековье» вводится, не исходя из эволюционного скачка, а по аналогу с Европой, скорее искусственно, с целью выделить определенный временной период. Началом средневековья на Востоке можно считать V-VII вв. - время создания централизованных империй, формирования и распространения мировых религий. Например: Китай - здесь утверждается специфическая "азиатская" социально-экономическая и социально-политическая структура с традиционными формами земельной собственности и эксплуатации, укрепляется централизованное государство в форме империи, т.к. империя Хань, возникшая в III в. достигает расцвета к VI в. В этот период складывается нормативная основа традиционного права (например: динас- тайный кодекс империи Тан в VII в.). Под влиянием Китая, центра конфуцианско- буддийской цивилизации, оказывается Япония. Индия - характерна перестройка традиционной варново-кастовой системы, пере- распределение земли, углубление процессов разделения труда, формирование обширной индо-буддийской цивилизации и ее влияние на всю Юго-восточную Азию Япония – в данный период идет активный процесс социального расслоения, формируется государство с ограниченными внешним влиянием. Для стран Ближнего Востока (большинства) – характерно утверждение ислама, утверждение «нового образа жизни» и возникновение "воинствующей религиозной общины". Возникновение Арабского халифата, па основе которого впоследствии сформируются арабо-ирано-турецкие исламские государства-империи. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Тезисы лекции: В отличие от Европы конец средневекового периода в большинстве стран Вос- тока приходится на начало-середину XX в., когда в данной среде (прежде всего под влиянием колонизаторов) начинают формироваться элементы буржуазных отношений. Однако для каждого из регионов – это также свое время: для Китая - начало XX века (революция гг.), для Японии - середина XX в. (революция Мэйдзи- исин), для Индии английская колонизация и т д. Различия Востока и Запада в части процессов эволюции развития общества базируются на особенностях социально-экономических и социально-полиэтических отношений, а также особой роли восточной культуры (особенно - традиции, философии и религии). Для средневекового Востока характерно: замедленный характер эволюции; многоукладность экономики, а следовательно социально-политической структуры общества (сочетание феодальных, рабовладельческих и даже общинных отношений: патриархально-родовых, клановых и пр.). сильное влияние на общественное развитие традиций и религиозной идеологии; незавершенность процесса развития феодального общества и резкий переход к буржуазным отношениям под влиянием Запада (отсталая промышленность, плохо развитые товарно-денежные и рыночные отношения); широкое распространение государственной собственности на землю, которая сочеталась с общинной и реже частным землевладением общинников-крестьян. (Причем, под государственной собственностью понимается землевладение монарха и государственной казны, включая земельные пожалования из государственного фонда, лицам причастным к власти, обладающим правом сбора и присвоения ренты- налога с определенной территории, вплоть до права передачи земельных наделов по наследству); ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Тезисы лекции: сдерживание государством развития частной собственности, что препятствовало созданию здесь классической западноевропейской феодально-барской системы (как исключение можно считать Китай - с развитой частной собственностью на землю феодалов, но в то же время и высоким уровнем влияния со стороны чиновничье-бюрократического аппарата государства); феодальный класс (в отличие от европейских феодалов - обладающих правом частной собственности на землю) представлен сановно-бюрократическим сословием, живущим за счет ренты-налога с формально свободных земледельцев-крестьян. Следовательно, не феодальный класс, как в Европе, опирался на государство как выразителя сословных привилегий, а родовая верхушка, царские сановники, собственно, и являлись государством; малая степень экономической зависимости производителей-крестьян или скотоводов от феодалов (в отличие от Европы), относительно больший объем их прав, связанных с распоряжением своим земельным участком, отсутствие прикрепления к земле. Зависимость крестьянства - определялось налогами и повинностями, а также сословным положением «простолюдина»; город не занял ведущего места, как в социально-экономическом, так и политическом развитии. Даже ремесленная продукция шла на удовлетворение потребностей правящих сановно-бюрокраэтических кругов. Отсюда - жесткий контроль за ремесленниками и купечеством бюрократическим государственным аппаратом (ограничения: правовые, религиозные, сословные, кастовые. Отсутствие особого городского права - правовой статус городского жителя не отличался от деревенского); сельская община, представляла собой замкнутый хозяйственный мирок с наследственным, независимым от рынка хозяйством; ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Тезисы лекции: распространенная форма правления - наследственная монархия (чаще в форме «восточной деспотии»), в которой отсутствовали конституционные нормы и ограничения власти правителя (однако, для восточных государств в различное время характерен различный уровень централизации, степень применения военно-деспо- этических средств и методов управления); характерно отсутствие сеньориальной монархии (как своеобразного союза феодалов-сеньоров, обладающих суверенными правами в пределах территории своих доменов, т.к. процесс образования классов не завершен) и сословно-представительной монархии (т.к. город был лишен самостоятельности и сословие горожан, выступающие со своими сословными целями и интересами, не сформировалось); религиозная идеология и само отношение членов общества к религии и власти (например: конфуцианство - определяющий элемент средневекового Китая, ислам - для Арабского халифата.) вплоть до слияния церковных и светских институтов и их подчинение светскому, а часто одновременно духовному главе. В то же время, для Индии и Японии такая зависимость в средневековье не характерна (например: в Арабском халифате, Делийском султанате и Монгольской Индии, как и во всех мусульманских государствах, Коран был основным источником права. Теоретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которые могли лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов. "Неизменяемым" считалось и основанное на "священных ведах" право дхармашастр у индусов. В Китае же важными источниками права были закон, императорский указ, но основой самого указа являлась конфуцианская традиция, отобранные конфуцианскими идеологами и возведенные в догму образцы поведения, нормы конфуцианской морали); все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах общественной жизни. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Возник Халифат в результате объединения арабских племен (первоначальная территориальная основа - Аравийский полуостров). Особенность - религиозная окраска процесса формирования государства (на основе ислама). Религиозно- политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского''. Ислам – третья и самая молодая мировая религия, зародившаяся в VII в. Ее возникновение непосредственно связано с проповеднической и организационно- политической деятельностью Мухаммада. Ислам и его религиозная философия сформировались, как и другие мировые религии, на основе древнейших традиций, этнических религиозных представлений арабов, иудаизма, а также под влиянием соседних мировых религий, прежде всего, христианство. Толчком к зарождению мусульманства стали социальные изменения в обществе и политические события. VII век - это время распада родоплеменных отношений и формирования классового общества среди племен Аравийского полуострова. Хиджаз (Западная Аравия) являлся узлом торговых путей между Китаем, Индией, Ираном, Вавилонией, Эфиопией, Сирией и Палестиной, Византией и пр. Вдоль караванного пути возник- ли крупные торговые центры: Таиф, Ясриб (Медина), Мекка и др. Племена Аравии, объединились в три межплеменных союза: хумс, тилла и тулс. Начался процесс оформления государств. Мекка - стала центром племенного объединения хумс, постепенно превратившись в экономический и политический центр региона. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ВЕДИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ В результате захвата Йемена Ираном - торговые пути оказались на территории завоевателей. Арабскими племенами был потерян основной источник существования – транзитная торговля и рынки. В итоге – небольшие аравийские протогосударства пришли в упадок, а племена оказались разорены. Это привело к росту неимущего населения, а следовательно и обострению социальных противоречий. С другой сторо- ны, соседняя укрепляющаяся Византийская империя также имела свои интересы в Ближневосточном регионе. Единственное, что могло обеспечить выживание и независимость арабов, это: отказ от межплеменной борьбы, политическое объединение и создание общеарабской государственности. Эту задачу осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама. Исламу предшествовало религиозное учение ханифов, характерное для мекканско- го племени курейшитов. Ему же принадлежало святилище Кааба. Храм считался цент- ром религиозного культа для многих племен, проживавших вокруг Мекки. Именно пле- менной бог курейшитов Хубал (ар. - аль-Илах) и стал прообразом Аллаха, которого сторонники ислама объявили единственным и всемогущим. Более подробно вопросы возникновения ислама изучаются в курсе религиоведения. Возникновение мусульманской религии непосредственно связано с деятельностью Пророка Мухаммада (ок гг.), одного из активных мекканских ханифов. Он предположительно, относился к аристократическому роду основателей Мекки из пле- мени курейшитов. Сирота, воспитываемый дядей Абу Талибом, с молодости сопро- вождал караваны. По легендам и историческим источникам, во время путешествий познакомился с различными религиями соседних народов (прежде всего - иудаизмом, и христианством). Служба у богатой вдовы Хадиджи завершилась в 595 г, браком 25 летнего Мухаммада и 40-летней вдовы. Материальная обеспеченность позволила Мухаммаду определиться в духовном поиске. Избранным местом уединения и молитвы стала пещера горы Хира близ Мекки. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ В 610 г., в месяце рамадан, когда Мухаммаду было около 40 лет, именно здесь, по легендам, он получил первое Божественное откровение. Так через Архангела, видения или голос, не умеющий читать Мухаммад «получил чудесным образом» содержание Корана. Первым человеком, поверившим Мухаммаду, становится Хадиджа, оказывшая ему в начале религиозной борьбы моральную и материальную помощь. Одна из че- тырех дочерей Мухаммада и Хадиджи – Фатима, жена Али стала родоначальницей потомков Пророка (хасанидских шерифов и хусейнидских сейидов). В 610 году Му- хаммад выступил с проповедью новой веры в храме Кааба, произнеся известную каждому мусульманину формулу: "Ля иляха илля Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи" ("Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад - Пророк Его"). В призывах к новой вере, основанных на признании единого Бога - Аллаха, Про- рок проповедовал братство верующих, необходимость соблюдать простые нормы морали, ограничение ростовщичества, оказание помощи неимущим, предсказывал воскресение из мертвых, наказание за земные грехи и т.п. Но идеи единобожия были встречены большинством мекканцев враждебно. В числе первых последователей учения Мухаммада, оказались сын Абу Талиба - Али, купец Абу Бакр, Омар и группа неимущих горожан, рабов. После смерти в 619 г. Хадиджи и Абу Талиба, Мухаммад с учениками был вынужден бежать в г. Таиф. Однако и оттуда он был изгнан. После переговоров Пророк отправил своих учеников в г.Ясриб (конкурент Мекки), а 26 июля 622 г. переселяется сам. С этого дня хиджры ("переселения") ведется летоисчисление в мусульманском календаре Позднее Ясриб назовут «Городом Пророка» - Медина. В Медине Мухаммаду на основе новой веры удалось объединить враждующие арабские племена. Он создал общину (умму), в которую люди вступали не по принципу кровного родства, а по религиоз-ному признаку, устав мусульманской общины, в которую первоначально допускались даже христиане и иудеи на правах "людей договора« (учитывая идею единобожия). ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ Создание общины нашло отклик у мединских низов, видевших в ней защиту и поддержку, которую не могли обеспечить родоплеменные отношения. Воинствующий характер религиозного учения ("Сражайтесь с теми, кто не верит в Аллаха... пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными" (9:29), направленный против мекканцев, привлек на сторону Мухаммада часть мединской знати. В итоге, мусульманская община, признавшая Мухаммада Пророком, носила не только религиозный, но и политический характер объединения. Мухаммад утверждал, что исламское учение не противоречит ранее распростра- ненным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, а только подтверж- дает и уточняет их. Однако, ислам содержал и нечто новое. Отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем, ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и "тем, кто имеет власть". Ислам переводится с арабского как "предание себя" Богу. Деятельный период жизни в Медине позволил Мухаммаду стать не только рели- гиозным и политическим лидером, но и авторитетом в области права. Ему удалось провести реформу семьи. На этот период приходится создание основных предписаний мусульманского образа жизни и религиозных обрядов. Многолетняя ожесточенная борьба между Мединой и Меккой завершилась рядом крупных сражений. На восьмой год хиджры (630 г.) Мекка в результате внутренних распрей ослабла и вынуждена была сдаться без боя мусульманам. Мухаммад с триумфом вошел в город и даровал мекканцам амнистию. Он подтвер- дил роль Мекки как религиозного центра арабов (но теперь уже новой религии). После уничтожения в храме Кааба языческих идолов, он был объявлен главным святилищем ислама. Принявших новую веру мекканцев приравняли в правах к членам мединской общины. Объединение Мекки и Медины стало ключевым моментом распространения ислама и начала арабской государственности. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Попытка бедуинов создать новую коалицию и выступить против Мухаммада завер- шилась их поражением. В 631 г. (9-й год хиджры) войско мусульман совершило похо- ды к побережью Красного моря. Мелкие племена подчинились мусульманам, направив посольства к Мухаммаду («год посольства»). На 10-й год хиджры в 8-й день священ- ного месяца зу-ль-хиджра (март 632 г.) Мухаммад совершил первое и единственное паломничество в Мекку («прощальное»). Ритуальные действия Пророка стали обря- дом для мусульман, совершающих хадж. 8 июня 632 г. Мухаммад скончался. Родственники и сподвижники Пророка постепенно консолидировались в привиле- гированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов ("заместителей пророка"). Мухаммад не оставил наследников по мужской линии. Поэтому первым халифом стал Абу Бакр. Следующими были Омар, Осман и Али. Эти первые хал[н]ифы получили наименование «правоверных халифов». При них в VII в. был создан Арабский хали- фат, одно из крупнейших государств раннего средневековья. Халифы считались пре- емниками Мухаммада, а позднее трактовались как наместники Аллаха на земле. Они сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. В то же время ислам, как и другие религии, не мог оставаться неизменным. После смерти Пророка появились признаки раскола. Это сектантские общины (фирка), кото- рые признавали Коран, но не признавали отдельные положения Сунны, лжепророки - Тулеих, Саджах, Мусейлим, аль-Асвад ("черный"), создававшие собственные учения. Основной раскол относится к временем правления халифа Али и связан и борьбой между двумя родами племени курейшитов за власть. Первым из таких движений стал хариджизм. Часть мусульман, не признавших, решений третейского суда между Али и Муравией во время Суффинской битвы, считавшая, что "судить вправе только Бог", объединились в небольшом городке близ Куфы и выдвинули ряд полиэтических требо- ваний. К ним присоединилось часть сторонников Али. Движение хариджитов (от слов: "выступать, выходить''.), в свою очередь, также раскололось на несколько направлений: азракитов, суфритов и ибадитов. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Азракиты, наиболее фанатично настроенные, истребляли всех не желающих при- нять ислам. Образовав свое государство на юге Ирана, угрожали сохранению единства халифата и были разгромлены в конце VII века. Суфриты - переходное звено между азракитами и ибадитами. Они допускали временное прекращение джехада, признавали недопустимым убийство детей неверных, а также право скрывать свои религиозные взгляды во враждебной среде. Ибадиты – наиболее умеренное направление. Совмест- но с суфритами им удалось поднять восстание в Аравии, что способствовало победе династии Аббасидов. В последующем ибадитам удалось удержаться только в Омане, Занзибаре, Северной Африке и у племен берберов. Деятельность сектантов грозила развалом империи Аббасидов. Только в 772 г. вооруженным путем удалось восстано- вить целостность арабского государства. Все хариджиты отличаются крайней строгостью в отношении соблюдения культа и веры, безкомпромисностью. Основываясь на идее равенства в исламе, они считали, что любой правоверный, если он юридически правоспособен, чист морально и верит, может быть избран халифом и имамом. Отрицали принцип наследования верховной власти, избирали халифов. Из первых халифов признавали только Абу Бакра и Омара. Таким образом, хариджиты оказались противниками как шиитов так и суннитов. Основной раскол в исламе связан с разногласиями суннитов и шиитов. Причиной разделение ислама на два основных течения стала также политическая борьба за пре- стол халифата. Часть исламской родовой знати образовали оппозиционную группу, которая признавала право на власть только по наследству и только за потомками (а не сподвижниками) пророка. Суннизм, опиравшийся на Коран и Сунну, являлся официальной религией халифа- та. Шииты не признавали Сунну, а создали сборник Ахбар, в который вошли хадисы только членов семьи пророка, халифа Али и его последователей. Они отрицали закон- ность власти первых четырех халифов, Муравии и других из династии Омейядов. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Ссылаясь на хадис о речи Пророка касаемо наследования власти в Арабском хали- фате за Али (двоюродным братом и зятем), считали его единственным законным на- следником и главой мусульман. Шииты обвиняют суннитов в сокрытии хадисов, свиде- тельствующих о правах Али. Только его и потомков, шииты считали подлинными хали- фами или, точнее, имамами. Причем, если в суннизме имам является духовным и свет- ским главой, которого избирают или назначают люди, то в шиизме признают имамами только потомков пророка и Али. Прямая линия Али прервалась на 12-м имаме, который таинственно исчез. Имам Хасан ибн Али аль-Аскара в IX веке, передав имамат наслед- нику, заявил: "Он - магди и владыка времени". Поэтому в отличие от суннитов, которые верят в магди - предвестника конца света, - шииты ждут возвращения магди "скрытого имама". Правом носить зеленую чалму наделены только потомки пророка через Али. Для ряда сект шиитского направления характерен религиозный фанатизм. В VII - первой половине VIII в. арабами-мусульманами были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г. В истории средневековой империи - Арабского халифата, обычно выделяют два периода, соответствующие основным этапам развития данного средневекового общества и государства: ДАМАССКИЙ - период правления династии Омейядов ( гг.); БАГДАДСКИЙ - период правления династии Аббассидов ( гг.) АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В VII – X ВЕКАХ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Характерно: доминирующее положение государственной собственности на землю; широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве (ирригационные сооружения, рудники, мастерские и пр.); государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правя- щей верхушки; религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни; отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо привилегий. Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным иноверцам отличалось терпи- мостью: они сохраняли самоуправление, язык и собственные суды. Однако со време- нем их приниженное, зависимое положение становилось все более очевидным: взаимоотношения с мусульманами регламентировались шариатом; запрещался брак с мусульманами; обязаны были носить отличающую их одежду; обеспечивать снабжение арабского войска (прежде всего продуктами) и ряд дополни- тельных повинностей; уплачивать поземельный налог, подушную подать и ряд дополнительных налогов (например: на право выращивать свиней и пр.), Вместе с тем, политика исламизации (насаждения новой религии) и арабизации (расселения арабов на покоренных территориях, распространения арабского языка) осуществлялась быстрыми темпами без особого принуждения со стороны завоева- телей. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ СОЦИАЛЬНО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ХАЛИФАТЕ На первом этапе развития, халифат представлял собой относительно централи- зованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако, довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. Стали формироваться и центральные институты власти. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Сог- ласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В ран- нем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами. Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны. Они оформились еще при династии Омейя- дов, вели обязательное делопроизводство на арабском языке. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жало- ванья или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налого- вых и др. поступлений, собирал необходимые статистические сведения и пр. Диван почтовой службы занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Выполнял функции тайной полиции. По мере расширения функций арабского государства усложнялся и центральный государственный аппарат, росло общее число центральных ведомств. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Система местных органов государственного управления на протяжении VIIVIII вв. претерпевала значительные изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и старые методы управле- ния. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками - эмирами, ответственными только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа приближенных. Однако были и эмиры, назна- ченные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных терри- торий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно- финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов. Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управля- лись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских общин - старшин (шейхов). СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей считался глава государства - халиф. Отправление правосудия было привилегией духовенства. Высшую судебную власть осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. Толкованием шариата с целью применения его положений к реальной жизни зани- мается фикх - теория мусульманского права со своими специфическими. методами. По различным причинам сложилось четыре основных юридических системы (причем сунниты признают их равное значение}: Ханифитская школа, Шафиитская школа, Маликитская школа, Ханбалитская школа. У шиитов влиянием пользуется юридичес- кая школа джафаритского толка. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Каждый из четырех основателей правоверных систем называется у мусульман Муджтахид мутлак (ученый-мусульманин, обладающий абсолютной способностью сос- тавлять свое мнение, применяя к Корану и Сунне принцип суждения по аналогии и другие методы, которыми он владеет). Эти основатели школ установили и основные принципы (усулъ – «корней») фикха. Те, кто впоследствии излагал выводы исходя из этих принципов, были муджта- хидами не абсолютно, а по отношению к одной из школ. Последующие правоведы имели право лишь давать юридическую консультацию (фетву), основанную на одном или нескольких прецедентах. Они получили название муфтиев (дающих фетву). От имени халифа из представителей духовенства назначались нижестоящие судьи (кади) и специальные уполномоченные, которые контролировали их деятельность на местах. Кади имели следующие права и обязанности: рассматривали на местах судебные дела всех категорий; наблюдали за исполнением судебных решений; осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания и распределяли наследство; проверяли законность землепользования; заведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собствен- никами религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались, прежде всего, Кораном и Сунной и решали дела на основе шариата. Судебные решения и приговоры кади, как правило, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население (по аналогии) обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства если истец и ответчик не являлись мусульманами. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ УПРАВЛЕНИЕ, АРМИЯ, СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ХАЛИФ ВИЗИРЬ С ПОЛНОЙ ИЛИ ОГАНИЧЕННОЙ ВЛАСТЬЮ ДИВАНЫ ВОЕННЫХ ДЕЛ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПОЧТОВОЙ СЛУЖБЫ В Х в. существовали диваны по делам Запада, по делам Вос- тока и по делам Вавилонии ВОЕННАЯ СИСТЕМА ЛИЧНАЯ ОХРАНА ПОСТОЯННОЕ ВОЙСКО ОПОЛЧЕНИЕ НАЕМНИКИ (IX В.) МАМЛЮКИ (IX В.) СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ХАЛИФ КОЛЛЕГИЯ БОГОСЛОВОВ КАДИ СУДЫ ЗИМИЕВ МУФТИЙ КАДИ-ЭСКЕР МУЛЛЫ, ДР. ДУХО- ВЕНСТВО И СВЯЩЕННО- СЛУЖИТЕЛИ ШУРТА (ПОЛИЦИЯ) МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧИНОВНИЧИ АППАРАТ ПРОВИНЦИИ ЭМИР ОБЛАСТИ ХАКИМЫ ГОРОДА, СЕЛЕНИЯ ШЕЙХИ НАИБ - помощник; АМИР - начальник войска; МУТАСИБ – нач, полиции; АМИЛ – гражд, правитель ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ АРМИЯ ДЖИХАД АРМИЯ. ДЖИХАД Армии в халифате определялась вторая ведущая роль (после священнослужи- телей). Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территории, населенной немусульманами, путем "священной войны" - джехата. Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане. В крайнем случае разрешалось нанимать для участия в "священной войне" и отряды "неверных" (немусульман). Джихад - заключается в готовности отдать все силы, средства, время, жизнь для торжества мусульманской религии. Часто это требование сводят только к военным действиям. Ряд мусульманских философов под джихадом понимают мобилизацию всех сил для защиты и торжества ислама. Мусульманские правоведы делят "джихад" на "джихад сердца", "джихад языка", "джихад руки" и "джихад меча". Если отсутствует уточнение, то под "джихадом" понимают только "Великий джихад", когда война может носить как наступательный так и оборонительный характер. На раннем этапе джихад являлся обязанностью мусульманской общины, государст- ва. Как личную обязанность первоначально "джихад" воспринимали только в отдель- ных направлениях ислама, например, хариджиты. "Джихад" как "война за веру" может вестись только государством по инициативе имама. Но существует еще "газават" (на- бег, поход), связанный, как правило, с пограничными конфликтами. Газават может быть объявлен главою отдельной области, рода или племени. Все школы фикха еди- ны во мнении, что во время джихада нельзя убивать женщин и несовершеннолетних, если те не борются против мусульман. Согласно учению ханифитской, маликитской и ханбалитской школ можно убивать тех. кто способен сражаться с мусульманами, не зависимо от того, воюют они или нет. Захваченные в плен женщины - становятся соб- ственностью мусульман и неприкосновенны до тех пока не будут превращены в ра- бынь. Маликиты утверждают, что захваченных в плен женщин можно вернуть против- нику за выкуп по решению имама. Все взрослые представители враждебной стороны превращаются в военнопленных. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ДЖИХАД Ханифитская школа исключает из их числа тех, кто не способен к ношению оружия и деторождению (стариков и монахов). Они удерживаются в плену до тех пор, пока за них не получат выкуп. Что касается военнопленных, то имам определяет три варианта: казнить, превратить в раба или отпустить за выкуп. По учению маликитов, имам может освободить военнопленного, переведя его в разряд немусульман полу- чивших заступничество. Военнопленные, принявшие ислам не могут быть казнены. Если имам принял решение о казни неверного военнопленного, то последний не может до смерти подвергаться истязаниям. В учении о джихаде предусмотрены раз- личные положения. В частности, предоставление "амана" временного заступни- чества немусульманину, которому выдана "охранная грамота". Аман может рас- сматриваться и как перемирие, если таковое выгодно мусульманскому государству (внутренние раздоры, слабая армия, обещание врага принять ислам и т.п.). Жители покоренного государства (верящие в единого Бога - христиане, иудеи) получают статус зимиев, которые ограничены в своих гражданских правах и платят поголовный налог джиз. Те, кто добровольно или насильно во время войны принял ислам, сохраняет свою жизнь и семью, но лишается имущества. Не подлежат поми- лованию только вероотступники, в отношении которых однозначно предписана смерт- ная казнь. Недвижимое имущество, захваченное во время джихада, становится соб- ственностью государства (4/5 - передается воинам, 1/5 - идет в пользу государства, сирот, бедных). Джихад объявляется в следующих случаях: против врагов Аллаха (против тех, кто угрожает существованию мусульманской общины, преследует мусульман, против язычников и кафиров, неверных), против угрожающих неприкосновенности границ (внешней агрессии), против вероотступников (например, лжепророков и их последователей), против тиранов для установления справедливости, против разбойников; против монотеистов, которые отказываются платить религиозный налог. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ДЖИХАД Ведется он до тех пор, пота противник не сложит оружие. Во время боевых действий запрещается причинять зло женщинам, детям, старикам и больным, а также ломать деревья и наносить вред сельскохозяйственным угодьям и припасам. С понятием "джихад" тесно связано восприятие, раздел мусульманами мира на две части: «земли ислама» (дар аль-ислам) и «земли войны» (дар аль-харб). Ряд теоретиков мусульманского права выделяют еще "земли перемирия" (дар ас-сулх) - земли неверных, которые согласились платить мусульманам налог. На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII середины VIII вв. Арабская армия теперь состояла из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII - VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. Наемничество в это время почти не практиковалось. Огромная, состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществле- ния власти, не смогла долгое время существовать как единое централизованное государство. С IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения: ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его со- ветник, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль ар- мии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессио- нальная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в, становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усилива- ется настолько, что гвардейские военачальники все чаще расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей (шейхов) становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае, признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет хали- фа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом, превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подав- ления усиливающихся освободительных выступлений. Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье, привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к Х в. контролировал лишь часть Персии и сто- личную территорию. В Х и XI вв. в результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно Халифат был заво- еван и упразднен монголами в ХIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КИТАЙ При изучении темы «История государства и права Древнего Востока», раздел Древнего Китая мы завершили временем правлением императорской династии Хань (II в. до н.э. – III в. н.э.). ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ Для данного периода правления было характерно: многоукладность экономики; незавершенность процессов классового образования; пережитки патриархально-родовых отношений и рабовладения; различный уровень экономического развития регионов. Одновременно: формирование крупного частного землевладения основанного на эксплуатации свободных малоземельных и безземельных крестьян; эксплуатация крестьян государством путем взимания ренты-налога при помощи разветвленного чиновничьего аппарата. Следствием расширения бесконтрольной эксплуатации земледельцев стало крестьянское восстание под руководством даосской секты «Желтых повязок» (в 184 г. – подавлено). Нестабильная социально-политическая ситуация, междоусобная борьба привели к 100-летней внутренней смуте. Итогом стало: СОКРАЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ОБНИЩАНИЕ И ЗАПУСТЕНИЕ РЕГИОНОВ РАЗРУШЕНИЕ ИМПЕРИИ ХАНЬ (189 г.) И СОЗДАНИЕ НА ЕЕ МЕСТЕ ВОЕННАЧАЛЬНИКАМИ ТРЕХ НОВЫХ ЦАРСТВ (ПЕРИОД «ТРОЕЦАРСТВИЯ») Царство Вей - север и столица. Во главе Цао-Цао – руководитель подавления восстания "желтых повязок "; Царство У – юго-восток бывшей империи Царство Шу – со столицей в Сыучани В 265 г. вейский военачальник Сыма Янь сверг одного из потомков династии Цао- Цао и основал династию Цзинь. К 280 г. им были завоеваны государства У и Шу. Период распрей окончился и Китай был объединен под властью новой династии Цзинь. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ДИНАСТИЯ ЦЗИНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ СЫМА ЯНЯ: большая часть земли объявлена императорской (государственной) собственностью; крестьяне превращены в податных держателей государственной земли; податное крестьянство делилось на 3 разряда: 1-й разряд - возраст от 16 до 60 лет. получали «в пользование» земельные наделы (мужчины - 70 му, женщины - 30 му). С урожая, полученного с данных земель крестьяне уплачивали налог (му - 1/16 га); закреплялись за «податными землями» (мужчины - 50 му, женщины - 30 му. Урожай с последних полностью шел государству. В общей сложности, крестьяне передавали государству не менее 2/5 урожая; 2-й разряд – возраст от 13 до 15 лет и от 61 до 65 лет получали землю по аналогичному принципу, но только половину от вышеуказанных наделов. Соответственно налог - также падал до ½; 3-й разряд – возраст до 13 и после 65 лет - землю вообще не получал; с каждого крестьянского двора ежегодно государству сдавалось 3 штуки шелковой ткани и 3 меры шелковой ваты. Если двор возглавляла женщина или подросток то объем сокращался наполовину; в отдаленных и пограничных районах налоги сокращались (с целью освоить заброшен- ные и отдаленные земли); чиновники получали наделы земли (от 1 до 5 тыс. му) в зависимости от ранга, налогами не облагались. Земля чиновников обрабатывалась государственными податными, лично- зависимыми держателями, полурабами и рабами. Однако число дворов, обрабатываю- щих землю чиновника не должно было превышать 50 освобожденных от казенных повин- ностей (по иным источникам - не более 15 на 1 чиновника); высшие слои населения сохранили свои владения, но возникла угроза перехода крестьян на государственные земли, что для последних было выгоднее. Экономические реформы Сыма Яня способствовали восстановлению хозяйственной деятельности и как следствие стабильности в империи. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ДИНАСТИЯ СЕВЕРНЫХ ВЕЙ Одновременно, на севере от Китая, в III - IV веках начался процесс «великого пере- селения народов» затронувший весь континент. Гунны и ряд других северных племен кочевников вторглись в Северо-Китайские земли. После распада гуннского союза часть крупных родов осело в районе Шаньси и Внутренней Монголии. Пять гуннских племен избирали правителя шаньюня. Старшие сыновья шаньюней воспитывались при дворце еще династии Хань и получили в жены китайских принцесс. Между указанными племенами и императором были налажены тесные торговые и политические отноше- ния. Гунны, как правило, выступали в поддержку императора. Однако, с ослаблением империи, шаньюни все чаще стали вмешиваться во внутрен- ние дела и, связанные с династией кровно, претендовать на престол Китая. Войска едва возникшей и неокрепшей Циньской империи не смогли противостоять коннице гуннов. В период с 311 по 316 гг. кочевники заняли центральные провинции, включая столицу. Одновременно процесс вторжения в серединные империи затронул и иные соседние регионы и племена. В частности, наиболее крупные племенные объединения муюнов сформировались в Южной Манчжурии и тоба – во Внутренней Монголии. Они также вторглись в Китай, ведя одновременно борьбу с гуннами. В итоге, Муюны, слившись с китайцами создали царство Янь. Вторгшиеся с запада племена создали новое Циньское царство, однако в 383 г., при попытке захватить южные провинции Китая они были разбиты и царство распалось. Северный Китай - превратился в арену борьбы многочисленных племен, где возни- кали и разрушались царства, сменялись династии. Экономика и культура пришли в упадок на 100 лет. Установлением порядка в Северном Китае население было обязано вторжению в 367 г. западных племен тоба во главе с вождем Тоба Гуй, который был провозглашен императором. Им и его потомками были созданы новые органы управ- ления по китайскому образцу и новая династия известна в истории под названием Северных Вей. Тем не менее, в целом, коренное население китайцев оказалось в подчиненном положении или бежало на юг. Земледельческая экономика Северного Китая пришла в упадок. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ДИНАСТИЯ СЕВЕРНЫХ ВЕЙ В результате переселения, северокитайское население начало теснить южан. Южные плодородные земли быстро осваивались северянами, находившимися на более высоком уровне культурного развития. Строились ирригационные сооружения, внедрялась пашенная обработка земли. Одновременно разгорелась борьба между аристократическими родами юга и севе- ра. Власть императора здесь была слабой и больше контролировалась крупными землевладельцами, эксплуатировавшими зависимых крестьян (дянькэ). Стремление к порабощению населения привело к тому, что крестьяне юга стали искать прибежища во владениях северян. В 317 г. под влиянием северной аристократии был избран новый император. С 317 по 419 гг. установилась власть династии Восточных Цзинь. Однако междоусобная борьба между северной и южной аристократией, восстания населения, включая восстание крестьян под руководством религиозной секты «Пять доу риса», на рубеже IV-V вв. привели к падению Восточных Цзинь и последующим неоднократным сменам династий. Одновременно все попытки освободить Северный Китай от завоевателей оказались безуспешными. С вторжением кочевых племен, как мы отмечали, Северный Китай на некоторое время пришел в упадок. С прекращением войн начался процесс захвата общинных земель новыми владельцами. В то же время, государственная казна династии Вей оказалась пустой, система налогов была разрушена. В итоге, с целью выхода из кризиса Тобийские императоры выбрали путь предшественников государства Цинь. В 485 г. императоры царства Вей ограничили рост крупного землевладения и ввели ряд реформ ориентированных на создание крупной государственной собственности. Реформы династии Северных Вей, известны под названием «реформы равных полей» (485 г). Реформа была проведена, действовала и постепенно совершенство- валась при династиях Северных Вей, династии Суй (VI - VII вв.) и Тан. В последующем, основные принципы реформы, получили распространение во всем Китае. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ДИНАСТИЯ ЦЗИНЬ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ «РЕФОРМЫ РАВНЫХ ПОЛЕЙ» Крестьяне в возрасте от 15 до 70 лет наделялись землей с целевым назначением: большая часть (40 му для мужчин и 20 му для женщин) шла под зерновые культуры, предоставлялась во временное пользование и изымалась, в случае достижения пре- дельного возраста, потере трудоспособности или смерти. меньшая часть, т.н. «садово-огородные земли» - предназначалась под огородные культуры, коноплю, тутовые деревья. Садово-огородные земли являлись наследствен- ными и могли в некоторых случаях, в виде исключения, продаваться и покупаться. К наследственной земле относилась и та, что была занята двором-усадьбой. Продажа и иной вид передачи государственного зернового участка запрещалась. За держание государственного надела крестьянами казне выплачивался налог зер- ном, шелком, конопляной тканью и ватой. Несколько дней в году податные отрабатыва- ли на казенных работах. Основой налогообложения считалась семья податных. Вводилась система управления в деревне: пять дворов («ху») составляли низшую общинную организацию «линь». Пять линь составляли примерно одно «ли». Пять ли (125 дворов) - составляли деревенскую общину «дан». Общины управлялись старос- тами. В качестве вознаграждения, часть податных старост освобождалось от налогов и повинностей за надельную государственные землю в их пользу. Дополнительные пахотные земли выделялись владельцам рабов и рабочего скота, а также малосемейным. На одного неженатого члена семьи дополнительно выделялось 1/4 обычного семейного надела, на раба – 1/8 надела, на вола – 1/10 часть обычного надела. Данное положение реформы способствовало развитию феодального земле- владения. Чиновники получали наделы земли в зависимости от ранга. Крестьяне, работавшие на ранговых землях чиновника, платили налог в его пользу. На землях членов царского рода, тобийской знати, буддийских монастырей работали посаженные на землю рабы и полурабы (буцюй), пришлое население (кэху) и иное зависимое население ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

ДАН ЛИ (5 линь) ЛИНЬ (5 ху) ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИ (5 линь) ЛИНЬ (5 ху) ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИ (5 линь) ЛИНЬ (5 ху) ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИ (5 линь) ЛИНЬ (5 ху) ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИ (5 линь) ЛИНЬ (5 ху) ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ ЛИНЬ ХУ СТРУКТУРА НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ (ДАН) Норма на семью и хозяйство: муж, жена, 2 детей, раб, вол СХЕМА ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА САДОВО-ОГОРОДНЫЕ ЗЕМЛИ ЦЕЛЕВЫЕ ГОСУДАРСТВЕН- НЫЕ ЗЕМЛИ 20 му на 1 женщину 40 му на 1 мужчину По 1/4 участка на 1 ребенкау 1/ 8 на раба 1/ 10 на вола ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ДИНАСТИЯ СУЙ Реформы и копирование всей китайской системы управления (вплоть до использо- вания при дворе китайского языка и пр.) привело к новому подъему экономики. Тобийцы отказались от шаманизма и приоритет был отдан буддизму. К VI в. здесь насчитывалось уже не менее 50 тыс. буддийских монастырей. Одновременно возникли новые причины, требовавшие объединения Китая: угроза нового вторжения кочевников (возник Тюркский каганат); этническая ассимиляция либо слияние китайцев и пришлых племен; прекращение внутренних войн; специфика хозяйства требующего централизованной ирригационной сети и пр. В 581 г. в северном царстве Чжоу к власти пришел военачальник Ян Цзянь провоз- глашенный императором династии Суй. В силу вышеуказанных причин военным и мир- ным путем Китай вновь был объединен, что привело к экономическому и культурному подъему. Следствием стало: прекращение вооруженной борьбы и раздробленности царства, единение сил; расширилась площадь посевов, выросло население включая жителей города и следо- вательно ремесленное производство, торговля; новые власти сократили и упорядочили налоги, отменили соляную и винную монопо- лии, что способствовало развитию крестьянских хозяйств; выпустили новую монету, установили стандарты мер и весов; в чиновничий аппарат стали привлекаться ученые. Остальные же - только через сдачу соответствующих экзаменов; идеологической опорой стало учение Конфуция; дворцовая система сформировалась по образцу ханьской династии (которую мы ранее уже рассматривали); сепаратистские тенденции подавлялись безжалостно вооруженным путем. Однако, в 604 г. Ян Цзинь был убит собственным сыном Ян Гуаном, пришедшим в результате переворота, к власти. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ДИНАСТИЯ ТАН Борьба за власть дворцовых группировок, политическая нестабильность вновь поз- волили постепенно расширяться крупному землевладению. Введение должностей военных губернаторов с расширенными полномочиями для борьбы с вторжениями кочевников, привели к развитию сепаратистских отношений в феодальной среде. Ситуацию при дворе осложнило возникновение полиэтических группировок и взяточни- чество чиновников. Начался активный процесс расширения земельных площадей фео- далами, государственными чиновниками и военачальниками, и как следствие – обеззе- меливание крестьян, превращающихся в зависимых держателей (кэку, дяньху и дянькэ) либо вообще лишившихся средств к существованию. Результатом указанной внутренней политики стали многочисленные побеги эксплуа- тируемых, голод среди безземельных, увеличение налогов (двухразовый налог) с целью компенсировать потери доходов от крестьянских хозяйств на государственных землях, обесценивание монеты за счет сокращения в ней содержания драгоценных металлов, изъятие государством ценностей у буддийских монастырей, увеличение налогов на торговлю и ремесло. Все перечисленное привело к подрыву экономики и в конечном итоге власти императораторов династии Тан. В итоге, разразилась крестьян-ская война гг. под предводительством Ван Сянчьжи и Хуан Чао. После физического уничтожения членов императорской семьи и крупнейших земле- владельцев, в 881 г. повстанцы провозгласили Хуан Чао императором. Разгром восставших феодалами в результате предательства обогатившихся приближенных нового императора из народа, не означал конец беспорядков. Междоусобная борьба в Китае получила название «эпохи пяти династий и десяти царств». Была разрушена экономика, города, оборона, система государственного управления и налогообложения. Ситуацией в Китае воспользовались северные соседние полукочевые племена киданей, находящиеся на стадии разложения родоплеменных отношений и перехода к государственности. В 916 г. глава крупного аймака (родовая организация) Апоке из рода Елюй захватил власть над родами киданей провозгласив себя императором. Новое государство с 937 г. стало называться Ляо. Используя перешедших на его сторону китайских чиновников и знать, Апоке построил систему государства по аналогу Китая и приступил к захвату разрозненных китайских земель. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ДИНАСТИЯ СУН В экстремальной ситуации во время вторжения врага, возникли общие интересы различных слоев населения и была прекращена междоусобная борьба феодалов. В 960 году объединенное войско (народное ополчение, гвардия кайфынских правителей и пр.) выступило против киданей и объявило императором военачальника Чжао Куаньиня, основателя династии Сун (правление династии гг.). Первым представителям династии, прежде всего, приходилось уделять внимание защите от внешней опасности государству ведя борьбу и пытаясь дипломатическим путем обеспечить независимость оставшихся земель. Кроме киданьского государства Ляо, в начале XI в. на северо-западе появился но- вый мощный противник - тангутское государство Си Ся (правитель - Юань Хао, с 1038 г. принял титул императора). Си Ся, возникло в результате распада родо-племенных отношений полукочевых племен в Центральной Азии и захватило Внутреннюю Монго- лию, часть наиболее плодородных провинций Китая, а главное, перерезало основные торговые пути из Индии и Средней Азии в Китай. Двор династии Сун, с целью стабилизировать внутреннюю ситуацию и сохранить государственность, вынужден был признать все завоевания Ляо и Си Ся и даже пла- тить дань. Государство же Сун потрясала внутренняя междоусобная борьба феодалов и взрывы народных и религиозных восстаний. Обострение социального, политического и экономического положения в стране при- вело к возникновению оппозиции среди чиновников и приближенных императора, стре- мившихся найти выход из ситуации Первая попытка провести экономические и административные реформы, была предпринятая Фань Чжунъянем ( ) – преподавателем академии г. Инътянь, добившегося вместе с единомышленниками придворных должностей. Однако ново- введения вызвали сопротивление консервативной части приближенных и завершились отставкой реформатора. Новый этап реформирования связан с именем Ван Анъши ( ), которому при поддержке влиятельных лиц удалось стать ближайшим помощником императора. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ДИНАСТИЯ СУН РЕФОРМЫ ВАН АНЪШИ В основе реформ - конфуцианская идея опоры на сильного и справедливого пра- вителя (сына Неба). Цель – пополнение казны, ограничение роста крупного частного землевладения и засилья чиновничьей элиты. Реформы сводились к следующему: введение государственного кредитования крестьян под залог будущего урожая (для подрыва влияния ростовщиков); предоставление льготных государственных ссуд мелким и средним торговцам, что позволило не допустить монополизацию торговли крупными владельцами, а следова- тельно удержать внутренние цены на товары, развивать внешнюю торговлю, сохра- нить численность налогоплательщиков; замена трудовых повинностей крестьян и ремесленников денежным налогом. Дан- ный налог был распространен одновременно и на большую часть господствующего класса, ранее освобожденного от трудовых повинностей; проведен учет земель и обложены налогами вновь освоенные земли и земли, част- ных собственников, утаенные ранее от казны; вводился государственный контроль казенного управления над торговлей; при взимании налогов вводится круговая порука крестьянских общин, ремесленных объединений и пр. В вязи с тем, что реформы не решали социальных проблем, они на незначитель- ное время стабилизировали пополнение казны, но одновременно стали причиной борьбы различных группировок при дворе и социальных групп за собственность и права. Государство постепенно слабло. В это время, на севере, в результате разложения родо-племенных отношений у племен чжурчженей возникает новая империя Зинь (Золотая) во лаве с Агудой (1115), провозглашенным императором. В гг. чжурчжени, при поддержке царства Сун разгромили киданьскую империю Ляо и в 1126 г. начали завоевание земель союзников. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ В критической для страны ситуации, среди знати выделились сторонники двух противоречащих направлений в вопросе внешней политики: Защиты государства (отсутствовали реальные возможности) – данную группу возглавил военначальник Юэ Фэй, которому удалось нанести ряд поражений чжурч- женям. Однако его своеволие, без учета возможностей империи, завершилось вызо- вом к императору, арестом и тайной казнью (посмертно ему был присвоен высокий титут, воздвигнут храм и Юэ Фэй стал почитаем в народе как герой); Заключения мирного договора, уступив захваченные территории, но сохранив госу- дарство. Сторонников данного направления возглавил первый министр Цинь Гуй. В 1142 г. китайский император потеряв часть северных владений, признал себя васса- лом чжурчженьского государства Цзинь, но сохранил государство. (Не смотря на всю разумность действий, в народных преданиях Цинь Гуй – является символом жестокого и продажного чиновника, изменника и цзиньского шпиона). В итоге в XII веке на территории современного Китая существовало 4 государства: Империя чжурчженей Цзинь (север) Государство тангутов Си Ся (северо-запад); Китайская империя династии Сун (юг и часть центра); Небольшое государственное объединение Наньчжао в Юньнами. В 1211 г. Китай подвергся новому вторжению кочевников во главе с Чингис-ханом. В 1227 г. было окончено завоевание государства Си Ся, почти все тангуты были истреблены монголами с целью расширить пастбища. В 1234 г. завоевана империя Цзинь. Огромная часть населения чжурчженей была уничтожена по тем же причинам. В 1279 г. монгольским полководцем Хубилаем, после упорного сопротивления были покорены Наньчжао и Сунская империя. Территория Китая, вместе с Тибетом и соб- ственно Монголией вошла в состав Монгольской империи. Хубилай перенес столицу государства в Пекин, а династия монгольского завоевателя получила название Юань. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ 1206 – 1405 гг. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ Императоры монгольской династии использовали китайский чиновничий аппарат, применяя традиционные методы налогообложения. В то же время, основные госу- дарственные посты находились в руках завоевателей. На территории Китая появи- лось рабство, усилилась эксплуатация населения. Монголы относились равнодушно к различным религиям, что способствовало появлению многочисленных общин, даже христианской. Религиозные тайные общества (например, пробуддийское «Общество белого лотоса» и т.п.) возглавляли борьбу с захватчиками. Для времени правления династии Юань характерно расширение торговли с Европой (Марко Поло и др.). Императоры новой династии первоначально сосредоточили внимание на завоева- ниях запада, а позднее предпринимали попытки продвижения на юг, организовывали военно-морские экспедиции в Японию и о.Ява. Но на южном и восточном направле- ниях, постепенно слабевшая империя, не добились успеха. После длительной национально-освободительной войны и крестьянских восстаний «красных войск» конца XIV в., к подавлению которых стремились уже не только мон- голы, но и представители большинства китайской знати, монгольское господство в ки- тайских землях было свергнуто. Честь изгнания чужестранцев принадлежит сыну крестьянина, бывшему бродячему монаху возглавившему вначале отряд, а после объединенные войска повстанцев - Чжу Юаньчжану. Он опирался не только на низы населения, но и советников из числа китайской знати не поддерживающей монголов. После освобождения Пекина в 1368 году, Чжу Юаньчжан был провозглашен императором Поднебесной. В стране устано- вилось правление новой китайской династии Мин. Однако полное освобождение Китайских земель затянулось еще на 20 лет. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ДИНАСТИЯ СУЙ Династия Мин находилась у власти с 1368 по 1644 гг. Императорами были прове- дены реформы налогообложения и управления. Все они основывались на конфуци- анских идеях государственности и прямого контакта с производителем. В то же время, на юге сохранялась частная собственность крупных землевладельцев-феодалов, которые поддерживали Чжу Юаньчжана. Перераспределение земли произошло в основном на севере за счет захваченных монгольских или конфискованных у поли- этических противников и приближенных монгольских правителей. Несколько укрепив государственный сектор и (за счет освобожденных и перерас- пределенных) земель экономическое положение крестьян, а также предоставления некоторых льгот городскому населению, «крестьянский император» в целом продубли- ровал всю старую традиционную систему управления и сбора налогов. Уже через несколько лет, все вернулось к старой системе феодальной эксплуатации населения. После смерти Чжу Юаньчжана и междоусобной борьбы за власть, престол захватил один из удельных правителей, сын императора – Чжу Ди ( ), на время прав- ления которого приходится очередной период экономического подъема, культурного развития и расширения международных отношений. При нем столица объединенного Китая была перенесена в Пекин, а в стране на долгие годы установились консерва- тивные порядки. В XVII в. Китай подвергся новому вторжению манчьжуров, которые установили там правление новой династии. Маньчжурская династия оставалась у власти до револю- ции гг. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

КИТАЙ СОЦИАЛЬНО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ Особенность формирования социальной структуры общества в Китае состоит в том, что здесь изначально отсутствовало представление о каких-либо субъективных правах личности, например, гражданских правах, характерных для государств Евро- пы и возникших в античный период. Здесь правовое положение личности определя- лось «сэ» (цветом), т.е. принадлежностью к какой-либо социальной группе со строго фиксированными обычаем, религиозными убеждениями и законом правами и обязанностями. Поэтому на первое место, и наиболее четко в средневековом Китае, выдвигаются сословные привилегии, а не классовые. Права и обязанности сословий строго, до мелочей, регламентированы, вплоть до семейных отношений и проведения религи- озных обрядов. Не менее подробно регламентированы права и обязанности много- численных рангов титулованных и нетитулованных чиновников. Все население Китая, независимо от полиэтических переворотов и войн, делилось на три основные категории, которые звучат в переводе как: «благородные», «добрые» и «подлые» люди. «Благородные» – это привилегированная светская и духовная знать, военные и гражданские чиновники различных рангов. К числу привилегий «благородных» отно- сится: право занимать государственные должности, освобождение от трудовой повинности, телесных наказаний и иногда – налогов. В большинстве случаев это многочисленные родственники императора, старая родовая аристократия плюс наи- более крупные и богатые землевладельцы. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Данная группа, как впрочем, и иные, не составляла замкнутого сословия. Она могла пополняться за счет богатеющих и имеющих право купить государственную должность представителей более низких сословий. Возможности продвижения по социальной лестнице определяло не только богатство, но и тесно связанное с ним – образование. Наличие образования было обязательным для чиновничьей службы, однако, получить его можно было только за высокую плату. Наиболее обеспеченная и образованная сословная группа составила т.н. социальную прослойку шеньши. Первую категорию шеньши занимали лица имевшие отношение к непосредствен- ному управлению государством: окружение императора, сановники и весь иерархический государственный аппарат. Чиновники делились на высших, средних и низших. Одновременно существовало 9 рангов. Каждый чиновник, в зависимости от ранга, получал оплату зерном, а с III в. зерном и деньгами. Иногда дополнением к оплате за службу являлось наделение участком земли и передача «кормлений» (права на сбор налога и т.п.). Такая система сохранилась вплоть до революции гг. «Добрые люди» - это непривилегированная группа населения. К ним относились богатые купцы, ростовщики, крупные разбогатевшие землевладельцы. Все они относились к непривилегированному, но влиятельному сословию (имели право при- обретения должности государственного чиновника, право откупа от телесных нака- заний, право смягчения наказания за преступление путем зачета ранга и т.п.). Как правило, представители данной группы относились ко второй категории шеньши (состояла из влиятельных землевладельцев и иных богатых лиц, получив- ших должное образование, успешно сдавших экзамены и получивших рекомендации на замещение государственных чиновничьих должностей). Это кандидаты в чиновни- ки, пользующиеся влиянием и авторитетом обычно на местном уровне, принимающие участие в управлении общинами и пр. КИТАЙ СОЦИАЛЬНО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Мелкий люд – простонародье. Мелкие земледельцы, ремесленники, на которых лежало бремя выплаты налогов, трудовых повинностей. В раннем средневековье (III- VIII вв.), при надельной системе – данная категория являлась арендаторами государственных земель. «Подлый люд» – это неполноправные свободные, бесправные государственные и частные рабы. После ликвидации надельной системы и в связи с ростом крупного землевладения, число лишенных средств производства возрастает, а следовательно увеличивается число неполноправных свободных – безземельных крестьян-аренда- торов, батраков, прислуги. Данная категория оказалась в полной зависимости от хо- зяев, не имела права обращаться на них в суд, могла быть наказана хозяевами вплоть до смертного приговора (до 1727 г.) и обычно прикреплялась к земле превра- щаясь в полукрепостных. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Для средневекового Китая характерна форма правления – восточная деспотия. Четко прослеживается жесткая регламентация и четкое разделение функций отдель- ных ведомств: общегосударственных, надзорно-контрольных, судебных и военно- командных. Вся система органов управления делилась на центральные и местные. Классическая структура центральной системы управления была заложена при правлении династии Тан ( гг.) и развита при династии Мин. Схематично, система органов управления, суда и вооруженных сил, выглядела следующим обра- зом: КИТАЙ СОЦИАЛЬНО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

И М П Е Р А Т О Р ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ (входили видные сановники, включая большинство родственников императора) БОЛЬШОЙ СЕКРЕТАРИАТ (возник при династии Мин и существовал до 1380 г. Его возглавляли два советника 1 ранга) КАНЦЛЕР ПРАВОГО (младшего) КРЫЛА КАНЦЛЕР ЛЕВОГО (старшего) КРЫЛА СУДЕБНОЕ (НАКАЗАНИЙ) По структуре, аналогично ведомству доходов и имело в 13 провинциях отделов. Контролировало правосудие (пересекалось с работой цензората и ревизионно следственного столичного суда ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ Организация общественных работ п ремонту и строительству дорог, укреплений, ирригационных сооружений, дворцов и пр ВОЕННОЕ Назначение, перемещение, увольнение военных чиновников, снабжение армии, почтовая служба ЧИНОВ (НАЗНАЧЕНИЙ) Назначение, перемещение, смещение всех гражданских чиновников и служащих управленческого аппарата. Главное ведомство. ОБРЯДОВ Организация и проведение церемоний по возвеличиванию императорской власти. Состояло из отделов религи озных жертвопри- ношений, приемов и предписаний в части куль- тово-обряд овой деятельности НАЛОГОВ (ДОХОДОВ) учет населения и земель, определяло размеры налогов, отвечало за организацию сбора нало- гов. В каждой из 13 провинций имелся отдел данного ведомства. ЦЕНЗОРАТ (ВЫСШИЙ НАДЗОРНО- КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН) Возглавляло 2 чиновника 1 ранга. Более 100 инспекторов-цензоров, разделенных по группам по провин- циям (имел наиболее широкие полномочия в стране: контролировать деятельность любых чиновников, выявлять злоупотребления и ошибки, исправлять их и применять карательные санкции) ПЯТЬ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ (высших военно-командных органа) АРМИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ СУДЫ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 10 ДАО (ПРОВИНЦИИ) ЧЖОУ (ОБЛАСТИ) СЯНЬ (УЕЗДЫ) ГОРОДА И СЕЛЬСКИЕ ОБЩИНЫ (ДАН) АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ И ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОР И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРХОВНЫЕ КОМАНДИРЫ «ПОСЛАНЦЫ МИРА», с XV в. – «ВЕЛИКИЕ КООРДИНАТОРЫ» «ГЛАВНЫЕ ВОЕННЫЕ КООРДИНАТОРЫ» УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ЛЕВОГО И ПРАВОГО КРЫЛА ПРОВИНЦИИ плюс штат помощников (учет людей, земли, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды, специализированные судебные функции ЦЕНЗОРЫ ежегодно направлялись государственные чиновники для контроля за местными органами, исправления ошибок и доклада императору. Цензоры направлялись от различных ведомств и прежде всего от цензариата УПРАВА ПО ВОЕННЫМ ДЕЛАМ САМОУПРАВ- ЛЯЮЩИЕСЯ ПРОВИНЦИИ с инородным насе- лением. Управлялись местной знатью, которой присваива- лись ранги чиновни- ков, но без оплаты. УДЕЛЬНЫЕ КНЯЖЕСТВА близких родствен- ников императора (главы княжеств или вообще не участвовали в управ- лении, или только имели военные функции. УПРАВА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ ОБЛАСТНЫЕ ИНСТИТУТЫ УПРАВЛЕНИЯ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПРОВИНЦИЯМ СТРУКТУРАМИ УПРАВЛЕНИЯ СТАРОСТЫ ГОРОДСКИХ КОРПОРАЦИЙ И СЕЛЬСКИХ ОБЩИН ЯМНЫЕ УЕЗДНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ контроль за местным административным аппаратом, борьба с коррупцией, злоупотреб- лениями чиновников. Имели самостоятельные судебные функции. Контролировало разрешение судебных дел и являлось апелляционным судом. УПРАВА ПО РАССМОТ- РЕНИЮ СУДЕБНЫХ ДЕЛ КОНТРОЛЬКОНТРОЛЬ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ИМПЕРАТОР СУДЕБНОЕ ВЕДОМСТВО (НАКАЗАНИЙ) и иные административные органы, выполняющие ведомственные судебные функции ХРАМ БОЛЬШОЙ ИСТИНЫ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕВИЗИОННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД В ПРОВИНЦИЯХ И ОБЛАСТЯХ УПРАВА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ УПРАВА ПО ВОЕННЫМ ДЕЛАМ УПРАВА ПО РАССМОТРЕНИЮ СУДЕБНЫХ ДЕЛ СУДЕБНЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ЯМЫНИ (УЕЗДНЫЕ УПРАВЫ) - судебные функции выполнялись уездным начальником и чиновниками ВЫБОРНЫЕ СТАРЕЙШИНЫ ДЕРЕВНИ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

АРМИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ ИМПЕРАТОР КАНЦЛЕР ЛИЧНАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ ГВАРДИЯ (охрана дворца) ОХРАНА ЭКСКОРТА ИМПЕРАТОРА СТОЛИЧНЫЕ ВОЙСКА ГЛАВНЫЙ ВОЕННЫЙ КООРДИНАТОР ГЕНЕРАЛИССИМУС ИЛИ ГЕНЕРАЛ (назначался в случае войны) ВОЕННОЕ ВЕДОМСТВО КОМИССАРИАТЫ ПЯТИ ВОЕННЫХ ОКРУГОВ ПЯТЬ ВОЕННЫХ ОКРУГОВ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ И ОБЛАСТНЫЕ УПРАВЫ ПО ВОЕННЫМ ДЕЛАМ ВОЕННЫЕ ЧИНОВНИКИ И НАЧАЛЬНИКИ ВОЙСКА ОКРУГОВ (военнопоселенцы) ВОЙСКА ПОГРАНИЧНЫХ ГАРНИЗОНОВ (военнопоселенцы) МЕСТНЫЕ ВОЕННЫЕ ОТРЯДЫ ОПОЛЧЕНИЯ И ОБЩИННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПОРЯДКА НАЕМНИКИ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЮЗНЫХ ГОСУДАРСТВ (наемники или военная повинность) Численность постоянной Армии при династии Мин – 4 тыс. человек. Срок службы от 18 до 60 лет ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ

Основная учебная литература и учебные пособия: Коран (любое издание). Надирадзе Л.И. Хрестоматия по истории Халифата. -М., Сборник документов по всеобщей истории государства и права /Сост. К.Е. Ливанцов.- Л., Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Т.1-2./ Под ред.К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой.-М.,1996. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учеб. пособие. / Под ред. 3. М. Черниловского. - М., Шевченко О.О. Історія держави та права зарубіжних країн. Хрестоматія. - К.: Вентурі, Борисевич М.М., Бельчук О.А., Евтушенко С.Г. История государства и права зарубежных стран: Краткий учебный курс / Под ред. М.М.Борисевича. – М.: Юриспруденция, Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т.: Учеб. по спец. «История». - М.: Высш. шк., Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. – К.: Аіr Ьапа., Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина., История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч./ Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, Ислам. Религия, общество, государство. Сб.ст. – М.: Наука, Лубський В.І., Борис В.Д. Мусульманське право. Навч. Посібник. – К.: Вілбор, Макарчук В.С. Загальна історія держави і права зарубіжних стран.: Навчальний посібник / В.С. Макарчук. - Київ: Атіка, Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. В 2-х т.-М.:Острожье, Садагдар М.И. Основы мусульманского права. -М., Страхов М.М. Історія держави і права зарубіжних країн: Підруч. – 2-е вид. – К.: Ін Юре, Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. – М., Федоров К.Г- Історія держави і права зарубіжних країн: Навч. посібник. - К.: Вища школа, Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., Шевченко О.О. Історія держави і права зарубіжних країн. – К., ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ