ФГОС основного общего образования Содержание ФГОС, формы и условия реализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Отражение преемственности уровней образования в содержании основных образовательных программ (дошкольное, начальное, основное образование): состояние,
Advertisements

Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
1 Особенности введения ФГОС основного общего образования в школе в уч.году. СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ " Директор МБОУ ДР «Дубовская СОШ 1» В.С.Репкин.
Структура Основной образовательной программы основного общего образования и планируемые результаты её освоения.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Семинар
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Иванова Елена Васильевна, зав. кафедрой управления образованием, Заслуженный учитель РФ.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
L/O/G/O Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
ФГОС основного и среднего общего образования Содержание ФГОС, формы и условия реализации.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Среднее(полное) общее образование проект.
Транксрипт:

ФГОС основного общего образования Содержание ФГОС, формы и условия реализации

Особенности структуры ФГОС 1. Требование к результатам «Портрет выпускника» «Портрет выпускника» Требования к результатам освоения ООП: личностные, метапредметные предметные. Требования к результатам освоения ООП: личностные, метапредметные предметные. 2. Требования к содержанию Требования к структуре ООП (требования к программам, входящим в ООП) Требования к структуре ООП (требования к программам, входящим в ООП) 3. Требования к условиям реализации ООП (для участников – учителей, учащихся и родителей) психолого-педагогические, информационные и учебно-методические условия.

Системно-деятельностный подход Методологической основой Стандарта является системно- деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Новые идеи ФГОС ООО и их преемственность с идеями ФГОС НОО. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»). «Портрет выпускника» начальной школы соответствует «Портрету выпускника» основной школы. Достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП ООО.

Подходы к реализации идей преемственности в практической деятельности Требования ФГОС «портрет Выпускни- ка» Личностн ые, метапред- метные, предметны е требовани я ФГОС Предметные требования к конкретному учебному курсу (информатика) (если курс интегрированн ый, то к нескольким курсам) Формы заданий, соответству- ющие конкретным предметным требованиям Формы занятий (в классе, дома) (самостоя- тельные или с учителем), (индивиду- альные или групповые) и пр. Темы занятий, соответст- вующие выполняе- мым заданиям, кол-во часов Ожида- емый результ ат

«Портрет выпускника», его роль во ФГОС «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы». ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».

Проблемы преемственности ФГОС начального, основного и среднего общего образования. Вариативность изучения основного учебного материала (80% и 20%, 70% и 30%, 65% и 35%). Принципы вариативности. Участие родителей и учащихся в формировании различных программ, в том числе и по учебным предметам, участие в их корректировке и обновлении. Обязательная внеурочная деятельность (2 ч. на каждого учащегося). Обязательная преемственность всех программ ООП основного и начального общего образования. Преемственность ФГОС основного и среднего образования со стандартами профессионального образования.

Цель реализации ООП ООО. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Составные части ООП. программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов (в том числе интегрированных) и курсов внеурочной деятельности; программа воспитания и социализации обучающихся, включающая духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы, включающая организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Учебный план

Учебный план образовательного учреждения должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

Учебный план филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Организация внеурочной деятельности При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Оценка результатов освоения ООП ООО. Итоговая оценка результатов освоения ООП ООО включает две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП ООО; результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики.

Условия реализации ООП ООО. Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь (в т.ч.): лекционные аудитории; помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью; полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).

Условия реализации ООП ООО. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей), педагогических работников, в том числе, в рамках дистанционного образования; Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП ООО должно обеспечивать: укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам ООП ООО, дополнительной литературой. Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

«Условия реализации ООП основного общего образования должны обеспечивать»: «достижение планируемых результатов освоения ООП основного общего образования всеми обучающимся, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; «достижение планируемых результатов освоения ООП основного общего образования всеми обучающимся, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий; овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий; индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов; индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов; участие обучающихся, их родителей в проектировании и развитии ООП ООО и условий ее реализации; участие обучающихся, их родителей в проектировании и развитии ООП ООО и условий ее реализации; включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта; включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта; обновление содержания ООП ООО, ее реализации в соответствии с динамикой запросов обучающихся и их родителей». обновление содержания ООП ООО, ее реализации в соответствии с динамикой запросов обучающихся и их родителей».

Новые идеи ФГОС ОСО «Русский язык и литература» или (и) «Родной (нерусский) язык и литература» «Иностранный язык» или (и) «Второй иностранный язык» «История»«География»«Экономика»«Право» «Россия в мире» 8.9. «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» «Информатика» «Физика» «Химия» «Биология» «Естествознание» «Физическая культура» «Экология» «Основы безопасности жизнедеятельности» 17. Индивидуальный проект (учебное исследование или учебный проект). 65 % и 35 % (доп.часть) 65 % и 35 % (доп.часть) 9 (10) учебных предметов – обязательная часть 9 (10) учебных предметов – обязательная часть 3(4) – вариативная часть 3(4) – вариативная часть Требование обеспечения дальнейшего профессионального образования или профессиональной деятельности. Требование обеспечения дальнейшего профессионального образования или профессиональной деятельности. выбор предметов участниками обр. процесса выбор предметов участниками обр. процесса Количество учебных занятий – не более 37 часов в неделю. Количество учебных занятий – не более 37 часов в неделю.

ФГОС ОСО и профессиональное образование. Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации. Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

Изменение характера деятельности учителя как преподавателя учебного предмета по ФГОС и другим документам о школе. Разработка учебных программ по учебному предмету с участием родителей и обучающихся. Разработка учебных программ по учебному предмету с участием родителей и обучающихся. Разработка контрольно-измерительных материалов как основание для разработки содержания учебного материала. Этапы: рубежный – тематический – текущий контроль). Разработка контрольно-измерительных материалов как основание для разработки содержания учебного материала. Этапы: рубежный – тематический – текущий контроль). Подготовка дидактических материалов, приходящих на смену «традиционным» учебникам («бумажный» и «электронный» варианты). Подготовка дидактических материалов, приходящих на смену «традиционным» учебникам («бумажный» и «электронный» варианты). При разработке программ по учебному предмету, КИМов, учебных пособий необходимо учитывать требования компетентностного подхода, обучение по ИУПам, обучение детей-инвалидов и талантливых, дистанционное обучение и др.

Изменения в деятельности учителя по другим документам и проектам в области образования. Федеральный эксперимент (2011-…) в 6-7 кл. использованию «ридерами» комплекта учебников и всей дополнительной литературы с возможностью обновления информации и выхода в Интернет. Федеральный эксперимент (2011-…) в 6-7 кл. использованию «ридерами» комплекта учебников и всей дополнительной литературы с возможностью обновления информации и выхода в Интернет. Введение в РФ «Нашей новой школы» и программы «Информационный город », по которым происходит замена в 1-2 кл. всех учебно-дидактических материалов на MacBooK (к 2016 г. полный переход). Введение в РФ «Нашей новой школы» и программы «Информационный город », по которым происходит замена в 1-2 кл. всех учебно-дидактических материалов на MacBooK (к 2016 г. полный переход). Введение новых правил аттестации работников системы образования (2011). Введение новых правил аттестации работников системы образования (2011). Начало работ по создания Стандарта профессиональной деятельности учителя (2012). Начало работ по создания Стандарта профессиональной деятельности учителя (2012). Введение рейтингования учителей (с 2013) и рейтингования выпускников профессиональных учебных заведений. Введение рейтингования учителей (с 2013) и рейтингования выпускников профессиональных учебных заведений.

Разработка контрольно- оценочных материалов по учебным предметам ООП. На примере учебного предмета «История»

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с информацией, документами, литературой, иллюстр. мат-м; – подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Формы оценки результативности обучения: - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: – отбирать и оценивать предоставляемую учебную информацию; – выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; – делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; – осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; – работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; - проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование различных форм учебной деятельности. методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся – формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.

Условия подготовки компетентностно- ориентированных заданий и работы с ними. Формулировка задания начинается с того, что должен выполнить учащийся, а не с текста задания. Комплекс заданий подразделяется на: - задания по основной проблеме, которую они, по сути, и формируют. - задания по основной проблеме, которую они, по сути, и формируют. - задания для самостоятельной работы (предполагают внеаудиторную работу). - задания для самостоятельной работы (предполагают внеаудиторную работу). 1. Каждая группа заданий содержит вопросы/задания формирующие или выясняющие: а) собственную позицию учащегося по проблеме; а) собственную позицию учащегося по проблеме; б) умение работать с проблемой (анализировать, обобщать, проводить аналогии) б) умение работать с проблемой (анализировать, обобщать, проводить аналогии) в) способность предлагать собственную позицию по решению проблемы, или аргументировано обосновывать ошибочность предложенной. в) способность предлагать собственную позицию по решению проблемы, или аргументировано обосновывать ошибочность предложенной. 2. Одно из заданий предполагает работу с текстом документа, требующую осмысления, анализа и формирования собственной позиции по его основной идее (проблеме). 3. Задания предполагают работу с иллюстрациями. 4. Самостоятельная (внеаудиторная) работа предполагает: - выполнение 1-2 заданий из 3-4 предложенных. - выполнение 1-2 заданий из 3-4 предложенных. - самостоятельный подбор источников информации, их обработку и анализ. - самостоятельный подбор источников информации, их обработку и анализ. 5. Часть заданий предполагает опору на аналогичные проблемы более ранних периодов истории.

Примеры заданий, ориентированных на: – отражение / формирование собственной позиции По Вашему мнению, деятельность ГК ЧП – попытка государственного переворота или попытка сохранения власти в условиях государственного переворота августа 1991 года? Аргументируйте свою позицию. Считаете ли Вы себя носителем «массовой культуры»? Обоснуйте свою точку зрения. Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию. Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»? Аргументируйте свой взгляд.

Развитие умения работать с проблемой (анализировать, обобщать, проводить исторические параллели). Чем можно объяснить относительную легкость захвата власти в странах Восточной Европы и некоторых республиках СССР в период гг.? Возможны ли столь легкие перевороты в современной России? Обоснуйте свой ответ. Почему при ослаблении центральной государственной власти в России происходит усиление межнациональных конфликтов? Каким образом следует решать подобного рода конфликты? Можно ли считать региональные проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и др. схожими с проблемами на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. Ответ необходимо обосновать. Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв.

Развитие готовности предлагать собственную позицию по решению проблемы, или аргументировано обосновывать ошибочность предложенной. Развитие готовности предлагать собственную позицию по решению проблемы, или аргументировано обосновывать ошибочность предложенной. Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте сделанный прогноз. Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте сделанный прогноз. Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. Прокомментируйте появившуюся в западноевропейской и российской прессе точку зрения о том, что организаторами революций и вооруженных переворотов в странах Восточной Европы и СНГ (Украина, Грузия, Киргизия) являются «оранжевые из рода коричневых». Дайте оценку обоснованности подобного суждения. Прокомментируйте появившуюся в западноевропейской и российской прессе точку зрения о том, что организаторами революций и вооруженных переворотов в странах Восточной Европы и СНГ (Украина, Грузия, Киргизия) являются «оранжевые из рода коричневых». Дайте оценку обоснованности подобного суждения.

Самостоятельная работа учащегося. На основе самостоятельно подобранной информации оцените целесообразность и результативность пребывания ограниченного контингента советских войск в Афганистане ( ). Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на гг., альтернативного «новому политическому мышлению». На основе самостоятельно подобранной статистической информации подтвердите / опровергните неизбежность распада СССР в начале 1990-х гг. Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» гг.

Сформулируйте свое отношение к глобализации на основе рассмотрения двух приведенных иллюстраций:

На рисунке – идеал «американской семейной мечты» 1950-х и 1960-х гг. А каков Ваш идеал семьи?

Могли бы Вы согласиться с мнением американской газеты, характеризующей состояние Советской России в конце 1980-х гг.? «Великое долларовое наступление на СССР успешно развивается. 30 тысяч ядерных боеголовок и оснащённая по последнему слову техники самая большая армия в мире оказалась не в состоянии прикрыть территорию своей страны от всепроникающего доллара, который уже добил коммунистическую идеологию, наполовину уничтожил русскую промышленность и разъел советское общество. СССР уже не в состоянии сопротивляться и его крушение наши специалисты предсказывают в течение ближайших 2-3 лет [т.е. в гг.] Нам же следует отдать должное тому великому плану, который вчерне разработал ещё президент Тафт, отшлифовал президент Рузвельт и последовательно выполняли все последующие американские президенты». газета «Creation science monitor», 1989, август 15.

Сопоставьте тексты Присяг глав Российского государства в гг., Президента США, Президента Германии и сделайте выводы об эволюции представлений в России о целях государственной власти. Можно ли говорить о «западном» направлении этой эволюции? Торжественное обещание членов Временного правительства, 11 марта 1917 г. «По долгу Члена Временного Правительства, волею народа по почину Государственной Думы возникшего, обещаюсь и клянусь пред Всемогущим Богом и своею совестью служить верою и правдою народу Державы Российской, свято оберегая его свободу и права, честь и достоинство, и ненарушимо соблюдая во всех действиях и распоряжениях моих начала гражданской свободы и гражданского равенства, и всеми предоставленными мне мерами подавляя всякие попытки, прямо или косвенно направленные к восстановлению старого строя. Клянусь приложить все разумение мое и все мои силы для осуществления в полноте всех обязательств, Временным Правительством всенародно на себя принятых... В исполнении сей моей клятвы да поможет мне Бог». Петроградские ведомости. Пг., С. 2. Присяга при вступлении М.С. Горбачёва в должность Президента СССР, 15 марта 1990 года: «Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР». Присяга при вступлении Б. Н. Ельцина в должность Президента РСФСР, 10 июля 1991 года (присягал на Конституции России 1978 г.): «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики соблюдать Конституцию и законы РСФСР, защищать её суверенитет, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, права народов РСФСР и добросовестно исполнять возложенные на меня народом обязанности». Присяга Президента РФ с 1993 г. (Конституция России, ст. 82): «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Текст присяги Президента США (1782 – наст. время): «Я, (полное имя и фамилия присягающего), торжественно клянусь, что буду честно выполнять обязанности Президента Соединенных Штатов и делать все, что в моих силах, чтобы поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов. Да поможет мне Бог». (Согласно поправкам к Конституции, эта присяга может быть произнесена без религиозного обращения). Текст присяги Федерального Президента Германии (1990 – наст. время): «Я клянусь посвятить свои силы благу немецкого народа, умножая его достояние, оберегать её от ущерба, блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации, добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношении к каждому. Да поможет мне Бог». (Согласно Конституции, эта присяга может быть произнесена без религиозного обращения).