О БУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО - ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
СТРАТЕГИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ 1 – либерально-гуманистическая - «+» рост вариативности методов, форм организации, типов образовательных программ «-» разрыв единого образовательного пространства 2 – охранительно-государственная : «+» сохранение единого образовательного пространства, гарантия равных стартовых возможностей обучающихся и выравнивания условий обучения «-» унификация образовательных программ, излишнее регулирование (бюрократизация) государственными структурами власти 3 – социокультурного развития : «+» принципиально новые структуры содержания образования, проекты по разработке новой технологии учебной деятельности, «-» разрыв между процессами воспроизводства существующей практики образования и процессами его развития. 2
О ДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3 выработать стратегию управления системой образования, основываясь на согласовании и учете интересов как государства, так и граждан Именно в точке соприкосновения государства, образования и общества выстраивается образовательная политика на основе общенациональной системы целей, приоритетов и ценностей. Использование технологий социального партнерства
Г ОСУДАРСТВЕННО - ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ : ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Органы государственно-общественного управления (ГОУ) созданы в 92,55% общеобразовательных учреждений, в субъектах Российской Федерации. В 18 субъектах Российской Федерации органы ГОУ созданы во всех образовательных учреждениях (Кабардино-Балкарская Республика,Республика Мордовия, Республика Северная Осетия–Алания, Чувашская Республика, Краснодарский край, Белгородская, Воронежская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Московская, Новгородская, Самарская, Тамбовская, Тверская, Тюменская области, Ханты-Мансийский АО–Югра, Еврейская автономная область). 4
5 Доля ОУ, в которых созданы органы государственно-общественного управления
Д ОЛЯ ОУ, В КОТОРЫХ ОРГАНЫ ГОУ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ ООП 6
Д ОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КОТОРЫХ ОРГАНЫ ГОУ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОУ 7
Г ОСУДАРСТВЕННО - ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ это управление, в котором представлены две взаимодействующие составляющие, два начала, два рода субъектов, а именно – субъекты государственной и общественной природы. 8
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО - ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ 1) вклад субъектов ГОУ образованием в улучшение условий функционирования образовательного процесса (финансовое обеспечение; оснащенность нормативно-правовой базой; информационное обеспечение участников образовательного процесса); 2) вклад субъектов ГОУ образованием в улучшение состояния образовательного процесса (реализация прав членов образовательного процесса на участие в управлении образовательным учреждением; гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса; качество учебного процесса; качество внеурочной и внешкольной воспитательной работы); 3) вклад субъектов ГОУ образованием в улучшение результатов образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков учащихся; уровень гражданского воспитания учащихся; готовность учащихся к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования). 9
С ТАЖИРОВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ 32 стажировочные площадки в рамках ФЦПРО - распространение моделей государственно- общественного управления образованием Субсидии по мероприятию 1.8 и 1.9 задачи 1 – 58,54 млн.рублей Всего должно быть обучено стажеров за 5 лет 10
Т ЕМАТИКА СТАЖИРОВОК «Государственно-общественное управление в системе общего образования» «Тьюторское сопровождение участия общественности в деятельности образовательных учреждений» «Актуальные вопросы участия общественности в деятельности образовательных учреждений». «Современные модели общественного участия в управлении образованием» «Организационно-правовые формы социального партнерства» «Методология выстраивания на базе школы системы государственно-общественного сотрудничества» 11
П ЕРВЫЙ ВАРИАНТ МОДЕЛИ ГОУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ Педагогический коллектив, администрация школы и родительский актив разрабатывают концепции юридического закрепления партнерства с родителями в виде индивидуальных или коллективных (по классам) договоров о совместной образовательной и воспитательной деятельности (договор простого товарищества по ГК РФ). Текст договора предусматривает обязательства родителей и в вопросах семейного воспитания, непосредственное участие родителей в школьных мероприятиях 12
В ТОРОЙ ВАРИАНТ МОДЕЛИ ГОУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ Администрация школы и родительский актив разрабатывает концепцию, структуру, порядок функционирования трехсекционного Совета школы, включающего представителей педагогического коллектива, родительской общественности и учеников старших классов и предлагает для обсуждения родителям и старшеклассникам. 13
Т РЕТИЙ ВАРИАНТ МОДЕЛИ ГОУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ Учрежденный родителями и педагогами благотворительный общественный Фонд попечительства: переход от использования родительских пожертвований к привлечению новых внебюджетных ресурсов, к включению в благотворительность большего круга лиц и организаций; как организационное развитие Фонда – создание различных общественных комиссий, рабочих групп по выполнению благотворительных программ ресурсообеспечения школы и по вовлечению в благотворительную деятельность новых членов местного сообщества 14
М ОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО - ОБЩЕСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ И ФОРМИРОВАНИИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА НА УРОВНЕ ГОРОДА, РАЙОНА Муниципальная (городская, районная) структура ГОУ, включающая все школы города (района) и всех участников образовательного процесса через представительство в органах муниципальной структуры и соответствующих вариативных организационных структур государственно-общественного управления общеобразовательных учреждений: общественный Совет образования (с несколькими секциями) общегородская (районная) детская, молодежная общественная организация, имеющая несколько возрастных ступеней и структурные подразделения в каждой школе объединение школьных благотворительных общественных фондов (и других НКО на базе школ) 15
О СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ СТАЖЕРОВ Общее ознакомление с историческим и современным ГОУ в системе образования Формирование методологической культуры управленческих и педагогических работников в вопросах проектирования ГОУ в системе управления ОУ Повышение правовой культуры педагогических работников в области организации ГОУ в образовательном учреждении Достижение общего понимания специалистами и педагогами структуры, функции и задач деятельности ГОУ в образовательном учреждении Формирование компетенций управленческих и педагогических работников в реализации задач ГОУ в различных видах деятельности образовательного учреждения Вооружить педагогов технологическими знаниями в области создания и внедрения различных форм ГОУ в образовательном учреждении 16
У ЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ п/п Наименование разделов и дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля Лекц.Практ. Стажиров ка и/ или самост. работа 1 Государственная политика в области государственно-общественного управления образованием 633 Отчет о выполнении практической работы 2 Правовые основы государственно- общественного управления образовательным учреждением Отчет о выполнении практической работы 3 Методологические основы проектирования государственно- общественного управления в ОУ Письменный зачет по вопросам 4 Форматы и функции государственно- общественного управления в системе управления образовательным учреждением Отчет о выполнении практической работы 5 Реализация задач государственно- общественного управления в различных видах деятельности ОУ Отчет о выполнении практической работы 6Итоговая аттестация44Зачет Итого УЧЕБНЫЙ ПЛАН
О СНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ОБСУЖДАЕМЫЕ НА СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДКАХ Реализация задач стратегического управления развитием ОУ, образовательной, кадровой и организационной политики в работе органов ГОУ. Модели оформления общественного заказа на содержание и качество образования, формы участия общественности в оценке качества и результатов деятельности образовательного учреждения. Финансовая политика и обеспечение материально-технического развития ОУ в деятельности управляющих советов. Публичная отчетность образовательного учреждения в условиях ГОУ Официальный сайт образовательного учреждения в условиях ГОУ 18
М ОДЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 2 модели (в отдельности и комплексно): Защита тьюторского проекта как модель оценки личностного развития Тестирование для оценки достижения планируемых результатов Внешняя + внутренняя оценки 19
Спасибо за внимание! Брызгалова Саргылана Матвеевна (499)