Каргасок-2013 г. МЕТОНИМИЯ И СИНЕКДОХА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В 8 КЛАССЕ МБОУ Каргасокская средняя общеобразовательная школа 2 Выполнила:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2011 г. Работу выполнила педагог дополнительного образования Аматокова О.А. МОУ «Гожанская основная общеобразовательная школа» МОУ ДОД«Дом детского творчества»
Advertisements

Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. АНАФОРА Анафора ( от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление.
Тропы Выполнила:Курбатова Е Группа 102 фл. Троп – использование слов и выражений в переносном значении.
(от греч. «образ») – это обобщенное название стилистических приемов, состоящих в употреблении слов в переносном значении с целью особой образности, изобразительности.
Риторические фигуры Неполные предложения градация инверсия параллелизм повтор.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Казакова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы школы31 г. Якутска. Какой троп использует автор для усиления выразительности? Тренажёр –
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Средства и приёмы выразительной речи.. ЭПИТЕТ - слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления,
Казакова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы школы 31 г. Якутска. Какой троп использует автор для усиления выразительности? Тренажёр –
«Художественно-изобразительные средства. Тропы». В данном учебном пособии рассматриваются изобразительно-выразительные средства русского языка – тропы.
Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!
Ты её увидишь – и забьется сердце… Сколько о березе сложено стихов! Может быть, довольно? Но куда же деться, Если песня в сердце созревает вновь? И. Светличный.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Транксрипт:

Каргасок-2013 г. МЕТОНИМИЯ И СИНЕКДОХА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В 8 КЛАССЕ МБОУ Каргасокская средняя общеобразовательная школа 2 Выполнила: учитель русского языка и литературы Брагина Галина Александровна

Каргасок-2013 ВСПОМНИМ ! ТРОП ТРОП ( От греч. Tropos - оборот ) - употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. ( А.П.КВЯТКОВСКИЙ « ШКОЛЬНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» ) ( От греч. Tropos - оборот ) - употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. ( А.П.КВЯТКОВСКИЙ « ШКОЛЬНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» ) виды тропов: виды тропов: метафора ЭПИТЕТ ИРОНИЯ СРАВНЕНИЕ ГИПЕРБОЛА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЛИТОТА

Назови троп ! 1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, 1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льёт печально свет она. (А.С.Пушкин ) На печальные поляны льёт печально свет она. (А.С.Пушкин ) 2. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде... ( С.А.Есенин ) Распласталась на тихой воде... ( С.А.Есенин ) 3. Пока ещё последние колена Последних соловьёв не отгремели Последних соловьёв не отгремели И смутно брезжит у твоей постели И смутно брезжит у твоей постели Боярышника розового пена... ( А.Тарковский ) Боярышника розового пена... ( А.Тарковский ) список терминов: список терминов: 1. эпитет 4. метафора 2. сравнение 5. гипербола 3. олицетворение Каргасок-2013

ПОЗНАКОМИМСЯ ! МЕТОНИМИЯ МЕТОНИМИЯ ( ОТ ГРЕЧ. Metonomadzo- переименование ) - перенос наименования с одного предмета на другой по принципу связи. ( А.П. КВЯТКОВСКИЙ « ШКОЛЬНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» ) ( ОТ ГРЕЧ. Metonomadzo- переименование ) - перенос наименования с одного предмета на другой по принципу связи. ( А.П. КВЯТКОВСКИЙ « ШКОЛЬНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» ) ВИД ТРОПА, В КОТОРОМ ЯВЛЕНИЕ ИЛИ ПРЕДМЕТ ОБОЗНАЧАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ДРУГИХ СЛОВ И ПОНЯТИЙ. ПРИ ЭТОМ СОХРАНЯЮТСЯ СБЛИЖАЮЩИЕ ЭТИ ЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКИ ИЛИ СВЯЗИ ( КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.) ВИД ТРОПА, В КОТОРОМ ЯВЛЕНИЕ ИЛИ ПРЕДМЕТ ОБОЗНАЧАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ДРУГИХ СЛОВ И ПОНЯТИЙ. ПРИ ЭТОМ СОХРАНЯЮТСЯ СБЛИЖАЮЩИЕ ЭТИ ЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКИ ИЛИ СВЯЗИ ( КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.)

Каргасок-2013 УЗНАЙТЕ ! ВИДЫ МЕТОНИМИИ 1. ПЕРЕНЕСЕНИЕ СОДЕРЖАЩЕГО НА СОДЕРЖИМОЕ Я ТРИ ТАРЕЛКИ Я ТРИ ТАРЕЛКИ СЪЕЛ ( И.А.КРЫЛОВ ) ( И.А.КРЫЛОВ ) 2. УКАЗАНИЕ НА СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ ГДЕ ХОХОЛ ПРОШЁЛ, ЕВРЕЮ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО.

Каргасок-2013 ВИДЫ МЕТОНИМИИ УКАЗАНИЕ НА ПРИЗНАКИ ЛИЦА ИЛИ ПРЕДМЕТА ВМЕСТО УПОМИНАНИЯ САМОГО ЛИЦА ИЛИ ПРЕДМЕТА У НАШИХ УШКИ НА МАКУШКЕ ( М.Ю. ЛЕРМОНТОВ ) ( М.Ю. ЛЕРМОНТОВ ) УПОМИНАНИЕ ИМЕНИ АВТОРА ВМЕСТО ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТРАУРНЫЙ ШОПЕН ГРОМЫХАЛ У ЗАКАТА. ( М. СВЕТЛОВ ) ( М. СВЕТЛОВ )

Каргасок-2013 ПОЗНАКОМИМСЯ! СИНЕКДОХА СИНЕКДОХА ( ОТ ГРЕЧ. SYNEKDOCHE - СООТНЕСЕНИЕ ) – ( ОТ ГРЕЧ. SYNEKDOCHE - СООТНЕСЕНИЕ ) – РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОНИМИИ, ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ОДНОГО СЛОВА НА ДРУГОЕ НА ОСНОВЕ ЗАМЕНЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОНИМИИ, ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ОДНОГО СЛОВА НА ДРУГОЕ НА ОСНОВЕ ЗАМЕНЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ( КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ) ( КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ )

Каргасок-2013 ВИДЫ СИНЕКДОХИ : УПОТРЕБЛЕНИЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ВМЕСТО ЕДИНСТВЕННОГО: УПОТРЕБЛЕНИЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ВМЕСТО ЕДИНСТВЕННОГО: РУКА БОЙЦОВ КОЛОТЬ УСТАЛА. РУКА БОЙЦОВ КОЛОТЬ УСТАЛА. ( М. ЛЕРМОНТОВ ) ( М. ЛЕРМОНТОВ ) УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАСТИ ВМЕСТО ЦЕЛОГО: ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ. ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ. ( А.С. ПУШКИН ) ( А.С. ПУШКИН ) ОТКОЛЕ, УМНАЯ, БРЕДЁШЬ ТЫ ГОЛОВА? ОТКОЛЕ, УМНАЯ, БРЕДЁШЬ ТЫ ГОЛОВА? ( И.А.КРЫЛОВ ) ( И.А.КРЫЛОВ ) УПОТРЕБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО ВМЕСТО НЕОПРЕДЕЛЁННОГО: ОДНУ МИНУТОЧКУ ! ОДНУ МИНУТОЧКУ !

Каргасок-2013 ЭТО ИНТЕРЕСНО! МНОГИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ОСНОВАНЫ НА СИНЕКДОХЕ МНОГИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ОСНОВАНЫ НА СИНЕКДОХЕ БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА ВОДИТЬ ЗА НОС ВСТАВЛЯТЬ ПАЛКИ В КОЛЁСА ВСТАВЛЯТЬ ПАЛКИ В КОЛЁСА

Каргасок-2013 РОЛЬ МЕТОНИМИИ И СИНЕКДОХИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ ПРЕДСТАВИТЬ ЯВЛЕНИЕ ЯРКО, НАГЛЯДНО, КОНКРЕТНО ПРИДАТЬ ИЗОБРАЖАЕМОМУ ОПРЕДЕЛЁННУЮ СТИЛИСТИЧЕСКУЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОКРАСКУ.

Каргасок-2013 ПОТРЕНИРУЕМСЯ ! НАЙДИТЕ В ОТРЫВКАХ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА « БОРОДИНО» МЕТОНИМИЮ : НАЙДИТЕ В ОТРЫВКАХ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА « БОРОДИНО» МЕТОНИМИЮ : а) НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ а) НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ ПРО ДЕНЬ БОРОДИНА! ПРО ДЕНЬ БОРОДИНА! б) НЕ СМЕЮТ, ЧТО ЛИ, КОМАНДИРЫ б) НЕ СМЕЮТ, ЧТО ЛИ, КОМАНДИРЫ ЧУЖИЕ ИЗОРВАТЬ МУНДИРЫ ЧУЖИЕ ИЗОРВАТЬ МУНДИРЫ О РУССКИЕ ШТЫКИ ? О РУССКИЕ ШТЫКИ ? в) ПОЛКОВНИК НАШ РОЖДЁН БЫЛ ХВАТОМ: в) ПОЛКОВНИК НАШ РОЖДЁН БЫЛ ХВАТОМ: СЛУГА ЦАРЮ, ОТЕЦ СОЛДАТАМ... СЛУГА ЦАРЮ, ОТЕЦ СОЛДАТАМ... ДА ЖАЛЬ ЕГО: СРАЖЁН БУЛАТОМ, ДА ЖАЛЬ ЕГО: СРАЖЁН БУЛАТОМ, ОН СПИТ В ЗЕМЛЕ СЫРОЙ. ОН СПИТ В ЗЕМЛЕ СЫРОЙ. г) ТОГДА СЧИТАТЬ МЫ СТАЛИ РАНЫ... г) ТОГДА СЧИТАТЬ МЫ СТАЛИ РАНЫ...

Найдите в поэтических строках синекдоху 1. Ослы! Сто раз вам повторять? Принять его, позвать, просить, сказать, что дома… Принять его, позвать, просить, сказать, что дома… (А.Грибоедов) (А.Грибоедов) 2. Забыли русский штык и снег, 2. Забыли русский штык и снег, Погребший славу их в пустыне. (А.Пушкин) Погребший славу их в пустыне. (А.Пушкин) 3. …Где повелительные грани 3. …Где повелительные грани Стамбулу русский указал. (А.Пушкин) Стамбулу русский указал. (А.Пушкин) 4. Мне // и рубля // не накопили строчки. (В.Маяковский) 4. Мне // и рубля // не накопили строчки. (В.Маяковский) Ответы: сто раз; русский штык; Стамбул( т.е. Турция) Ответы: сто раз; русский штык; Стамбул( т.е. Турция) Каргасок-2013

Потренируемся! ПРОЧИТАЙТЕ ФРАЗЫ ИЗ ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА « МЕТЕЛЬ », НАЙДИТЕ В НИХ МЕТОНИМИИ И ОБЪЯСНИТЕ ИХ СМЫСЛ : А) Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! А) Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Б) Открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба. Б) Открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба. В) Он объяснил им, что нога его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном. В) Он объяснил им, что нога его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном. Каргасок-2013

Подумайте и ответьте !. Каргасок-2013 Памятник Петру I скульптора Э.М.Фальконе

СПАСИБО ЗА УРОК ! Каргасок-2013

Список литературы и Интернет- ресурсы 1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 8 класс. М.: Дрофа Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.: Просвещение Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М.:Дрофа Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь. 5. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка.- Ростов н/Д : Феникс, с. 5. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка.- Ростов н/Д : Феникс, с. 6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок «Как открывать знания с учениками». Пособие для учителя.- И, С. 6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок «Как открывать знания с учениками». Пособие для учителя.- И, С. 7. Фотография памятника Петру I скульптора Э.М.Фальконе 7. Фотография памятника Петру I скульптора Э.М.Фальконе Фотография памятника Петру I скульптора Э.М.Фальконе Фотография памятника Петру I скульптора Э.М.Фальконе