XIII РОССИЙСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФОРУМ РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ: 2011 – 2013 г.г. Широков Александр Николаевич, профессор кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
XIV РОССИЙСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФОРУМ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО Широков Александр Николаевич, первый заместитель председателя Редакционного.
Advertisements

Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Участие населения в местном.самоуправлении.. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем.
Роль депутата представительного органа муниципального образования в осуществлении населением местного самоуправления Уточкин И.А., председатель Земского.
«Система муниципальных правовых актов в вопросах взаимодействия местной власти и населения и его участия в осуществлении местного самоуправления» ФЕДЕРАЛЬНОЕ.
О внесении изменений в Устав города Перми. Устав города Перми Принят 13 марта 1996 года Пермской городской Думой Содержит 4 раздела, 15 глав, 94 статьи.
Компетенция местного самоуправления: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар.
Структура Органов местного самоуправления
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – форма народовластия. 21 апреля – день местного самоуправления 21 апреля 1785 года Екатериной II был издан законодательный акт.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Подготовили : Студенты 41 группы Дегтеренко Марина и Жуковская Алла.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
« т ерриториальное общественное самоуправление» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Нормативное обеспечение местного самоуправления – система муниципальных правовых актов: виды правовых актов, содержание и структура правовых актов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Конституционное и муниципальное право» Студент – Карасева Д.С. Проверил – Бормотов И.В. 900igr.net.
Учебная дисциплина «Конституционное и муниципальное право» Лектор к.ю.н., доцент Будаев Андрей Михайлович.
1 ТЕМА 4 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС.
Транксрипт:

XIII РОССИЙСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФОРУМ РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ: 2011 – 2013 г.г. Широков Александр Николаевич, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственного управления и права Государственного университета управления, к.полит.наук, действительный член Российской муниципальной академии, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса тел

ГЛАВА 1. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 1. Дано определение муниципальной должности 2. Дано определение понятия благоустройства территории 3. Определено, каким законом и применительно к каким видам организаций регулируется создание и деятельность объединений муниципальных образований Разграничены понятия муниципальной должности и должности муницип. службы Только попытка, определение некорректно Необходимо, но не носит принципиального характера

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ УСТРАНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ, УТОЧНЕНИЯ И Т.П. ЗАМЕТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ НЕТ

ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 1. Введены положения о муниципальном контроле в различных сферах деятельности 2. Введены нормы о предоставлении помещения для работы участковому уполномоченному полиции и жилого помещения ему и членам его семьи Не прояснено, что именно подлежит контролю (объект контроля), какие санкции возможны по результатам контроля и т.п. Возложение на органы местного самоуправления государственных полномочий (полиция – федеральная) под видом вопросов местного значения. Выполнение государственных функций за счет местных ресурсов

ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 3. Введены нормы об участии органов местного самоуправления в противодействии коррупции 4. Исключен пункт об осуществлении финансирования и софинансирования капит. ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до Явно не вопрос местного значения. Кроме того, существует специальное законодательство Снята возможная дополнительная нагрузка на местные бюджеты, но жители отремонтированных и неотремонтированных домов оказались в неравном положении

ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 5. Дополнено нормой об оказании поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания Органы местного самоуправления никакого отношения к местам принудительного содержания не имеют. В чем должна состоять поддержка (слово с широким смыслом), непонятно. Организационную поддержку никто не запрещал (теперь, вроде бы, вменяют), а финансовую поддержку оказать невозможно

ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 6. Дополнено нормой об оказании поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям Перенесено из специального законодательства. Необходимости нет

ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 7. Дана новая редакция нормы, регулирующей организацию медицинской помощи населению 8. Определены полномочия администрации муниципального района по осуществлению полномочий администрации поселения, Являющегося административным центром муниципального района Как следствие – передача полномочий органам государственной власти, что оправдано. Но осталась ответственность. Почему? Самостоятельного значения не имеет, т.к. является следствием другой нормы. Но сама идея опасна. На чем, прежде всего, сосредоточится район, так это на проблемах районного центра. Другие поселения останутся без должного внимания

ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 9. Полномочия дополнены разработкой и утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации Неясен смысл дополнения. Органы местного самоуправления могут разрабатывать программы по любым направлениям своей деятельности. Разве что, смысл «политический». К чему Правительством устанавливаются требования, также непонятно (к программам или к системам?), как непонятно и то, почему они устанавливаются Правительством

ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 10. Введена новая статья о муниципальном контроле 11. Установлена недопустимость возложения на МО обязанности по финансированию расходов, возникших в связи с осуществлением органами гос. власти или органами мсу других муниципальных образований своих полномочий Никакой ясности по поводу объектов контроля, санкций и т.п. не внесено. Общие слова и отсылка к какому-то законодательству. По совокупности других норм это, кажется, и так очевидно. Однако введение этой нормы устраняет все возможные толкования

ГЛАВА 4. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ ЗА РАССМАТРИВАЕМЫЙ ПЕРИОД ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ НЕ ВНОСИЛИСЬ

ГЛАВА 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 1. Изменены и дополнены нормы, касающиеся применения избирательных систем при проведении муниципальных выборов В малочисленных поселениях нельзя применять пропорциональную систему. Если применяется смешанная система, то не менее 10 мандатов распределяются между списками. Отменен отзыв депутата, избранного в составе списка. В целом, «борьба за списки» продолжается. Определенная система «навязывается»

ГЛАВА 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 2. Сходы граждан разделены на два «вида»: - сход, осуществляющий полномочия представительного органа; - сход по другим вопросам, требующим решения населения Учтена реальная ситуация, когда требуется решение населения (например, для малых поселений вместо референдума), но вопрос не относится к исключительной компетенции представительного органа

ГЛАВА 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 3. Снижена норма кворума для проведения собраний и конференций граждан по вопросам организации и осуществления ТОС Снижает легитимность, но учитывает существующую ситуацию и повышает реальность осуществления территориального общественного самоуправления

ГЛАВА 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 4. Перечень вопросов, выносимых на публичные слушания, дополнен проектами правил благоустройства территории 5. Опубликованные результаты слушаний должны содержать мотивированное обоснование принятых решений Учитывает важность вопроса формирования благоприятной среды проживания населения Способствует открытости принятия решений

ГЛАВА 6. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 1. Изменено наименование контрольного органа на контрольно-счетный орган и сделана отсылка к специальному закону 2. Допущено, что в определенных случаях изменение структуры органов мсу может осуществляться до истечения сроков полномочий представительного органа Уточнение названия, отражающее назначение органа. Отсылка правильнее, чем неточное и неполное цитирование Наверное, такие случаи могут быть, но само по себе изменение опасно, т.к. может вызвать нестабильность и связанные с ней последствия

ГЛАВА 6. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 3. Урегулирован вопрос о фракциях в представительном органе муниципального образования С одной стороны, логичное продолжение работы по регулированию участия политических партий в формировании и деятельности представительных органов местного самоуправления. С другой стороны, названной статьей осуществлена «жесткая привязка» депутата к партии и фракции

ГЛАВА 6. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 4. Введены новые основания наступления ответственности и досрочного прекращения полномочий выборных и других должностных лиц местного самоуправления за несоблюдение запретов и ограничений, установленных вновь принятыми законами «На злобу дня». Никакого смысла. Все это есть в специальных законах, и есть общая ответственность за несоблюдение запретов и ограничений, установленных федеральными законами.

ГЛАВА 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 1. Главе муниципального образования предоставлено право издавать постановления и распоряжения не только как главе администрации или председателю представительного органа, но и как самостоятельному должностному лицу, обладающему собственными полномочиями Во-первых, должностное лицо должно обладать собственными полномочиями как таковое. Во-вторых, может способствовать устранению или снижению остроты конфликтов между главой муниципального образования- председателем представительного органа и контрактным главой местной администрации

ГЛАВА 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 2. Председателю представительного органа предоставлено право подписывать все решения представительного органа, в том числе имеющие нормативный характер Повышает самостоятельность председателя и самого представительного органа. Устраняет возможность искусственного «затягивания» сроков подписания решений представительного органа

ГЛАВА 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 1. В перечень муниципального имущества включено имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка Следствие введенного вопроса местного значения. Работа федеральной полиции должна теперь по необъяснимым причинам в какой-то части обеспечиваться за счет местных ресурсов

ГЛАВА 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 2. Изменена редакция положения об обеспечении жильем малоимущих граждан. Вместо граждан, нуждающихся в «улучшении жилищных условий», названы граждане, нуждающиеся в «жилых помещениях» Приведение нормы в соответствие с жилищным законодательством. Но жилищные условия – это не только наличие жилого помещения, а и его качественные характеристики. А жилое помещение – это только помещение, хоть сколько-нибудь пригодное для проживания

ГЛАВА 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 3. Введена новая норма о том, что в муниципальной собственности может находиться и иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения Следствие постановления Конституционного Суда. Приведенный в Федеральном законе 131-ФЗ перечень не является «закрытым»

ГЛАВА 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 4. Исключены из закона региональный фонд софинансирования социальных расходов, федеральный и региональные фонды компенсаций С одной стороны, повышается свобода маневра в оказании финансовой помощи местным бюджетам. С другой стороны, возможен волюнтаризм в распределении финансовой помощи.

ГЛАВА 9. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В РАССМАТРИВАЕМЫЙ ПЕРИОД НЕ ВНОСИЛИСЬ

ГЛАВА 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ В качестве основания для удаления главы МО в отставку введены несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами Тот же «политический» мотив, та же «злоба дня», что и в ряде случаев выше. Все уже определено специальными федеральными законами и положениями Федерального закона 131- ФЗ

ГЛАВА 11. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 1. Установлено, что местная администрация во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения может не формироваться В существующей ситуации органы местного самоуправления фактически лишены полномочий, которые требуют для реализации наличия исполнительно- распорядительных органов. Но вместо того, чтобы развивать местное самоуправление в городах федерального значения, законодатель пошел по пути консервации сложившейся ситуации.

ГЛАВА 11. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯКОММЕНТАРИЙ 2. Установлено, что на органы местного самоуправления городов федерального значения могут возлагаться отдельные государственные полномочия без передачи на их реализацию средств, если средства не требуются Совершенное лукавство. Реализация любого полномочия требует действий, которые, в свою очередь, требуют наличия каких-то ресурсов. Официальный возврат к «нефинансируемым мандатам» (неофициальный и так существует)

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 1.Большая часть законотворческой работы была направлена на юридико-техническую и редакционную правку, устранение некоторых пробелов и противоречий, приведение норм Федерального закона 131-ФЗ в точное соответствие с отраслевым законодательством и т.п., что, конечно, нужно и важно. 2.Не очень многое, но кое-что сделано для повышения статуса и самостоятельности выборных органов и выборных лиц местного самоуправления.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 3. Значительная часть работы выглядит как реагирование на «политический запрос», осуществляемое без какой-либо необходимости дополнительного законодательного регулирования вопросов, которые уже урегулированы в специальном законодательстве. 4. Не обойдены вниманием «излюбленные» темы законодателей – структура органов местного самоуправления, применение избирательных систем (прежде всего, пропорциональной) и, вообще, порядок формирования органов местного самоуправления.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 5. Фактически ничего не сделано для решения принципиальных вопросов, т.е. для обеспечения достаточной самостоятельности и эффективности деятельности органов местного самоуправления и для укрепления экономической основы местного самоуправления, как необходимого условия самостоятельности и эффективности. В частности: а) не проведена работа по оптимизации компетенции муниципальных образований; б) не предпринято никаких попыток для повышения финансовой самостоятельности местного самоуправления.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!