Основы межкультурной коммуникации. Лекция 1. Теория межкультурной коммуникации в системе гуманитарных наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия межкультурной коммуникации - культура и коммуникация Итоговая аттестация слушателей Программы повышения квалификации учителей русского.
Advertisements

Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Язык и культура. Взаимосвязанное обучение языку и культуре как основа формирования способности к межкультурной коммуникации.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Лекция 1: Определение межкультурной коммуникации и история ее развития Уральский государственный педагогический университет Институт иностранных языков.
1. Смена основных подходов к обучению ИЯ в истории методической науки. 2. Идеи интегрирования культуры в теорию и практику преподавания предмета ИЯ с.
Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
по специальности по специальности «Культурология» «Культурология» по специальности «Культурология»
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие деятельности играет ключевую роль, в психологии труда выполняя ряд функций: 1.Предметообразующую функцию.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР.
Коммуникативная компетентность – важная профессиональная ценность современного педагога.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Школьная научно-практическая конференция «Я – педагог» Из опыта работы Чуйко И.Е., учителя английского языка.
Транксрипт:

Основы межкультурной коммуникации

Лекция 1. Теория межкультурной коммуникации в системе гуманитарных наук

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Формирование теории МКК. 2. Объект и предмет теории МКК. 3. Основные понятия теории МКК.

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (кросскультурная, интеркультурная, транскультурная, контркультурная) – это общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультуреным сообществам. МКК – это общение языковых личностей, принадлежащих разным культурам.

Межкультурная коммуникация – термин, появившийся в гуманитарной науке в последнее десятилетие ушедшего века вслед за ранее укоренившимися в научном и обыденном сознании понятиями «менталитет», «культурный плюрализм», «диалог культур».

Термин «межкультурная коммуникация» употребляется в трёх значениях, как: научное направление в сфере гуманитарных наук, т.е. как поле академических изысканий; университетский предмет (дидактический аспект); непосредственный процесс общения между представителями разных культур.

История возникновения теории МКК в Америке 1946 г. в США создан Институт службы за границей(Foreign Service Institute), который возглавил антрополог Эдвард Холл г. книга Э. Холла и Г. Трэгера «Культура как коммуникация», в ней впервые употреблен термин «МКК» г. книга Э.Холла «Silent Language», в ней обосновывается связь между культурой и коммуникацией Л.Самовар и Р. Портер Communication between Cultures – итог формирования научного направления

Цели и задачи Э. Холл: Главная цель теории МКК – изучение практических нужд представителей различных культур для их успешного общения друг с другом Основными целями исследований в области МКК являются: - систематическое изложение основных проблем и тем межкультурной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией; -развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах; -формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.

Два направления обучения МКК: 1)интернациональное (в учебных заведениях, где готовились кадры для работы за рубежом); 2)межэтническое (в школах, где обучались дети смешанного этнического состава).

Основные направления исследований Психологическое (природа поведенческих стереотипов) Социологическое (анкетирование групп респондентов) Лингвистическое (коммуникативный контекст, языковые особенности и механизмы кросс-культурной коммуникации)

Кросс-культурная прагматика Сопоставительный анализ принципов, характеризующих коммуникативную деятельность, и соответствующих культурных сценариев. П.Браун и С.Левинсон « Принцип вежливости» Debora Tannen You Just Dont Understand А.Вежбицкая «Семантические универсалии и описание языков» 2009

История формирования теории МКК в Европе 1966 г., Берлин, научный симпозиум «Интернациональная и МКК между развитыми и развивающимися странами» е гг., преподаватели иностранных языков обращаются к страноведческим аспектам взаимодействия культур г., Мюнхенский университет, новая специализация «МКК».

История формирования теории МКК в России и Украине Инициатором изучения стали преподаватели иностранных языков. Интерес лингвистов к проблемам МКК. Лингвистические дисциплины, рассматривающие проблемы взаимодействия языка и культуры: 1)лингвострановедение; 2) этнолингвистика; 3) лингвокультуреология; 4) социолингвистика; 5) психолингвистика; 6) теория перевода; 7) когнитивная лингвистика.

Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров «Язык и культура», «Лингвострановедческая теория слова». Одна из важнейших задач преподавания иностранных языков - успешная аккультурация

Объект и предмет теории МКК Объектом теории МКК является процесс естественной коммуникации между представителями различных лингвокультуре. Предметом теории МКК является типы взаимодействия между представителями различных культур и факторы, оказывающие влияние на результат коммуникативного взаимодействия.

Теория межкультурной коммуникации Междисциплинарная область научного знания. Взаимодействует с антропологией, культурологией, социологией, лингвистикой, лингводидактикой. Ориентирована на практические потребности, поэтому является прикладной областью научного знания.

Основная единица теории МКК – дискурсивное событие. Дискурсивное событие – это совокупность коммуникативно значимых речевых и неречевых действий участников общения, направленных на достижение общей коммуникативной цели. Например, дискурсивные события «просьба», «приглашение», «приветствие».

Основные понятия теории МКК: 1. Культура. 2. Коммуникация. 3. Культурная идентичность. 4. Языковая личность. 5. Языковая картина мира. 6. Коммуникативная компетенция.

КУЛЬТУРА Культура – это совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни. Фундаментальное понятие гуманитарных наук. Более 500 определений. Культурная картина мира – совокупность знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов.

КОММУНИКАЦИЯ Коммуникация – обмен мыслями, сообщениями, информацией с помощью различного рода вербальных и невербальных сигналов. Схема коммуникации Р. Якобсона: контекст сообщения адресант адресат код

Принципы знаковой коммуникации Сообщения должны интерпретироваться Коммуникативные события и их конкретные участники придают сообщениям уникальный субъективный характер Коммуникативное поведение( его невербальный компонент) часто является неосознаваемым

КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ - Сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в речевом произведении, направляемом адресату. Компоненты коммуникативной ситуации: адресант, адресат, тема, причина, цель, код, стиль, экспрессия, место, время, среда, нация.

Схема отношений между коммуникантами вышестоящий равный свой-чужой нижестоящий

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ К.И. – принадлежность индивида к какой-л. культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к себе, другим людям, обществу и миру в целом. Культурная идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих» и «чужих».

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ Я. Л. – совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание им речевых произведений (Ю.Н. Караулов, 1989). В теории МКК языковая личность – это национально-специфический тип коммуниканта, обладающий культурно обусловленной картиной мира и системой ценностей, способный к межкультурной трансформации.

Окружающий человека мир можно представить в трех формах : реальный мир - объективная действительность, существующая независимо от человека; культурная (понятийная) картина мира- отражение реального мира через призму понятий, сформированных в процессе познания мира человеком на основе как коллективного, так и индивидуального опыта ; языковая картина мира - отражает реальность через культурную картину мира.

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА ЯКМ – часть концептуальной картины мира, совокупность сведений о мире, хранимых и передаваемых от поколения к поколению с помощью языка. Триандис: «Мудрость межкультурного взаимодействия заключается в том, чтобы не спешить с умозаключениями, когда люди делают, на ваш взгляд, что- то странное. Подыгрывайте им, пока не поймете эту культуру»

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ К.К. – владение коммуникативными механизмами, приемами и стратегиями, необходимыми для обеспечения эффективного процесса общения. Помимо знания того, как использовать язык в процессе общения, понятие К.К. предполагает владение социальными и культурными знаниями, умениями и навыками межличностного взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.Л. Садохин Основы межкультурной коммуникации. – М., 2003 Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – М., 2004 Коул М. Кросс-культурные исследования. - М., 1997 Куликова Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. – Красноярск, 2004 Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000 Кросс-культурная психология. Исследования и применение /Д.Берри, А.Пуртинга, М.Сигалл. – Харьков, 2007