Выполнила : Калайтанова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы 2013 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Медиапроект « Я голосую за Ломоносова Михаила Васильевича » ученика 7 класса «А» ГОУ Гимназии 1526 Ильенкина Александра Руководитель проекта Логинова А.
Advertisements

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Цель урока: Познакомиться с теорией «трёх штилей» М. В. Ломоносова и новым жанром: «одой». Задачи урока: Коротко.
(1711 – 1765). Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова,
Методические материалы к проведению урока по творчеству М. В. Ломоносова Работу выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «Золотухинская СОШ»
Бесценный вклад Михаила Васильевича Ломоносова в литературу.
Великий русский ученый-энциклопедист, один из основателей современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка,
Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать.
(1711 – 1765). « Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Поэт и реформатор. Родился 22 февраля 1703 года в Астрахани, в семье священника. Он был одним из деятелей, которых вызывала к жизни Петровская эпоха.
Михаил Васильевич Ломоносов « Он был великий человек..! Он один является самобытным сподвижником просвещения... Он, лучше сказать, сам был.
Анакреонтическая ода М.В.Ломоносова «Разговор с Анакреоном» как выражение идеи служения Отечеству Автор: Мороз И. В., учитель литературы.
Теория трех штилей. Автор: обучающаяся 9 а класса Мироненко Дарья Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рассохина Ю.В.
Русская литература 18 века. Классицизм. ПЛАН: На какой социальной основе возникло литературное направление классицизма? Основные приметы и примеры классицизма.
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
Зачетный урок по литературе XVIII века. 1-й вариант 1. Какие из нижеперечисленных утверждений соответствуют принципам классицизма? а ) античная культура.
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus образцовый) это художественное направление, сложившиеся в европейской литературе в XVII веке, в основе.
«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются.
Выполнила: Папанкина Анастасия 9 «Б» Научный руководитель: кандидат филологических наук Старикова И.Л.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765) К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОЕКТ М.В. ЛОМОНОСОВ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА Выполнил:
«Шагнувший через века…» М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка.
Транксрипт:

Выполнила : Калайтанова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы 2013 год.

- отметить широту интересов М. В. Ломоносова, поэта и учёного ; - подчеркнуть особенности характера, гражданскую позицию, патриотизм, уверенность в будущем русской науки и её творцов ; - освоить его художественный метод классицизма, чтобы ясно представить уникальность такого жанра, как ода - познакомиться с неординарной личностью М. В. Ломоносова ; - выяснить особенности русского 18 века, как развивались судьбы Феофана Прокоповича, Антиоха Кантемира, Василия Тредиаковского ; - проанализировать переписку Ломоносова с так называемыми врагами И. Д. Шумахером, И. И. Шуваловым, подчеркнув в ней ведущую мысль о собственном достоинстве ; - попытаться проанализировать оды Ломоносова ; - выявить особенности композиции оды, ведущие темы, внутреннюю логику в « лирическом беспорядке »; - показать актуальность Ломоносовских од, их мощное воздействие на движение поэзии

1. Русский восемнадцатый век – « столетье безумное и мудрое ». 2. Грандиозные начинания Петра Личные судьбы Феофана Прокоповича, Антиоха Кантемира, Василия Тредиаковского. 4. Михайло Васильевич Ломоносов - великий человек, познавший Русь « от тёмной тёмной клети До светлых княжеских палат ». 5. Уверенность Ломоносова в том, что судьба именно ему назначила совершить духовный подвиг, который был не под силу его современникам. 6. Сопровождение драматическими последствиями для его начинаний борьбы Ломоносова с « недоброхотами наук российских ». 7. Мысль о собственном достоинстве. 8. Уверенность в своём высоком и грандиозном предназначении. 9. Проблема создания единой нормы русского литературного языка, с блеском поставленная в теории « трёх штилей ». 10. Различие двух стихотворных переводов Кантемира и Ломоносова. 11. Любимый жанр Ломоносова - ода. 12. Главная, ведущая тема России, её процветания в « Оде на день восшествия » 13. « Моё единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделённое течение Гимназию и Университет, откуду могут произотти многочисленные Ломоносовы …» 14. Высший моральный смысл самой идеи бессмертия. 15. Сравнительно недолгая жизнь Ломоносова - пример удивительно цельной жизни, прожитой стремительно, до предела насыщенно.

« Урок достоинства, величия и славы » о гражданине - патриоте, поэте, реформаторе русского литературного языка – М. В. Ломоносове. Нас не может не поражать этот удивительный человек, совершивший духовный подвиг, который был не под силу его современникам. Ломоносов сознавал, что на нём лежит печать избранника, ведь борьба Ломоносова с « недоброхотами наук российских » сопровождалась драматическими последствиями для его начинаний.

Мы обращаемся к поэту, на изучение которого по программе отводится немного часов, но у которого можно многому научиться, как у человека, мыслителя, государственного деятеля, поэта ; Ломоносовская ода оказала мощное воздействие на движение поэзии, воскресла в творчестве Маяковского, когда настало время поэзии « социального заказа », потребовалось воспевание государства как высшей меры всех вещей, панегирики к торжественным дням.

Да, велико его значенье – Он, верный русскому уму, Завоевал нам Просвещенье, Не нас поработил ему … Ф. И. Тютчев

Русский восемнадцатый век - эпоха удивительная во многих отношениях. « Столетьем безумным и мудрым » назвал это время А. Н. Радищев. Жизнь огромной страны, выведенной петровскими реформами из состояния равновесия, отличалась в это время какою - то всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного - двух поколений родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Отныне не порода, не « титлы » в первую очередь, а заслуги перед страной, реальная польза.

Человек, который придал России это стремительное ускорение, сам был весь порыв, весь движение. Уверовав в то, что страна уже не может жить прежними идеалами, в прежнем ритме, он торопил время. Его «революционная голова» (Пушкин) работала над скорейшим, по возможности немедленным, претворением в жизнь всех замыслов, которые проносились в ней.

Получив образование в Славяно - греко - латинской академии, А. Д. Кантемир стал одним из виднейших русских поэтов первой трети восемнадцатого века и одним из наиболее перспективных деятелей знаменитой « учёной дружины »( ставившей своей целью ограничение власти императрицы Анны Иоанновны, взошедшей на престол в 1730 году ). Неудачи « дружины » обернулись для него ссылкой в Лондон в качестве русского дипломатического резидента при тамошнем дворе, а затем – в Париж в том же качестве.

Сын астраханского священника Василий Кириллович Тредиаковский в девятнадцатилетнем возрасте отправляется с азиатской границы империи в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, оттуда в Гаагу, а потом - в Париж. Изучив досконально античную, средневековую и новейшую западноевропейскую литературу, философию и теологию, в 1730 году он возвращается в Петербург, мечтая возглавить просветительское движение в стране, но встречает со стороны власти глухое непонимание и открытую вражду. Униженный, осмеянный, непонятый, затаивший обиду, он, однако же, не оставляет своих замыслов и все оставшиеся силы отдаёт просвещению соотечественников

В своё время В. Г. Плеханов, разбирая стихи А. Н. Некрасова о Ломоносове, заметил : «… архангельский мужик стал разумен и велик не только по свое и божьей воле. Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком, мужиком - поморцем, не носившим крепостного ошейника ». Это верно, родись Ломоносов в какой - нибудь помещичьей деревне центральной России, Москвы бы он не увидел даже при очень сильном стремлении к наукам и в лучшем случае смог бы дойти из своего дома « до господской усадьбы и до господской пашни ».

Многих в ту головокружительную пору позвала Россия, но избранником в полном смысле этого слова стал лишь Михайло Васильевич Ломоносов, сын черносошного крестьянина, великий человек, познавший Русь « от тёмной клети До светлых княжеских палат » ( А. Н. Майков ), первым из деятелей новой русской культуры завоевавший мировую славу. Тут есть над чем поразмыслить.

. Ломоносов сознавал, что судьба именно ему назначила совершить духовный подвиг, который был не под силу его современникам. Ни у кого из русских поэтов мотив избранничества не звучал так настойчиво ( вплоть до появления Г. Р. Державина ) и так благородно ( вплоть до появления Пушкина ), как он звучал у Ломоносова : Устами движет Бог ; Я с ним начну вещать..

Ощущение мощи своего духа, ясное понимание самобытности того дела, которое он намерен воспеть, сознание абсолютной новизны тех истин, которые открывались ему, - вот что служило Ломоносову внутренним основанием уверенности в своём избранн ичестве

Главного своего покровителя, графа И. И. Шувалова, Ломоносов успокаивал : « Я всепокорнейше прошу ваше превосходительство в том быть обнадёжену, что я все свои силы употреблю, чтобы те, которые обо мне недоброхотной зависти толкуют, посрамлены бы в своём неправом мнении были и знать бы научились, что они своим аршином чужих сил мерить не должны, и помнили б, что музы не такие девки, которых всегда изнасильничать можно. Оне кого хотят, того и полюбят ».

Часто борьба Ломоносова с « недоброхотами наук российских » сопровождалась драматическими последствиями для его начинаний. Однажды, когда Ломоносов как вполне возможность рассматривал свой уход из Академии, он с горьким пафосом восклицал в письме к Шувалову : « Я прошу всевышнего господа бога, дабы он воздвиг и ободрил ваше великодушное сердце в мою помощь и чрез вас сотворил бы со мною знамение во благо

. Ломоносов просто знал, что он избранник, знание, эта спокойная уверенность Ломоносова зиждились на том очевидном для него ( а теперь и для потомков ) факте, что все личные его творческие устремления всегда соответствовали общегосударственным, общенациональным потребностям культурного, хозяйственного, да и политического, развития послепетровской России. В этом смысле к Ломоносову как нельзя более подходит определение добродетельного человека

Ломоносов даже в тот момент, когда решал сугубо теоретические научные задачи, выступал как государственно мыслящий человек, нацеленный на единение духовных иЛомоносов даже в тот момент, когда решал сугубо теоретические научные задачи, выступал как государственно мыслящий человек, нацеленный на единение духовных и материальных ресурсов огромной страны для возведения великого народа, населяющего её, « на высочайший степень величества, могущества и славы ». Иными словами, для Ломоносова собственно научные достоинства любой из его работ не мыслились вне государственного их значения материальных ресурсов огромной страны для возведения великого народа, населяющего её, « на высочайший степень величества, могущества и славы ». Иными словами, для Ломоносова собственно научные достоинства любой из его работ не мыслились вне государственного их значения

Замечательной заслугой Ломоносова в развитии отечественной эстетической мысли и национальной литературы явилось его глубоко осознанное представление о необходимости единства содержания и формы. Процесс ликвидации разрыва между содержанием и формой был связан прежде всего с теоретическим и практическим реформированием российского стихосложения, с разработкой и созданием норм русского литературного языка. И здесь вклад Ломоносова огромен.

Создавая свою « Грамматику », Ломоносов был глубоко убеждён в огромных возможностях отечественного языка выражать « тончайшие философские воображения и рассуждения ». Он находил в русском языке « великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в воображениях краткость греческого и латинского языка ».

Высокий стиль должен состоять из речений первого и второго рода. Этим стилем должны писаться героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях. Средний стиль включает преимущественно общеупотребительные слова, но в нём могут употребляться славянизмы, а также низкие слова. Особенно же в этом стиле нужно следить за тем, чтобы « речение славенское не оказалось подле российского простонародного ». Средним стилем Ломоносов предлагал писать все театральные сочинения стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги и элегии. Исторические и научные произведения. Низкий стиль состоит из речений третьего рода совместно с речениями среднего рода. Низким стилем следует писать комедии, увеселительные эпиграммы. Песни, в прозе дружеские письма, описания обыкновенных дел.

... Любовь пришед к моим дверям, Громко стал у них стучаться. « Кто стучит там ? – закричал я.- И сну моему мешает ?» « Отвори, - Любовь сказал мне,- Младенец я есьм ; не бойся, Весь обмокл в безлунной ночи, С пути бедной заблудился ». А. Кантемир Внезапно постучался У двери Купидон, Приятный перервался Вначале самом сон. « Кто так стучится смело ?»- Со гневом я вскричал. « Согрей обмёрзло тело,- Сквозь дверь он отвечал.- Чего ты устрашился ? Я – мальчик, чуть дышу, Я ночью заблудился, Обмок и весь дрожу ». М. В. Ломоносов

Однако основное место в поэтическом творчестве поэта принадлежало одическому жанру. И это было вполне закономерно. Наделённые злободневным содержанием, ставившие на разрешение вопросы большой общественно - государственной значимости, оды Ломоносова адресовались не только коронованным особам, но и через их головы должны были « сердца народов привлещи ».

С творчества Ломоносова начинается классицизм в русской литературе. Он был одним из первых его теоретиков, а в его поэзии нашли своё отражение эстетические поиски и этический идеал русского классицизма общенационального направления.

Ломоносов написал 20 больших торжественных од. Они положили начало « заказной » поэзии государственного служения. Идея государства венчала собой систему взглядов, нашедшую отражение в одах. Монархов воспевали потому, что они олицетворяли государство, героев – потому, что они способствовали процветанию государства. Идеалом Ломоносова была просвещённая монархия

. Прославление мира, « возлюбленной тишины » как условия расцвета отечественных наук, необходимого для освоения богатств родной земли, для подготовки российского юношества к полезной для всего народа научно - практической деятельности во славу родины. Такое преобразование традиционной тематики хвалебной оды, характерное для русского классицизма, - великая заслуга Ломоносова, личные чувства и переживания которого воедино слиты с общегосударственными, гражданскими интересами Главными, ведущими можно считать следующие темы, затронутые в оде : - картины мирной жизни ; - восхваление Елизаветы ; - гимн Петру ( отношение Ломоносова к Петру ); - описание безграничных просторов и богатств России ; - призыв к молодёжи овладевать наукам

Разнообразны средства, с помощью которых создаётся торжественный, высокий слог од. Высокость слога достигается использованием славянизмов : бряцает, зиждитель, паки, паства, лик, зрак и др. Этому же служат усечённые формы прилагательных (« божественны науки », « небесну дщерь »), морфологические славянские формы (« одежду нежныя весны », « не знают строгие зимы »), особые орфоэпические нормы, подкрепляемые рифмой ( благословенны – ободрены ), поэтическая инверсия (« секирным земледелец стуком »), восклицания, риторические вопросы, использование античной мифологии ( в оде фигурируют Минерва, Марс, Нептун, Музы ), различные виды тропов.

Стихотворения Ломоносова других жанров немногочисленны, но и в них он создал высокохудожественные образы. С него начинается наша научно - философская лирика. В ней, пожалуй, больше, чем в других произведениях, слились воедино поэт и учёный. Ломоносова волнуют вопросы мироздания, ему хочется проникнуть в самую суть явлений. Он выдвигает смелые гипотезы, раскрывает перед читателем ход своих рассуждений, приобщая его к активному участию в познании вселенной.

Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец, стать « общей душою » всех будущих подвигов во славу русской культуры, ожить хотя бы искрой в малейшем деле, направленном на пользу отечества, - только так можно было получить право на бессмертие – не холодное, не абстрактное, но действительное, теплокровное, осязаемое, живое – бессмертие в его последователях устраивало Ломоносова.

Ломоносов действительно сжато и энергично выразил основные духовные проблемы ( общественно - политические, нравственные, философские, психологические ), которые впоследствии не смог обойти ни один большой писатель и которые не утратили своей актуальности до сего дня. Стихи его продолжают жить, недаром о лучших из них Пушкин сказал : « Они останутся вечными памятниками русской словесности ».

Поэзия Ломоносова показывает, как глубоко проникла в духовный мир человека русская литература. « Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги », - эти гоголевские слова не просто остроумная фраза : за ними - много существенного, насущно необходимого для понимания всего нашего дальнейшего духовного развития. Ломоносов прожил жизнь стремительно, благотворно для современников и потомков. Он прожил её так, как мечтал прожить свою жизнь один из его героев : Какая польза тем, что в старости глубокой И в тьме бесславия кончают долгий век ! Добротами всходить на верьх хвалы высокой И славно умереть родился человек.

Переписка Ломоносова с современниками, высказывания А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского помогла выявить интересную информацию о том, что Ломоносову была свойственна необыкновенная широта интересов, что « он обнял все отрасли просвещения » ( А. С. Пушкин ), что это « великий характер, явление, делающее честь человеческой природе и русскому имени » ( В. Г. Белинский ).

… Сравнительно недолгая ж изнь Ломоносова представляет с обою пример у дивительно цельной ж изни, прожитой стремительно, д о предела н асыщенно, благотворно д ля современников и потомков Преобразования Ломоносова способствовали очищению родного языка и от иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью. И это тоже делает Ломоносова современным.

Всё многообразие творческих и человеческих устремлений Ломоносова наиболее полно отразилось в его поэзии. С этой точки зрения никакая другая сфера Ломоносовской деятельности не может соперничать с его поэтическим творчеством. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, все свои знания и силы он отдал служению народу и Родине. Боролся с врагами просвещения. Это даёт нам, живущим в XXI веке, право на нашу благодарную памятьь. Забота о благе Родины, мучительные поиски истины ; взволнованное переживание красоты и единства окружающего мира ; отчаяние человека, изнемогшего в борьбе со своими врагами, преданного на бессмысленные муки, беззащитного и одинокого ; радостное чувство родства с великим народом, его историей, драматической и славной.

1. Ломоносов М.В. «Сочинения», Москва «Современник», Лебедев Е.Н. «Урок достоинства », Москва «Современник», Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10-ти т. М.: Худож. Лит., 1962, т.6, с Плеханов Г.В. Соч. М.-Л., 1925, т. 21, с Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. М.: Гослитиздат, 1951, с Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Изд-во АН СССР, 1961, с Достоевский Ф.М.Об искусстве. М.: Искусство, 1973, с Гоголь Н.В.Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1952,т. 8, с Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе, 3-е изд.-М.: Просвещение, Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе, 4-е изд.М. ВАКО, Орлов О.В., Фёдоров В.И. Русская литература. М.: Просвещение, Лихачёв Д.И., Машинский С.И., Петров С.М., Ревякин А.И. Русские писатели. Библиографический словарь. М.: Просвещение, 1971, с