СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ Представление дисциплины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учет налогоплательщиков в налоговых органах Представление дисциплины.
Advertisements

Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
Выполнила студентка 2 курса Семионова Алина СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ Тема: Что такое старение? Выполнили ученицы 11 класса: Выполнили ученицы 11 класса: Деомидова Елена и Иванова.
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
ИСТОРИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Представление дисциплины.
Геронтология и гериатрия: основные понятия. Научные исследования процессов старения и изучение возможностей оказания медицинской и социальной помощи пожилым.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Здоровый образ жизни. Презентацию подготовил Ученик 8 класса школы 67 Харитонов Севастиан.
Выполнил студент группы СР -41 БО Невмеенко А. И..
Теория экономических информационных систем Представление дисциплины.
А ДАПТАЦИЯ Основной задачей образования в настоящее время является подготовка личности к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире.
Морально-этические проблемы лиц с ограничениями жизнедеятельности. ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Факультет Высшего сестринского образования Кафедра.
Основные категории педагогики. Основные категории педагогики. Воспитание. Модели взаимодействия.Обучение.Развитие.Формирование.Дидактика.Формирование.Иерархическая.
«Профессионально- этические основы социальной работы» Представление дисциплины.
Правовые основы предпринимательской деятельности Программа для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Старение – закономерный биологический процесс, неизбежно развивающийся с возрастом, характеризующийся постепенным снижением приспособительных возможностей.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Транксрипт:

СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ Представление дисциплины

2 Общие сведения по дисциплине Название Социальная геронтология Читается для специальностей Социальная работа Важность изучения дисциплины Социальная геронтология – прикладная комплексная интегративная наука, относится к числу базовых дисциплин при подготовке будущего социального работника. Сфера профессионального использования Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых социально-геронтологическая компетентность специалиста являются значимым компонентом профессионализма во всех типах социальных учреждений для пожилых людей.

3 Краткое описание дисциплины Курс посвящен формировани ю у студентов целостного, системного представления о социальной группе пожилых и старых людей, составляющих значительную часть современного общества и имеющих свой специфический характер; раскрыт ию сущности и обеспечение необходимости индивидуального подхода в осмыслении и организации социальной работы с населением старших возрастов; культивировани ю геронтофильных стереотипов в отношении пожилых и старых людей, формировани ю основ ценности социально-геронтологического мышления специалиста социальной работы.

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является: - раскрытие сущности и обеспечение необходимости индивидуального подхода в осмыслении и организации социальной работы с населением старших возрастов; - формирование у студентов целостного, системного представления о социальной группе пожилых и старых людей, составляющих значительную часть современного общества и имеющих свой специфический характер; - -культивирование геронтофильных стереотипов в отношении пожилых и старых людей, формирование основ ценности социально-геронтологического мышления специалиста по социальной работе.

5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов: Теория социальной работы Конфликтология в социальной работе Социальная психология Возрастная психология В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для подготовки специалиста по социальной работе

6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание по дисциплинам гуманитарного цикла, а также обще профессионального блока дисциплин, а именно: теоретических основ социальной работы, области психологии старения, а также некоторых знаний в области технологии социальной работы и конфликтологии.

7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: О процессах старения Психологии старости Медицинских и духовных проблем пожилых людей О системе социального обслуживания пожилых людей в России и за рубежом В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: о социальной группе пожилых и старых людей, составляющих значительную часть общества и имеющих свои специфические характеристики; о социально-экономических проблемах глобального процесса постарения населения и своеобразие этого процесса в современной Российской Федерации; о положении пожилых и старых людей в различных национальных формациях, на различных этапах развития человеческой цивилизации, в определенных социально-экономических условиях; В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: - уметь выбирать из широкого спектра технологий социальной работы с пожилыми и старыми людьми наиболее оптимальные для удовлетворения потребностей этой социальной группы населения в социальном обеспечении и обслуживании; - быть способны к критическому анализу отечественного и зарубежного опыта социальной защиты населения старших возрастов, «групп риска», маргинальных и асоциальных представителей пожилого и старческого возраста; - уметь творчески использовать инновации в социальной работе с поколением старшего возраста; - внедрять собственные инновации в свою профессиональную деятельность по улучшению социального положения пожилых и старых людей.

8 Содержание лекционного курса

9 Тема 1. Социальная геронтология как наука и учебная дисциплина.. Научные исследования процессов старения и изучение возможностей оказания медицинской и социальной помощи пожилым людям изучаются наукой геронтологией. Геронтология - наука о старости. Геронтология подразделяется на фундаментальную геронтологию, социальную геронтологию и гериатрию Фундаментальная геронтология изучает механизмы старения, занимается вопросами предупреждения преждевременного старения и продления жизни. Социальная геронтология занимается вопросами взаимодействия пожилого человека и общества, существованием пожилых людей в социальной среде. Гериатрия - частный раздел геронтологии, изучает проблемы оказания медицинской помощи пожилым людям пожилым людямгеронтологиейфундаментальную геронтологию социальную геронтологиюгериатрию

10 Тема 2. Старение как закономерный процесс Старение - процесс закономерный, общебиологический, старение наблюдается во всем материальном мире. Биологическим объектам, человеку свойственен процесс самовосстановления - на смену потерянным элементам и функциям приходят новые элементы. Старение можно представить себе как процесс необратимых структурных изменений в организме, сопровождающийся постепенным снижением функций человека, нарушающий адаптацию человека к окружающей его среде.

11 Тема 3. Биологические, психологические и социальные теории старения Существуют две традиционные точки зрения на причины развития старения: 1.Старение генетически запрограммированный про­цесс, результат закономерной реализации программы, заложенной в генетическом аппарате. Действие факторов окружающей и внутренней среды незначительно влияет на темп старения. 2. Старение результат разрушения организма вследствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни. Это многообразный процесс, вызываемый различными факторами, действие которых по­вторяется и накапливается в течение всей жизни.

12 Тема 4. Постарение населения как социально-демографический процесс последние тридцать лет исследователи отмечают признаки глобального постарения населения планеты, характерные для всех континентов и стран, включая Россию; одна из самых характерных черт глобального постарения населения планеты рост сегмента престарелых (возрастная группа от 75 лет и старше) в популяции людей старшего поколения, определяемая как группа риска; важное проявление глобального процесса постарения рост числа женщин в популяции пожилых и старых людей по мере старения населения. Один из аспектов этого явления увеличение количества вдов. Необходим учет этих факторов, т. к. женщины чаще используют все виды медицинских услуг, включая помощь на дому; все основные черты глобального постарения населения планеты характерны для России, ее крупных регионов и городов, включая Белгород.

13 Тема 5: Психическое старение Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма. Процесс психического старения индивидуален, каждый старится по-своему, но вместе с тем существуют некоторые общие закономерности психического старения человека. С возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации. И мужчины и женщины становятся менее податливыми, у них пропадает охота экспериментировать в жизни. Любовь к новому, неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности. Таким образом, можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс старения.

14 Тема 6. Расстройства высших психических функций в старости и их влияние на поведение пожилого человека в социуме К закономерностям старения можно отнести целый ряд изменений в высших психических процессах, нарушения эмоциональной сферы, понижение резинстентности в отношении психических и социальных травмирующих факторов. Этому способствует также нарастание физической немощности и развитие многих соматических заболеваний. Перечисленные факторы подготавливаю почву для возникновения психических расстройств

15 Тема 7. Психические заболевания в пожилом и старческом возрасте их социальная обусловленность Психические заболевания позднего возраста, вызванные органическими процессами, подразделяют по преимущественным морфологическим изменениям на атрофически-дегенеративные и сосудистые. В пожилом и старческом возрасте деменции делятся на 2 группы: - первичные - результат атрофически-дегенеративных процессов неизвестного происхождения в головном мозге. - вторичные - деменции, причины, возникновения которых известны. Старческое слабоумие (сенильная деменция) - заболевание старческого возраста, обусловленное атрофией головного мозга, проявляющееся постепенным распадом психической деятельности с утратой индивидуальных особенностей личности и исходом в тотальное слабоумие. Старческое слабоумие - центральная проблема психиатрии позднего возраста.

16 Тема 8. Здоровье как социальная ценность Неразрывность биологического и социального в природе человека отражена в широко известном определении здоровья, содержащегося в преамбуле устава ВОЗ: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Первое место среди факторов риска здоровью занимает образ жизни. Под образом жизни большинством понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологический условиях способ жизнедеятельности человека. Или другими словами это способ жизнедеятельности, которого человек придерживается в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. Материальные и нематериальные факторы опосредованно влияют и обуславливают образ жизни, но выбор его остается за человеком, формирует его он сам в силу освоенных знаний и жизненных установок.

17 Тема 9. Социально-медицинские проблемы пожилого возраста для лиц пожилого и старческого возрастов характерны разнообразные нарушения функционального статуса и выраженная полиморбидность более половины людей старше 60 лет имеют те или иные нарушения функционального статуса (физического, психологического, социального, экономического), частота которых прогрессирует с возрастом. В возрастной группе 75 лет и старше половина старых людей имеют сочетания функциональных нарушений и хронических заболеваний для пожилых и старых людей характерно одновременное развитие 3– 5 и более заболеваний, предрасполагающих к множественным физическим, психическим и социальным проблемам. Особенно распространены сенсорные нарушения, заболевания внутренних органов и травмы, вызванные падениями социальные проблемы пожилых и старых людей включают в себя такие, как: одиночество, изоляцию, смерть близких, отсутствие социальной поддержки и общения

18 Тема 10. Социальная активность пожилых людей в Российской Федерации Проблема поддержания адекватной жизненной активности пожилых заключается в том, что возрастные изменения часто сочетаются с хроническими, порой тяжелыми заболеваниями. Соответственно, поддержание здоровья, медицинская помощь, уход за тяжелобольными становятся необходимыми компонентами социальной политики государства в отношении пожилых, требующими финансовых затрат, с одной стороны, а с другой высококвалифицированных кадров, знакомых с особенностями стареющего организма и спецификой поддержания пожилых людей. Таким образом, основные направления государственной социальной политики в отношении населения старшего возраста сосредоточены на разрешении основных проблемных вопросов: предоставление защиты; улучшение положения; активизация участия в социальном развитии.

19 Тема 11.Социальная защита пожилых людей и модели социального обслуживания В ближайший период нуждаемость в социальных услугах будет возрастать, поэтому основные усилия направлены на: развитие стационарных учреждений социального обслуживания за счет создания геронтологических центров; увеличение количества домов-интернатов малой вместимости, приближенных к месту постоянного проживания; развитие сети специальных домов для одиноких людей преклонного возраста с комплексом служб социально- бытового назначения;

20 Тема 12. Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми В основе деонтологических принципов социальной работы с пожилыми людьми лежат моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т. д.

21 Формы контроля Предварительный контроль Выполнение заданий семинарского практикума Текущий контроль Рубежный тест Итоговый контроль Экзамен

22 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: 1.Календарный возраст - количество лет, прожитых человеком со времени рождения и документально подтвержденных. 2.Коэффициент Джини- Обобщающий показатель, демонстрирующий степень уравнительности в распределении доходов среди населения страны. 3.Максимальная продолжительность жизни- тот максимальный возраст, которого могут достичь отдельные. очень немногие представители данной популяции.

23 Список литературы Основная литература: 1.Альперович В. Социальная геронтология. Ростов н/Д. Феникс, с Бондаренко И. Н. и др. По пути к обществу для людей всех возрастов./ М: Донцов В. И. и др. Старение: механизмы и пути преодоления./ М: Дыскин А.А., Решетюк А.Д. Здоровье и труд в пожилом возрасте. / Л: Медицина, Козлов А. А. Старость: социальная разобщенность или целостность.// Мир психологии, 1992, Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию./ Москва- Воронеж, НПО « МОДЭК », Подколозин А. А. И др. Старение, долголетие и биоактивизация./ М: Медицина, Принцип активизации в социальной работе. / под. ред. Ф. Парслоу/, М: ИНФА, Социальная геронтология: Современные исследования. / М: РАН, Старость. Популярный справочник. / М: Большая российская энциклопедия, 2006.

24 Список литературы Дополнительная литература 1. Альперович В. Старость. Социально-философский анализ. – Ростов-на-Дону, Вейзер Г.А. Смысл жизни и возраст. Психолого- педагогические и философские проблемы смысла жизни./ М: Возраст мудрости – возраст созерцания. Программа развития ОНН в РФ./ М: Бороздина Л.В. Геронтопсихологические исследования в США.// Психологический журнал, Герасимова Г.М. Пожилые люди современной России: проблемная ситуация/ Социальные реформы В России: история, современные состояние и перспективы. СПб, 2005.

25 Самостоятельная работа Темы рефератов 1. Основные проблемы социальной геронтологии в современной РФ и пути их решения. 2. Историко-философские аспекты геронтологии как области научного познания. 3. Сущность и механизмы старения в аспекте социальной геронтологии. 4. Влияние социальных факторов на гетерогенный характер старения и виды старения: физиологическое, патологическое и ретардированное. 5. Демографические прогнозы и политика ООН в отношении пожилых и старых людей. 6. Основные характеристики демографической старости и методы ее измерения. 7. Особенности старения населения в Российской Федерации в период социально-экономических реформ.

26 Сведения об авторах ФИО: Свищева Ирина Константиновна, Место работы: БелГУ Должность: старший преподаватель Кафедра социальной работы ФИО: Свищев Константин Геннадьевич Место работы: БелГУ Должность: аспирант ФИО: Чуркина Ирина Николаевна Место работы: БелГУ Должность: аспирант Кафедра социальной работы Контактная информация: Адрес ул Преображенская 78 Рабочий телефон

27