Мыследеятельностная дидактика : к проблеме процессуальной рефлексии образовательной деятельности Александр Попов, генеральный директор АНО « Открытое образование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Advertisements

А. Буряк ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СТЕРЖЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ А. Буряк ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СТЕРЖЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ XIII чтения памяти Г.П. Щедровицкого.
Онтопедагогика открытого образования: дидактический аспект А.А Попов.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Организация понимания в образовании: технологии и результаты.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Интенсификация обучения в условиях открытого дополнительного образования Попов Александр Анатольевич.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Введение понятия «Стратегия». 22/11/10. К.Ф.Гаврилов.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
Щедровицкий Георгий Петрович родился в Москве 23 февраля 1929 года. Его первой страстью стала история, любовь и интерес к которой сохранились на всю жизнь.
Логика против педагогики: к методологии как онтопрактике развития Выступление на XIV Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2008 г. Малиновский П.В.
6-я ежегодная конференцияМетодология ММК и особенности методологического мышления Москва, 1 июня 2012 г. Вячеслав Марача Отличительные черты методологического.
Проектирование учебного занятия Правительство Свердловской области Институт развития образования Свердловской области Серикова Ирина Адриановна к.п.н.,
1122 Знание в действии 1. Цель настоящего сообщения 2. Онтологическая схема деятельности как конфигуратор 3. Система акта = действие + ситуация 4. Принятие.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
Заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы. Тема: «Метапредметность – одно из требований новых образовательных.
Транксрипт:

Мыследеятельностная дидактика : к проблеме процессуальной рефлексии образовательной деятельности Александр Попов, генеральный директор АНО « Открытое образование », главный научный сотрудник ФИРО МОН РФ

Классически дидактика состоит из семи частей : 1. Содержание образования 2. Принципы обучения 3. Процесс обучения 4. Методы обучения 5. Средства обучения 6. Формы обучения 7. Результаты обучения / экспертиза обучения / контроль

Предисловие - Доклад прошлого года был посвящен описанию антропов структур развития с позиции мыследеятельностного подхода, а также были введены семь дидактических принципов вытекающих из средств методологической эпистемологии. - Статья по материалам доклада опубликована в ежегоднике « Антропопраксис » том г. Гл. ред. Б. Д. Эльконин.

Принципы организации антропопрактик Средства методологической эпистемологии 1. Принцип пространственности (и онтологичности) - концепт мыследеятельности; -принцип множественности объектов мысли. 1. Принцип политетичности (и логичности) [13] - содержательно-генетическая логика. 1. Принцип нормативности (и топологичности; поля) - предмет как схема продуктивного действия; - схематизация. 1. Принцип объективации (и целеполагания) - «четвероякое содержание»: объект, действие – операции, знаки/языки, понятия; - «теория смыслообразования». 1. Принцип произвольности (и ситуативной неопределенностьи) - коммуникативная организация мышления; - схема совместной кооперированной деятельности; - ситуативный анализ 1. Принцип организованности (и рефлексивного управления) - ОРУ, ОДИ, агротехника; -самоопределение как смена структур социальной организации [8,c.66] 1. Принцип проблемной событийности (и задач насти) - проблематизация как онтологическая процедура; -стратегия социокультурного действия [18,c ]

- Следующим шагом в построении дидактики, с нашей точки зрения, должна быть процессуальная рефлексия соответствующих систем деятельности и описание процессуальной целостности такого типа образования.

Введение Анализ ситуации с точки зрения методологии технологических укладов и задач Открытого образования Картина волн Кондратьева Четвертый ТУ - ( ) – двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия ; Пятый ТУ - ( ) – микроэлектроника ; Шестой ТУ - ( ) – биотехнологии, космическая техника, тонкая химия. I II III IV V 1785 г.1830 г.1880 г г.1980 г.2030 г. VI

В России происходит ситуация сжатия : ТУ 5 ТУ 6 ТУ Таким образом, за 30 лет необходимо было / будет сделать два технологических перехода.

Задача Открытого образования осуществить эти переходы На переходах возникают особые образовательные задачи – « протащить » ученика в другой технологический уклад, т. е. включить : – в базовую « техническую » технологию ; – в новые гуманитарные технологии ; – и иные технологии самоопределения

Примеры таких проектов : Федеральный проект модернизации системы дополнительного образования детей до 2020 г. Сеть школ и проектов Гильдии Открытого образования : ООО « Парки развития » Школа Сколково ( Чебоксары ) Открытый Университет – Школа Гуманитарного Образования Российская Компетентностная Олимпиада

Однако Опыт исследований, разработок и внедрений показывает – оформляет гипотезу о смене базового образовательного процесса в авангардных практиках. Переход осуществляется от процессов воспроизводства к процессам ( совместного ) конструирования социо - культурных объектов и соответствующих норм. Таким образом, актуализируется задача построения Новой Дидактики.

Процессуальное рассмотрение социо - культурных систем предусматривает ключевую категорию « процесс » по отношению к категориям « структура » и « материал ». В случае технических и биологических систем категориальная иерархия меняется и процесс, как правило, рассматривается как статическое представление через понятие организованность. Для построения дидактики постиндустриального образования / отрытого образования процессуальное описание является базовым в силу …. принципиальной смены содержания образования Основная часть

Таким образом, необходимо используя методологию процессуальной рефлексии ( и организации ) систем деятельности, выделить сегменты соответствующие предмету образовательной деятельности в данном подходе. Исходя из ряда работ ММК ( и прежде всего О. И. Генисаретского, Ю. В. Гущина, В. Я. Дубровского, В. М. Розина, Г. П. Щедровицкого ) возникло следующее обобщение.

Процессуальная организация систем деятельности с выделенными сегментами для образования Изменения ( предметный признак деятельности варьируется ) Ожидание ( предметный признак определяет, но не удерживает систему деятельности ) Наследств енность ( предметный признак приобретает временное постоянство ) Память ( актуальная приобретен ость предметного признака и его удержан юность ) Каузальный Генетический Телеологический Остаточный неопределенный Тип предметного содержания процесса ( пространство ) Тип предметной определенность и процесса ( время )

Заштрихованные пересечения отвечают процессуальным фрагментам ( или сменяющимся процессам ) образовательной деятельности, а конкретно ( по горизонтали ) таким признакам как : - открытой задач насти ; - проблематизации ; - целеполаганию ; - самоопределению.

Дальнейшая задача заключается в описании этих процессуальных сегментов, не только как « структурных » « организованностей », но и как социо - культурных систем, например, как пространственно - предметно - временных последовательностей. Конечно, в этом докладе данная задача не решена, но надеюсь для конструирования Новой Дидактики поставлена. Спасибо !