Современные образовательные технологии. Система целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные образовательные технологии. Понятие «технология» Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса.
Advertisements

Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
ПРОДУКТИВНЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Подготовил Пфафенрод М.А., рук-ль предметного сообщества учителей естественнонаучного цикла.
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Проектное обучение Работа выполнена Ишковой Н.Н. МОУ СОШ 31.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Современные образовательные технологии. Понятие «технология» Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса.
Муштавинская И. В., проректор по методической работе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук.
Технологическая карта урока. Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся Отражение деятельностной составляющей.
Технологии в образовании Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Толковый словарь.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Транксрипт:

Современные образовательные технологии

Система целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются другие. Минимальный набор характеристик системы, с учетом которых определяется системный подход к изучаемому объекту: состав (совокупность элементов в неё входящих) структура (связь между ними) функции каждого элемента, его роль и значение в системе. ( Краевский В.В.)

Понятие «технология» Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) Образовательная технология это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам

Образовательной технологией будем называть систему, состоящую из: Модели исходного состояния учащегося, заданной множеством свойств, наличие которых необходимо для осуществления технологического процесса; Некоторого диагностичного и операционального представления планируемых образовательных результатов (модель конечного состояния учащегося); Средств диагностики текущего состояния и прогнозирования тенденций ближайшего развития (мониторинга) системы; Набора образовательных моделей; Критериев выбора или построения оптимальной модели обучения для данных конкретных условий; Механизма обратной связи, обеспечивающего взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным. (В.В.Гузеев)

Образовательная технология Представление ПРО (диагностичное и операциональное) Диагностика ТС и прогностика развития Образователь ные модели Критерии выбора оптимальной модели обучения Дидактическая основаПедагогическая техника Метод обучения Организационная форма Средства обучения Педагогические приемы

Начальное состояние Механизмы обратной связи Диагностика Образовательная модель Критерии выбора или построения оптимальной модели Конечное состояние Промежуточное состояние

Современное понятие педагогической технология является содержательным обобщением, имеет три основных аспекта. –научный: технология является научно-разработанным (разрабатываемым) решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях психолого-педагогической теории и передовой практики (концептуальная основа.); –формально-описательный: технология – это модель, описание целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов (содержательная часть); –процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех его компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности (процессуальная часть).

Структура педагогической технологии. 1.Концептуальная основа. 2.Содержательная часть обучения: - цели обучения (общие и конкретные); - содержание учебного материала. 1.Процессуальная часть - технология процесса: - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности учащихся; - методы и формы работы учителя; - диагностика учебного процесса.

Критерии технологичности : 1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию), 2. Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей). 3. Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса). 4. Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения). 5. Воспроизводимость (возможность применения другими).

Принципы СОТ Принцип личностного целеполагания учащегося. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Принцип метапредметных основ содержания образования. Принцип образовательного приращения ученика или принцип продуктивности обучения. Принцип ситуативности и сопровождающего обучения. Принцип образовательной рефлексии.

Возможны следующие блоки и наборы целей учеников: Личностные цели – осмыслить цели своего образования, приобрести веру в себя; реализовать свои конкретные индивидуальные способности. Креативные цели – составить сборник задач, сочинить естественнонаучный трактат, сконструировать техническую модель, нарисовать картину. Когнитивные цели – познать объекты окружающей реальности, изучить способы решениявозникающих проблем, овладеть навыками работы с первоисточниками, поставить эксперимент. Методологические цели – овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности; уметь ставить перед собой цель, планировать деятельность, развить навыки работы в группе; освоить технику ведения дискуссии. Предметные цели – положительное отношение к предмету; знать основные понятия, явления и законы, входящие в изучаемую тему, выработать умение пользоваться простейшими приборами, решать типовые или творческие задачи по теме.

Инновационные технологии следует рассматривать как инструмент внедрения новой образовательной парадигмы в жизнь. Современная технология обучения представляет целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям: - при коллективной форме обучения выстраивать индивидуальную траекторию развития ученика. - использование, внедрение инновационных методов в практику работы школы. - технология должна выступать средством реализации рефлексии, побуждающей учащегося к самостоятельному формированию системы знаний. - ученик сам источник знаний. - не противоречить принципам и закономерностям педагогики.

Технологический подход позволяет: Анализировать и систематизировать на научной основе практический педагогический опыт и его использование; Комплексно решать образовательные проблемы. Создавать благоприятные условия для развития. Снижать влияние неблагоприятных обстоятельств. Оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы. Выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии для решения педагогических проблем.

Технологии стандартного характера 1 группа Технологии стандартного характера. Главный результат здесь выражается в формировании известных знаний, умений и навыков, а рефлексивные процессы (анализ, осмысление, оценка) лишь используются человеком в качестве средств (естественно, необходимых и желаемых) для решения задач определенного содержания по тому или иному учебному предмету

Технологии рефлексивного характера 2 группа Технологии рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий

Концепция стандартов второго поколения Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Концепция стандартов второго поколения Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты

Концепция стандартов второго поколения Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам

Метакогнитивные, рефлексивные технологии Метакогнитивные (метапредметные), рефлексивные технологии - технологии, основанные на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, само­оценка и т.д., формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности Данные технологии обучают не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя отдельными приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность

Когнитивные и метакогнитивные умения Цепочка формирования когнитивных умений на первый взгляд проста: от репродуктивных умений – к продуктивным Б.Блум выделил следующие уровни: знание (употребляемых терминов, конкретных фактов, понятий и.т.д.), понимание (понимание фактов, интерпретация материала, схем, преобразование словесного материала в математические выражения и.т.д.) Уровень «знание - понимание - применение» - это репродуктивный уровень знаний, чтобы проверить эти знания мы используем задания типа: «решите», «прочитайте», «назовите», «перескажите», «объясните принцип действия», согласитесь, эти задания «лидируют» в школе Продуктивный уровень знаний – применение, анализ, синтез. Применение (использование понятий в новых ситуациях, применение законов, процедур), анализ (выделение скрытых предположений, видение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями и.т.д.), синтез (написание творческого сочинения, составление плана исследования и.т.п.), оценка (оценивание логики построения материала, значимости продукта деятельности и.т.д.)

Когнитивные и метакогнитивные умения Метакогнитивные умения в учебном процессе: Цепочка формирования подобных умений на первый взгляд проста: от репродуктивных умений – к продуктивным, и далее, - к метакогнитивным. За когнитивными умениями следуют метакогнитивные, такие как способность к планированию собственной учебной деятельности, самоанализу, самооценке, и, помогают учащимся выйти за способность к самообразованию

Портфолио Портфолио это технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио организатор его учебной деятельности, для учителя средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности Отличительной особенностью портфолио является его личностно ориентированный характер: ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио; ученик собирает материал в портфолио; в основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка

Case Study Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

«Метод проектов» «Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности «Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» (Полат Е.С. Метод проектов)

Педагогические мастерские Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы

МОДЕЛЬ ПОЗИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Модель позиционного обучения представляет собой особую оригинальную образовательную технологию, развивающую как преподавателей, так и студентов. Создавая модель позиционного обучения, мы стремились максимально сконцентрировать познавательную деятельность студентов в «пространстве» содержания изучаемого предмета, усилить личностные аспекты взаимодействия преподавателей и студентов, снять напряженность, связанную с формальными аспектами обучения в вузе. Модель позиционного обучения имеет ряд оснований, которые были представлены в работах Л.С. Выготского, А.Ф. Лосева, М.М.Бахтина, А.Н. Леонть­ева, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, а также в наших исследо­ваниях по развитию диалектического мышления. Она направлена на формирова­ние у студентов механизма познавательной деятельности, который позволяет не только анализировать изучаемый материал, но и лежит в основе профессиональ­ного творчества. Главная идея модели позиционного обучения состоит в том, что формирование подобного механизма осуществляется в коллективно распреде­ ленной деятельности, где его составляющие представлены в виде фиксированных познавательных позиций, которые занимают студенты в процессе обучения. В основе понимания механизма познавательной деятельности лежит теория общих познавательных способностей человека, заложенная работами А.В.Запорожца, Л.А.Венгера и получившая дальнейшее развитие в исследовани­ях О.М.Дьяченко и в наших совместных работах. Все познавательные способно­сти человека в соответствии с теорией объединяются в три большие группы: нормативно-стабилизирующие, способности к символизации и способности к преобразованию. Нормативно-стабилизирующие способности позволяют субъ­екту отразить мир объективно в системе культурных, т.е. нормативно заданных способов и значений. Естественно, что они предполагают применение таких средств познавательной деятельности, как понятия и наглядные схемы, эффек­тивность которых неоднократно отмечалась авторами различных образова­тельных технологий. Способности к символизации позволяют субъекту выразить свое отноше­ние к миру. Оно может быть передано через образ вещи, символизирующей от­ношение человека к ситуации или через метафорические формы творчества, на­пример литературного. Способности к преобразованию позволяют человеку путем преобразования исходной ситуации создать новый продукт. При этом логика преобразования, как показано в наших исследованиях, во многом обусловлена оппозиционными от­ношениями между единицами анализируемого исходного содержания.

Литература: 1.Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: «Педагогический поиск», – 256 с. 2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.:Народное образование, Гузеев В.В. ТехнологияXXI века. М.: Народное образование, Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии:интегральная и ТОГИС. М.:Народное образование, 2006.

КОНЦЕПЦИЯ Система описания определенного предмета или явления, способствующая его пониманию, трактовке. Система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких- либо явлений, понимание чего-либо.

Философские основания гуманистических технологий: Гуманизм, признание ценности человека, его право на свободу, выбор проявления, сравнение с самим собой; Антропософия – человеческая мудрость. В центре человеческая сущность. задача развития духовных сил, скрытых в человеке, очищение и укрепление духовности человека; Педоцентризм – приоритет интересов и потребностей ребенка. Приоритет интересов и потребностей ребенка. Знания должен поглощать с аппетитом; Экзистенциализм – человек есть то, что он из себя делает, принимаем человека таким, какой он есть. Доверие, вера в будущее благодаря этому моральный выбор человека становится сознательным и ясным, являясь важным условием его активного отношения к миру; Прагматизм – качество личности заложены в ее уникальной природе и проявляется в индивидуальном опыте. Исходит из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связано прежде всего с индивидуальным опытом человека. Задачу образования видят в количественном росте данных от природы способностей, качеств и ее индивидуального опыта как главного условия самореализации; Природосообразность – учет природных задатков, в гармонии с природой, единство человека и природы (Я.А. Коменский).

Педагогическая парадигма - характеристика типологических особенностей и смысловых границ существования субъекта педагогической деятельности в пространстве профессионального бытия. (Колесникова И.А.) наиболее общие принципы понимания и интерпретации объекта исследования, принятые в определенном научном сообществе. характеризует исходную концептуальную схему, модель постановки проблемы в области образования и путей их решения, методов исследования. (Энциклопедия профессионального образования. М, 2000)