Кафедра управления и экономики фармации с курсом ПО Тема: «Основы товароведческого анализа» Лекция 3 для студентов 4 курса, обучающихся по специальности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 4. Товарно-сопроводительные документы. Технические документы, содержащие информацию о товарах, подразделяются на следующие группы: товарно-сопроводительные;
Advertisements

Экспертиза товаров и услуг. Экспертиза товаров- исследование каких-либо вопросов или предметов (товаров), проводимое компетентным специалистом (экспертом)
Сараева Надежда,эа-502. Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются условиями.
Начальник отдела экспертизы ФГБУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора Никифорова Лариса Юрьевна.
Тема 7. Технологический цикл товаров. Физические свойства единичных экземпляров товаров и товарных партий формируются на разных стадиях технологического.
Тема 4: Таможенный контроль и экспертиза. Таможенный контроль - термин ТК, означающий совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ. Цель -
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ Подготовила студентка 2 курса Сыдыкова Шадия Преподаватель : Кутпаева Улжан Кинатовна.
Основные контролирующие органы, наделённые правами государственного контроля и надзора фармацевтической деятельности.
ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Алфёрова Екатерина Александровна к.ф.-м.н., доцент кафедры ТМС ЮТИ ТПУ.
Подготовила: Айтбаева Г.А Группа: 302 фармация Проверила: Калугина С.К.
Тема 3 Правовая и нормативная база информационного обеспечения.
Метрология. Контроль качества.
В Российской Федерации предусмотрены следующие утвержденные схемы сертификации продукции: Схема сертификации это определенный порядок действий, доказывающий,
Тема 10. Схемы сертификации Сертификация проводится по установленным в системе сертификации схемам. Схема сертификации это состав и последовательность.
Студентки гр.3032 Новосибирского промышленно - энергетического колледжа Лебединская К. М. Зверева Т. Ю. Применение требований технического регламента ТР.
Тема 9. Экономические взаимоотношения в процессе подтверждения соответствия. Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Методы оценки качества продукции. Методы оценки качества продукции.
Тема 10. Аккредитация Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Подтверждение качества и безопасности продукции осуществляемое ГУП г. Москвы «Московское качество» ПРОДУКЦИЯ ПРОВЕРКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕРКА.
Таможенная экспертиза качества товаров и сырья Кафедра товароведения и экспертизы Преподаватель Глухоманова Августа Арнольдовна.
Транксрипт:

Кафедра управления и экономики фармации с курсом ПО Тема: «Основы товароведческого анализа» Лекция 3 для студентов 4 курса, обучающихся по специальности «Фармация» ст.преп. Чавырь Вера Сергеевна Красноярск, 2013

План лекции: 1. Актуальность темы. 2. Экспертиза. 3. Цель, задачи, методы товароведческого анализа. 4. Идентификация. 5. Фальсификация. 6. Приемка медицинских товаров. 7. Выводы.

Актуальность Расширение ассортимента товаров, реализуемых населению и лечебным учреждениям способствовало появлению в аптечной сети фальсифицированных товаров. Приостановить и ликвидировать эти процессы возможно усилением товароведческого анализа – экспертизы.

Экспертиза Исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний наук, техники, экономики, искусства, торговли и т.д.

Виды экспертизы: Товарная. Технологическая. Санитарно-гигиеническая. Экологическая. Экономическая.

Товарная экспертиза Оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным ее результатом.

Оценке подвергаются все характеристики товара: Ассортиментная (товароведческая). Качественная. Количественная. Стоимостная. или только их часть.

Экспертная оценка Совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик потребительских товаров, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям, приведенными в НТД.

Анализ Метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы.

Цель товароведческого анализа Экспертная оценка специалистом (провизором) комплекса характеристик медицинских и фармацевтических товаров для подтверждения его соответствия НТД и годности к применению в здравоохранении.

Задачи товароведческого анализа: Идентификация товара. Правильный выбор потребительских свойств товаров и показателей для их оценки. Определение соответствия действительных (фактических) значений показателей установленным в НТД требованиям. Анализ и оценка полученных данных для составления заключений или рекомендаций.

Принципы товароведческого анализа: Объективность. Компетентность. Независимость. Системный подход. Эффективность. Безопасность товаров.

Методы товароведческого анализа Метод товароведческого анализа – способ достижения конечных результатов экспертной оценки товаров.

Методы товароведческого анализа Объективные Измерительные Регистрационные Эвристические Органолептические Экспертные Социологические

Виды товароведческого анализа: Качественный. Количественный. Ассортиментный. Документальный. Комплексный.

Этапы товароведческого анализа: Подготовительный. Основной. Заключительный.

Подготовительный этап: 1. Подготовить рабочее место для эксперта, необходимые документы (нормативные, технические), оборудование и средства измерения, образцы-эталоны (в случае необходимости). 2. Подготовить товар к экспертизе (сортировка по партиям, сериям) и обеспечить свободный доступ к нему.

Основной этап: Товароведческий анализ в соответствии с инструктивными материалами и нормативными документами о проведении анализа данной группы и вида товаров. В случае необходимости производят отбор проб, что отражается в акте.

Заключительный этап: Состоит в оценке полученных результатов и документальном оформлении экспертизы.

Акт экспертизы Состоит из 3-х частей: 1. Общая (протокольная)- указываются сведения о том, кто проводил исследование, наименование и количество анализируемого товара, реквизиты сопроводительных документов, состояние упаковки. 2. Констатирующая – представляются документы анализа, методы, дата проведения анализа, количественные характеристики товара, количество товара, выявленные дефекты и пр. 3. Заключительная – оформляется на основании полученных результатов с оценкой и выводом эксперта по качеству товара и его пригодности для пользования потребителем.

Идентификация - Установления соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемых к нему требованиям.

Функции идентификации: Указующая – отождествляет представленный к анализу товар с конкретным наименованием, маркой, типом и т.п. Информационная – доводит до потребителей необходимую информацию о товаре. Подтверждающая соответствие ассортиментной характеристики товара, информации, указанной на маркировке и в сопроводительных документах (подлинность товара). Управляющая – является элементом системы качества продукции.

Виды идентификации: 1. Ассортиментная (видовая). 2.Качественная. 3. Партионная (принадлежность части или отдельного товара конкретной партии).

Фальсификация Действия, направленные на обман покупателя / потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Виды фальсификации: Ассортиментная. Качественная. Количественная. Стоимостная. Информационная.

Типы фальсифицированных ЛС: 1.«Препарат-пустышка» – не содержится действующей субстанции. 2.«Препарат-имитация» – действующие вещества заменены на более дешевое и менее эффективное. 3.«Измененные лекарства» – содержится то же действующее вещество, но в больших или меньших количествах. 4.«Препарат-копия» (контрафакт) – то же вещество, что и в оригинале, и в таких же количествах, но нет никакой гарантии контроля качества, т.к. неизвестен производитель.

Упрощенные методы товароведческого анализа: Визуальный контроль внешнего вида ЛС (упаковка, маркировка и др.). Упрощенные (базовые) тесты (скрининговые оценки). Метод тонкослойной хроматографии.

Схема товароведческого анализа медицинских изделий 1.Название. 2. Классификационная группа. 3.Назначение. 4. Товарные виды, типоразмеры. 5.Сырье. 6. Конструктивные особенности. 7. Технические требования (проверка качества). 8.Упаковка. 9.Маркировка. 10.Хранение, транспортировка. 11.Стерилизация, дезинфекция.

Схема товароведческого анализа лекарственных средств 1.Название. 2. Фармакотерапевтическая группа. 3. Основное фармакологическое действие, применение. 4. Код по ОКП. 5. Виды лекарственных форм. 6.Упаковка. 7.Маркировка. 8.Хранение, транспортировка. 9. Проверка качества: а) при поступлении в оптовое учреждение; б) при поступлении в розничное учреждение. 10. Цена. 11. Правила отпуска из аптеки.

Приемка медицинских товаров Проверка соответствия качества, количества и комплектности товара его характеристикам и техническим условиям.

Условия, обеспечивающие организация-изготовитель Соблюдение правил упаковки, маркировки и опломбирования. Отгрузка качественной и комплектной продукции с точным указанием ее количества (массы, кол-ва мест и т.д.). При отгрузке продукции в упаковочных местах и таре – вложение в каждое тарное место документа, свидетельствующего о наименовании и коли-ве продукции.

При перевозке товаров железнодорожным транспортом на каждый вагон (или контейнер) оформляют повагонную ведомость, в которой указывают виды и количество перевозимых тарных мест. При перевозке грузов автомобильным транспортом количество тарных мест в автомобиле отражают в сопроводительном листе.

Четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (технического паспорта, сертификата и др.). Строгое соблюдение действующих на транспорте действующих правил сдачи грузов к перевозке, погрузке и т.д. Систематический контроль за работой лиц, занятых определением кол-ва отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов.

Предприятие-получатель должно проверить сохранность груза при перевозке: Проверить наличие на транспортных средствах или контейнере пломб, состояние вагона, исправность тары. Проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе. Потребовать от органов транспорта выдачи груза по количеству мест или массе. Проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, сроки доставки, а также произвести осмотр груза.

Обязанности предприятия- получателя: Создать условия для правильной и своевременной приемки продукции, при которых обеспечивается ее сохранность и предотвращается порча, смешение с другой продукцией, возможность образования недостач и хищений. Следить за исправностью средств испытания и измерения, которыми определяется качество продукции.

Обеспечить точное определение количества поступившей продукции. Обеспечить знание и строгое соблюдение лицами, осуществляющих приемку, правил приемки, установленных законодательством, стандартами и правилами. Систематически осуществлять контроль за работой лиц, на которых возложена приемка по качеству и комплектности.

Способы приемки Определяются: 1) базисными условиями приемки (местом приемки); 2) оцениваемыми категориями; 3) сроками приемки; 4) характером товара; 5) объемом приемки; 6) климато-географическими условиями и т.д.

Приемка может осуществляться на складах: Получателя – при доставке продукции поставщиком. Поставщика – при вывозе продукции получателем. Органа транспорта – при доставке и выдаче продукции органом железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта.

Приемка товара По количеству По качеству

Приемка товаров по количеству Пересчет товаров и оценка соответствия полученных результатов данным, указанным в транспортных и сопроводительных документах отправителя.

Сроки приемки по количеству: Продукция без тары, открытой или поврежденной таре – в момент получения от поставщика, либо в момент вскрытия транспортный средств. Продукция в исправной таре, по массе брутто и количеству мест – в момент получения. По массе нетто и кол-ву товарных единиц – не позднее 10 дней. В районах Крайнего Севера – не позднее 60 дней.

Приемка товаров по качеству Проверяют соответствие продукции требованиям стандартов, техническим условиям, основным и особым условиям поставки, др. правилам, а также сопроводительным документам. Производят проверку комплектности, соответствия тары, упаковки, маркировки и др.

Сроки приемки по качеству: Иногородняя поставка – не позднее 20 дней. Одногородняя поставка – не позднее 10 дней. В районах Крайнего Севера – не позднее 60 дней.

Тестовое задание: Не являются этапами товароведческого анализа: А) вводный Б) подготовительный В) базисный Г) основной Д) заключительный

Литература

Обязательная 1. Васнецова, О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебник / О.А. Васнецова. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 Дополнительная 1. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: пер. с англ. / Ф. Котлер, К.Л. Келлер; СПб.: Питер, Максимова, С.И. Маркетинг в здравоохранении: учеб. пособие для студентов мед. вузов / С.И. Максимова, А.Н. Максимов, Е.В. Таптыгина. Красноярск: тип. КрасГМУ, Малахова, Н.Г. Маркетинг в здравоохранении / Н.Г. Малахова. Ростов н/Д.:Феникс, 2010 Электронные ресурсы 1. БД «Консультант Плюс» 2. ЭБС КрасГМУ 3. БД MedArt 4. БД Медицина 5. БД Ebsco