Автор : Мурашова Инна Юрьевна, педагог - организатор МБОУ УСОШ 4 г. Удомля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Селигер Селиге́р система озёр ледникового происхождения в Тверской и Новгородской областях Российской Федерации. Другое название Осташковское, по названию.
Advertisements

Работу выполнил Ученик 9 « а » класса Емельяненко Алексей.
Подготовила: Подгорнова Валерия Ученица 7 «В» класса.
Церковь Вознесения Возведена в Коломенском в годах предположительно итальянским архитектором Петром Франциском Ганнибалом, по русским летописям.
Храмы, воздвигнутые в честь Параскевы Пятницы На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного.
Архитектура XVI века Стецюк Дарья 10 «В». Русская архитектура XVI столетия оригинальна и разнообразна. Её наиболее известные произведения – каменные храмы.
ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ XVIXVII ВЕКОВ. Презентация на тему : Работу выполнила ученица : Колиушко Екатерина. Преподаватель : Серебрянский Владимир Владимирович.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города.
Подобрать материал к теме «Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения» и изучить его. Ознакомится с Шатровым зодчеством Древней Руси.
Церковь Богоявления в Ярославле Презентацию подготовил Куликов Илья, 9 В класс, школа 42.
Выполнил ученик 5 A класса МОУ СОШ 33 Митянов Захар.
МБОУ Старовичугская школа им. Г.В.Писарева. Сообщение на тему: «Церковь Сергия Радонежского» Выполнил ученик 9-Б класса Жидков Артём. Руководитель: С.В.Шипова,
Древний деревянный храм 4 класс МОУ « МБЛ» Учитель Абрамова О.А.
Сергиев Посад Переславль-Залесский Ростов Великий Ярославль Кострома Иваново Суздаль Владимир.
Часовня Рождества Пресвятой Богородицы деревня Маньга (2- ая пол. XVIII- 2-ая пол. XIX в.)
УГЛОВАЯ АРСЕНАЛЬНАЯ башня расположена подальше, в углу Кремля. НИКОЛЬСКАЯ башня расположена в начале Красной площади. В древности поблизости был монастырь.
Свято-Троице-Макарьев- Желтоводский монастырь.. Свято-Троице-Макарьев- Желтоводский монастырь - Свято-Троице-Макарьев- Желтоводский монастырь - женский.
Урок по истории Московской области.. Собор Реформа Раскольники Патриарх.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
Терещенко А.С.. 1 мая 1703 года русские войска в ходе боевых действий Северной войны взяли шведскую крепость Ниеншанц (при впадении в Неву реки Охты).
Транксрипт:

Автор : Мурашова Инна Юрьевна, педагог - организатор МБОУ УСОШ 4 г. Удомля

Площадь озера 260 км ², в том числе около 38 км ² приходится на острова ( их на Селигере более 160). Селигер принимает 110 притоков ( наиболее крупные реки Крапивенка, Сорога и Серемуха ( Черёмуха )), а из него вытекает лишь одна река Селижаровка. Озеро лежит на высоте 205 метров над уровнем моря и имеет ледниковое происхождение. Этим объясняется его своеобразная форма это не озеро в привычном понятии, а скорее цепочка озёр, протянувшихся с севера на юг на 100 км и связанных между собой короткими узкими протоками. Береговая линия протяжённостью более 500 км отличается изрезанностью поросшие лесом мысы, глубокие вдавшиеся в сушу живописные заливы, разнообразные по форме острова. Сорога Селижаровка мысы

Главная достопримечательность Селигера - Остров Столбный. Словно легендарный град Китеж, поднимаются из воды строения некогда знаменитой Нилово-Столбенской пустыни.

В начале века пустынь могла быть причислена к одним из красивейших в России. Посреди обители находится величественный собор в честь Богоявления Господня с двумя престолами. В соборном храме открыто покоились мощи прп. Нила. Монастырь передали Русской Православной Церкви в 1990 году, а до этого, как и во многих других российских обителях, в нем царила мерзость запустения. До войны это была колония для несовершеннолетних преступников, а в годах сюда перевезли более шести тысяч польских заключенных, служивших в основном в полиции и войсках МВД. Все они были впоследствии расстреляны. Сейчас в память о них при въезде в монастырь установлена мраморная плита, украшенная военным крестом " Виртути милитари ", с надписью на польском и русском языках. Знаменитая Нилова пустынь находится на острове Столбный на озере Селигер и частично - на полуострове Светлице.

Березовское городище принадлежало Б грецким в плоть д о присоединения Нновгорода И ваном III к М осковскому княжеству в 1478 г оду. Березовское городище с ю го - восточной с тороны о кружено п ойменными лугами. У ровень в оды в С елигере еще в прошлом веке был много выше, и н а м есть лугов находился залив. В о крестных селениях бытует предание о т ом, как в з аливе у тонула в месть с тройкой лошадей какая - то помещица. И ногда называют и и мя помещицы Марфа П осадница. Н е исключено, ч то именно притязания М осковского княжества на Н овгородское, постоянная опасность с о с тороны Л итвы и Т вери заставили в XIV веке у крепить Б ерезовец важный перевалочный пункт н а перекрестке дорог с ю га н а севере и з Н новгорода н а запад, в Л итву. Н а городище, как сообщают документы, стояли « церковь Р ождества П рисвятыя д а д вор большой »61. В низу н а плато находилось селище Б ерезовский п огюст, п растиравшееся д о современной деревни Б ерезовский рядок.

Неподалеку, километрах в семи от Ниловой пустыни, на берегу Селигера находится одно из древних сел Осташковского района. Возникновение часовни Богоматери Троеручицы на озере Глубоком, по - видимому, связано с образованием монастыря Нилова пустынь. Отсюда монастырь впервые открывался идущему богомольцу, здесь же, покидая его, можно было в последний раз перекреститься на виднеющиеся вдали купола пустыни. Устройство подобных часовен при подходах к монастырям или городам было распространенным явлением. Часовня долгое время оставалась деревянной, и только в 1915 году построили каменную в традициях классической архитектуры. Сейчас от нее уцелела лишь невысокая колокольня да часть трапезной. С пригорка от колокольни открывается вид на озеро Глубокое в окружении темных хвойных лесов, а по другую сторону на небольшое высохшее болотце, где осенью краснеет на кочках сочная клюква. Мимо часовни проходит песчаная дорога, круто взбирающаяся на холм и ведущая в село Кравотынь. Большая часть дороги идет вдоль побережья Селигера, но, чтобы попасть в село, надо обогнуть один из заливов Кравотынского плеса, глубоко врезающийся в материк. Когда - то залив был еще больше, и село казалось стоящим на полуострове. Сейчас на месть залива заболоченный луг с кочками, почти непроходимый в распутицу. Дальше на пологом холме виднеются главки кравотынской церкви.

Название Житного острова произошло якобы от житниц, устроенных здесь кличенскими поселенцами. Причина возникновения на острове знаменитого Житного монастыря не совсем ясна. По одной из версий, основанием монастыря послужило строительство в 1716 году деревянной церкви, куда перенесли икону Смоленской богоматери ( Одигитрии ), защитницы и покровительницы Осташкова, стоявшую до 1711 года на главных крепостных воротах города, а так как остров оставался изолированным от города, то возле церкви и поселились монахи, ищущие уединения. Церковные власти дважды пытались закрыть монастырь. Спустя почти десять лет к церкви была пристроена трехъярусная колокольня с мощным столпообразным восьмигранным ярусом звона на четверике, композиция которой повторяла некоторые известные торопецкие памятники ( например, церковь Рождества Богородицы гг.). Прихотливое сочетание декоративных мотивов на колокольне можно было бы принять за случайность, если бы в дальнейшем при обстройках храма, когда с севера к нему добавили в 1756 году монастырскую трапезную и кузню, а затем в 1762 году с юга придел, не повторилось то же самое.

Осташковский Знаменский женский монастырь возник на пустыре Старое Струговище, или Убогое, к северу от городских стен. Место это почиталось священным здесь хоронили странников и юродивых. Тут же селились монашки. В описании Знаменского монастыря сказано : «... в 1655 году было их 23 инокини и главными между ними были Параскева и Голендуха. Патриарх Никон, бывши в этом году проездом через Осташков, пожаловал им милостыни каждой старице по гривне...»19. Разрешение на основание монастыря было дано царем Алексеем Михайловичем в 1673 году по просьбе осташковских стариц, живших в городе при церквах. Стены разделены лопатками и украшены широкими барочными « накладными досками », со стороны двора оформлены аркадой. Невысоким башням с металлическим шатровым покрытием ( вначале стены и башни были крыты тесом ) придан внушительный вид. В 1864 году северо - западная часть стены была перестроена, монастырь несколько расширили, сделали пятую башню и новые святые ворота. На добавочной территории разместились монастырские кельи. Часть из них, выстроенная вскоре после городского пожара, сохранилась по сей день. Невысокие деревянные домишки, крытыещепой, проросшей меховой прозеленью, обступив собор, образуют в монастыре небольшие улочки и, несмотря на свое позднее происхождение, дают наглядное представление о деревянной застройке окраин старого Осташкова.

С момента строительства церкви и колокольни при ней было начато формирование нового центра Осташкова. В 1760 году было дано разрешение построить каменную Преображенскую церковь на тогдашней окраине города. Во время польско - литовской интервенции на этом месть хоронили погибших защитников города. Поэтому Преображенская церковь, посвященная одному из главных христианских праздников, название которого ассоциировалось в понимании людей тех лет с победой добра над злом, с торжеством жизни над смертью, рассматривалась горожанами и как памятник мужественным воинам - соотечественникам. Само здание Преображенской церкви разобрали перед войной. Уцелела только колокольня, построенная почти на двадцать пять лет позже двумя осташковскими каменщиками Иваном и Петром Парфеновыми - Фомкиными ( по другим сведениям, Парфеновыми - Дешкиными ). Ее не так давно реставрировали, установили на ней часы, и она стала своеобразным маяком для приплывающих в Осташков со стороны Селигера. Издалека очертания колокольни просты и строги. Ничто не нарушает спокойного стремления форм вверх. Контуры силуэта плавные. Уменьшение ярусов кверху скрадывается тем, что нижние почти одинаковые по ширине, а переход к маленькому ажурному верхнему ярусу очерчен скругленной кровлей. Совсем иначе постройка воспринимается вблизи. Хорошо найденные пропорции деталей насыщают поверхность стен богатой игрой светотени. Деталей так много, что они вызывают удивление фантазией их творцов. Рядом с жилыми домами колокольня смотрится столичной постройкой.

Ширковская церковь это сложное инженерное сооружение, необычность которого отмечалась еще в прошлом веке. Стиль церкви древнерусский, оригинальной постройки с многочисленными на все фасады двускатными крышами, в несколько ярусов, а само здание сооружено из бревен и балок непомерной толщины...». За основу для построения храма взят обычный четырехстенный сруб на подклете. С востока граненая апсида, а с севера, запада и юга галереи на консолях. Только небольшие детали порезки подзоров на клиросах, тщательная обработка косящатых окон, подгонка пазов бревен говорят о большом мастерстве плотника. Такое на первый взгляд невнимание к внутреннему оформлению храма кажущееся. В условиях холодной зимы раскрытые вверх помещения церкви было бы трудно отопить, для сохранения тепла делались и маленькие окошки, которые пропускают мало света, но расположены так, что свет из них падал прямо на иконостас и молящимся иконы были хорошо видны.

Храм в селе Рогожа, сохранивший свой облик в первозданном виде, является памятником переходного периода. Эта церковь, как и городские монастырские соборы, увенчана пятиглавием. С запада трапезная с приделом, с востока граненая апсида. Но первое, на что сразу же обращаешь внимание при ближайшем рассмотрении здания, не композиция его объемов, не их сочетание друг с другом, а то, как разнообразно украшены его фасады и как перемешались два различных стиля. Слияние их поистине редкое ! Трапезная, придел, нижний ярус четверика храма и апсида оформлены наличниками из фигурного кирпича в формах декора XVII столетия. На первый взгляд может даже показаться, что ярусы церкви строили разные мастера. Но, приглядевшись к рисунку венчающего карниза, базам и капителям, понимаешь, что это не так. Церковь от подошвы до глав построена одними и теми же мастерами. Кульминацией в композиции храма служит завершение восьмерика традиционным пятиглавием, с диагональной расстановкой барабанов, обработанных декоративными арочками.

Как известно, Троицкий и Воскресенский соборы не раз перестраивали, изменяя их внешний вид, расписывали интерьеры и ремонтировали. До недавнего времени стоящая рядом с Воскресенским собором высокая столпообразная колокольня с шатровым завершением своими формами вызывала некоторое недоумение. Ее композиция и декор повторяют хорошо известные ярославские колокольни. Прямой аналогией для нее может послужить колокольня соборного комплекса в Коровниках в Ярославле, имеющая почти такую же композицию и декоративную обработку шатра с убывающими проемами слуховых окошек. Во второй половине XVIII века, после очередного ремонта, Троицкий собор был расписан и украшен лепниной, выполненной, по - видимому, осташковскими мастерами Кондратием Семеновым Конягиным, Ильёй Михайловым Верзиным и Семеном ( Уткиным. Эти же мастера работали над убранством интерьеров Крестовоздвиженской и Петропавловской церквей в монастыре Нилова пустынь. ( Над раскрытием росписи сейчас трудятся художники объединения « Росреставрация ».) Судя по реставрированным фрагментам композиции Страшного суда, фигурам и ликам святых, роспись Воскресенского собора станет интересным памятником живописного искусства, выполненным местными, осташковскими, мастерами.

r/sights/preobr/