Нормативное регулирование использования информационных систем, электронных образовательных и информационных ресурсов в системе образования: современное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронные учебные издания: нормативно-правовое регулирование создания и использования Типология электронных образовательных ресурсов Телематика
Advertisements

Применение ЭО и ДОТ в российском образовании: тренды и проблемы Молчанов А.С. Проректор по организации электронного обучения МЭСИ 1.
Законодательные и концептуальные основы деятельности сельской школы Абрамов Владимир Викторович, старший государственный инспектор отдела государственного.
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
Нормативные правовые основания использования электронной формы учебника Министерство образования и науки Российской Федерации И.В. Ланкина начальник отдела.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
« Учебно-методическое обеспечение образовательных организаций: нормативно-правовая база»
Особенности программно-методического обеспечения УП Н.И.Яловицкая, директор МКОУ ДПО ЦИМПО.
Нормативные правовые основания использования учебника Министерство образования и науки Российской Федерации И.В. Ланкина начальник отдела развития образовательных.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Персональные данные на сайтах государственных и муниципальных органов власти: проблемы и перспективы законодательства и правоприменительной практики Ефремов.
1 1 Значительно облегчает получение услуг гражданами и организациями Обеспечивается серьезный экономический эффект Предоставление государственных и муниципальных.
Вопросы обеспечения образовательных организаций примерными основными профессиональными образовательными программами Олег Евгеньевич Пермяков, д.п.н., главный.
Департамент образования администрации Владимирской области.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Реформа системы аккредитации: правовое регулирование Москва, 2014.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Министерство образования и науки Красноярского края Вопросы учебного книгообеспечения ( учебный год)
Транксрипт:

Нормативное регулирование использования информационных систем, электронных образовательных и информационных ресурсов в системе образования: современное состояние и проблемы» Комитет Государственной Думы по образованию

Области использования в сфере образования объектов и систем, созданных с применением ИКТ в учебном процессе в управлении образованием в обеспечении открытости системы образования 2

Уровни правового регулирования использования в сфере образования объектов и систем, созданных с применением ИКТ 1. Международные документы 2. Российское законодательство: а) федеральные законы и иные нормативные акты федерального уровня б) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; в) муниципальные правовые акты; г) локальные акты образовательных организаций. 3 Эффективное регулирование применения ИКТ обеспечивается только в том случае, когда создается полноценное правовое регулирование на всех перечисленных в пункте 2 уровнях управления

Федеральные законы, используемые для правового регулирования создания и использования в сфере образования информационных систем, электронных образовательных и информационных ресурсов «Об образовании в Российской Федерации», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об электронной подписи»; «Об обязательном экземпляре», Гражданский кодекс РФ (IV часть); «О защите персональных данных»; «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» «О библиотечном деле»; «О техническом регулировании» 4

Иные нормативные правовые акты федерального уровня, используемые для регулирования вопросов применения сфере образования объектов и систем, создаваемых и функционирующих с применением ИКТ 1. Концепции и стратегии, утвержденные актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (Стратегия развития информационного общества в РФ, Концепция 2020, Стратегия инновационного развития Российской Федерации, ……… 2. Государственные программы, утвержденный Правительством РФ («Развитие образования» на 2013 – 2020 гг.; «Информационное общество» на 2011 – 2020 гг., ФЦПРО на 2011 – 2015 гг.,) 3. Нормативные правовые акты Минобрнауки России, Минкомсвязи России, других министерств и ведомств; 4. ГОСТы в рамках добровольной сертификации в системе сертификации ГОСТ Р (ГОСТ Р «Электронные издания»; ГОСТы серии 34 на разработку автоматизированных информационных систем); 5. Сан ПиНы (Сан ПиН 2.2.2/ , устанавливающий санитарно- эпидемиологические требования к персональным электронно- вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда) 5

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г 184-ФЗ …………….. Статья 12. Принципы стандартизации Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: добровольного применения документов в области стандартизации; ………………………… 6 применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным …… или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

Объекты и системы, созданные с использованием ИКТ, применение которых в учебном процессе установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» электронные учебники и электронные учебные пособия; электронные образовательные и электронные информационные ресурсы; электронное обучение, дистанционные образовательные технологии; электронная информационно-образовательная среда образовательной организации; цифровые (электронные) библиотеки, реестр примерных основных образовательных программ, федеральная и региональные системы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГИА), электронные архивы индивидуальных результатов освоения образовательных программ обучающимися….. 7

Объекты и системы, созданные с использованием ИКТ, применение которых для управления системой образования установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» информационные системы для управления в образовательных системах, информационные системы для мониторинга состояния образовательных систем, информационные системы лицензирования, государственной аккредитации, контроля и надзора исполнения образовательного законодательства, ГИС «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по аккредитованным программам», Федеральный реестр сведений о документах об образовании и о квалификации, информационная система государственной научной аттестации, информационные системы признания иностранных документов об образовании и подтверждения российских документов об образовании, обеспечения обращения в сфере образования электронных документов, базы данных о состоянии системы образования, порталы и сайты, содержащие справочную информацию о системе российского образования, ……. 8

Объекты и системы, созданные с использованием ИКТ, применение которых для обеспечения информационной открытости системы образования установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» сайты образовательных организаций, сайты органов управления образованием, сайты общественных организаций, действующих в сфере образования, порталы и сайты с информацией о мероприятиях в системе образования, …… 9

Нормативные правовые акты, разрабатываемые Минобрнауки России проект приказа Минобрнауки России об утверждении Порядка электронного обучения …; проект Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности; проекты перечней направлений подготовки, по которым не допускается реализация образовательных программ исключительно средствами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 10

Вопросы нормативного правового регулирования, решение которых пока не запланировано органами исполнительной власти Организация деятельности цифровых (электронных) библиотек и т.д.; Использование единой отраслевой системы справочников и классификаторов для обеспечения взаимодействия отраслевых ИС федерального и регионального уровней; Автоматизированное считывание и обработка информации в цифровой форме, размещаемой на сайтах и порталах; Введение электронной подписи для организации юридически значимого электронного документооборота, подтверждения авторами достоверности и целостности электронных учебных изданий; Формирование архивов электронных документов 11

Основные мировые тренды в информатизации учебного процесса Расширение применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий во всех формах получения образования по всем направлениям подготовки; Создание индустрии производства электронных учебников, электронных учебных курсов и других видов электронного контента учебного назначения; Переход в вопросах обеспеченности обучающихся компьютерами к модели «1 : 1»; Стандартизация в производстве электронного контента и электронных образовательных сред; Развитие сети открытых электронных университетов; Формирование открытых образовательных ресурсов (MOOCs); Мультиплатформенность и открытость информационно- образовательных электронных сред; Переход ОУ на работу в широкополосных высокоскоростных каналах передачи данных. 12

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, ….. формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). ………………………… 13

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы …………………………. 7. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. 14

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы ………………………… 8. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. ……. 15

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы ………………………….. 9. При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 16

Вопросы, решение которых не обеспечивается намеченными к принятию актами Регламентация экспертизы электронных учебных изданий, Государственная регистрация электронных учебных изданий, Устранение необоснованных ограничений на копирование, тиражирование и распространение электронных учебных изданий 17

Массовые открытые онлайн курсы (Massive Open Online Courses – MOOCs) Развитие данного направления обусловлено следующими обстоятельствами: массовым спросом на образование в течении всей жизни; невозможностью в достаточной мере обеспечить данный спрос финансированием из государственных бюджетов; стремлением людей обучаться по индивидуальным учебным планам, не укладывающимся в рамки формализованных образовательных программ (по причине необходимости работать во время учебы большинство обучающихся в университетах не укладываются в заданные формализованными программами сроки обучения); постоянным ростом цен на формализованное образование; стремлением государств и участников рынка образования найти эффективный инструмент конкурентной борьбы на международном уровне. 18

МООСs в мире сегодня Наиболее крупными провайдерами MOOCs в настоящее время являются Coursera, edX, Udacity, Udemy На данный момент на сайте Coursera зарегистрировано более трех миллионов обучающихся, и это всего за один год. За 2012 год прошли обучение и получили сертификаты в США более обучающихся из России. Подавляющее большинство курсов MOOCs в настоящее время производится и предлагается в США. При поддержке европейской комиссии партнеры из 11 стран объединили усилия в целях запуска общеевропейских массовых открытых онлайн курсов по широкому кругу вопросов. 19

Развитие MOOCs за пределами России оценивалось и оценивается как стратегия в борьбе за человеческий капитал. 1) ослабление интеллектуального потенциала или торможение его развития в стране- конкуренте Последствием станет разрушение национальной системы образования – основного генератора интеллектуальных ресурсов страны; 2) ориентация населения страны-конкурента на обучение в вузах страны, предоставляющей онлайн обучение бесплатно или по очень низким ценам Последствие - обучающиеся перестанут учиться в вузах своей страны и будут оплачивать обучение в другой стране. 3)погружение обучающегося в культуру другой страны, ориентация на ее ценности, что делает его потенциальным агентом влияния страны-конкурента Последствие - продвижение интересов страны-конкурента в ущерб интересам своей страны, размывание национальной идентичности 20

Спасибо за внимание! 21