Социология физической культуры и спорта: проблематика и история развития 1 Исторические аспекты развития социологии физической культуры и спорта 2 Проблематика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Advertisements

Структурные элементы политической науки. Политика – это сфера человеческой жизнедеятельности, которая связана с отношениями между отдельными людьми (которых.
Казымова Гюльнар Н. студентка II курса гр.ПНК-12.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Социальная педагогика как отрасль знания. Ключевые понятия Социальное воспитание – взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Материал подготовлен руководителем ШМО истории, обществознания, географии, биологии. физической культуры, ОБЖ Михайловой С.П.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
«Педагогика как наука» Выполнила: Студентка 2 курса нач. Б группы Фазлиева Светлана.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Педагогика высшей школы как наука, её структура..
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Транксрипт:

Социология физической культуры и спорта: проблематика и история развития 1 Исторические аспекты развития социологии физической культуры и спорта 2 Проблематика социологии физической культуры и спорта 3 Проблематика социологии физической культуры и спорта на современном этапе ее развития

1 Исторические аспекты развития социологии физической культуры и спорта

В первой трети 20 в. наблюдалось относительно слабое развитие физической культуры и спорта. В первой трети 20 в. наблюдалось относительно слабое развитие физической культуры и спорта. Для физкультурно-спортивного движения того времени были характерны небольшое число его участников и соревнований, сравнительная простота организации и управления. Для физкультурно-спортивного движения того времени были характерны небольшое число его участников и соревнований, сравнительная простота организации и управления. Социологические исследования не были востребованы практикой физкультурно- спортивного движения. Социологические исследования не были востребованы практикой физкультурно- спортивного движения.

Некоторые социальные проблемы изучались в рамках истории, теории физической культуры, социальной психологии, педагогики. Некоторые социальные проблемы изучались в рамках истории, теории физической культуры, социальной психологии, педагогики. Управление физической культурой осуществлялось на основе общих принципов, часто просто хаотично, на эмпирической и интуитивной основе. Управление физической культурой осуществлялось на основе общих принципов, часто просто хаотично, на эмпирической и интуитивной основе.

Однако начиная с 30-х годов 20 в. физкультурно-спортивное движение в СССР формируется как массовое, разрабатываются программно-нормативные основы, создается материальная база. Однако начиная с 30-х годов 20 в. физкультурно-спортивное движение в СССР формируется как массовое, разрабатываются программно-нормативные основы, создается материальная база. Физическая культура и спорт охватывают все слои населения, усложняются процессы развития физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт охватывают все слои населения, усложняются процессы развития физической культуры и спорта. Появляется острая необходимость проведения конкретного социологического исследования с целью изучения эффективности физкультурно- спортивной деятельности, исследования мотивов, интересов, значимости и места физической культуры в образе жизни советских людей. Появляется острая необходимость проведения конкретного социологического исследования с целью изучения эффективности физкультурно- спортивной деятельности, исследования мотивов, интересов, значимости и места физической культуры в образе жизни советских людей.

Видный социолог О. А. Мильштейн выделяет три этапа в развитии советской социологии физической культуры и спорта: 1 этап с послереволюционных лет до начала 60-х годов (осмысление, теоретическое обобщение социальных функций физической культуры начиная с 30-х годов социологические исследования проводятся в рамках истории физической культуры, начиная с 60-х годов в рамках теории физической культуры); 1 этап с послереволюционных лет до начала 60-х годов (осмысление, теоретическое обобщение социальных функций физической культуры начиная с 30-х годов социологические исследования проводятся в рамках истории физической культуры, начиная с 60-х годов в рамках теории физической культуры);

2 этап с начала 60-х до начала 70-х годов (связан с использованием конкретных социологических исследований, обусловленных значительным развитием различных сторон жизни советского общества); 3 этап с начала 70-х до середины 80-х годов (когда потребовалось теоретическое обобщение многообразных конкретных социологических исследований в сфере физической культуры, раскрытие тенденции, закономерностей ее развития и функционирования). 3 этап с начала 70-х до середины 80-х годов (когда потребовалось теоретическое обобщение многообразных конкретных социологических исследований в сфере физической культуры, раскрытие тенденции, закономерностей ее развития и функционирования). На этом этапе важным явилось определение предмета социологии физической культуры, его рамок и связей с другими науками: общественными, естественными и спортивно- педагогическими.

Современный этап (назовем его 4 этапом) развития социологии физической культуры характеризуется привлечением большого количества социологов, работающих в сфере физической культуры, значительным количеством конкретных социологических исследований, теоретических обобщений, расширением социологического знания, внедрением учебных курсов в образовательную сферу отрасли.

2 Проблематика социологии физической культуры и спорта

Начиная с 1960-х годов выходит ряд работ, посвященных методологическим вопросам социологии физической культуры и спорта. Начиная с 1960-х годов выходит ряд работ, посвященных методологическим вопросам социологии физической культуры и спорта. Их авторами являются первые социологи спорта, сделавшие очень много в этой области: В. А. Артемов, Г. И. Кукушкин, В. И. Жолдак, В. У. Агеевец, О. А. Мильштейн, И. В. Вишневский, П. С. Степовой, Н. А. Пономарев, Л. Н. Нифонтова, Т. Х. Титма. Их авторами являются первые социологи спорта, сделавшие очень много в этой области: В. А. Артемов, Г. И. Кукушкин, В. И. Жолдак, В. У. Агеевец, О. А. Мильштейн, И. В. Вишневский, П. С. Степовой, Н. А. Пономарев, Л. Н. Нифонтова, Т. Х. Титма.

Одной из первых работ, значимых для развития социологии физической культуры и спорта в нашей стране, была монография Н. И. Пономарева «Социальные функции физической культуры и спорта», Одной из первых работ, значимых для развития социологии физической культуры и спорта в нашей стране, была монография Н. И. Пономарева «Социальные функции физической культуры и спорта», где раскрывается широкий спектр ее функций, обсуждается ряд проблемных вопросов влияния физической культуры и спорта на формирование целостной, всесторонне развитой личности, выделяются потребности, которые могут быть удовлетворены средствами физической культуры, а также обсуждаются ее аксиологические проблемы.

Важным достижением социологической мысли явилась разработка Важным достижением социологической мысли явилась разработка культурологических основ физической культуры и спорта, представленных именами В. М. Выдрина, Н. А. Пономарева, Ю. М. Николаева. Социологические исследования и фундаментальные работы В. И. Столярова, М. Е. Кутепова, М. А. Арвисто показали высокую Социологические исследования и фундаментальные работы В. И. Столярова, М. Е. Кутепова, М. А. Арвисто показали высокую воспитательную роль физической культуры и спорта как действенного средства формирования, развития и социологизации личности. воспитательную роль физической культуры и спорта как действенного средства формирования, развития и социологизации личности.

Над проблемами Над проблемами социальной адаптации, формирования здорового образа жизни различных категорий населения работали В. В. Белорусова, В. Д. Гончаров, В. И. Жолдак, П. А. Виноградов, М. Я. Виленский. Одним из направлений социологии явилось Одним из направлений социологии явилось исследование в сфере пропаганды физической культуры и спорта проведенное П. А. Виноградовым, А. В. Оганесян, И. И. Переверзиным.

Значительные социологические исследования 70-х годов, направленные на Значительные социологические исследования 70-х годов, направленные на изучение социального облика советских спортсменов участников Олимпийских игр гг., были осуществлены О. А. Мильштейном.

В 80-е годы стала активно развиваться олимпийская тематика. В 80-е годы стала активно развиваться олимпийская тематика. Олимпийское образование, олимпийская культура, развитие олимпийского движения в мире и в России Олимпийское образование, олимпийская культура, развитие олимпийского движения в мире и в России вот те вопросы, которые наиболее подробно освещались в спортивной литературе и стали предметом обсуждения на различных конференциях и конгрессах. вот те вопросы, которые наиболее подробно освещались в спортивной литературе и стали предметом обсуждения на различных конференциях и конгрессах.

Молодежь и спорт Молодежь и спорт Спорт и социализация. Спорт и социализация. Детские спортивные игры Детские спортивные игры Проблема социализации в спорте и играх Проблема социализации в спорте и играх Спорт и культура, социология организации Спорт и культура, социология организации

3 Проблематика социологии физической культуры и спорта на современном этапе ее развития

Помимо представленных выше основных направлений исследований, современная социология физической культуры и спорта занимается и другой проблематикой. Помимо представленных выше основных направлений исследований, современная социология физической культуры и спорта занимается и другой проблематикой. В настоящее время социология физической культуры и спорта проводит многочисленные исследования, посвященные В настоящее время социология физической культуры и спорта проводит многочисленные исследования, посвященные развитию и функционированию физической культуры и спорта, ее влиянию на формирование личности, определению критериев физической культуры личности.

Конкретные социологические исследования включают в себя широкий круг проблем, из которых можно выделить две основные: первая выяснение субъективного отношения различных социально- демографических групп населения и общества в целом к физической культуре и спорту; первая выяснение субъективного отношения различных социально- демографических групп населения и общества в целом к физической культуре и спорту; вторая определение реального отношения населения к физической культуре, реальное включение, «вовлечение» людей в физкультурно- спортивную деятельность. вторая определение реального отношения населения к физической культуре, реальное включение, «вовлечение» людей в физкультурно- спортивную деятельность.

Предметом многих конкретных социологических исследований, проведенных в различных странах и регионах, является Предметом многих конкретных социологических исследований, проведенных в различных странах и регионах, является физкультурно-спортивная активность школьников, студентов, работников производства, образования, науки и других групп населения. Ставится задача: выяснить занимаются ли они физкультурно-спортивной деятельностью, какова мотивация этих занятий, какими именно физическими упражнениями (видами спорта) они занимаются, насколько активно и регулярно, в организованных формах или самостоятельно, какова эффективность этих форм. Ставится задача: выяснить занимаются ли они физкультурно-спортивной деятельностью, какова мотивация этих занятий, какими именно физическими упражнениями (видами спорта) они занимаются, насколько активно и регулярно, в организованных формах или самостоятельно, какова эффективность этих форм.

Дается анализ физкультурной образованности, а также причин физкультурно-спортивной активности тех или иных социально-демографических групп, их ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности. Дается анализ физкультурной образованности, а также причин физкультурно-спортивной активности тех или иных социально-демографических групп, их ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности. Изучается физкультурно- спортивная активность населения различных регионов, стран. Изучается физкультурно- спортивная активность населения различных регионов, стран.

Не менее важно изучать проблемы формирования личности спортсмена, прогнозировать его поведение в обществе. Не менее важно изучать проблемы формирования личности спортсмена, прогнозировать его поведение в обществе. В условиях коммерциализации и профессионализации спорта особенно важно исследовать проблемы, касающиеся формирования нравственного поведения спортсменов. В условиях коммерциализации и профессионализации спорта особенно важно исследовать проблемы, касающиеся формирования нравственного поведения спортсменов.

Новые экономические условия ставят проблемы взаимоотношений двух социальных субъектов: тренера и спортсмена, работающих на спортивный результат, который сегодня выражается не только в метрах, голах, секундах, но в гонорарах, призовых фондах и других материальных поощрениях. Новые экономические условия ставят проблемы взаимоотношений двух социальных субъектов: тренера и спортсмена, работающих на спортивный результат, который сегодня выражается не только в метрах, голах, секундах, но в гонорарах, призовых фондах и других материальных поощрениях.

Не должны оставаться без внимания Не должны оставаться без внимания проблемы социальной адаптации спортсменов к жизни в обществе после завершения карьеры. Даже спортивная элита не всегда имеет благоприятные условия для интеграции. Даже спортивная элита не всегда имеет благоприятные условия для интеграции. Как избежать кризиса, уберечь спортсмена от психологических срывов, помочь обеспечить ему достойную жизнь после профессиональных занятий спортом это также важнейшие проблемы современной социологии физической культуры и спорта. это также важнейшие проблемы современной социологии физической культуры и спорта.

Логика развития спорта требует изучения таких социологических проблем, как Логика развития спорта требует изучения таких социологических проблем, как «спорт и молодежь», «спорт и прогресс», «спорт и гуманизм», «спорт и личность». В разрешении этих проблем социология физической культуры и спорта должна сыграть важную роль, еще раз доказать нужность и значимость этой науки для развития общества и совершенствования человека. В разрешении этих проблем социология физической культуры и спорта должна сыграть важную роль, еще раз доказать нужность и значимость этой науки для развития общества и совершенствования человека.