Городские публичные пространства Анисья Хохлова, Санкт-Петербургский государственный университет anisya_khokhlova@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные городские исследования: точки роста Анисья Хохлова, Санкт-Петербургский государственный университет
Advertisements

Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Методическая разработка (обществознание , 11 класс) по теме: "Демократия и гражданское общество".
PR в контексте задач госслужбы в России на современном этапе. Тема лекции:
Москва, 3-4 июня 2013 г. Цой Любовь Николаевна канд. соц.наук Умный город будущего Градостроительный форсайт: от жителя к.
Ветров Г.Ю. Фонд «Институт экономики города» Креативная экономика и территориальное развитие: российские примеры.
Права человека: понятие, сущность, структура Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории, права и обществознания МБОУ «Яйская СОШ 2»
Личность, право, общество, государство. Правовое государство. Личность, право, общество, государство. Правовое государство.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
ПЛАН. 1.Сущность рынка, условия его успешного функционирования. 2.Основные функции рынка. 3.Плюсы и минусы рыночного механизма. 4.Основные виды рынка.
10 Всего заданийВремя тестированиямин. Введите фамилию и имя Тест По теме «Общество как система» 10 класс ( 14) ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. ПРИЗНАКИПРАВОВОГОГОСУДАРСТВА. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнил Родионов.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
Учитель истории и обществознания, Вихляй М. В., ст - ца Крыловская Гражданское общество.
Политическое сознание и политическое поведение цель урока: ? Д/З §
Гражданское общество. Что такое гражданское общество? Гражданское общество – это относительно независимая от государства сфера жизнедеятельности людей,
Гражданский контроль как форма общественного участия Институт развития прессы-Сибирь (sibirp.ru)
ПЛАН. ПЛАН. 1. Сущность рынка, условия его успешного функционирования. 2. Основные функции рынка. 3. Плюсы и минусы рыночного механизма. 4. Основные виды.
Транксрипт:

Городские публичные пространства Анисья Хохлова, Санкт-Петербургский государственный университет

Социальное производство пространства – процесс, ответственный за материальное его существование и определяемый сочетанием социальных, экономических, идеологических и технологических факторов (городское планирование, (ре)девелопмент, дизайн, строительство) Социальное производство пространства – процесс, ответственный за материальное его существование и определяемый сочетанием социальных, экономических, идеологических и технологических факторов (городское планирование, (ре)девелопмент, дизайн, строительство) Социальное конструирование пространства –процесс трансформации отдельными людьми «уже готового» пространства, наделения его смыслом через общение, воспоминания, фантазии и повседневные, привычные способы использования материального окружения. Социальное конструирование пространства –процесс трансформации отдельными людьми «уже готового» пространства, наделения его смыслом через общение, воспоминания, фантазии и повседневные, привычные способы использования материального окружения.

Пространственные стратегии – способы использования пространства, подразумевающие осуществление власти и социального контроля. Они реализуются элитами через архитектуру, создание эстетических теорий, инициативы по городскому развитию и благоустройству и т.д. Пространственные тактики – Пространственные тактики – способы поведения обычных людей, с помощью которых они сопротивляются пространственным стратегиям: осваивают город, пытаются сделать его удобным для жизни. Они реализуются через гуляние, называние, воспоминания, поиски кратчайших путей/путей напрямик и удобных маршрутов.)

Паноптикум как пример реализации пространственных стратегий

Особенности публичных городских пространств Публичные пространства – это пространства встреч разнообразных городских групп, которые, сталкиваясь и включаясь в случайные и непредсказуемые взаимодействия, узнают об альтернативных мнениях и стилях жизни (а значит, в публичных местах всегда есть риск столкновения с «другим», «чужим», «нежелательным». Публичные пространства – это пространства встреч разнообразных городских групп, которые, сталкиваясь и включаясь в случайные и непредсказуемые взаимодействия, узнают об альтернативных мнениях и стилях жизни (а значит, в публичных местах всегда есть риск столкновения с «другим», «чужим», «нежелательным». Развитие городских публичных пространств является неотъемлемым условием формирования идеологии города, которая бы учитывала его доступность «чужакам», терпимость к различиям и открытые для всех возможности политической и экономической жизни. Развитие городских публичных пространств является неотъемлемым условием формирования идеологии города, которая бы учитывала его доступность «чужакам», терпимость к различиям и открытые для всех возможности политической и экономической жизни.

Характеристики городских публичных пространств открытость открытость гибкость гибкость общий доступ общий доступ анонимность анонимность выраженная социальная дистанция между людьми выраженная социальная дистанция между людьми не слишком жесткий взаимный контроль не слишком жесткий взаимный контроль Примеры: городские улицы, площади, парки, пространства развлечения и потребления Примеры: городские улицы, площади, парки, пространства развлечения и потребления Публичные пространства противопоставляются приватным, которые характеризуются: Публичные пространства противопоставляются приватным, которые характеризуются: закрытостью закрытостью стабильностью стабильностью высоким уровнем личного доверия и эмоциональной насыщенностью контактов высоким уровнем личного доверия и эмоциональной насыщенностью контактов Жесткими, устойчивыми формами коммуникации Жесткими, устойчивыми формами коммуникации Примеры: квартиры, гаражи, студии, подъезды (?), дворы(?) Примеры: квартиры, гаражи, студии, подъезды (?), дворы(?)

Успешные городские места: критерии оценки (умеренная) многолюдность (умеренная) многолюдность гармоничное включение публичного места в городской ландшафт гармоничное включение публичного места в городской ландшафт многообразие способов использования пространства и видов деятельности в нем многообразие способов использования пространства и видов деятельности в нем культурное разнообразие культурное разнообразие комфортность комфортность хороший имидж хороший имидж эстетическая привлекательность эстетическая привлекательность отсутствие (жестких) входных барьеров и дискриминации отсутствие (жестких) входных барьеров и дискриминации безопасность безопасность социабельность социабельность 7

Успешное публичное пространство: пример Малой Садовой улицы, СПб

Кризис или смерть городского публичного пространства? 1. Коммерциализация: растущая пространственная сегрегация растущая пространственная сегрегация джентрификация джентрификация многочисленные практики социального исключения (по признакам класса, расы, этничности, стиля жизни) многочисленные практики социального исключения (по признакам класса, расы, этничности, стиля жизни) одержимость прозрачностью и безопасностью -> одержимость прозрачностью и безопасностью -> культура страха культура страха воображаемые риски и угрозы воображаемые риски и угрозы

Проявления культуры страха в городской архитектуре, дизайне, планировании высокие стены, высокие стены, заборы и решетки, заборы и решетки, узкие окна, узкие окна, непрозрачные витрины, непрозрачные витрины, неудобные скамейки, неудобные скамейки, фонтаны, время от времени опрыскивающие газоны, фонтаны, время от времени опрыскивающие газоны, (кодовые) замки, (кодовые) замки, видеокамеры, видеокамеры, охрана, консьержи охрана, консьержи сигнализация, сигнализация, объявления служб безопасности в общественном транспорте объявления служб безопасности в общественном транспорте

Кризис или смерть городского публичного пространства? 2. Апофеоз индивида Законопроекты, запрещающие агрессивное попрошайничество Законопроекты, запрещающие агрессивное попрошайничество Законопроекты, запрещающие протесты вокруг здравоохранительных учреждений Законопроекты, запрещающие протесты вокруг здравоохранительных учреждений «Пузырь» частного пространства, окружающий людей в публичном пространстве «Пузырь» частного пространства, окружающий людей в публичном пространстве Вызов классическим представлениям о публичном пространстве как о непредсказуемом, предполагающем спонтанные контакты Вызов классическим представлениям о публичном пространстве как о непредсказуемом, предполагающем спонтанные контакты

«Смерть» городских публичных пространств: апофеоз индивида Борьба с агрессивным попрошайничеством Запрет протестов в непосредственной близости от здравоохранительных учреждений 12

Коммодификация городского (публичного) пространства: последствия Развитие символической/культурной экономики Развитие символической/культурной экономики Важность уникальной идентичности места как товара Важность уникальной идентичности места как товара Убаюкивание/приручение через капуччино Убаюкивание/приручение через капуччино Новые бедные в городах Новые бедные в городах Новая городская неформальность Новая городская неформальность

Были ли публичные пространства в СССР? Невозможность свободного выражения мнений Доминирующий идеологический дискурс транслируется через все доступные каналы: образование, искусство, СМИ, профессиональные сообщества, профсоюзы и пр. Постоянное взаимное наблюдение, страх и недоверие (причудливым образом переплетающиеся в взаимопомощью, коллективизмом и доверием) Размытые границы между публичным и приватным поведением: коммунальные квартиры товарищеские суды кухонные разговоры и пр.

Были ли приватные пространства в СССР? Вторжение сильных публик в частную жизнь граждан Острый дефицит жилищных ресурсов Отсутствие частной собственности на землю и средства производства Дефицит пространства для реализации приватных, и даже интимных, практик (общение с друзьями, хобби, телесные и сексуальные практики) Неуважение и даже презрение к быту (стремление к комфорту = мещанство, буржуазная ограниченность): коммуны новой советской интеллигенции фабрики-кухни Стигматизация понятия частный = антисоциалистический, эгоистический, корыстный

Публичные и приватные пространства в СССР Граждане стремятся к диверсификации чрезвычайно стандартизированных контекстов повседневной жизни (ожесточенная конкуренция за дефицитные ресурсы, популярность дач) Публичные пространства более пригодны для коллективного (репрезентативного), чем для индивидуального использования Монофункциональность новых публичных мест «Публичные места» vs. «общественные места»)?! Или даже открытые городские места?! Многие общественные места воспринимаются скорее как «ничьи», чем «всеобщие»

Публичные пространства после распада СССР: возрождение или мертворождение? Возрождение городского образа жизни (анонимность, гетерогенность) Бум новых пространств потребления Экономические стратегии создания и захвата свободных ниш на рынке НО: Медленные изменения в повседневных практиках людей (самопрезентация, потребление и пр.) Стремительная экономическая поляризация и пространственная сегрегация Приватизация и коммерциализация публичных пространств – даже более быстрая и крупномасштабная. Чем в Европе, в условиях недостаточного правового регулирования Правовая неопределенность -> постоянное напряжение и конфликты вокруг прав собственности и пр. претензий на городские территории (Часто неудачные) попытки сильных публик по искусственному производству публичных мест

Вызовы «управления» публичными местами и доступа к ним граждан Публичные городские места более не находятся под эксклюзивным контролем администраций: они все чаще управляются публично-приватными или чисто приватными агентами и предполагают ограниченный доступ Публичные городские места более не находятся под эксклюзивным контролем администраций: они все чаще управляются публично-приватными или чисто приватными агентами и предполагают ограниченный доступ Диверсификация публичных мест Диверсификация публичных мест Сохранение исторического облика vs. девелопмент Сохранение исторического облика vs. девелопмент Интересы местных сообществ vs. общедоступность Интересы местных сообществ vs. общедоступность Отрытый характер vs. безопасность Отрытый характер vs. безопасность Риски возникновения «edge cities», джентрификации, музеефикации и крайней эстетизации Риски возникновения «edge cities», джентрификации, музеефикации и крайней эстетизации

Российский контекст Культура как сокровище vs. поле инвестиций Культура как сокровище vs. поле инвестиций Адаптация пространства к экономическим функциям Адаптация пространства к экономическим функциям Коммуникация и самовыражение в публичных местах vs. визуальная привлекательность Коммуникация и самовыражение в публичных местах vs. визуальная привлекательность Европеизация vs. особый путь Европеизация vs. особый путь Преодоление монофункциональности советских публичных мест Преодоление монофункциональности советских публичных мест Дефицит повседневной толерантности к различиям Дефицит повседневной толерантности к различиям (Новая) охранительная политика элит

Право на город Право на город (H. Lefebvre): притязания граждан на более полный и эффективный контроль над производством их жизненных пространств. Символическая реаппроприация города Реаппроприация через протест (->какими должны быть пространства протеста? Дискуссия о «гайд- парках») Инициативы локальных сообществ (объединения «за» и «против») Реаппропрация через коммеморацию (пример: экскурсии добровольцев в Казани) Реаппропрация через флешмобы + искусство

Право на город

Возможные темы исследования Формы деятельности в публичных пространствах Пространственные стратегии и тактики Публичные места как «места памяти» Публичные места как площадки коммуникации Публичные места как «товар» Трансформация публичных мест посредством креативных инициатив Джентрификация и ее влияние на публичные городские места Публичные пространства и политическое участие Конкуренция и конфликты за публичные места