Полиграфия Формат полосы Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных систем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Полиграфия 8. Ритм в модульных конструкциях Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра.
Advertisements

Полиграфия 7. Алгоритм конструирования сетки Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра.
Полиграфия 3. Полоса Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных систем.
Полиграфия 5. Линии модульной сетки Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных.
Полиграфия 2. Выбор форматов издания Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных.
Полиграфия Правила применения сеток Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных.
Полиграфия Детализация простых сеток Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных.
Правила композиции в фотографии Правила композиции Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей? Для создания фотографии.
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ. Под композицией понимается целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются.
Володина И.П., учитель ИЗО, ГОУ «Центр образования» 1470, 2009г.
Полиграфия Микротипографика в сетках Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных.
Дизайн – это продолжение работы по организации материала, которая начинается с того момента, когда вы задумываетесь над проектом. Хороший дизайн создает.
Полиграфия 1. Модульные сетки Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных.
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах Выполнил учитель информатики АСОШ 2: Шарипов И.И.
Тема урока: «Композиция кадра» Предмет: «Основы цифровой художественной фотографии» Педагог дополнительного образования Заботина Татьяна Петровна.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Симметрия. Асимметрия и динамическое равновесие.
Володина И.П., учитель ИЗО, ГОУ «Центр образования» 1470, 2009г.
Композиция в полиграфическом дизайне Текст и изображение.
Построение чертежа детали. 1. Анализ геометрической формы и симметричности детали.
Эталонная система. Изучение размеров и пропорций головы. Томаш Оксана Васильевна, Изобразительное искусство с. Высокиничи Жуковский район Калужская область.
Транксрипт:

Полиграфия Формат полосы Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных систем мониторинга © Харитонов А. Ю. 1

Площадь полосы. Баланс белого и серого Полоса – это ограниченная полями прямоугольная зона типографского набора. Полоса – участок страницы, в пределах которого размещаются все тексты и иллюстрации. Она задается конфигурацией (обычно прямоугольной), размерами, положением на странице и представляет собой самую крупную, если не единственную, ячейку сетки. Также полоса – это прямоугольник, имеющий значение композиционного ядра страницы. © Харитонов А. Ю. 2

3 Полоса, как композиционное ядро страницы. За пределами полосы остались примечания, комментарии, прочие маргиналии все это вынесено на поля Полоса как запечатываемое пространство страницы, окруженное чистыми полями. Маргиналии и колон элементы включены в состав полосы

Выбор формата полосы заключается в определении ее линейных размеров, пропорции и положения на странице. Задача при выборе формата полосы – найти «наибольшее среднее» между коммерческим и художественным подходом, тот самый баланс белого и серого. Иначе типографика на полосе может «задохнуться» без свободного пространства, без «воздуха». Правда, иногда полное отсутствие свободного места является изюминкой набора. © Харитонов А. Ю. 4

5 Журнал «Eros», США, 1962 (вверху) Журнал «Avant Garde», США, 1970 (справа) Элегантный дизайн Герба Любалина не оставляет свободного пространства Эрик Адигард, Патриция Макшейн. Книга «Architecture Must Burn», США (на соседней полосе) Свободная типографика также не терпит «пустого»

Для определения формата полосы и размера шрифта в издании, содержащем текст с небольшим количеством иллюстраций, должны быть приняты во внимание такие параметры, как объем текста и доступное число страниц издания. Например, в случае большого количества текста и ограниченного объема издания область текстового набора должна быть как можно большей с относительно узкими полями и сравнительно маленьким кеглем шрифта. © Харитонов А. Ю. 6

Увеличение площади полосы набора с одновременным уменьшением кегля наборного шрифта, уменьшение размера полей повлечет за собой сужение белого пространства. Необходимо учитывать и то, что блок набора шрифтом с небольшим размером кегля при стандартном интерлиньяже выглядит более темным относительно текста, набранного шрифтом большего кегля. © Харитонов А. Ю. 7

Владимир Кричевский. Из книги «Борр: книга о забытом дизайнере и многом другом, включая особенности оформления этой самой книги», Москва, 2004

Основные пропорции полосы Начальный этап «многополосного» дизайна – определение пропорций страницы, ее высоты и ширины. Как правило, абрис полосы имеет вид прямоугольника. Это предопределено прямоугольным форматом изданий. Классические пропорции полосы повторяют пропорции издания. Сущность пропорции – согласие, гармония. © Харитонов А. Ю. 9

10 Практическое отсутствие верхнего и нижнего поля, резко асимметричный макет приводит к тому, что стержнем композиции наряду с текстом становятся доминирующие левое внешнее и правое корешковое поля

Расположение полосы на странице. Поля Разворот или «двойная страница» имеет зеркальную симметрию с осью-корешком, со своими внешними и внутренними (корешковыми) полями. Симметрия разворота в этом случае предопределена формой издания. Но одиночная страница может иметь самостоятельную ось симметрии. © Харитонов А. Ю. 11

© Харитонов А. Ю. Симметрия Подразумевает равноценность, равновеликость. Благодаря симметрии композиция приобретает устойчивость, равновесие Симметрия означает родство, сходство, но может служить и средством противопоставления в психологическом плане. Симметрия придает изображению статичность Симметрия и Асимметрия характеризуются местоположением элементов относительно оси или центра вращения. Благодаря симметрии фиксируются правая и левая части изобразительного целого, акцентируется центр и воображаемая ось Асимметрия нарушает статичность, сохраняя, однако, ориентацию относительно оси, хотя при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамическое начало

Для разметки страницы достаточно установить величину корешкового и верхнего полей, высоту полосы набора и ширину колонки текста, а оставшееся пространство отвести под наружное и нижнее поля. Симметричный макет разворота – это простейшая конструкция, где диагональ листа и диагональ всего разворота являются осью симметрии. В результате получаются идентичные пропорции страницы и полосы. Две диагонали разворота и по одной – для каждой из страниц, дают точки пересечения, необходимые для построения. © Харитонов А. Ю. 13

© Харитонов А. Ю. 14 Его диагональ и диагональ страницы задают верхний (в нашем случае левый) угол полосы. Полоса набора строится, исходя из этой «точки отсчета»: из этой точки вправо до диагонали разворота. Далее вниз до диагонали страницы Золотое сечение в делении страницы на полосу и поля с соотношением 2:3:4:6 Гармонический делительный канон Виллара де Оннекура. Точкой отсчета для деления полосы является пересечение диагоналей разворота и страницы. Эти точки соединяются и из них проводятся перпендикуляры до пересечения с верхним краем листа. Получается прямоугольник подобный абрису разворота.

Через шаблонирование той же конструкции можно получить более детальное деление страницы. Вариации этой конструкции дают жизнь членению большей по размерам полосы. Формирование полосы по такому принципу определяет соотношение корешкового и внешнего поля как 1:2. Эта же пропорция справедлива для верхнего и нижнего полей. Если пропорции листа 2:3, то соотношение размеров полей (корешкового, верхнего, внешнего, нижнего) 1:1,5:2:3 по классическому образцу дает полосу набора в пропорциях золотого сечения. © Харитонов А. Ю. 15

Правила для расположения по канону золотого сечения: высота области набора текста равняется ширине полной страницы. размещение полосы текста определено диагоналями, которые описывают страницу и полосу. внутренние корешковые поля определяют единицу меры для всех остальных. Поле наверху страницы равняется 1,5 ед. Внешние поля равняются 2 ед., а нижнее поле в основании макета равняется 3 ед. Для избежания дробных чисел приводят другой числовой ряд – 3, 4, 6. Текст занимает около 40% площади страницы. © Харитонов А. Ю. 16

© Харитонов А. Ю. 17 Алгоритм Душана Шульца Полуокружность, опирающаяся на верхнюю границу страницы, своей касательной задает точку А пересечение с диагональю. Отрезками соединяются и два других угла страницы. Задав величину одного поля, можно легко определить размер полосы и ее расположение на странице

© Харитонов А. Ю. 18 Деление по Раулю Розариво Страница пропорцией 2:3 делится на 81 элемент. Размеры полосы и полей кратны размерам элементарных модулей

В отличие от геометрического центра, расположенного на пересечении диагоналей, оптический центр – это область, в которой взгляд зрителя пребывает наиболее часто. Оптической серединой полосы считается линия, отстоящая от верхней границы полосы на 3/8 ее высоты, т. е. для определения оптической середины нужно разделить полосу по высоте на 8 частей, причем над линией остается 3/8 части высоты, а под – 5/8 высоты. © Харитонов А. Ю. 19

© Харитонов А. Ю. 20 Шрифт и иллюстрации оптически помещены слишком высоко. В результате область набора «убегает» со страницы вверх Текстовый набор и иллюстрации расположены слишком низко. Выглядит, как будто полоса выпадает из страницы. В этом примере боковые и нижнее поля имеют одинаковый размер, что становится источником недостатка динамики и контраста Пример удачного расположения полосы: размеры полей в пропорции к странице хорошо сбалансированы