Лекция 16 Функционализм Прикладная психология История психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 10 Развитие психологических знаний в период Нового времени История психологии.
Advertisements

История психологии программа учебного курса. Лекция 1 Введение в историю психологии.
УГМУ ФЕФЕЛОВ АЛЕКСАНДР ГРУППА ЗСРБ 203 С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СТАРОСТИ Психологические подходы к старости В обыденной жизни принято уделять гораздо.
Выполнила: Курочкина Дарья. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли.
Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Информационные технологии в психологии. Введение. Цель. Назначение. Целью курса является: - дать теоретические основы связанные с разработкой и применением.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
PPTzone.ru Сознание Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное.
Социологическое исследование Герберта Спенсора. ГСБ-11 БИТИЕВА ЛАНА БАХТИНА АЛИНА.
С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Зам.директора по ЭВ Кожеурова Е.Л. «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка»
Братякова С.Б.1 Тема: Борьба за существование и естественный отбор Цели: Раскрыть движущие силы эволюции по учению Ч.Дарвина Выяснить причины.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Транксрипт:

Лекция 16 Функционализм Прикладная психология История психологии

Вопросы

Литература Основная 1) Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. М.: Педагогическое общество России, )Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: «Академия», ) Якунин В.А. История психологии. Учебное пособие Изд. Михайлова С.Петербург ) Дайана Г.Шульц, Синди Элен Шульц История современной психологии. Евразия С.Петербург ) Томас Лихи История современной психологии Питер 2003

Литература Основная 6) Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. 4 т. – «Изд-во Пневма» СПб, ) История философии в кратком изложении. Пер. с чешского И.И.Богута М.: Мысль, ) Хьелл Л., Зиллер Д. Теории личности. СПб.: Питер, ) Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КПС+, ) Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, экспертиза, упражнения. СПб.: «Прайм-Еврознак», ) История психологии: конспект лекций/ С.А. Векилова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, ) История психологии. Экзаменационные ответы. М.: «Буклайн»,» ) Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах: Учеб.пособие – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005

Чарльз Дарвин ( ) Разработал свою концепцию естественного отбора.

Чарльз Дарвин Теория эволюции вызвала изменения также и в предмете исследований психологии. Раньше структуралисты основное внимание уделяли анализу содержания сознания. Работы Дарвина подтолкнули некоторых из них начать изучение функций, которые могло выполнять сознание. Для многих исследователей это показалось более важным, чем заниматься анализом его отдельных элементов.

Чарльз Дарвин По мере того, как психология все больше интересовалась тем, как функционирует организм в процессе адаптации к внешним условиям, задача поиска психических элементов стала терять свою привлекательность.

Френсис Гальтон ( ) Гальтон пытался показать, что рождение в семьях гениальных детей происходит значительно чаще, чем это можно было бы объяснить исключительно влиянием окружающих условий.

Френсис Гальтон Гальтон выяснил, что 4000 детей одаренных родителей 977 мужчин впоследствии стали знаменитыми. Когда же группа родителей выбиралась на случайной основе, то одаренных детей насчитывалось, как и ожидалось, меньше, только 332.

Френсис Гальтон Гальтон первым разработал тесты умственных способностей. Основное предположение Гальтона состояло в том, что интеллект может быть измерен в терминах сенсорных способностей человека – причем чем выше уровень интеллекта индивидуума, тем выше должен быть уровень его сенсорного функционирования.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер ( ) Спенсер утверждал, что эволюционным является развитие всех аспектов Вселенной, включая человека и социальные институты. Вселенная развивается согласно закону выживания сильнейших (по собственному выражению Спенсера). Именно из этого положения выросла концепция эволюции применительно к человеку и обществу, названная социальным дарвинизмом.

Вильям Джемс

Вильям Джемс ( ) Цель психологии – не выявление элементов опыта, а изучение функции приспособленного сознания. Джемс писал, что сознание ведет нас к тем целям, которые необходимы для выживания. Сознание – это жизненно важная функция высокоразвитых существ, живущих в сложной среде; без него была бы невозможна эволюция человека.

Вильям Джемс Джемс предложил новую программу психологии. Он провозгласил единство всей психической жизни, целостность непрерывно изменяющегося опыта. Сознание существует в форме непрерывного течения, - которое он назвал потоком сознания – и любая попытка разделить его на отдельные элементы или фазы только извращает суть.

Вильям Джемс Главное, что подчеркивал Джемс, – это цель сознания. Он полагал, что сознание обладает биологической полезностью, в противном случае оно не выжило бы. Цель, или функция сознания – дать человеку способность – в виде умения выбирать – приспособиться к окружающей среде.

Джемс Роулэнд Энджелл ( ) Энджелл обозначил три главных темы движения функционализма: Функциональная психология – это учение о психических операциях; учение, противостоящее психологии психических элементов (структурализму).

Джемс Роулэнд Энджелл Функциональная психология – это учение о фундаментальной полезности сознания. С этой утилитарной точки зрения, сознание – инструмент, с помощью которого организм приспосабливается к требованиям окружающей обстановки. Структуры и функции организма, позволяющие ему приспособиться к среде, существуют потому, что они необходимы для выживания

Джемс Роулэнд Энджелл Функциональная психология – это учение о психофизических связях (разум/тело) в общем контексте взаимоотношений организма с окружающей средой. Функционализм рассматривает все функции разума/тела и утверждает, что фактической разницы между ними нет. По сути они принадлежат к феноменам одного порядка и легко переходят друг в друга.

Прикладная психология Гренвилл Стэнли Холл ( ) Изучение детской психологии имело громадный общественный резонанс и привело к возникновению движение под условным названием «Изучение развития ребенка»

Гренвилл Стэнли Холл Книга Холла – внушительное (около полутора тысяч страниц) двухтомное произведение «Инстинкты и чувства в юношеском возрасте». В этой энциклопедической работе наиболее полно изложена разработанная Холлом теория рекапитуляции психологического развития. Он полагал, что ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет стадии развития психики всего рода человеческого.

Джеймс Мак Кин Кеттел ( ) Он поставил изучение психических процессов человека на практическую экспериментальную основу.

Джеймс Мак Кин Кеттел Определение тестов умственных способностей. С помощью различных тестов Кеттел пытался измерить диапазон и многообразие человеческих способностей. Эти тесты в значительной степени отличались от появившихся позднее тестов на интеллект, в которых используются более сложные способы проверки умственных способностей.

Альфред Бине ( ) Бине полагал, что наилучшим критерием умственного развития может служить оценка таких познавательных функций, как память, внимание, воображение, сообразительность.

Лайтнер Уитмер ( ) Его деятельность была посвящена диагностике и лечению отклонений в умственном развитии школьников.

Лайтнер Уитмер Клиники появились во многих городах США. Их цель состояла в максимально ранней диагностике и лечении нарушений психики детей – так, чтобы эти проблемы не развились с возрастом в более серьезные расстройства.

Лайтнер Уитмер В этих лечебницах использовался предложенный Уитмером бригадный метод работы, при котором психологами, психиатрами и социальными работниками оценивались, а затем корректировались по возможности все аспекты проблем пациента.

Уолтер Дилл Скотт ( ) Во многом Скотт был первооткрывателем. Он был первым, кто применил психологию к сфере рекламы, подбора персонала и управления; первым, кто получил звание профессора прикладной психологии; он основал первую психологическую консалтинговую компанию.

Уолтер Дилл Скотт Тесты Скотта отличались от аналогичных разработок Кеттела и других психологов. Цель Скотта состояла не в том, чтобы установить уровень интеллекта вообще, а в том, чтобы определить, как человек использует свой интеллект.

Вопросы к семинарскому занятию