Информационные системы Классификация информационных систем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
11 класс. №002. Информационные системы.
Advertisements

Жизненный цикл и фазы проекта. Контрольные вопросы Понятие жизненный цикл проекта Фазы жизненного цикла проекта Наиболее часто допускаемые ошибки.
Информационные системы Тема: «Классификация информационных систем» Е.Г. Лаврушина.
Информационные системы. СистемаЭлементы системыГлавная цель системы ФирмаЛюди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров КомпьютерЭлектронные.
Этап (годы) Концепция использования информации Вид ИС Цель использования Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов.
© ReignVox КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Выполнила студентка ТУ-501 Полозова Юлия. Структура и классификация информационных систем Информационная система (ИС) – это система, предназначенная для.
Технический проект системы Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач,
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Информационные системы управления Информационное пространство учреждения образования ИПКиП 2011г.
Тема урока: « Информационные системы. Классификация информационных систем »
Классификация информационных систем. Типы архитектур информационных систем.
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ.
Литература: 1. Брусакова И. А., Чертовской В. Д. Информационные системы и технологии в экономике /Учебное пособие. – Москва: Финансы и статистика, 2007.
Жизненный цикл ИС – весь период времени существования ИС, начиная от выработки первоначальной концепции и заканчивая потерей необходимости решения соответствующих.
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах.
Информационные системы в экономике Лекция 1. Основные понятия и определения Автоматизированная информационная система это совокупность технических программных.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ Тема 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ Подготовил Иванов А.Н.
Транксрипт:

Информационные системы Классификация информационных систем

Содержание Типы информационных систем. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления. Классификация по уровням управления.

Типы информационных систем Фактографические, документальные и геоинформационные

Типы информационных систем Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления.

Типы информационных систем По характеру представления и логической организации хранимой информации информационные системы подразделяются на: фактографические, документальные и геоинформационные.

Фактографические информационные системы В фактографических ИС регистрируются факты Все сведения об объектах хранятся в компьютере в каком-то заранее обусловленном формате, т.е. информация, с которой работает фактографическая ИС имеет четкую структуру.

Документальные информационные системы Массив данных документальных ИС представляет собой совокупность неструктурированных текстовых документов: сборники статей, книги, рефераты и т.п. Цель системы: выдать список документов, в какой-то мере удовлетворяющих условиям, сформулированным запросом.

Геоинформационные системы ГИС-это: системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. инструменты, позволяющие пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов.

Геоинформационные системы ГИС применяются в : Картографии Геологии Метеорологии Землеустройстве Экологии Муниципальном управлении Транспорте Экономике Обороне

Геоинформационные системы По территориальному охвату различают: глобальные ГИС суп континентальные ГИС национальные ГИС региональные ГИС субрегиональные ГИС локальные ГИС

Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления Функциональный признак и виды деятельности

Функциональный признак Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.

Функциональный признак В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.

Производственная деятельность Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно- технических новшеств.

Маркетинговая деятельность Маркетинговая деятельность включает в себя: анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж организацию рекламной кампании по продвижению продукции рациональную организацию материально- технического снабжения

Финансовая деятельность Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

Кадровая деятельность Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

Типовой набор информационных систем Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем: производственные системы системы маркетинга финансовые и учетные системы системы кадров (человеческих ресурсов) прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.

Функции информационных систем Типовые задачи

Система маркетинга Функции: Исследование рынка и прогнозирование продаж Управление продажами Рекомендации по производству новой продукции Анализ и установление цены Учет заказов

Производственные системы Функции: Планирование объемов работ и разработка календарных планов Оперативный контроль и управление производством Анализ работы оборудования Участие в формировании заказов поставщикам Управление запасами

Финансовые и учетные системы Функции: Управление портфелем заказов Управление кредитной политикой Разработка финансового плана Финансовый анализ и прогнозирование Контроль бюджета: бухгалтерский учет и расчет зарплаты

Система кадров (человеческих ресурсов) Функции: Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах Ведение архивов записей о персонале Анализ и планирование подготовки кадров

Прочие системы ( ИС руководства) Функции: Контроль за деятельностью фирмы Выявление оперативных проблем Анализ управленческих и стратегических ситуаций Обеспечение процесса выработки стратегических решений

Классификация информационных систем по уровням управления Уровни управления

Информационные системы оперативного уровня Информационные системы оперативного (операционного) уровня: бухгалтерская банковских депозитов обработки заказов регистрации билетов выплаты зарплаты.

Информационная система специалистов Информационная система специалистов: офисная автоматизации обработка знаний (включая экспертные системы).

Информационные системы тактического уровня Информационные системы тактического уровня (среднее звено): мониторинг администрирование контроль принятие решений.

Стратегические информационные системы Стратегические информационные системы: формулирование целей стратегическое планирование.

Информационные системы специалистов Информационные системы помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков.

Такие системы, особенно в виде рабочих станций и офисных систем, наиболее быстро развиваются сегодня в бизнесе. Развитие офисных систем

Информационные системы офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня Информационные системы офисной автоматизации

Основные цели Информационных систем офисной автоматизации

Информационные системы офисной автоматизации связывают воедино работников информационной сферы и поддерживают связь с покупателями и другими организациями. Информационные системы

Информационные системы офисной автоматизации

Информационные системы обработки знаний Пример: Существующие специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок.

Пример: Существующие специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок. Информационные системы обработки знаний

Информационные системы тактического уровня (среднее звено)

Системы поддержки принятия решений

Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики Системы поддержки принятия решений

Системы поддержки принятия решения

Стратегическая информационная система компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития организации. Стратегическая информационная система

Прочие классификации информационных систем.

характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.. Ручные информационные системы:

Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной информационной системой.

выполняют все операции по переработке информации без участия человека. Автоматические информационные системы :

выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Пример: некоторые поисковые системы (Google), где сбор информации о сайтах осуществляются автоматически поисковым роботом

Квалификация Автоматизированных информатизированных систем

Пример 1.1. Роль бухгалтера в информационной системе по расчету заработной платы заключается в задании исходных данных.

Информационная система обрабатывает их по заранее известному алгоритму с выдачей результатной информации в виде ведомости, напечатанной на принтере. Разработка Ис

Классификация по характеру использования информации Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя.

Пример: информационно- поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах. Информационно-поисковая система

Информационно-решающие системы осуществляют операцию переработки информации по определенному алгоритму :

Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Управляющие информационные системы

Советующие информационные системы

Пример 1.2. Существуют медицинские информационные системы :

Пример 1.3. Существуют медицинские информационные системы :

Методология структурного анализа и моделирования информационных систем CASE (Computer-Aided Software/System Engineering) методология метод нотация средство Парадигма CASE-средств

Достоинства CASE средств улучшают качество создаваемого ПО за счет средств автоматического контроля (прежде всего контроля проекта); позволяют за короткое время создавать прототип будущей системы, что позволяет на ранних этапах оценить ожидаемый результат; ускоряют процесс проектирования и разработки; освобождают разработчика от рутинной работы, позволяя ему целиком сосредоточиться на творческой части разработки; поддерживают развитие и сопровождение разработки; поддерживают технологии повторного использования компонент разработки.

Основные фазы проектирования информационной системы формирование концепции; подготовка технического задания; проектирование; разработка; ввод системы в эксплуатацию

Концептуальная фаза формирование идеи, постановку целей; формирование ключевой команды проекта; изучение мотивации и требований заказчика и других участников; сбор исходных данных и анализ существующего состояния; определение основных требований и ограничений, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов; сравнительную оценку альтернатив; представление предложений, их экспертизу и утверждение.

Подготовка технического предложения разработка основного содержания, базовой структуры проекта; разработка и утверждение технического задания; планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта; составление сметы и бюджета проекта, определение потребности в ресурсах; разработка календарных планов и укрупненных графиков работ; подписание контракта с заказчиком; ввод в действие средств коммуникации участников проекта и средств контроля за ходом работ.

Проектирование выполнение базовых проектных работ; разработка частных технических заданий; выполнение концептуального проектирования; составление технических спецификаций и инструкций; представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.

Разработка выполнение работ по разработке программного обеспечения; подготовка к внедрению системы; контроль и регулирование основных показателей проекта.

Ввод системы в эксплуатацию комплексные испытания; подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы; подготовка рабочей документации, сдача системы заказчику и ввод ее в эксплуатацию; сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание; оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов; разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту; накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состояния, определение направлений развития.

Ошибки ошибки в определении интересов заказчика; концентрация на маловажных, сторонних интересах; неправильная интерпретация исходной задачи; неправильное или недостаточное понимание деталей; неполнота функциональных спецификаций (системных требований); ошибки в определении требуемых ресурсов и сроков; редкая проверка на согласованность этапов и отсутствие контроля со стороны заказчика (нет привлечения заказчика).

Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы международный стандарт, регламентирующий жизненный цикл информационных систем ISO/IEC основные процессы жизненного цикла (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение); вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, разрешение проблем); организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла, обучение).

Основные процессы. Разработка оформление проектной и эксплуатационной документации; подготовку материалов, необходимых для тестирования разработанных программных продуктов; разработку материалов, необходимых для обучения персонала.

Основные процессы. Эксплуатация конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей; обеспечение пользователей эксплуатационной документацией; обучение персонала. Основные эксплуатационные работы включают: непосредственно эксплуатацию; локализацию проблем и устранение причин их возникновения; модификацию программного обеспечения; подготовку предложений по совершенствованию системы; развитие и модернизацию системы.

Основные процессы. Сопровождение выделение наиболее ответственных узлов системы и определение для них критичности простоя (это позволит выделить наиболее критичные составляющие информационной системы и оптимизировать распределение ресурсов для технического обслуживания); определение задач технического обслуживания и их разделение на внутренние, решаемые силами обслуживающего подразделения, и внешние, решаемые специализированными сервисными организациями (таким образом производится четкое определение круга исполняемых функций и разделение ответственности); проведение анализа имеющихся внутренних и внешних ресурсов, необходимых для организации технического обслуживания в рамках описанных задач и разделения компетенции (основные критерии для анализа: наличие гарантии на оборудование, состояние ремонтного фонда, квалификация персонала); подготовка плана организации технического обслуживания, в котором необходимо определить этапы исполняемых действий, сроки их исполнения, затраты на этапах, ответственность исполнителей.

Вспомогательные процессы Управление конфигурацией позволяет организовывать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в различные компоненты информационной системы на всех стадиях ее жизненного цикла.

Организационные процессы выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта; определение методов описания промежуточных состояний разработки; разработку методов и средств испытаний созданного программного обеспечения; обучение персонала. Верификация это процесс определения соответствия текущего состояния разработки, достигнутого на данном этапе, требованиям этого этапа. Проверка это процесс определения соответствия параметров разработки исходным требованиям. Проверка отчасти совпадает с тестированием, которое проводится для определения различий между действительными и ожидавшимися результатами и оценки соответствия характеристик информационной системы исходным требованиям.

Классификация ИС по способу организации системы на основе архитектуры файл-сервер; системы на основе архитектуры клиент-сервер; системы на основе многоуровневой архитектуры; системы на основе Интернет/интранет- технологий.

Типовые функциональные компоненты информационной системы PSОбслуживает пользовательский ввод и отображает то, что сообщает ему компонент логики представления (PL), с использованием соответствующей программной поддержки PLУправляет взаимодействием между пользователем и ЭВМ. Обрабатывает действия пользователя при выборе команды в меню, щелчке на кнопке или выборе пункта в списке BLНабор правил для принятия решений, вычислений и операций, которые должно выполнить приложение DLОперации с базой данных (реализуемые SQL-операторами), которые нужно выполнить для реализации прикладной логики управления данными DSДействия СУБД, реализующие логику управления данными, такие как манипулирование данными, определение данных, фиксация или откат транзакций и т. п. СУБД обычно компилирует SQL-предложения FSДисковые операции чтения и записи данных для СУБД и других компонентов. Обычно являются функциями операционной системы (ОС)

Архитектура файл-сервер Файл-сервер только извлекает данные из файлов, так что дополнительные пользователи и приложения лишь незначительно увеличивают нагрузку на центральный процессор. Каждый новый клиент добавляет вычислительную мощность к сети. При выполнении некоторых запросов к базе данных клиенту могут передаваться большие объемы данных, загружая сеть и приводя к непредсказуемости времени реакции.

Архитектура клиент-сервер Выделенных серверов баз данных, понимающих запросы на языке структурированных запросов (Structured Query Language, SQL) и выполняющих поиск, сортировку и агрегирование информации. Диалог PS, PL BL, DL Логика обработки Клиент Управление данными DS, PS Сервер Классический вариант клиент-серверной системы

Многоуровневая архитектура Трехуровневая архитектура позволяет еще больше сбалансировать нагрузку на разные узлы и сеть, а также способствует специализации инструментов для разработки приложений и устраняет недостатки двухуровневой модели клиент- сервер. Диалог PS, PL Приложение клиентов BL, DL Логика обработки Сервер приложений Диалог DS, FS Сервер базы данных

Интернет/интранет-технологии сервер приложений сервер динамических страниц сервер баз данных веб-сервер браузер