ОПЫТ УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОВОС в КЫРГЫЗСТАНЕ Коротенко В., председатель Экологического Движения «БИОМ» Семинар «Оценка воздействия на окружающую среду.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОПЫТ ОВОС В КЫРГЫЗСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ Коротенко В., председатель Экологического Движения «БИОМ» Семинар « Регулирование отношений в сфере природопользования.
Advertisements

Орхусский центр г. Гродно: содействие доступу к экологической информации Романович Иоланта Николаевна, координатор Орхусского центра г. Гродно 26 июня.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Опыт обучения использованию норм Орхусской конвенции. Могилюк Светлана, Председатель ОО «ЭКОМ» г.Павлодар Секретарь Координационного совета Экофорума НПО.
РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ ПОЗИЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЫРГЫЗСТАНА К РИО+20 Коротенко В.,
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Управление качеством воздуха в странах Восточного региона ЕИСП Рекомендации для центров по НДТМ Моника Прибылова 2 октября 2013 года.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Преодоление бедности через рациональное природопользование Статс-секретарь ГАООСиЛХ Кыргызской Республики Чынгожоев А.Т.
Анализ регуляторного влияния и устойчивое развитие бизнеса Юрий Юрченко – к.э.н., консультант Центр коммерческого права
Проект финансируется ЕС Некоторые подходы к совершенствованию системы управления водным сектором Кыргызстана, в соответствии с идеологией ИУВР Совместный.
1 Взаимодействие ОАО «ФСК ЕЭС» с заинтересованными сторонами по проблемам природоохранной деятельности. Отчет по обязательствам 2007 года Демин М.В. –
Могилюк Светлана, Председатель Экофорума НПО РК, председатель ОО «ЭКОМ»
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
1 Участие общественности в принятии решений в планировании, касающемся энергетики: законодательство и практика – белорусский опыт.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
К разработке оценки деятельности ОНС Третьякова Т.А. Национальная сеть МиО.
МеТА проект в Кыргызстане Джанкорозова М. Национальный МеТА секретариат, Бишкек 2009.
Транксрипт:

ОПЫТ УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОВОС в КЫРГЫЗСТАНЕ Коротенко В., председатель Экологического Движения «БИОМ» Семинар «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка» (проект WECOOP)

ОВОС И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОВОС есть одно из средств обеспечения безопасности, предотвращения и профилактики возможных негативных последствий ОВОС, как и другие формы демократии участия, в отличие от всякого рода инженерной защиты направлен прежде всего на выявление и преодоление причин и источников этого ощущения опасности и дискомфорта. (по М.Рацу) Невозможно в принципе обеспечить безопасность угрожаемой системы извне: опасность/безопасность - это ее внутренняя, имманентная характеристика, а поэтому ОВОС есть не только одно из, но важнейшее средство обеспечения экологической безопасности

СПЕКТР ФОРМ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ По материалам Карпова А., Центр экспертиз «ЭКОМ»

Строительство нефтеперерабатывающего завода г. Кара-Балта (1) Осенью 2009 г. в Кыргызской Республике в г. Кара-Балта, восточно- промышленная зона было начато строительство нефтеперерабатывающего завода компаниями «Чжунда», Чайна Петроль компании. Инициатор проекта шеньсинсийская корпорация «Дадэ». ОВОС был проведен по части объектов в 2010 году без участия общественности. Отсутствие информации вызвало недовольство местных жителей. В ответ на запросы жителей и депутатов Жайыльского районного кенеша в государственные органы была получена информация о серьезных нарушениях законодательства Кыргызской Республики со стороны инициаторов деятельности по строительству нефтеперерабатывающего завода. В 2010 г.территория строительства обнесена забором, начато строительство фундамента завода, практически перестроено здание бывшей «Сельхозхимии» под нефтехранилище.

Госагенство архитектуры и строительства постановило что строительство НПЗ ведется самовольно без разрешительных документов и передало дело в Чуйский межрайонный суд (от ) Компании Джунда выдано предписание от о приостановке строительства до получения всех разрешительных документов ( Административный кодекс (Статья 162. Уклонение от прохождения или невыполнение требований государственной экологической экспертизы) но это не повлияло на процесс строительства, строительство продолжалось Гос инспекция по надзору за пром. Безопасностью в ходе проверки выявила нарушения – строительно монтажные работы велись без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. Строительство продолжалось вестись Строительство нефтеперерабатывающего завода г. Кара- Балта (2)

Строительство нефтеперерабатывающего завода г. Кара-Балта (3) В результате разбирательств было выявлено: Нарушен Сан ПиН 2.2.1/ санитарно защитная зона 1000 метров – русло реки Кара Балта в 300 метрах, ул. Тольятти в 200 метрах. Выдано предварительно е заключение ГЭЭ «..можно сделать вывод о принципиальной допустимости намечаемой деятельности на выбранной площадке и возможности дальнейшего параллельного проектирования и строительства ». (из ответа ГАООСиЛХ на запрос общественности от )

По результатам обращения граждан были созданы Депутатская комиссии Выявлено нарушение прав граждан и экологического законодательства при строительстве нефтеперерабатывающего завода в г. Кара-балта

Строительство нефтеперерабатывающего завода г. Кара-Балта (4) РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ г.Бишкек, от 6 мая 2013 года N 167-р 2. ГАООСиЛХ при Правительстве Кыргызской Республики совместно с Государственной инспекцией по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики, Государственной инспекцией по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики: - в целях выявления предпочтений, определения всех аспектов возможного воздействия данной деятельности на окружающую среду, а также получения максимально объективной информации и учета общественного мнения в процессе оценки воздействия оказать содействие Компании в проведении консультаций с общественностью в течение 15 дней; - оказать консультационную помощь Компании в проведении оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС); - обеспечить организацию и проведение государственной экологической экспертизы и документации ОВОС в составе проектной документации в течение 2-х месяцев. Начался новый процесс организации ОВОС и согласования с общественностью

«Устойчивое развитие Иссык-Куля» проект АБР Проект предусматривает улучшение городской инфраструктуры, включающие в себе реабилитацию, замену, улучшение и расширение канализации и санитарии, переработку твердых отходов, городское водоснабжение в городах Балыкчи, Чолпон-Ата и Каракол. Реализующим ведомством является Иссык-Кульская областная администрация, а исполнительным ведомством - Министерство финансов Кыргызской Республики Стоимость 30,0 млн. долл. США из них виде гранта 13,5 млн. долл. США и кредит на льготных условиях 16,5 млн. долл. США

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ИССЫК-КУЛЯ (2) Согласно требованиям национального законодательства, в частности Законов «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе», не допускается хозяйственная деятельность без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Для всех объектов проекта (свалки и очистные сооружения) необходимо проведение государственной экологической экспертизы в отдельности; Влад Ушаков

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ИССЫК-КУЛЯ (3) Чего сделано не было и не нашло отражение в ОВОС: Согласно требованиям Сан ПиН 2.2.1/ «Проектирование, строительство, реконструкция, и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест». для всех сооружений проекта необходимо разработать Планы устройства санитарно- защитных зон, а также соблюсти требования Сан Пина по минимальным площадям СЗЗ; Необходимо продумать систему комплексного озеленения вокруг свалок, дорог и очистных сооружений, где будут использованы сообщества и виды местных растений, способных осуществлять ризофильтрацию, то есть очищение почв и водных объектов от загрязняющих веществ, а так же способствовать сохранению местного биологического разнообразия; Таким образом, не были учтены нормы законодательства КР

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ИССЫК-КУЛЯ (4) Необходимо разработать План рекультивации существующих свалок, с определением альтернативных подходов и современных технологий; в ОВОС рассмотрены в основном структурно- топологические альтернативы, но нет технологических альтернатив для разных объектов (например выбор места свалок – пример в г. Каракол в проекте свалка предлагается располагаться в 100 м. от реки) Из материалов ОВОС «Участие общественности в Кыргызстане представляет ОО «Независимая экологическая экспертиза» (НПО НЭЭ), являющаяся инструментом для участия неправительственного сектора в процесс ГЭЭ.» - при этом не было проведено согласования с НПО НЭЭ по этому вопросу Плюс в том, что в рамках международных проектов ОВОС делается, однако существует несогласованность между международными требованиями банка по проведению ОВОС и требованиями национального законодательства

РАСШИРЕНИЕ ДОРОГИ и СОХРАНЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ г. Бишкек 16 августа 2013 года в Экологическое Движение «БИОМ» обратились жители по ул. Суеркулова, с просьбой помочь сохранить более 90 пятидесятилетних дубов. В процессе реконструкции и расширения дороги улицы было принято решение о сносе 90 дубов. Жители близлежащих домов узнали об этом 16 августа. Был отправлен запрос в ГИЭиТБ о ГЭЭ и ОВОС. Ответ ожидается, но общественность не была привлечена

СОХРАНЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ НА УЛ. СУЮРКУЛОВА Жители перешли к протестным действиям, организовали круглосуточное дежурство с целью не допустить вырубку Было подготовлено письмо – петиция и собраны подписи 18 августа с жителями встретился Мэр города Бишкек И. Омуркулов После консультации с городскими службами мэр пообещал что дубы рубить не будут. Была проведена большая компания в СМИ Ситуация не завершена, ведется общественный контроль

Другие Формы и Механизмы Участия Коммуникативные площадки по выработки позиции и планов по участию общественности Через Общественные Наблюдательные Советы Положение об общественном наблюдательном совете при государственном органе Указ Президента Кыргызской Республики от 29 сентября 2010 года 212Указ Президента Кыргызской Республикиот 29 сентября 2010 года 212 Молодежная Экологическая Сеть Центральной Азии МЭСЦА; Климатическая сеть «ИНФОИК»; Общественная сеть по сохранению био культурного разнообразия; Сеть «Женщины могут все!»; Сеть поддержки Орхусской конвенции и др

Форумы экологических организаций 26 апреля 2012 года в г. Бишкек был проведен Форум экологических НПО КР, в котором приняли участие более 60 делегатов, представляющих общественные эко-организации из всех регионов КР Подготовлено Обращение Членам Комиссии по отбору кандидатов в состав ОНС при государственных органах КР

ФОРУМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КР - Выработка общей позиции общественных экологических организаций Кыргызской Республики к Рио+20 Разработка механизмов участия экологического движения в принятии экологически значимых решений на национальном, региональном и международном уровнях Проведены выборы в Общественный Совет МКУР

ЭКОНПО КЫРГЫЗСТАНА ЗАЯВЛЯЮТ О ГОТОВНОСТИ: Участвовать в формировании и совершенствовании экологической политики и нормативно-правой базы; Участвовать в определении национальных приоритетов в области окружающей среды; Способствовать развитию межсекторального взаимодействия и интеграции вопросов экологической безопасности и устойчивого развития в отраслевые и национальные стратегии, программы и проекты развития.

Сети Экологических Организаций Участие в Разработке Местных Планов

Планы экологического управления Разработаны планы экологического управления для 6-ти областей Кыргызской Республики, для г. Бишкек проведена экологическая экспертиза программы «Обновленная столица» Созданы Координационные советы по разработке ПЭУ (НПО, ОМСУ, ГАООСиЛХ и тд)

Общественные инициативы по экологической безопасности на местах Установление опознавательных знаков в районе хвостохранилища в ПГТ Кажы Сай

Участие Общественности в Разработке Стратегических Программ Среднесрочная Программа Развития до 2014 Выявлены экологические проблемы по: - Вопросы строительства объектов - Проверки предпринимательства - Лицензии заявленные на отмену Проведены общественные слушания по СПР и выступления экспертов из общественных организаций в комитетах ЖК, где озвучены потенциальные риски экологической безопасности в результате принятия определенных пунктов Программы. Программа отправлена на доработку в Правительство Экологические НПО подготовили рекомендации по ее совершенствованию

Политика Устойчивого развития и ОВОС в Кыргызстане В Кыргызстане принята Национальная стратегия устойчивого развития (Указ Президента от 21 января 2013 г. ) Национальная Программа и План Правительства по переходу к Устойчивому развитию Кыргызской Республики на годы находится в Парламенте. Центральным ядром Программы является выстраивание экономических и политических систем управления вокруг человека, при условии сохранения природной системы его жизнеобеспечения. В конечном итоге Программа направлена на повышение качества жизни людей в условиях благоприятной окружающей среды. В экономике ключевым трендом является ее "озеленение". В разработке Программы принимали участие представители общественных организаций Были проведены обширные консультации со всеми заинтересованными сторонами Подготовка Программы широко освещалась в СМИ

ОВОС в ППУР В разделе по развитию горнорудного производства: Разработка и принятие нормативного документа о порядке проведения ОВОС объектов горнодобывающей отрасли в которой будут регламентированы права населения и общественности на участие в ОВОС В разделе по охране окружающей среды В рамках приоритета «Снижение экологических рисков и минимизация негативных последствий экономической деятельности» утвердить инструкцию о проведении ОВОС с учетом международных обязательств; утвердить инструкцию о порядке проведения государственной экологической экспертизы; усилить ответственность за соблюдение требований государственной экологической экспертизы.

ВЫВОДЫ/РЕКОМЕНДАЦИИ Не смотря на законодательство экологические требования (ОВОС, ГЭЭ) часто игнорируются и не работают Участие общественности сводится к формальным процедурам, нарушаются сроки – слушанья проводятся когда основные решения уже приняты и т.д. Часто общественность вынуждена прибегать к протестным действиям, чтобы отстоять свои экологические права; Рассмотрение альтернатив в ОВОСах часто сводиться к формальности, реальные альтернативы не рассматриваются (ни с точки зрения технологий, ни с точки зрения мест); При проведении ОВОС по процедурам банков часто игнорируются требования национального законодательства

ВЫВОДЫ/РЕКОМЕНДАЦИИ Важно предусмотреть вопросы участия общественности в процессе принятия решения при разработке месторождений; Повысить эффективность информирования и участия общественности в экологической экспертизе и процедурах оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС); Усилить контроль за соблюдением норм пользования водными объектами (санитарные, водоохранные зоны и др.); Усилить контроль за объектами производства токсичных материалов, с проведением регулярных контрольных замеров выбросов (в том числе пыли),а также сбором и захоронением отходов; Приведение в соответствие с требованиями охраны окружающей среды сельскохозяйственного и промышленного производств, коммунального хозяйства.

ВЫВОДЫ/РЕКОМЕНДАЦИИ Законодательство нарушается самими органами власти (разрешение на параллельное проектирование и строительство, что снижает шансы общественности на участие и запутывает процесс) В связи с законом об НПА и законом о техническом регулировании утратили силу Сан ПиНы, Инструкция об ОВОС, Инструкция об Экологической экспертизе и т.д.. Необходимо вернуть эти нормативные акты. Важно поощрение позитивных практик участия общественности в принятии экологически значимых решений со стороны государства и происходило накопление и трансляция опыта. Необходима разработка системы раннего предупреждения экологических рисков для населения, особенно в контексте развития горнодобывающей отрасли.

Спасибо за внимание!