Проектирование рабочих программ Абакирова Татьяна Петровна, Заместитель директора ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», кандидат психологических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Методические рекомендации к составлению рабочей программы Подготовлена Куконковой С.А., учителем истории и обществознания МБОУ.
Advertisements

Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Рабочие программы учителя. 1.Титульный лист. 2.Пояснительная записка. 4.Учебно-тематический план. 5.Содержание курса 7.Критерии оценивания по предмету.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Содержание и структура рабочей программы педагога Подготовила Рогожина Э.Г год.
Рабочая программа коррекционного обучения. Малькова Надежд Анатольевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ СОШ 3.
Требования к рабочим программам педагога. Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Требования к содержанию и оформлению рабочих программ.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Содержание и структура рабочей программы педагога Подготовила Серяева Наталья Анатольевна 2010 год.
Составление и разработка рабочей программы учитель начальных классов МОУ СОШ 1 г. Черепанова Тайбашева Т. В.
Информационно – методический отдел Рекомендации по разработке рабочих программ по предметам.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Содержание и структура рабочей программы педагога 2012 год.
Методические рекомендации «Как написать рабочую программу по предмету» Заместитель директора по УВР Смирнова Н.П.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Транксрипт:

Проектирование рабочих программ Абакирова Татьяна Петровна, Заместитель директора ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», кандидат психологических наук

Зачем нужны программы?

Что такое программа? ПРО – вперед Грамма – пишу Программа – проект педагогической деятельности (зачем, что и как буду делать)

Образовательная программа – это проектный текст, отображающий логику профессиональных действий педагога или проектное описание ценностей, целей, содержания, форм, методов и приемов организации образовательного процесса

Какие бывают программы ???

Общеобразовательная программа образовательного учреждения; Базовая (типовая учебная программа) образовательная программа; Рабочая программа; Образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов; Образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т.д.); Авторская программа; Экспериментальная программа; Дополнительная образовательная программа.

Основными документами, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный образовательный стандарт (федеральный и национально- региональный компонент) базисный учебный план школ РФ, который содержит: распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются примерные учебные программы на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план

Краткие теоретические сведения о рабочей программе

В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996) сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин»

Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Рабочая программа является локальным и индивидуальным документом педагога.

Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Структурные элементы рабочей программы Титульный лист (название программы). Пояснительная записка. Учебно-тематический план (интегрированный). Содержание тем учебного курса. Требования к уровню подготовки учащихся. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной). Приложения к программе. Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Элементы рабочей программы Содержание элементов рабочей программы Титульный лист - полное наименование образовательного учреждения; - гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты); -название учебного курса, для изучения которого написана программа; -тип программы (базовая, углубленное изучение, авторская и т.п.). -указание класса; -кол-во часов по учебному плану ; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города, населенного пункта; - год разработки программы

Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол ____ от «__»_______200_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по Класс Учитель 200_ - 200_ учебный год «Согласовано» Руководитель МО _____________/____________/ ФИО Протокол ___ от «__» ____________200___г. «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ » _____________/______________/ ФИО «__»____________200___г. «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ » _____________/______________/ ФИО Приказ ___ от «__»____200___г. Количество часов по учебному плану Общеобразовательная программа Специальная (коррекционная) программа VII вида Специальная (коррекционная) программа VIII вида Всего за учебный год I полугодие II полугодие

Часть 1 Пояснительная записка -кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса/категории обучающихся - тип программы - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимость); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения; - указание на место и роль курса в обучении; - цели, задачи; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых); - общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; - предполагаемые результаты; - система оценки достижений учащихся; - инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Особенности проектирования рабочей программы для ребенка с ОВЗ, обучающегося инклюзивно

На основе чего разработана данная программа??? На основе чего разработана данная программа???

Выбор программ основа обучения 1)типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений 14 кл. (авторы: Л. В. Занков, В. В. Истомин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Я. Виленкин, Л. Г. Петерсон, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Т. Г. Рамзаева, Л. Ф. Климанова, Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова); 2)программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развита (авторы: Е. А. Екжанова, Г. М. Капустина, Ю. А. Костенкова, Т. В. Кузмичева, Е. Б. Новикова, Е. Н. Морсакова, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко); 3) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с нарушением интеллекта (авторы В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина, Н. М. Барская, С. Ю. Ильина; 3. Н. Смирнова, Г. Н. Гусева, А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская, А. А. Хилько, В. В. Эк, М. Н. Перова и др.); 4) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (авторы Л. В. Бенедиктова, Р. И. Лалаева, Л. В. Кузнецова, С. И. Векшина, Е. Д. Гарева, Г. Ю. Берестова, Г. П. Рындина, С. Б. Яковлева).

Основа программы Рабочая программа по ……… составлена на основе Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида./ Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2002 г. При разработке программы использовались следующие издания учебной и дополнительной литературы: перечислить

Для чего предназначена программа??? Для чего предназначена программа???

Предназначение программы Программа предназначена для организации учебного процесса ребенка с ОВЗ, обучающегося инклюзивно в общеобразовательном ……классе. Математика как школьная дисциплина призвана способствовать реализации главных целей вспомогательной школы – успешной интеграции в общество и трудовой реабилитации ее выпускников. Поэтому обучение математике направлена на формирование математических навыков, необходимых в жизненных и профессионально-трудовых ситуациях.

Конкретные задачи для ребенка Конкретные задачи для ребенка

Основными задачами учебного предмета являются: - формирование у ребенка таких математических представлений, умений и навыков, которые помогут ему наилучшим образом адаптироваться в быту, овладеть доступной хозяйственно-трудовой и профессиональной деятельностью; - обучение применению умений и навыков в жизненных и профессионально-трудовых ситуациях; - формирование и развитие предметно-практической деятельности, моторной ловкости, положительных эмоционально-волевых и личностных качеств, познавательной сферы; - развитие интереса к учебным занятиям, умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Межпредметные связи Межпредметные связи

Преподавание математики связано с преподаванием таких учебных предметов как трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка, родной язык, рисование, мир вокруг, география. Особенно четко должны быть отрегулированы связи между преподаванием математики и формированием знаний и навыков на уроках ручного и профессионального труда. В младших классах на уроках ручного труда осуществляется «забегание вперед» по отношению к учебному материалу математического содержания. В старших классах «забегание вперед» создается на уроках математики.

Принципы организации обучения Принципы организации обучения

Инклюзивное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования: воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности. систематичность и последовательность решения коррекционно- образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Систематичность требует, чтобы учитель не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения учеников класса, развития сильных сторон личности каждого ребенка.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями предполагает создание условий, способствующих наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке. Обучение должно быть связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Инклюзивное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования:

Принцип коррекции. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у детей с любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению. Инклюзивное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования:

Какие дополнения внесены в программу??? Какие дополнения внесены в программу???

Программу внесены дополнения, которые касаются организации образовательного процесса. При этом были использованы следующие методические разработки: В первую очередь были конкретизированы задачи обучения, помимо основных добавлены специальные (коррекционные, развивающие) и дополнительные. Выделены принципы организации обучения.

Какие изменения внесены в программу??? Какие изменения внесены в программу???

Проанализирован курс по темам и их соотнесен с ООП. Выделены логично связанные между собой, содержательно соответствующих учебному материалу темы по предмету. Выделены общие темы курса для изучения их в условиях общеобразовательного инклюзивного класса. Составлен интегрированный календарно-тематический план.

Для каждого раздела сформулированы конкретные задачи для ребенка Определены ЗУН, которыми должен овладеть ребенок Определены критерии для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля Подобраны специальные педагогические приемы, методы, способы организации ОП

Разделы Умения и навыки Нумерация чисел 1-10 Повторение знаний о числах 1-5. Образование чисел от 6 до 10 способом +1, -1 в предметно-практической деятельности. Число 0. Цифры 0, 6, 7, 8, 9. Запись числа 10 двумя цифрами. Соотношение количества, числительного, цифры. Последовательность чисел в числовом ряду. Сравнение чисел. Состав чисел. Знаки сравнения. Число и цифра. -Соотносить количество предметов с количеством пальцев, с числительным и цифрой. -Отыскивать цифры 0, 6 – 9 в цифровой кассе по образцу, по названию. -Составлять число 10 из двух цифр. -Определять количество предметов в группе (в пределах 10), на рисунке, числовой фигуре пользуясь счетом. Отвечать на вопрос «Сколько?» -Называть числительные (порядковые и количественные) в прямом и обратном порядке в пределах 10 начиная с 1, а также с любого числительного. -Получать любое из чисел первого десятка способами +1 и – 1. -Записывать цифры 1-9, 0 и число 10. -Знать место каждого из чисел первого десятка в числовом ряду. -Сравнивать группы предметов способами попарного соотнесения, пересчетом. -Сравнивать числа в числовом ряду, результат сравнения записывать с использованием знаков сравнения. -Раскладывать группу предметов (в пределах 10) на две части, используя различные варианты разложения. - Знать состав чисел 2-10.

Выделены критерии достижений и их оценка.

Разделы Умения и навыки Достижения учащегося По показу По образцу По развер- нутой слов. инструкции Сам. по словесн ому задани ю Количественные понятия Пользуется приемом попарного соотнесения при сравнении двух групп предметов Пользуется способами добавления недостающего и удаления лишнего предмета при уравнении двух групп предметов по количеству. Пользуется действиями, приводящими к увеличению и уменьшению количества предметов, жидких и сыпучих веществ

Приемы, методы, формы организации УП Приемы, методы, формы организации УП

Выбирая формы и методы взаимодействия с учащимися на уроке, учитель должен помнить, что наибольшей трудностью для учащихся вспомогательной школы является перенос знаний в измененную ситуацию. Поэтому на уроке должны быть созданы условия (или ситуации), максимально приближенные к тем, в которых ученик функционирует (или будет функционировать после окончания школы) каждый день. Математический материал носит абстрактный характер и вызывает объективные трудности усвоения у учащихся вспомогательной школы. Для снятия трудностей усвоения математических понятий у учащихся уроки должны быть оснащены достаточным количеством наглядно- дидактических средств, которые должны быть соотнесены с возможностями каждого ученика класса и активно использоваться последними.

Выбор приемов, методов и форм обучения зависит от характера учебного материала и учебных задач.

Важно использовать разнообразные способы мотивации пробуждение положительного эмоционального отношения к предмету; раскрытие необходимости и актуальности приобретения практических умений и навыков, приучение школьников к выполнению соответствующих требований, создание ситуаций успеха, поощрение учащихся, Творческие работы, соревнования и т.д. Особенно важно на уроках – благоприятная психологическая обстановка.

Часть 2 Содержание программы и учебно-тематический план (если есть возможность, то интегрированный, если нет, то интеграция на уровне урока)

Алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования Изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ для учреждений соответствующих видов. Определение регионального и валеологического компонентов. Определение содержания учебно-методического и дидактического комплекта, обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование. Соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ. Анализ количества часов, рекомендуемых программой для прохождения основных тем. Поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному материалу тем по предмету. Выделение общих тем программ для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного класса. Выделение общих тем программ для изучения их в классах коррекционно-педагогической поддержки. Составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым календарным учебным графиком школы.

ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ

урока Дата в общеобразоват. кл. (4 ч в неделю, 25 недель ч) в С(К)ОУ VII вида (4 ч в неделю, 30 недель ч) в С(К)ОУ VIII вида (5 ч в неделю, 33 недели ч) I четверть (36 ч)Добукварный период (11 ч)Подготовка к обучению грамоте (34 ч) Подготовитель ный этап (20 ч) 1Знакомство с книгой «Русская азбука» 2Речь устная и письменная Речь устная 3Предложение Речь письменная 4Предложение Игрушки. Понятие «слово». Семья. Работа над словом 5 Предложение и слово Практическое ознакомление с предложением Предложение состав и анализ

13 Гласные и согласные звуки Выделение предложения из рассказа«Беседа в лесу». Выделение звука [у] 14 Гласные и согласные звуки Разделение предлож. на слова, опред. их кол-ва Выделение звука [м] 15 Слияние согласного звука с гласным Слог прямой и обратный Рассказывание и работа по содержанию 16 Слияние согласного звука с гласным Слоги со стечением согласных в начале слова Рассказ и работа над содерж. «Колобок». Закрепление «Репка», «Колобок» 17 Буква А, а; звук [а],Слоги со стечением согласных в конце слова Звук и буква А, а 18 Буква А, а; звук [а]Ударение Чтение слов с буквой А, а 19 Буква О, о; звук [о]Практ. постановка ударения в слове Звук и буква У, у 20 Буква О, о; звук [о]Ударение в схеме слова Чтение слов с буквой У, у. Слова ау.уа. Анализ

21 Буква И, и; звук [и]Звуки речи Чтение слов по таблице и букварю 22 Буква И, и; звук [и]Различение звуков в слове на слух Составление слов из разрезной азбуки 23 Буква ы; звук [ы]Артикуляция звука [а]Звук и буква О, о 24 Буква ы; звук [ы]Артикуляция звука [о]Чтение слов с буквой О, о; звук и буква М, м 25 Буква У, у, звук [у]Артикуляция звука [ы]Обратный слог 26 Буква У, у, звук [у]Артикуляция звука [у] Обратные слоги ам, ум 27 Закрепление изученных букв Артикуляция звука [и]Составление и чтение прямых слогов ма, му 28 Закрепление изученных букв звуки гласные, согласные Сравнительный анализ прямого и обратного слогов. Слоги ом мо