Опыт ЕБРР в финансировании проектов городского транспорта Аббас Офаринов, ведущий банкир 27 сентября 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г. Пермь 25 апреля 2013 г. © European Bank for Reconstruction and Development 2010 | Финансирование проектов в сфере городского общественного.
Advertisements

24 марта 2011 Евгений Смирнов © European Bank for Reconstruction and Development 2010 | Рациональное осуществление закупок.
ЕБРР: Финансирование проектов в секторе ЖКХ. Финансирование проектов в области муниципальной инфраструктуры Водоснабжение и водоотведение Городское теплоснабжение.
Роль средних банков в обеспечении экономического роста и модернизации экономики России Апрель 2012.
Москва, 13 апреля 2011 Круглый стол «Повышение энергоэффективности зданий жилищного и бюджетного секторов» Финансовая и техническая поддержка муниципальных.
Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
О государственной поддержке пригородных пассажирских перевозок в 2011 году Сочи, 02 июня 2011 г.
17 мая 2011 Евгений Смирнов © European Bank for Reconstruction and Development 2010 | Европейский Банк Реконструкции и Развития Политический.
1 Получение данных о реальном пассажиропотоке Повышение собираемости доходов Автоматизация управления и контроля работы транспортного предприятия Повышение.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
FINTEC Украина Финансирование инновационных климатических технологий 10 Февраля 2015.
Аспекты финансирования развития инфраструктуры Сиваев Сергей Борисович Институт экономики города Москва 26 мая 2011г.
ГЧП как инструмент обеспечения новых районов объектами социальной инфраструктуры.
ГАЛИАХМЕТОВ Азат Агтасович Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Республики Татарстан Конференция субъектов Российской.
ЕБРР ДЛЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ Георгий Орлов Москва, 2 Сентября, 2008 Круглый Стол: Государственная Поддержка Частного Банковского Бизнеса: Возможности и Перспективы.
1 АНДРЕЙ ЧИБИС Член Правления ОАО «РКС» Концессия и RAB в ЖКХ: пилотные проекты - ожидаемые результаты.
Плюсы и минусы государственно-частного партнерства как инструмента привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты Ю.В. Молчанов вице-губернатор Санкт-Петербурга.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ФРАНКО-РУССКИЙ ФОРУМ – МОСКВА Jean Luc DELMAS –
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
Заместитель начальника Департамента общего образования по экономическим вопросам Штауб И. Б.
Транксрипт:

Опыт ЕБРР в финансировании проектов городского транспорта Аббас Офаринов, ведущий банкир 27 сентября 2013

Развивая городскую инфраструктуру в партнерстве 15 лет муниципального финансирования ЕБРР

3 Начало деятельности в подписанных проектов 5bn инвестиций ЕБРР Рекордный 2011 с 600m инвестиций ЕБРР и муниципальное финансирование

4 Принятие частных и муниципальных рисков в проектах городской инфраструктуры

5 Диверсификация секторов муниципального хозяйства

6 Диверсификация по регионам New EU member states: Romania & Bulgaria Other CIS Western Balkans New EU member states: Central Europe

Что привлекает ЕБРР в секторе общественного транспорта?

8 Преимущества и сбалансированность Инвестиции в ОТ имеют преимущества и долгосрочный эффект: Уникальная возможность предоставить высококачественные альтернативы «Противоядие» городским пробкам Масштабность – по маршрутам и по производственным возможностям Городская экология (уменьшение выбросов, улучшение качества воздуха) Прибыльность – возрастает с экономическим ростом Возможность коммерциализации Может привлечь частный сектор, если правильно структурирован сектор Долгосрочные инвестиции: в секторе городского ж/д транспорта преимущества на декады, не на годы Дополнительные инвестиции в секторе являются частью решения проблем: ИТС, парковки, эксплуатация дорог, безопасность, смарт- карты

9 50+ проектов в ОТ и 1000 млн инвестиций с середины 90-х Казахстан Алматы (КПГ автобусы, троллейбусы) Сербия Белград (мост Сава, трамвай, автобусы, ИТС) Украина Киев (метро, троллейбус, автобус, ИТС); Львов (трамвай и ИТС) Армения Ереван (метро) Македония Скопье (ИТС) Примеры проектов: Польша Варшава (метро, трамвай), Краков, Гданьск; Лодз; Сопот Румыния Бухарест (мультисектор); Йази трамвай; Арад трамвай Болгария София (трамвай), Пловдив, Бургас Турция Стамбул (речные трамваи), Бурса LRT, Газиантеп (КПГ автобусы) Кыргызстан Бишкек (троллейбусы)

10 Типичные проблемы в ОТ, с которыми сталкивается ЕБРР Низкое качество управления муниципальными транспортными предприятиями Устаревшие активы – 20-летние автобусы и 40-оетние трамваи не редкость Оборудование парков 60-х годов Избыточное количество работников – наследство СССР Система билетирования – повальная утечка прибыли Хронически убыточные предприятия

11 Муниципалитет Хаотичные субсидии раз в год (зависит от возможностей бюджета, других приоритетов) Пассажиры Оплата наличными Нисходящий Эффект спирали Типичная схема работы предприятий ОТ до Участия ЕБРР Нет ответственности «Расслабленная» эксплуатация, Снижение новых инвестиций Падение качества активов Ухудшение стандартов обслуживания, плохая операционная деятельность Снижение кол-ва пассажиров Увеличение кол-ва машин Хронические фин. проблемы

12 Подход ЕБРР к финансированию проектов ОТ ЕБРР призывает к децентрализованному процессу принятия решений и финансированию в муниципальном и частном секторе

13 Широкий выбор в финансировании ОТ Кредиты под гос. гарантию Дешевые, но могут быть политизированы Кредиты муниципалитетам Самофинансировани е, независимость для городов Более дорогие; нагрузка на городской бюджет Кредиты предприятиям при муниципальной поддержке Забалансовые обязательства для городов Необходимость в Договоре об оказании услуг (ДОУ) + Соглашении о муниципальной поддержке Корпоративные кредиты или бонды Самофинансировани е Независимость предприятия Полностью основано на кредитоспособности предприятия / ДОУ ГЧП/Кредиты концессионеру / приватизация Задолженность частного сектора Децентрализация «Хлеб насущный» как это делается? ЕБРР не догматичен – мы структурируем проекты используя весь спектрум, т.е.., от гос кредитов где юридически необходимо, муниципальных кредитов, кредитов гос предприятиям при муниципальной гарантии, операционных концессий(DBOM), ГЧП на основе DBFO до полномасштабной приватизации

Договор об Оказании Услуг: ключевое звено в финансировании ЕБРР ОТ

15 Необходимые основы для долгосрочных Улучшений в общественном транспорте Стабильный доход и ясный источник дохода для ОТ – самое главное для кредитоспособности Фокус на операционных затратах и качестве услуг для пассажиров Инвестиции в подвижной состав и инфраструктуру Создание реальной альтернативы частным автомобилям Усиление регуляторных функций КАК? Договор об Оказании Услуг (ДОУ) между заказчиком и перевозчиком (муниципальным или частным)

16 Контракт с муниципальным перевозчиком для четкого определения как справедливо (без переплаты) госсектор будет «компенсировать» транспортную компанию за предоставленные операционные услуги, нежели чем субсидирование по старинке («господдержка») ДОУ – часто используемый регулятивный инструмент в ЕС (Инструкция ЕС 1370/2007, в силе с декабря 2009) Что такое ДОУ?

17 Роли и Обязанности в ДОУ Муниципалитет как Клиент: Определяет сеть, политику, стандарты услуг, тариф Устанавливает и применяет регуляторную базу Согласовывает количество и качество услуг Осуществляет платежи для покрытия разницы между доходом от тарифа и полными операционными расходами (в силу социального характера услуг) Перевозчик как Поставщик Услуг: Берет на себя операционный и управленческий риски Представляет услуги согласно ключевым показателям ДОУ (надежность, пунктуальность, безопасность, чистота, удовлетворенность пассажиров); Эксплуатирует и управляет новым и улучшенным подвижным составом

18 Соглашение о Муниципальной Поддержке для подписания ДОУ на срок кредита Муниципалитет ДОУ (платежи за км предоставленных услуг) на основе согласованных заранее стандартов Пассажиры Сборы электронного билета собраны и распределены Кредитное соглашение Кредитование: корпоративный кредит ЕБРР Муниципальному перевозчику по ДОУ; Забалансовые обязательства для города

19 Соглашение о Поддержке для подписания ДОУ на срок кредита Муниципалитет и ТР ДОУ (платежи за км предоставленных услуг) на основе согласованных заранее стандартов Пассажиры Сборы электронного билета собраны и распределены Кредитное Соглашение Возможная структура: гос кредит ЕБРР (Центральному Банку), бенефициарное соглашение с Транспортным Регулятором, на основе ДОУ

20 Основные шаги на пути к ДОУ ОПРЕДЕЛИТЬ СТАНДАРТЫ: количество и качество услуг в ОТ ПЛАТЕЖИ ЗА УСЛУГИ: долгосрочное соглашение об общем уровне услуг с кол-ми и кач-ми индикаторами в обмен на платежи госсектором (Муниципалитетом) перевозчику (платежи на основе километража) ДОЛГОСРОЧНЫЕ СТИМУЛЫ: индикаторы и суммы платежей, определенные заранее в ДОУ представляют долгосрочную стабильность для всех, улучшают кредитоспособность для обновления подвижного состава и модернизации парков.

21 Операционный и коммерциализированный фокус: платежи только за контролируемые услуги Стимулирует перевозчика сосредоточиться на операционной эффективности Упрощает бюджетный процесс на основе формулы платежей по ДОУ – четкая и предсказуемая на годы вперед Штрафы и возмещение ущерба за неспособность придерживаться качества услуг 10-15% первоначальных сбережений на основе цены за км Внедрение электронного билета приносит дополнительные 10-20% улучшения в финансировании сектора Преимущества ДОУ для муниципалитетов

22 Долгосрочный стабильный доход по формуле в ДОУ – похоже на платежи за доступность в ГЧП Четкий операционный фокус: платежи только за услуги согласно операционного плана ДОУ и соблюдение индикаторов деятельности По ДОУ риск пассажиропотока переносится на муниципалитет Ежегодная индексация основных параметров (расходы на персонал, топливо, инфляция и т.д.) Стимулы и штрафы за качество услуг Повышение пассажиропотока со временем по мере улучшения качества услуг Преимущества ДОУ для перевозчика

23 A) Цель ДОУ: полная компенсация за предоставленные услуги B) Определение операционного плана C) Организация сбора средств за оплату проезда D) Согласование затрат для выполнения плана с вводными данными по персоналу, энергии, материалам, амортизации и кап затрат E) Согласование основы индексации на весь срок ДОУ по переменным затратам (персонал, инфляция, топливо, энергия) F) Срок ДОУ, связан с типом активов G) Описание типов тс, задач по безопасности, качеству услуг, системы тарифов H) Определение формулы: когда перевозчик оставляет у себя сборы от платежей за проезд, платежи производятся по следующей формуле : Чистый платеж/km = Оп Затраты + Амортизация + Фин затраты – Сбора за проезд – другие компенсации (по некоторым категориям пассажиров) Основные параметры типичного ДОУ

24 I) определение обязанностей Города для предоставления транспортной инфраструктуры и мер по управлению движением J) Другие стандартные положения: надзор; контроль и аудит; проведение платежей; изменения; Force Majeure; разрешение споров; и расторжение K) Технические приложения o Сервисный и операционный план; требования к ТС; индикаторы качества услуг (% выполнения плана; доступность парка; безопасность; удовлетворенность пассажиров); тарифный план; система штрафов; формулы индексации Основные параметры типичного ДОУ

25 Дополнительные преимущества ЕБРР Пакет Технического Содействия в поддержку инвестиций ЕБРР: Подготовка проекта (Секторальные стратегии; ТЭО, экологическая оценка) Тендерная подготовка и поддержка Разработка ДОУ и обучение перевозчика Корпоративное развитие(Бизнес планирование, СИУ, анализ эффективности и затрат, обмен опытом) Регуляторное развитие (планирование тарифов, внедрение электронного билета, мониторинг исполнения ДОУ)

Примеры проектов на основе ДОУ

27 ПОЛЬША: Метро Варшавы Заемщик – муниципальная компания Метро Варшавы, оператор системы метро Проект – одобрен в 2011, финансирование части инвест программы по закупке 35 поездов метро (210 вагонов) (поставщик Siemens-NEWAG) TC – Банк предоставил техническое содействие из фондов Австрии, направленное на монетизирование предполагаемых сокращений выбросов, в виде карбоновых кредитов согласно механизму Совместной Реализации по Инвест программа – PLN 1.1 млрд (эквивалент 273 млн) Кредит ЕБРР – PLN млн (80 млн) по структуре A/B Софинансирование – ЕИБ и ЕС Статус– вагоны поступят в 2012/13

28 ТУРЦИЯ: Бурса LRT (Фаза II) : чистый и Современный транспорт Заемщик – Муниципалитет Бурсы Проект – дополнительная ветка системы LRT (9 km, 8 новых станций), закупка подвижного состава (30), другие инвестиции Общая стоимость– EUR 219 mln Кредит ЕБРР – EUR 50 mln –Срок – 15 лет, льгттный срок 3 года –Залоговое обеспечение Софинансирование - ЕИБ

29 …для обеспечения передвижения и экономического роста Город – 2 млн Карбоновая монетизация чистого ОТ -- Проект LRT принес значительное снижение выбросов Корпоративное развитие – содействие в виде усиления управленческих и операционных навыков оператора для растущей сети LRT и подвижного состава

30 УКРАИНА: Львовские трамваи Заемщик– Компания Львов Электротранс Проект – одобрен в 2010, модернизация путей 2 и 6, депо, и реконструкция дороги для приоритетности трамвайного движения TC – Банк предоставил содействие в реализации и закупках, подготовке ДОУ, электронного билетирования, регуляторных функций Кредит ЕБРР – EUR 40 млн Местный вклад – EUR 7 млн Статус – реализуется, завершение в 2013

31 КАЗАХСТАН: КПГ автобусы Алматы Заемщик – Алматыэлектротранс Проект – одобрен в 2010, закупка первых 200 низковходных автобусов на КПГ, внедрение новых стандартов в секторе. Подвижной состав соответствует стандартам EURO-5 и обслуживает более 40 млн пассажиров в год

32 КПГ автобусы Алматы TC – подготовка ДОУ, новой институциональной и регуляторной базы для ОТ, а так же дизайн, закупка и внедрение системы электронного билетирования Кредит ЕБРР – USD 30 млн Местный вклад – USD 10 млн Статус – Завершен, подвижной состав в эксплуатации, пассажиропоток удвоился по сравнению со стандартными автобусами

33 Contacts Matthew Jordan-Tank Senior Transport Specialist tel: Abbas Ofarinov Principal Banker tel: European Bank for Reconstruction and Development One Exchange Square, London EC2A 2JN