Астана 2012 год Отчет по анализу влияния финансово- промышленных групп (холдингов) на состояние конкуренции в отраслях экономики Республики Казахстан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
Advertisements

Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Антимонопольный контроль. Понятие, основания, объекты антимонопольного контроля. Критерии антимонопольного контроля.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Конкуренция и монополия. Модели современного рынка. 900igr.net.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Конкурентная политика Москва, 2006 г.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
Объединение коммерческих организаций Понятие и виды.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Международное движение капитала.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя.
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Основы международного менеджмента (1) Деятельность компаний в условиях глобализации мирового рынка.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для банковского рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Сбытовая политика представляет собой разработку комплекса практических мер по формированию оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж туристских.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Общекорпоративные стратегии Стратегии интегрированного роста.
Монополия и олигополия: анализ рыночных структур в современной экономике.
Транксрипт:

Астана 2012 год Отчет по анализу влияния финансово- промышленных групп (холдингов) на состояние конкуренции в отраслях экономики Республики Казахстан. Международный опыт АО «Центр развития и защиты конкурентной политики»

1 Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Основными целями создания ФПГ Основными целями создания ФПГ являются: Увеличение возможностей получения дополнительной выгоды от консолидации капиталов и расширения сферы их влияния, в том числе за счет обеспечения доступными кредитными ресурсами банков, входящими в группу Повышение конкуренто- способности и эффективности производства компаний группы.

АО «Центр развития и защиты конкурентной политики» Финансово-промышленные группы условно делятся на две основные модели: образованные вокруг промышленного предприятия: производственно - ориентированные финансово- промышленные группы. образованные вокруг финансового института (банка): банковские финансово- промышленные группы. 2

3 -материнской компании (холдинговое строение) преимущественное строение большинства ФПГ АО «Центр развития и защиты конкурентной политики» - совещания президентов головных фирм - выступать в роли трастовой компании В зависимости от способа внутригруппового управления головная организация может принимать вид:

АО «Центр развития и защиты конкурентной политики» 4 На сегодняшний день в мире накоплен большой опыт создания и развития ФПГ. Структура и характер деятельности ФПГ в различных государствах обнаруживают как общие черты, так и различия, которые обусловлены прежде всего: степенью развития фондового рынка, определенными историческими обстоятельствами формирования финансово-промышленных групп в той или иной стране, ролью финансовых организаций и государства в вопросах корпоративной собственности и управления, особенностями законодательного регулирования корпоративных отношений. Рассмотрим вкратце наиболее типичные модели ФПГ некоторых высокоразвитых стран. На сегодняшний день в мире накоплен большой опыт создания и развития ФПГ. Структура и характер деятельности ФПГ в различных государствах обнаруживают как общие черты, так и различия, которые обусловлены прежде всего: степенью развития фондового рынка, определенными историческими обстоятельствами формирования финансово-промышленных групп в той или иной стране, ролью финансовых организаций и государства в вопросах корпоративной собственности и управления, особенностями законодательного регулирования корпоративных отношений. Рассмотрим вкратце наиболее типичные модели ФПГ некоторых высокоразвитых стран. Кратко об основных особенностях ФПГ, функционирующих в разных странах. АО «Центр развития и защиты конкурентной политики»

Финансово-промышленные группы США 5 ФПГ США формировались в результате более высокого, чем в других странах, уровня концентрации промышленного производства, развития рынка капитала, широкого набора различных финансовых инструментов. Одной из основных причин формирования американских ФПГ – привлечение относительно недорогих финансовых ресурсов. Большинство существующих американских ФПГ («General Motors», «General Electric», «Ford Motors») сформированы вокруг крупных промышленных предприятий, т.е. консолидирующим ядром ФПГ выступает производственно-технологический комплекс. Финансово-промышленная группа «Ford motors» владеет сберегательными и кредитными компаниями в Калифорнии, Колорадо и Нью-Йорке, что способствует развитию основного бизнеса, например, через кредитование потребителей. Компания «General motors acceptance corporation» (дочерняя организация концерна «General Motors»), является источником коммерческих кредитов, главным образом, для компаний группы «General Motors». Благодаря собственным финансовым организациям мобилизуется капитал, не используются средства иных банков, что способствует благоприятному развитию профильного производства ФПГ, эффективной деятельности всех компаний группы. В настоящее время основу промышленности страны составляют 100 многоотраслевых корпораций, представляющих собой высокоинтегрированные финансово-промышленные группы (промышленность, транспорт, связь, торговля). На их долю приходится от 55 до 60% ВНП США, 45% рабочей силы и до 60% инвестиций.

Финансово-промышленные группы Германии 6

Финансово-промышленные группы Японии (сюданы) 7

Финансово-промышленные группы Южной Кореи (чеболи) 8

Основные выводы, характеризующие ФПГ 9 1) Финансово-промышленные группы, как правило, создаются при высоком уровне развития производительных сил, рыночных инструментов, финансовой инфраструктуры, главным образом, банков, и является формой поведения успешного крупного бизне­са. Наличие капитала является одним из ключевых факторов при формировании ФПГ. 2) Главной целью создания финансово-промышленной группы является увеличение возможностей получения дополнительной выгоды от консолидации капиталов и расширения сферы их влияния, в том числе за счет обеспечения доступными кредитными ресурсами банков, входящими в группу. 3) Одним из определяющих факторов ФПГ является также наличие возможности осуществления головной компанией непосредственно определять финансовую и хозяйственную политику дочерних компаний, с целью получения прибыли от их деятельности, то есть структура управления деятельностью подотчетных компаний базируется на принятии стратегических решений и определении приоритетных направлений деятельности посредством реализации прав крупного акционера (наличия контрольного пакета акций).

4) К общим характеристикам ФПГ относятся следующие: - интеграция участников ФПГ не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику; - интеграция участников ФПГ не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику; - наличие общей стратегии; - сохранение юридической самостоятельности участников; - структура ФПГ позволяет решать многие текущие вопросы (в том числе связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других предприятиях. - структура ФПГ позволяет решать многие текущие вопросы (в том числе связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других предприятиях. 10

Основные выводы, характеризующие ФПГ 11 5) Само организационное построение ФПГ отличается децентрализацией управления при одновременном повышении эффективности отдельных звеньев, входящих в группу, четким распределением полномочий и ответственности, корпоративными механизмами принятия согласованных управленческих решений. К примеру, за счет включения научно-исследовательских и опытно- конструкторских подразделений в структуру ФПГ, а следовательно, их приближения к непосредственному потребителю сокращаются сроки внедрения научно-технических разработок в производство. Благодаря наличию единой маркетинговой службы устраняются разрывы в снабженческо-сбытовой цепочке, что способствует ускорению оборота капитала. 6) Отсутствует стандартизация принципов, по которым возникают ФПГ, как в области специализации, так и пространственной: имеются многоотраслевые, специализированные по некоторым отраслям, региональные, международные ФПГ, единственным образующим началом является возможность получения дополнительной выгоды от консолидации капиталов и расширения сферы их влияния. 7) Одной из высокоразвитых форм ФПГ является международная финансово- промышленная группа (транснациональная компания).

12 Основной положительной стороной для предприятий является облегченный доступ к финансово-кредитным ресурсам, для банков - возможность надежно разместить капиталы. Кроме того, в результате деятельности ФПГ: появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых целей; создаются реальные предпосылки и возможности для структурной перестройки производства; возникают реальные возможности маневрирования финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ (к примеру, для перелива капиталов из менее рентабельных отраслей в более прибыльные), так и вне ее, в целях расширения масштабов деятельности и сфер влияния; увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать авансированный капитал; расширяются возможности производства, реализации продукции, поддержания и ускорения научно-технического развития предприятий, возрастает также возможность взаимной помощи входящих в ФПГ предприятий и др. Основной положительной стороной для предприятий является облегченный доступ к финансово-кредитным ресурсам, для банков - возможность надежно разместить капиталы. Кроме того, в результате деятельности ФПГ: появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых целей; создаются реальные предпосылки и возможности для структурной перестройки производства; возникают реальные возможности маневрирования финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ (к примеру, для перелива капиталов из менее рентабельных отраслей в более прибыльные), так и вне ее, в целях расширения масштабов деятельности и сфер влияния; увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать авансированный капитал; расширяются возможности производства, реализации продукции, поддержания и ускорения научно-технического развития предприятий, возрастает также возможность взаимной помощи входящих в ФПГ предприятий и др. Положительные стороны для учатников ФПГ.

В масштабах страны ФПГ способствуют реализации следующих задач: 13 Стабилизация производства Улучшение инвестиционного климата. Финансовая стабилизация предприятий Структурная трансформация Ускорение научно-технического прогресса

Негативные стороны ФПГ Крупные финансово-промышленные группы Искусственная монополия создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; внедряют и используют очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий; применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства); затрудняют деятельность новых фирм хорошо поставленной рекламой и т.д создание и функционирование крупных ФПГ может привести к монополизации рынка, учитывая преимущества, которые дает ФПГ ее участникам

15 ФПГ в Казахстане 1) Основной смысл антимонопольного регулирования и контроля в отношении крупных интегрированных структур, включая финансово-промышленные группы, должен заключаться в предотвращении ограничения конкуренции и возникновения на рынке монопольных структур; сформирована рыночная экономика; сформирована рыночная экономика; успешно развивается инфраструктура банков и других финансовых институтов; успешно развивается инфраструктура банков и других финансовых институтов; реализуется политика поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности со стороны государства; В настоящее время в экономике Казахстана созданы все необходимые условия для образования и развития финансово-промышленных групп: развитие акционерной формы собственности, принципов корпоративного управления

ФПГ в Казахстане Под финансово-промышленные группы (присутствие производства, наличие специфических факторов) подпадают следующие банковские конгломераты: АО «Корпорация Цесна», АО «Центрально-Азиатская топливно- энергетическая компания». Данные финансово-промышленные группы соответствуют всем необходимым признакам финансово-промышленных групп, которые должны быть у ФПГ согласно мировому опыту промышленно развитых стран мира. Структура управления деятельностью дочерних компаний как ЦАТЭК, так и Корпорации «Цесна» базируется на принятии стратегических решений и определении приоритетных направлений деятельности через реализацию прав крупного акционера. Головные компании холдингов осуществляет управление и контроль дочерними компаниями. В соответствии с аудиторским заключением к консолидированной финансовой отчетности ФПГ, контроль определяется наличием у холдингов возможности определять прямо или косвенно финансовую и хозяйственную политику дочерних компаний, с целью получения прибыли от их деятельности. Руководство ФПГ входит в составы Советов директоров во всех своих дочерних организациях. В 2011 году в рейтинге крупнейших компаний страны «Эксперт-100- Казахстан» ЦАТЭК заняла 23 место,Корпорация «Цесна» - 27 место. 16

17 АО «Корпорация «Цесна» Банковский сектор – 87 % Агробизнес и иные виды деятельности – 12,4 % АО «Цеснабанк» 18 филиалов и 65 пунктов обслуживания клиентов в областных и региональных центрах Казахстана. В банковском секторе Банк является одним из средних банков по размерам активов и депозитов, обладает сравнительно диверсифицированной клиентской базой; конкуренцию со стороны ряда других банков Казахстана ему составляют соразмерные по показателям банки среднего уровня (доля рынка по активам от 1% до 5%). АО «Концерн «Цесна-Астык» Более 100 золотых медалей за высокое качество производимой продукции по результатам международный конкурсов и выставок. Более 40% производимой продукции поставляется на экспорт (Россия, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Молдова, Афганистан, Монголия, Южная Корея). Концерн «Цесна-Астык» входит в госреестр – доминантов по видам деятельности: оптовая реализация муки, хлеба, отрубей и комбикормов на территории г. Астаны с долей рынка свыше 35%. ФПГ в Казахстане

18 АО «Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания» Производство, передача, распределение электрической и тепловой энергии (энергетический сектор) (71%) (Павлодарэнерго, Секазэнерго, Астанаэнергосбыт) Финансовые услуги (Эксимбанк, НПФ «Астана») занимает 29 %. ФПГ в Казахстане Энергетические компании ЦАТЭК включены в местные разделы госрегистра субъектов естественной монополии по производству, передаче, распределению тепловой энергии и снабжению электроэнергией. Вырабатываемая электроэнергия, помимо Северо-Казахстанской, реализуется в Акмолинской и других областях Казахстана. Часть электроэнергии поставляется Южно-Уральской железной дороге России. По оценкам специалистов, Север Казахстана способен не только покрывать свои внутренние потребности в электроэнергии, но и имеет потенциал, как для ее экспорта, так и для поставок в другие регионы Казахстана. Данный фактор является благоприятным для развития ЦАТЭК.

Международный опыт антимонопольного регулирования ФПГ (выводы): 1)В международной практике нет отдельного законодательства, регулирующего деятельность финансово-промышленных групп; ФПГ – это предпринимательские структуры и деятельность их регулируется на общих предусмотренных антимонопольными законами основаниях. 2)ФПГ рассматривается с точки зрения антимонопольного контроля как группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект устанавливается доминирующее положение такого субъекта на конкретных товарных рынках и, соответственно, применяются все законодательные нормы, действующие в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. 3)Основной смысл антимонопольного регулирования и контроля в отношении крупных интегрированных структур, в т.ч. финансово- промышленных групп, заключается в предотвращении возникновения на рынке монопольных структур, ограничения конкуренции, в т.ч. возможностей заключения в рамках ФПГ соглашений, имеющих антиконкурентный характер и приводящих к существенному ограничению конкуренции. 19

20 Международный опыт антимонопольного регулирования ФПГ (выводы): 4) Антимонопольное законодательство большинства стран запрещает антиконкурентные соглашения между предприятиями, включая ФПГ. Наиболее сурово преследуются горизонтальные (картельные) соглашения. Это соглашения, устанавливающие цены или иные условия продаж; участие в торгах по тайному сговору; соглашения о распределении рынков или покупателей; ограничение производства или продаж, в том числе путем установления квот и т.д. Во многих странах горизонтальные соглашения, в первую очередь - ценовые, запрещаются антимонопольным законодательством как таковые (per se), без каких-либо изъятий. Ограничения, которые рассматриваются как нарушения «per se», как правило, включают также горизонтальные разделения рынков или покупателей, горизонтальные согласованные отказы вести дела и сговор при проведении торгов. Практика, подпадающая под общий запрет, может быть разрешена в случае, если заблаговременно в антимонопольные органы будет направлено уведомление, и эти органы сочтут, что соглашение в целом будет иметь чистый положительный эффект для общества или не будет причинять ему ущерба. При участии в ФПГ доминирующих субъектов задачей антимонопольных органов является недопущение (как при создании группы, так и при последующем ее функционировании) соглашений вертикального характера, направленных на ограничение территории и круга покупателей, которым реализуются товары и услуги. В исключительных случаях соглашения, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, включая и социально-экономическую сферу, превысит отрицательные последствия для соответствующего товарного рынка. Ключевые принципы конкурентной политики в ЕС определены в статьях 81 и 82 Амстердамского договора. Согласно этим статьям, под запрет поставлены любые соглашения, которые могут расцениваться как нарушающие условия открытой конкуренции или как формирующие основу для несправедливой конкуренции в государствах - членах Евросоюза. Из статьи 81 существуют исключения, основанием для которых может служить, например, доказательство того, что горизонтальное соглашение приводит к существенной экономии от масштаба, обеспечивает повышение эффективности в распределении, технологический прогресс или трансферт технологий.

21 Международный опыт антимонопольного регулирования ФПГ (выводы): 5) Важно отметить, что согласно международному опыту, само по себе доминирующее или монопольное положение компании не является чем-то предосудительным - ограничения конкуренции возникают лишь вследствие злоупотребления таким положением. В антимонопольных законах стран установлена конкретная доля рынка, обладая которой предприятие (или предприятия) считается занимающим доминирующее положение на рынке. Обычно под таковым понимается не только положение одного предприятия, но и ситуация, когда рынок контролируется несколькими предприятиями, действующими сообща. Антимонопольное законодательство зарубежных стран запрещает следующие действия доминирующих компаний (рассматриваемые как злоупотребления): - хищническое поведение по отношению к конкурентам; - установление дискриминационных цен или условий поставок (закупок) товаров или услуг; -установление цен и условий перепродаж; -ограничения на импорт товаров; -частичный или полный отказ вести дела на обычных коммерческих условиях; -внесение в контракты навязываемых условий. Из перечисленных видов злоупотреблений наиболее опасным является так называемое «хищническое ценообразование». Предприятия используют такую практику для устранения конкурентов в целях сохранения или укрепления своего господствующего положения на рынке. Суть этой политики в том, что компании, занимающие доминирующее положение на рынке, целенаправленно снижают на определенный период времени цены на свою продукцию, вынуждая конкурентов покинуть рынок и не позволяя аутсайдерам укрепиться на нем.

Международный опыт антимонопольного регулирования ФПГ (выводы): С хищническим установлением цен тесно связана и практика установления дискриминационных (т.е. неоправданно дифференцированных) цен или условий. Такая практика может осуществляться в форме скидок на крупные партии, «системы премий» и т.д. Одним из наиболее часто практикуемых способов дискриминации является также предоставление крупными компаниями своим торговым агентам так называемых «скидок на верность» или «эксклюзивных скидок». Условием получения таких скидок выступает обязательство агентов покрывать большую часть или даже все свои потребности в определенном товаре путем закупок у компании - монополиста. Другим практикуемым видом злоупотреблений является установление цен, по которым купленные товары могут перепродаваться. Установление цен перепродажи товаров, практикуемое обычно производителем или оптовиком, получило название «поддержания перепродажных цен». (Одним из примеров пресечения злоупотреблений доминирующим положением на рынке является пример из практики антимонопольного ведомства Италии. В ходе расследования было установлено, что концерн Coca - Cola нарушила антимонопольное законодательство, злоупотребив своим доминирующим положением на рынке. Компания Coca - Cola пыталась устранить с рынка конкурентов путем предоставления клиентам скидок, бонусов и эксклюзивных прав и разрабатывала стратегический план по устранению своего основного конкурента - компании Pepsi с итальянского рынка безалкогольных напитков. В результате, компания была оштрафована на 80 млн. долл., или на 10% ее годового оборота в Италии.) Проявление такого рода антиконкурентного поведения, как захват каналов сбыта, заключение соглашений по разделу рынка, вытеснение с него уже имеющихся и препятствование проникновению новых конкурентов, завышение цен и т.п., дает основание для возбуждения дела. Исключением могут являться фирмы, компании, к которым нельзя предъявить обвинения, если они применяют новые технологии, т. е. являются новатором. Прежде чем начать расследование дела о монополизации, в США также изучаются последствия таких действий, чтобы они не привели к существенному снижению стоимости акций корпорации. Предусматриваются достаточно жесткие санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Например, компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и потребителям, обязаны возместить причиненные убытки в трехкратном размере. (К примеру, разновидность сговора конкурентов о ценах, которая представляет собой сговор участников торгов о пониженных ставках на аукционах. Такой сговор, на протяжении длительного времени практиковали в США 29 компаний для получения контрактов на производство тяжелого электрооборудования. Среди них были такие известные финансово-промышленные группы, как «Дженерал электрик» и «Вестингауз». В 1960 г. их руководители были осуждены, общая сумма штрафов составила 1,9 млн. долл., а возмещение убытков потерпевшим – 405 млн. долларов.).

Международный опыт антимонопольного регулирования ФПГ (выводы): 6)Антимонопольные законы запрещают, как правило, слияния, поглощения, совместные предприятия и другие формы приобретения контроля (включая объединенное руководство), независимо от их горизонтального, вертикального или конгломеративного характера, в случае, когда получаемая в результате такой операции доля на рынке объединяющихся компаний приводит к приобретению доминирующего положения или значительному снижению конкуренции на рынке, на котором доминирует ограниченное число предприятий. В большинстве стран, включая США и страны Европейского Союза, антимонопольное законодательство предусматривает предварительную нотификацию в антимонопольных органах крупных операций объединительного характера. Как правило, сделка не может считаться действительной без положительного решения антимонопольного органа. Законодательно устанавливаются определенные пороговые величины, по достижении которых компания должна представить в антимонопольный орган необходимую информацию, связанную с предстоящей сделкой. Пороговая величина может представлять собой объемы ежегодных оборотов, величину активов или уставного капитала, определенную рыночную долю. 23

Международный опыт антимонопольного регулирования ФПГ (выводы): Антимонопольное законодательство почти всегда предусматривает ответственность за несоблюдение установленных правил контроля экономической концентрации, чаще всего - в форме штрафов за непредставление своевременно нотификаций о сделках, а также за осуществление сделки до ее разрешения. В Европейском Союзе сумма такого штрафа может колебаться от 1 тыс. до 5 тыс. евро в первом случае и до 10% совокупного оборота во втором. (В антимонопольной практике США контроль экономической концентрации занимает особое место. Так, в начале 2000-х годов было начато и рассмотрено дело в отношении двух крупных компаний – финансово-промышленных групп, нарушивших установленный порядок поведения в период рассмотрения нотификаций о слияниях. Было установлено, что компании начали осуществлять совместную деятельность до получения разрешения антитрестовских органов в следующей форме: назначили новую команду менеджеров в новой компании; совместно распространяли бизнес - карты новой компании среди клиентов; отвечали на телефонные звонки от имени новой компании; вели переговоры и подписывали контракты под новым именем. Компании были оштрафованы из расчета количества дней, в течение которых они осуществляли совместную деятельность.). Для принятых в последующем в США уточненных Директив по слияниям (в 1984, 1992 и в 1997 гг.) были характерны отход от жесткой антитрестовской политики и признание обладания сделками по слияниям потенциальной эффективностью. Так, директивы 1992 г., уточненные в 1997 г., исходили из того факта, что большинство подобных сделок не только не сопровождаются ущербом для потребителей, а напротив, способны принести ему значительную выгоду в форме снижения цен, повышения качества товаров и услуг, увеличения инвестиций в инновации. Подчеркивался и тот факт, что вероятным результатом таких сделок является и улучшение конкурентных позиций новой компании на национальном и на других рынках.

Международный опыт антимонопольного регулирования ФПГ (выводы): К числу важных были отнесены такие индикаторы, как наличие особых характеристик у продукции, уникальность производственных мощностей, формирование особой группы покупателей, наличие специализированных каналов реализации, степень чувствительности к ценовым изменениям и ряд других. Кроме того, на практике были введены и стали применяться дополнительные условия для одобрения сделок слияний и поглощений (M&A). Антитрестовские органы стали использовать специальную процедуру, которая обычно заключалась в предложении для поддержки конкурентного давления на соответствующем рынке продать часть активов участвующей в сделке компании третьей фирме. Еще одной заслуживающей внимания тенденцией последних лет явилось придание большего значения документированию компаниями реально достигаемого сбережения издержек в качестве условия одобрения горизонтальных сделок. При этом государственные органы стали трактовать факт сбережения издержек как достаточное основание для оценки подобной сделки в качестве не нарушающей конкуренцию (или как проконкурентную), особенно если эта экономия с большой вероятностью обусловит снижение цен для потребителей. 25

Предложения: 1) В ходе контроля над слияниями крупных интегрированных структур, ФПГ в том числе, целесообразно применение мер антимонопольной коррекции. К ним относятся: требования антимонопольных органов о проведении диверсификации производства, о выделении производства, способствующего увеличению концентрации, в самостоятельный хозяйствующий субъект или о предоставлении третьему лицу торгового знака или лицензии на производство товара. 2) В случае совершения сделки внутри одной группы лиц, согласно Закону РК «О конкуренции», данные сделки экономической концентрацией не признаются. Осуществление сделок, выходящие за пределы одной группы лиц, могут сопровождаться усилением рыночной позиции хозяйствующих субъектов, участвующим в сделке, в связи с чем, подлежат согласованию с антимонопольным органом. Вместе с тем, по мнению российского эксперта, кандидата юридических наук Ковальковой М.В., под экономической концентрацией следует понимать «реализуемый через организационные процедуры или сделки процесс сосредоточения материальных и управленческих ресурсов для укрепления собственного экономического положения в рамках как уже существующего, так и вновь создаваемого хозяйствующего субъекта, следствием чего является приобретение возможности оказывать влияние как на хозяйственную деятельность других хозяйствующих субъектов, так и на ситуацию на соответствующем рынке в целом. В этой связи, а также учитывая классическое стремление любого хозяйствующего субъекта увеличивать свою прибыль путем приобретения большей экономической власти, представляется целесообразным рассматривать сделки на предмет экономической концентрации, совершаемые в том числе в одной группе лиц, в самой ФПГ. 26

Предложения: 3) Государству не следует разрешать действия или совершать сделки, в результате которых произойдет изменение концентрации, позволяющее хозяйствующим субъектам установить или усилить рыночную власть, и негативные антиконкурентные последствия которых не компенсируются положительным экономическим эффектом (например, за счет повышения конкурентоспособности на внутренних и международных рынках, занятости и других). 4) Антимонопольным органам не следует противодействовать структурам, доминирующим на рынке, если: -их деятельность экономически оправдана, отвечает интересам потребителей; - не приводит к сужению конкурентной среды рынка; -они не злоупотребляют доминирующим положением на рынке и не допускают монополистических действий. Нормой, ограничивающей монополистические тенденции ФПГ, можно считать доминирующее положение ее предприятий на товарном рынке. При этом, следует подчеркнуть, что сам факт доминирующего положения не должен быть наказуем. Антимонопольные органы должны преследовать не за доминирующее положение, а за злоупотребление им. 27

Предложения: 5) Кроме того, образование финансово-промышленной группы, как показывает отечественный и международный опыт больше приносит пользы (как ее компаниям, так и экономике страны в целом), которая значительно превышает потери от монополизации. «Разумный подход» к проведению антимонопольной политики вообще и применительно к ФПГ в частности, должен исходить из того, что негативные последствия для конкуренции могут компенсироваться положительным эффектом для экономики. 6) Комплексный анализ конкурентной ситуации до и после сделок, включая их воздействие на динамику цен, объем производства, продуктовую линейку и т.п.; мониторинг последствий сделок (по динамике курсовых акций, уровня цен), а также для обеспечения большей объективности возможно подключение к оценкам и обсуждению сделок, подлежащих дополнительному согласованию, конкурентов и потребителей. Параллельно с этим в регионах с развитыми рынками M&A, в частности в ЕС, проводится анализ (в том числе эконометрический) вероятных ошибок, которые относятся к выносимым регулирующими органами решениям, с позиции их действительного воздействия на конкурентную ситуацию. В этой связи, учитывая международный опыт, антимонопольным органам целесообразно проводить анализ последствий принимаемых решений. 28

Предложения: Основные экономические и административные меры: - формирование экономических условий (поддержка малого и среднего бизнеса, сдерживание появления новых структур, способных в долгосрочном периоде ограничивать конкуренцию или проявлять рыночную власть и др.); - снижение барьеров, препятствующих входу новых хозяйствующих субъектов на уже освоенный рынок (совершенствование системы лицензирования, ликвидация госмонополии на конкурентных рынках и др.). 8) В целях обеспечения эффективного, качественного и наиболее полного исполнения всех программ, направленных на развитие конкуренции (отраслевых, региональных) отслеживания их комплексности, последовательности, повышение ответственности за результативность представляется целесообразным создание и функционирование на периодической основе Межведомственной комиссии по конкурентной политики при Правительстве РК (форму работы определить посредством принятий заочных решений и решений по итогам заседаний (к примеру, один раз в год – итоговые, обобщающие, либо по экстренным, требующим принятия срочных решений, случаям). 28 7) Политика демонополизации - это составная часть антимонопольной политики, в рамках которой осуществляется выбор вариантов решения задач регулирования структуры рынков, в том числе на которых функционируют крупные интегрированные структуры, включая ФПГ, и выбирается система мер для изменения их концентрации.

АО «Центр развития и защиты конкурентной политики»