Лекция 8. Основные финансовые показатели бизнес- плана. Лекция 8. Основные финансовые показатели бизнес- плана. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ финансовой отчетности предприятия. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно погашать свои внешние.
Advertisements

Статистика финансов предприятий. Финансы предприятий (организаций) - хозяйствующих субъектов представляют собой финансовые отношения, выраженные в денежной.
Таким образом, анализ составляет информационную основу принятия решений на перспективу Тема 7:Финансовый анализ.
БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Тема 4: « Система финансовых коэффициентов и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия» © И.В. Депутатова.
«БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И АНАЛИЗ ЕЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: Руководитель работы ст. преподаватель Пролейчик.
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
Статистика прибыли и рентабельности. Анализ эффективности производства предполагает сопоставление затрат и результатов производственной деятель- ности.
Профессиональный (сельскохозяйственный) лицей 11 Дипломная работа на тему: «Бухгалтерский баланс – информационная база для анализа деятельности предприятия»
Статистика финансов предприятий Предмет и задачи статистики финансов предприятий (организаций) Предмет и задачи статистики финансов предприятий (организаций)
Бюджет доходов и расходов в планировании на предприятии 1.
Финансовый менеджмент Вебинар 1 Оценка финансового состояния предприятия преподаватель: Красина Фаина Ахатовна доцент кафедры Экономики.
СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ Финансы предприятий (организаций) – хозяйствующих субъектов представляют собой финансовые отношения, выраженные в денежной.
Тема выпускной квалификационной работы Выполнила: ФИО Научный руководитель работы: ФИО Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения на.
Анализ движения денежных потоков Денежный поток – это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия ДС в процессе хозяйственной.
Тема 8. Оборотный капитал предприятия: источники формирования и методы управления.
Тема 8. Оборотный капитал предприятия: источники формирования и методы управления.
Тема 9 Анализ, планирование и прогнозирование денежных потоков.
Модуль 2 «Управление финансовыми ресурсами корпораций» Тема 1 «Управление финансовым капиталом корпорации (организации)»
Курс: Анализ финансового состояния Тема 6: Анализ имущественного положения предприятия Преподаватель: Ворникова Н.И., магистр в экономике, лектор Кишинэу,
Транксрипт:

Лекция 8. Основные финансовые показатели бизнес- плана. Лекция 8. Основные финансовые показатели бизнес- плана. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Разработал доцент кафедры «Прикладная информатика», кандидат педагогических наук Попова Марина Викторовна

Учебные вопросы: 1. Понятие финансового плана и методы прогнозирования. 2. Методы планирования налоговых платежей при разработке бизнес-плана. 3. Показатели финансового состояния предприятия.

Финансовый план – это свод воедино финансовой информации, подготовленной в предыдущих разделах. Рекомендуемая структура финансового плана состоит из следующих элементов (подразделов): 1. Основные допущения и нормативы, принятые для финансово-экономических расчетов (планируемый срок реализации проекта; срок выхода на полную производственную мощность; ставки налогов и страховых взносов и т. д.). 2. Структура финансирования. Разрабатывается наиболее оптимальная схема финансирования анализируемого проекта с указанием всех источников финансирования (государственные субсидии, нераспределенная прибыль предприятия, займы учредителей, банковский кредит, лизинг и т. д.), их назначением и условиями погашения. 3. План денежных поступлений и выплат (движения денежных средств). В плане движения денежных средств, с одной стороны, определяется, когда, в каком количестве и из каких источников планируется поступление средств для реализации бизнес-плана. С другой стороны, учитываются все планируемые расходы. Данный прогноз составляется по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на весь период реализации бизнес-плана. Следует отметить, что движение денежных потоков по периодам возможно рассчитать только применяя соответствующие методы прогнозирования.

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ: -метод экстраполяции основан на продолжении в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом; -экспертный метод основан на экспертной оценке ожидаемых событий, способных повлиять на планируемое явление; -нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики; - балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом.

МЕТОД ЭКСТРАПОЛЯЦИИ. Наиболее простым методом является метод тренда, т. е. экстраполяции, продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. В качестве базы для применения этого метода служит информация: 1) о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет; 2) об объемах выпадающих доходов; 3) о состоянии задолженности по налоговым платежам; 4) об анализе тенденций в развитии налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т. д. При этом методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимые условия. Особенно важно правильно оценить размеры дополнительных поступлений налогов и сборов, и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом законодательстве.

Экспертный метод включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д. Нормативный метод – один из способов разработки прогнозных и плановых документов и обоснования плановых решений – основан на определении и использовании системы норм и нормативов. На практике он применяется в совокупности с другими методами и самостоятельно. Важный аспект нормативного метода – широкое использование нормативов вместо директивно устанавливаемых плановых заданий. При этом заранее обусловливается зависимость между расходуемыми ресурсами и ожидаемыми результатами. Основное преимущество нормативного метода в том, что устанавливается связь между ресурсами (в их росте заинтересованы как вышестоящие органы управления, так и предприятия) и конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом. Норматив – поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения (продукции, работы, поверхности, объема и т. п.).

Баланс в переводе с французского буквально – «весы, равновесие или уравновешивание двух сторон в каком-либо постоянно изменяющемся явлении». Балансовый метод исходит из того, что каждый вид продукции, работы или услуги с одной стороны – результат какой-либо деятельности, а с другой – ресурс для потребления, и позволяет планомерно устанавливать и увязывать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве. Балансовый метод в планировании означает, что план производства продукта, ресурса, отрасли, региона или экономики в целом обосновывается составлением балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей.

2. Методы планирования налоговых платежей при разработке бизнес-плана. При планировании исчисления НДС организацией должно быть проведено планирование каждого из компонентов, составляющих итоговую сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет или возмещению из него. Планирование налоговой базы по НДС Объект планирования Нормативная база Источник информации НДС, предъявленный покупателям по отгруженной продукции, работам, услугам пп. 1 п. 1 ст. 167 НКБюджет продаж, бюджет прочих доходов НДС, предъявленный покупателям по поступившим авансам в счет предстоящих поставок п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НКБюджет закупок, бюджет производственных, управленческих, коммерческих расходов НДС, предъявленный поставщиками по принятым организацией к учету основным средствам п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НКБюджет капитальных вложений (инвестиционный бюджет) НДС, принятый к вычету по ранее полученным авансам п. 8 ст. 171 и п. 2 ст. 172 НКБюджет закупок, бюджет производственных, управленческих, коммерческих расходов, бюджет капитальных вложений (инвестиционный бюджет)

Планирование налоговой базы по налогу на имущество организаций Планируемый показатель Источник информации Стоимость основных средств на начало планируемого периода (на начало каждого месяца) Данные прогнозного баланса Стоимость основных средств, планируемых к приобретению Бюджет капитальных вложений (инвестиционный бюджет) Остаточная стоимость основных средств, планируемых к выбытию Бюджет прочих (операционных, внереализационных) расходов Амортизационные отчисления за планируемый период Бюджет прочих (операционных, внереализационных) расходов

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций». Планирование налоговой базы по налогу на прибыль Планируемый показатель Источник информации Планируемая прибыль по данным управленческого учета Бюджет доходов и расходов Налоговые корректировки (таб. 1.7)Регистр управленческого учета, содержащий информацию об отклонениях между прибылью по данным управленческого учета и налоговой базой по налогу на прибыль

Бюджетирование налоговых платежей. Расчет начисляемых налогов в общем виде производится по формуле: Нн = (НБр – НБн) * Сн – Лн, где Нн – начисленный налог, НБр – рассчитанная налоговая база, НБн – суммы, не облагаемые налогом, Сн – ставка налога, Лн – льготы по налогу. Налоговые платежи рассчитываются по формуле: Нв = Нн – Ан + Аб, где Нв – выплаты по налогам, Нн – начисленные налоги, Ан – суммы налогов, ранее уплаченные, Аб – суммы налогов в счет будущих периодов.

Бюджетирование налоговой задолженности. Осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств по следующей формуле: 3 = Зн + Нн – Нв, где 3 – задолженность по налогам на конец периода, Нн – налоги начисленные, Нв – выплаты по налогам, Зн – задолженность по налогам на начало периода. Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств имеют самостоятельное значение и используются для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

3. Показатели финансового состояния предприятия. Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его партнеров.

Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Для оценки финансовой устойчивости экономисты используют следующие показатели: Показатели финансовой устойчивости: - величина собственных оборотных средств; - маневренность собственных оборотных средств; - коэффициент автономии; - коэффициент капитализации; - коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования; - коэффициент концентрации заемного капитала; - коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств; - коэффициент соотношения заемных и собственных средств; - коэффициент структуры заемного капитала; - коэффициент структуры долгосрочных вложений; - коэффициент финансовой независимости; - коэффициент финансовой устойчивости; - коэффициент финансирования.

Показатели деловой активности: - оборачиваемость мобильных средств; - оборачиваемость дебиторской задолженности; - оборачиваемость кредиторской задолженности; -оборачиваемость материально-производственных запасов; - длительность операционного цикла; - оборачиваемость собственного капитала; - оборачиваемость совокупного капитала; - длительность финансового цикла. Показатели рентабельности: - рентабельность активов; - рентабельность собственного капитала; - рентабельность продаж; - рентабельность основной деятельности; - рентабельность перманентного капитала; - период окупаемости собственного капитала.

Рассмотрим некоторые из них. 1. Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. А) Коэффициент текущей ликвидности (К т.л.) рассчитывается как отношение суммы текущих активов (ТА) к сумме текущих пассивов (ПА) и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода. К т.л. = ТА / ТП Б) Коэффициент абсолютной ликвидности (К а.л.) рассчитывается как отношение суммы наиболее ликвидных активов (НЛА) – денежных и приравненных к ним средств – к сумме текущих пассивов. Коэффициент показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время. К т.л. = НЛА / ТП

В) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К о.) рассчитывается как отношение величины собственных оборотных средств (СОС) к величине стоимости материально-производственных запасов (З). Коэффициент показывает наличие собственных оборотных средств, необходимых для обеспечения ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. Собственные оборотные средства определяются как разница между суммой постоянных пассивов и постоянных активов. К о. = СОС / З

2. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. А) Коэффициент оборачиваемости активов (К о.а.) рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции (В) к среднегодовой стоимости активов (А ср.). К о.а. = В / А ср. Полученный коэффициент используется для расчета продолжительности полного оборота активов в днях. К о.а. (в днях) = 365 / К о.а. Б) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (К о.д.з.) рассчитывается посредством деления выручки от реализации продукции на среднегодовую стоимость дебиторской задолженности. К о.д.з. = В / Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности Для определения продолжительности среднего срока расчета покупателей, сложившегося за отчетный период, необходимо 365 разделить на значение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности. К о.д.з. (в днях) = 365 / К о.д.з.

В) Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов (К о.з.) рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Он отражает скорость реализации запасов. К о.з. = Себестоимость продукции / Среднегодовая стоимость материально производственных запасов Срок хранения запасов, или оборачиваемость материально-производственных запасов в днях, рассчитывается аналогично предыдущим показателям и характеризует длительность хранения запасов К о.з. (в днях) = 365 / К о.з. Длительность операционного цикла подсчитывается как сумма оборачиваемости дебиторской задолженности в днях и оборачиваемости материально- производственных запасов в днях. По этому показателю определяют, сколько дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты продукции предприятия. Длительность операционного цикла = К о.д.з. (в днях) + К о.з. (в днях)

3. Коэффициенты рентабельности отражают, насколько прибыльна деятельность предприятия. А) Рентабельность активов (Р а.) предприятия рассчитывается делением чистой прибыли (ЧП) на среднегодовую стоимость активов в процентах. Р а. = (ЧП / А ср.) х 100 % Б) Рентабельность реализованной продукции (Р продаж) рассчитывается посредством деления чистой прибыли на сумму выручки от реализации. Р (продаж) = (ЧП / B) х 100 % В) Рентабельность собственного капитала (РСК) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от альтернативных вложений этих средств. РСК = (ЧП / Среднегодовая стоимость СК) х 100 %

4. Коэффициенты структуры капитала или платежеспособности характеризуют степень защищенности кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие. А) Коэффициент собственности (К с.) рассчитывается как отношение величины собственного капитала к итогу (валюте) баланса. К с. = СК / Итог баланса Б) Коэффициент финансовой зависимости (К ф.з.) рассчитывается как отношение величины заемного капитала (ЗК) к величине собственного капитала (СК). Он показывает зависимость фирмы от внешних займов. Чем выше значение коэффициента, тем больше займов у предприятия и тем рискованнее ситуация, которая может привести к затруднениям в получении новых кредитов. К ф.з. = ЗК / СК

5. Коэффициенты рыночной активности предприятия включают в себя различные показатели, характеризующие стоимость и доходность акций предприятия. А) Прибыльность одной акции показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную в обращении. Прибыль на одну акцию = (ЧП – Дивиденды по привилегированным акциям) / Количество обыкновенных акций в обращении Б) Соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию (Ц/П) отражает отношения между компанией и ее акционерами. Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц согласны заплатить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании, и рассчитывается по формуле: Ц/П = Рыночная стоимость одной акции / Прибыль на одну акцию В) Норма дивиденда на одну акцию отражает текущую доходность акций и определяется следующим образом: Норма дивиденда на одну акцию = Дивиденд на одну акцию / Рыночная стоимость одной акции (в процентах)

Г) Доля выплаченных дивидендов (коэффициент выплаты дивидендов) показывает, какая часть чистой прибыли была израсходована на выплату дивидендов. Этот коэффициент рассчитывается как в процентах, так и в долях: Доля выплаченных дивидендов = Дивиденд на одну акцию / Чистая прибыль на одну акцию

Анализ всех рассмотренных выше показателей и пяти групп коэффициентов предполагает их сравнение с какой-либо базой, например: - общепринятыми, стандартными параметрами; - среднеотраслевыми показателями; - аналогичными показателями предшествующих лет (периодов); - показателями конкурирующих предприятий и т. п. Если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее уязвимые места в финансовой деятельности предприятия.

Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое финансовый план? 2. Какие разделы может включать в себя финансовый план? 3. Какие финансовые показатели характеризуют деятельность фирмы? 4. В чем суть балансового метода? 5. Что такое показатель оборачиваемости активов?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!