Своеобразие сатиры А.Аверченко Своеобразие сатиры А.Аверченко Урок 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Advertisements

Презентация подготовлена к уроку чтения в 8 классе учителем русского языка и литературы Ермаковой Екатериной Яковлевной.
Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Использование информационных технологий на уроках внеклассного чтения Урок литературы по роману М.Ш.ШОЛОХОВА.
Журнал « Сатирикон ». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко.
Татьяна Николаевна Толстая (род.1951г.) Рассказ «Поэт и Муза» МОУ «СОШ 11» г. Кемерово, учитель Поломошнова Т.А. Родилась в семье с богатыми литературными.
Издавал сатирические журналы "Штык", "Меч", "Стрекоза". После реформирования «Стрекозы» в "Сатирикон" стал постоянным редактором этого популярного журнала.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Г.Моздок СОШ 3.. Сатира 20 х годов. Лучше бейте смехом ! А. М. Горький.
Раскрыть тайну юмора и сатиры. Узнать, что такое сатира и что такое юмор.
( на примере сатиры Аркадия Аверченко). Он был как вихрь. Влюбленный в жизнь и солнце, Здоровый телом, сильный, молодой, Он нас пьянил, врываясь к нам.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК: Ги де Мопассан и его новелла «ОЖЕРЕЛЬЕ» Автор: учитель русского языка и литературы МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина Моздокского.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Познакомьтесь с содержанием презентации и выполните практическую работу.
Аркадий Тимофеевич Аверченко ( ). Русский писатель-юморист, драматург, театральный критик Родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе в семье купца.
Виктор Астафьев ( ) русский писатель, автор многочисленных повестей и рассказов о Великой Отечественной войне В центре внимания писателя - жизнь.
М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Транксрипт:

Своеобразие сатиры А.Аверченко Своеобразие сатиры А.Аверченко Урок 2

Цели урока: Расширить и закрепить знания о сатирическом своеобразии рассказов А. Аверченко Применить метод рецензирования текста для более глубокого знакомства с творчеством автора и выявления особенностей сатиры писателя непосредственно при работе с текстом

План работы 1. Проверочная работа 2. Проверка домашнего задания. Выступление рецензентов. 3. Тематика и проблематика сборника Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». 4. Своеобразие творческой манеры писателя. Система выводов по творчеству писателя.

Тест 1 1. Аверченко родился… А) Харьков; Б) Севастополь; В) Петербург; Г) Москва. 2. Отец писателя был… А) Ремесленником; Б) Мореплавателем; В) Служащим конторы; Г) Купцом.

3. Литературная деятельность Аверченко началась… А) 1903; Б) 1904; В) 1907; Г) Аверченко был основателем журнала… А) «Москвитянин»; Б) «Вестник Европы»; В) «Сатирикон»; Г) «Пчела».

5. В эмиграции Аверченко жил… А) Прага; Б) Берлин; В) Шанхай; Г) Париж. 6. Аверченко умер… А) В 1923; Б) 1924; В) 1925; Г) 1926.

Проверочная работа Средства изображения сатиры в рассказах Аверченко. 1. Аверченко продолжал традиции… 2. Объектом сатирического изображения в произведениях Аверченко является… 3. Средствами достижения сатирического эффекта являются… Дайте им определения.

Средства изображения сатиры в рассказах Аверченко. 4. Соотнесите название рассказа с его идеей «Поэт» - обличается взяточничество чиновников «Русалка» - высмеиваются дешевые штампы, выдаваемые за творчество «Виктор Поликапович» - оторванный от жизни романтизм, модернистские изыски

Средства изображения сатиры в рассказах Аверченко. 5. Ярким примером использования приема гротеска является рассказ…, потому что…

План рецензии 1. Слово о писателе. 2. Общее впечатление от рассказа. 3. Краткое содержание. 4. Объект высмеивания в рассказе. 5. Средства достижения сатирического эффекта. 6. Черты каких произведений можно увидеть в данном произведении? Проведите сюжетные параллели с произведениями писателей 19 века. 7. Актуально ли произведение автора на сегодняшний день?

Как класс оценивает рецензию? Достоинства и недостатки рецензии Дополнения (для тех, кто готовил этот же рассказ) В чем вы не согласны с рецензентом? Какой вопрос, однозначно решенный рецензентом вам кажется спорным? Над чем заставила меня задуматься работа? Ваша точка зрения на затронутую в рецензии проблему.

Выводы Тематика рассказов Аверченко отличается удивительным многообразием. За основу в рассказе бралась житейская ситуация, комический эффект достигался различными сатирическими средствами (гипербола, гротеск, комические диалоги, ирония). Произведения Аверченко современны, так как в них затрагиваются зачастую самые обычные бытовые житейские проблемы. Рассказы не утратили своей искрометной юмористичности.

Эмиграционный период в жизни Аверченко Революция 1917 года очень сильно повлияла на творчество многих писателей Серебряного века и перевернула судьбу многих из них. Равнодушных не было. О том, как отнесся к этому событию Аверченко мы можем узнать, обратившись к сборнику рассказов, изданному в эмиграции «Дюжина ножей в спину революции».

«Дюжина ножей в спину революции» В 1921 г. в Париже вышел сборник «Дюжина ножей в спину революции». Известно, что вождь пролетарской революции В.Ульянов, он же Ленин, отозвался об этом издании как о «высокоталантливой книжке... озлобленного до умопомрачения белогвардейца». Ильич вообще считал Аверченко врагом не слабее Колчака и Деникина, может, потому и назвал его белогвардейцем. Ведь уже в предисловии автор заявляет: «...Не будем обманывать и себя и других; революция уже кончилась, и кончилась она давно! Начало ее - светлое, очищающее пламя, средина - зловонный дым и копоть, конец - холодные обгорелые головешки. Разве мы сейчас не бродим среди давно потухших головешек - без крова и пищи, с глухой досадой и пустотой в душе...»

Сообщение «Дюжина ножей в спину революции» Вопросы к докладчику. 1. Как вы понимаете название сборника? 2. Как автор разъясняет общий смысл и идейно-художественную направленность своего сборника? 3. Согласны ли вы с авторской позицией по отношению к революции? 4. В идейно-композиционной структуре сборника особую прием контраста. Как вы считаете почему? С какой целью автор его использует?

Вывод Революция перевернула жизнь и творчество писателя. Он вынужден был покинуть пределы своей страны под страхом смерти. Поселился в Праге. Тосковал по родине, по старой России, критиковал с дальнего берега революцию. Рассказы его приобрели характер острой политической сатиры.

Система вопросов для подведения итогов урока. Какие периоды в жизни Аверченко можно выделить? Представителем какого литературного направления был писатель? Что составляет основу его рассказов? Какова их тематика? Охарактеризуйте стиль писателя. Стилю какого писателя 19 века он близок?

Итоги уроков… В жизни писателя можно выделить 2 периода до эмиграционный и эмиграционный. Аверченко был представителем реалистического направления в литературе. Произведения Аверченко отличают остроумные сюжеты. Он выставляет напоказ скудоумие обывателя, подтрунивает над человеческими слабостями, высмеивает нездоровую мечтательность, пьянство, глупость и пр.

Итоги уроков… Стиль писателя остроумный, меткий, лаконичный, его можно соотнести со стилем Чехова. Язык писателя характеризуется использованием жаргонной, ругательной лексики, просторечия, эмоционально-оценочной лексики. Синтаксис писателя характеризуется обилием восклицательных предложений, неполных предложений. Преобладает диалоговая манера повествования.

Итоги уроков… В основе рассказов лежит изображение незначительного жизненного эпизода, по воспоминаниям Тэффи, он создавал свои рассказы «из ничего».

Домашнее задание. Прочитать рассказ Короленко «Чудная». Выявите позицию автора по отношению к героине.

Финальный вопрос. Вам понравились рассказы Аверченко? Как вы считаете, нужно ли включать изучение его творчества в программу по литературе для 11 класса, ведь не так давно его творчество не изучалось в школе?